Рабочая программа по краеведению
рабочая программа (старшая группа) по теме
Рабочая програма по краеведению в старшей группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedenie_dmitrenko_e.b.docx | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Когалыма «Берёзка»
Ленинградская 55
ПРИНЯТО На педагогическом Совете МАДОУ «Берёзка» протокол № ___от ________2017г | УТВЕРЖДАЮ приказом МАДОУ «Берёзка» от______2017 года №____ _________________ …………….. |
Дополнительная
общеобразовательная программа
познавательной направленности
«Мой дом - Югорочка»
для детей 5-6 лет
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
г. Когалым
2017года
Пояснительная записка
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо-
Реки, горы и леса!
Здесь от чистого порога
Начинается страна
Стран других на свете много,
Только Родина одна!
Психологами доказано, что в младшем дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
Программа кружка «Юный краевед» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Предлагаемая программа поможет воспитанникам узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее.
Краеведческий материал, особенно собранный несовершеннолетними самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия ребятами исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Занятия в курсе кружка «Юный краевед» призваны помочь воспитателю во время реабилитации создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей воспитанников, расширяют знания несовершеннолетних о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Знания о родном крае, в котором мы живём, необычно богаты, так как включает в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги об истории и культуре родного края. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Сущность краеведения для старших дошкольников заключается во всестороннем изучении определённой территории своего края. Краеведение развивает у детей наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознаёт себя. В результате изучения программы у старших дошкольников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Цель программы:
Содействовать развитию интереса к природе родного края, воспитанию патриотических чувств и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей малой родины.
Задачи программы:
- Знакомить детей с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края.
- Знакомить с историей малой родины, с ратными и трудовыми подвигами земляков.
- Овладеть начальными навыками исследовательской работы.
- Развивать гражданские качества, патриотическое отношение к родному городу и своему краю.
- Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
- Стимулировать стремления знать как можно больше о родном крае и его людях.
- Приобщать к культуре коренных народов ханты и манси.
- Воспитывать лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
- Воспитать у детей любовь к родному краю и его истории, учит видеть историю вокруг себя.
- Воспитывать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, к устному народному творчеству.
Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы:
1. Групповые дискуссии и диспуты способствуют развитию умения слушать и слышать себя и других, дают возможность анализировать, отстаивать свою точку зрения, повышать уровень самооценки.
2. Беседы и мини лекции пополняют багаж знаний, способствуют расширению кругозора воспитанников.
3. Тренинги позволяют выработать умение самостоятельно применять знания и умения в различных жизненных ситуациях.
4. Беседы учат умению высказывать собственное мнение, не перебивая других, действовать конструктивно.
5. Деловые и ролевые игры формируют умение применять в конкретных ситуациях полученные знания, чувства ответственности перед другими и самим собой.
6. Разнообразие игр и упражнений способствует повышению внимания и активности детей.
7. Чтение художественной литературы по данной тематике.
8. Экскурсия в краеведческий музей.
9. Встреча с интересными людьми родного города Когалым.
10. Проведение мастер-класса по изготовлению изделий из бисера.
Основные организационные формы:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- •свободная деятельность;
- целевые прогулки по городу;
- экскурсии с различной тематикой о городе;
- праздники, развлечения;
- тематические выставки;
- тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
- работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».
- Методы и приемы:
- диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
- игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
- проектирование;
- экспериментирование;
- коллективно-творческие дела;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин, иллюстраций.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью по 25 минут, по одному занятию в день.
Сроки работы по программе: сентябрь 2017 – май 2018.
Методы проведения занятий:
Словесный: рассказ воспитателя или приглашённых гостей, диалог, наблюдение, тематическое рисование, беседы, групповые дискуссии. Словесный метод применяется при чтении стихотворений детьми, воспитателем, знакомство с устным народным творчеством, бесед с элементами диалога, разбора житейских ситуаций, проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, загадывания загадок, проведения разнообразных игр и др.
Наглядный: показ видеоматериалов, мультимедийных презентаций и др. наглядного материала. Наглядный метод используется во время практических занятий, экскурсий, целевых прогулок, занятий с элементами сказкотерапии, наблюдений, проведения дидактических игр и так далее.
Практический: ролевые и подвижные игры, моделирование ситуаций, дискуссии, мини - конкурсы, релаксационные игры. Практический метод используется при организации продуктивной деятельности, коррекционных занятий по развитию мотивации учебной деятельности, игр, тренингов, проведении трудовых десантов, изготовлении стенгазет, буклетов и т. д.
Принципы программы:
Доступность: принцип доступности предполагает соотнесение содержания , характера и объёма материала с уровнем развития подготовленности детей.
Научность: на основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность: этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности к окружающему миру.
