Конспект занятия "Как Кёнигсберг стал Калининградом"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель занятия: знакомство с историей родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_kyonigsberg_stal_kaliningradom_2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Как Кёнигсберг стал Калининградом»
Задачи:
1. Дать представление о том, что Калининград – город с необычной историей.
2. Устранение неправильного представления о том, что немцы – плохой народ.
3. Развитие речи:
1) грамматический строй:
- словообразование: познакомить со способом образования названий русских городов на примере своей фамилии (фамилия ребёнка + «град»);
- морфология: согласование в роде и числе существительных с прилагательными «кёнигсбергский», «калининградский»;
2) словарь:
- обогащение: Кёнигсберг, Гитлер, Германия;
- активизация: Калининград – город (не страна);
- уточнение:
- этимология слова Калининград;
- познакомить с синонимами «немцы» - «жители Германии»;
- нахождение родственных слов к слову «город»;
3) звуковая культура речи: произношение сочетаний согласных звуков [дск], [гсб], [ргск] в словах «калининградский», «кёнигсбергский».
Оборудование:
1. Фотографии:
- М.И.Калинина, памятника ему;
- видов Калининграда и Кёнигсберга;
- времён Второй мировой войны.
2. Аудиозапись звуков боя.
3. Картинки с изображением русских городов и людей в русских национальных костюмах.
4. Карточки-схемы к игре–ТРИЗ «Стол переговоров».
1. Беседа о названии Калининграда.
- Как называется наш город? (Калининград)
- Давайте выясним, почему у него такое название. Какое слово вы слышите в названии города? (град)
- «Град» - это осадки?
- «Град» - это «город» по-старинке. Например, раньше говорили не «Я пойду в город», а «Я пойду в град»,
(показ рисунка с изображением старинного русского города)
не «Мы из города Москвы», а «Мы из града Москвы» и т. д.
(показ картинки с изображением старой Москвы)
- Получается, в названии «Калининград» к слову «град» добавили другое слово «Калинин». Калинин, что это такое?
- Это фамилия одного известного человека, который жил раньше. Он был членом правительства нашей страны.
(показ фотографии М. И. Калинина)
- А чтобы этого человека всегда помнили, его фамилию поместили в название нашего города.
2. Словесная игра «Назови город в честь себя».
- А если бы город назвали в честь вас, вашей фамилии, то как бы звучало название?
(дети образуют название города по схеме: своя фамилия + слово «град»)
3. Словесная игра «Слова – родственники».
- Давайте поиграем. Я буду называть разные слова, а вы будете хлопать в ладоши тогда, когда услышите слово, которое звучит как слова «город» или «град» и похожее на них по значению.
(звучат слова: городок
гора
Горыныч
городской
городишко
горки
гореть
Москва-град
городище
градусник
Волгоград)
4. Информационный рассказ воспитателя «Как Кёнисберг стал Калининградом».
- А как раньше назывался наш город? (Кёнигсберг)
- Как вы думаете, это название русское? А какое? (немецкое)
- Если это название немецкое, то кому принадлежал этот город? (немцам)
- То есть Германии, потому что немцы жили в Германии. Но что же это получается: немецкий народ жил в Кёнигсберге – жил, а потом взял и подарил нашей стране, России, этот город – пользуйтесь, пожалуйста?!
(дети предлагают свои версии; затем воспитатель рассказывает)
«С давних времён на нашей земле жили немцы – замечательный, трудолюбивый народ. Одним из немецких городов был Кёнигсберг. Это был очень красивый город.
(показ фотографий Кёнигсберга)
В нём было множество домов с остроконечными крышами. Дороги были вымощены камнями. Вокруг была чистота, зелень и цветы. Однажды правителем Германии стал человек по имени Гитлер. Он решил завоевать весь мир. Вот какой он был жадный! Он собрал сильную армию, призывая в неё даже тех, кто не хотел воевать, и пошёл войной на маленькие страны. После этого его армия стала ещё сильней. Вот теперь-то он добрался и до нашей страны, России. Война была долгая, страшная.
(показ фотографий с изображением Великой Отечественной войны; воспитатель комментирует)
Гремели взрывы от снарядов, рушились дома, небо было чёрным от огня. Гибли не только солдаты, но и беззащитные дети, их мамы.
(дети прослушивают а/запись звуков боя, затем делятся впечатлениями)
Вся страна помогала бойцам на фронте.
(демонстрация фотографий продолжается, дети дополняют высказывания воспитателя)
На заводах, на которых выпускали автобусы, стали выпускать… (танки);
там, где конструировали гражданские самолёты, стали конструировать… (военные самолёты); там, где шили обычную одежду и обувь, стали шить… (военную одежду и обувь); там, где изготавливали игрушки, стали изготавливать… (оружие, бомбы, снаряды). А потом наша российская армия и армии других стран объединились и разбили немецкую армию. И задумались правители разных стран: как бы наказать Германию за то, что она начала эту страшную войну?
5. Игра -ТРИЗ «Стол переговоров» (мозговой штурм).
- А сейчас я предлагаю вам побывать за столом переговоров в роли руководителей стран и попытаться решить эту проблему.
(дети и педагог проходят за круглый стол)
- Ну, что же, уважаемые руководители стран, давайте решим, что же нам делать с Германией. Предлагайте свои идеи.
(дети высказывают свои версии, принимаются все предложения; на мольберте выставляются соответствующие карточки-схемы:
- уничтожить немецкие города – перечёркнутый дом;
- убить всех солдат – пистолет;
- посадить в тюрьму людей – решётка и т.д.)
- А теперь давайте выясним, какое решение правильное.
(проходит обсуждение:
- уничтожить немецкие города: а где же будут жить мирные жители, мамы, дети? Не подходит (карточка-схема убирается).
- убить всех солдат: но многие солдаты не хотели идти на войну, их заставляли. Не подходит (карточка-схема убирается).
- посадить людей в тюрьму: на всех не хватит тюрем, невозможно прокормить всех узников. Не подходит (карточка-схема убирается)
- и т.д.)
- Решили: заберём-ка мы у Германии город Кёнигсберг и отдадим России. Так стал Кёнигсберг Калининградом.
5. Словесная игра «Кёнигсбергское – Калининградское».
(воспитатель показывает предметные картинки; дети образуют относительные прилагательные от названий городов по отношению к различным объектам)
- «Было озеро… (Кёнигсбергское), стало… (Калининградское)» и т. д.
6. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе "Путешествие по Калининграду"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по Калининграду"...
Конспект чего не стало.
Формирование умения различать по внешнему виду овощи; развивать внимание и память в игре «Чего не стало?», формировать умение отвечать на вопросы; воспитывать желание слушать сти...
Конспект занятия: "Мой город, Калининград"
Формировать знания детей о родном городе, его уникальности, социальной структуре. Воспитывать познавательный интерес к родному городу....
Конспект занятия "Моя родина - Калининград"
Конспект занятия "Моя родина - Калининград"...
НОД посвященная штурму Кёнигсберга
НОД посвященная штурму Кёнигсберга...
13.02.24г. Историческая справка об улице Вагнера Калининграда-Кёнигсберга
13.02.24г. Историческая справка об улице Вагнера Калининграда-Кёнигсберга...
Конспект ООД «Мой город Калининград»
КОНСПЕКТ ООД «Мой город Калининград».(средняя группа) Цель: Формировать знания детей о родном крае, городе.Задачи:Развивающие:Развивать познавательный интерес; продолжать расшир...