Преемственность: патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- Дети познакомятся детей с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края.
- У детей обогатятся знания об истории малой родины, ратных и трудовых подвигах земляков.
- Дети овладеют начальными навыками исследовательской работы.
- У детей будут развиты гражданские качества, патриотическое отношение к родному городу и своему краю.
- У детей сформируются познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
- Дети будут знать больше о родном крае и его людях.
- Воспитанники приобщаться к культуре коренных народов ханты и манси.
- У детей сформируются лучшие качества: трудолюбие, доброта, взаимовыручка, сочувствие.
- У детей расширятся знания о родном крае и его истории.
- Воспитанники приобщаться к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству ханты и манси.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Дата |
1 | Вводное занятие | Познакомить с тем, чем мы будем заниматься | 07.09 |
2 | Сказки бабушки Анэ | Познакомить и обсудить сказку « Медвежья трава» | 14.09 |
3. | Сказки бабушки Анэ | Познакомить и обсудить сказку « Береста, брусника, уголёк» | 21.09 |
4. | Сказки бабушки Анэ | Познакомить и обсудить сказку « Зайчишка» | 28.09 |
5. | Города Югры | Познакомить с северными городами | 05.10 |
6. | Малая Сосьва | Познакомить с заповедником Малая Сосьва | 12.10 |
7. | Коренные жители - ханты и манси | Познакомить укладом жизни коренного населения | 19.10 |
8. | Экскурсия в краеведческий музей | Посещение краеведческого музея | 26.10 |
9. | Мастер-класс | Мастер-класс по изготовлению поделок из бисера | 02.11 |
10. | Животный мир Югры | Познакомить с животным миром Югры | 09.11 |
11. | Растительный мир Югры | Познакомить с растительным миром Югры | 16.11 |
12. | Орнаменты коренного населения | Познакомить с орнаментом коренного населения | 23.11 |
13. | Одежда коренного населения | Познакомить с малицей и ягушкой | 30.11 |
14. | Промыслы Югры | Познакомить с рыболовством, оленеводством и бисероплетением. | 07.12 |
15. | С днём рождения, округ! | Сделать выставку поделок и рисунков ко дню рождения округа | 14.12 |
16. | Ягоды Севера | Познакомить с северными ягодами – брусникой, голубикой, клюквой | 21.12 |
17. | Праздники коренного населения | Познакомить с национальными праздниками и играми коренного населения | 28.12 |
18. | Герб и флаг округа | Познакомить с гербом и флагом округа. | 11.01 |
19. | Викторина «Люби свой край» | Обобщить знания по теме | 18.01 |
20. | История возникновения родного города | Познакомить с историей возникновения города | 25.01 |
21. | Виртуальная экскурсия по городу | Совершить виртуальную экскурсию по родному городу | 01.02 |
22 | Достопримечательности города Когалыма | Познакомить с достопримечательностями города | 08.02 |
23 | Улицы северного города | Познакомить, почему улицы получили такие названия | 15.02 |
24 | Экскурсия в детскую библиотеку | Обобщить знания о Когалыме | 01.03 |
25. | Первопроходец Когалыма | Встреча с интересными людьми- Демедюк Г.А. | 15.03 |
26 | Ими гордится город | Познакомить с творчеством художников Гайнановых, Вербицкого | 22.03 |
27 | Герб Когалыма | Познакомить с гербом Когалыма, учить делать аппликацию | 05.04 |
28 | Флаг города | Познакомить с флагом Когалыма, учить делать аппликацию | 12.04 |
29 | Ими гордится город | Познакомить с творчеством когалымских писателей и поэтов | 19.04 |
30 | Заочная экскурсия на месторождение | Познакомить с тем, как добывают нефть | 26.04 |
31 | Мастер-класс | Продолжать учить делать поделки из бисера | 03.05 |
32 | Ими гордится город | Познакомить с героями-земляками | 10.05 |
33 | Экскурсия в мини-музей школы № 7/2 | Обобщить знания о родном крае | 17.05 |
34 | Знаток родного края | Обобщить знания детей в виде интерактивной викторины | 24.05 |
Список литературы
1. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
2. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008.
6. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / Дошкольное воспитание № 6 2003, с. 45 – 55.
7.Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Краеведение" для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, свя...
фрагмент рабочей программы по краеведению
методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению для подготовительной группы...
рабочая программа по краеведению для детей 5-7 лет
Рабочая программа расчитана на обучение детей 5-7: 1- год старшая группа, 2- год...
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с родным городом Тулой в рамках работы кружка "Юный Тулячок"...
Рабочая программа дополнительного образования по краеведению
Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувст, воспитания уважения к малой Родине, гордости за своих земляков....