Рабочая программа по краеведению
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Богатырева Людмила Васильевна

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мой северный край родной»

по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

 

Вид организованной образовательной деятельности:  краеведение.

                                                                   

                         Возрастная группа: 6-7 лет

                                                                                       

                                                                                      МАДОУ ЦРР «Умка»               Богатырева Л.В.

                                                                         Новый Уренгой

                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, восприятия художественной литературы.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

•        создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•        максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

•        творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

•        вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•        уважительное отношение к результатам детского творчества;

•        единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Рабочая программа по краеведению у детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой,  согласно учебному плану МАДОУ ЦРР «Умка»

   Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

•        Конституция РФ;

•        Федеральный закон  «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от            

     29.12.2012г;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт  

     дошкольного  образования от 17.10.2013 г. № 1155

•        СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

                

Возрастные особенности развития детей 6-7  лет

(старший дошкольный возраст)

  Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей.  При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

        В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Цель: уточнить и углубить знания детей об истории  коренных жителей и природе Ямала, способствовать формированию личности – свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми  познавательными  интересами, эстетическими чувствами, с доброй нравственной основой.

                          Основные задачи по программе

  • Уточнить и углубить знания детей о природе родного края;
  • Обогащать представления о истории заселения Ямала;
  • Знакомить с обычаями и традициями северных народов;
  • Знакомить с народно – прикладным творчеством коренных жителей Ямала;
  • Воспитывать уважение и понимание  трудностей жизни в суровых условиях Крайнего Севера;
  • Дать представление о фольклоре коренных ямальцев;
  • Формировать представление о влиянии хозяйственной деятельности человека на экологию северного края;
  • Знакомить с историей возникновения и развития города Новый Уренгой.

   Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, через игры малочисленных народов Севера, знакомство с лекарственными растениями, произрастающими в родном краю.

“Художественно-эстетическое развитие”

Использование средств продуктивной деятельности для обогащения содержания области «Познавательное развитие» (быт и народно – прикладное творчество коренных жителей Ямала).

“Социально-коммуникативное развитие”

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

“Речевое развитие»

Формирование целостной картины мира через чтение художественных  произведений. Активизирование словаря в процессе ознакомления с фольклором коренных ямальцев.

Целевые ориентиры

  • Сформированы представления  о природе  родного края.
  • Знает и рассказывает об истории заселения Ямала.
  • Проявляет интерес и уважение к народам Крайнего Севера, традициям и обычаям.
  • В продуктивной деятельности использует элементы орнаментов коренных жителей, знает их название и обозначение.
  • Знает основные виды деятельности тундровиков.
  • Имеет представление об экологической ситуации.
  • Знает историю возникновения и развития родного города; улицу, на которой расположен детский сад, где проживает ребёнок; достопримечательности и памятные места Нового Уренгоя.

Режим реализации программы

Общее количество  непосредственно организованной образовательной деятельности (НОД) в год

Количество  организованной образовательной деятельности (НОД) в неделю

Длительность  организованной образовательной деятельности (НОД)

Форма организации образовательного процесса

          37

         1

      30 мин

подгрупповая

Программа «Мой северный край родной состоит из восьми блоков.

1блок     «У природы нет плохой погоды» ;

2 блок    «Из глубины веков»;

3 блок    «В гости на стойбище»;

4 блок     «Как красиво и уютно, и тепло»;

5 блок     «Чем люди в тундре занимаются»;

6 блок     «Мудрость северного края»;

7 блок     «О чём плачет тундра»;

8 блок     «Гордость Ямальской земли».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе

Название блока

Тема НОД

Кол-во часов

Цели и задачи

Форма и содержание работы

1

«У природы нет плохой погоды»

1.«Суровый климат и многолетняя мерзлота»

2.«Животный и растительный мир»

3.  «Тундра и лесотундра на Ямале»

1

   

   2

   

   1

-Познакомить детей с особенностями вечной мерзлоты и суровостью климата; растительным и животным миром тундры и лесотундры.

-Развивать память, внимательность, познавательную активность.

-Воспитывать любовь и понимание условий среды обитания животного и растительного мира.

Рисование: «Кто живёт в осенней тундре», Северное сияние», «Облака, плывущие по небу». Конструирование из природного материала: «Грибная полянка», «Птичка».

Чтение и заучивание стихотворений местных авторов: Л.Лапцуй «Там, где дует ветер с моря», И.Истомин «Мой подарок – быстрый оленёнок», И.Шестаков «Если солнце, как брусника»,

Опыт «Вода нужна всем»,  «Движение воды в растениях»

Рассматривание альбомов с фотографиями животных и растений Ямала. Составление гербария из растений.

П.и. «Чайка и канюк».

Труд: сбор природного материала для аппликаций и поделок.     Наблюдение «Растения осенью». «Осеннее небо над тундрой», «Как природа готовится к зиме».

Д.и. «Угадай погоду», «Рассели животных», Каждому по паре», «Найди растение». «Подбери семена и плоды».

2

«Из глубины веков»

 1.«История северного края»

2. «Наши соседи».

2

    2

-Познакомить детей с историей заселения Ямала древними народами.

-Вызывать устойчивый интерес к истории Ямала и России в целом.

-Воспитывать уважение к истории других народов, толерантность.

Экскурсия в городской музей «История древнего края».

Беседа -  рассказ об истории народов Ямала.

Интеллектуальные игры «Кто больше знает?», «Что, где, когда?».

Составление альбомов с фотографиями и загадками о коренных народах (как продукт недели).

Д.и. «Встреча друзей», «Из глубины веков».

3

«В гости на стойбище»

1.«Отношение северных людей к природе»

2. «Праздники народов Ямала»

3.  «Правила повседневной жизни»

2

2

   2

-Учить детей определять причинные связи между тяжёлыми условиями жизни и отношением к родной природе.

-Знакомить с обычаями, традициями и правилами повседневной жизни малых народов севера.

-Воспитывать чувство глубокого уважения к жизни коренного народа, его традициям и обрядам.

Беседа-разговор «Традиции – источник знания истории и культуры»; «Дни большой радости»; «Мужчина всегда впереди».

Составление рассказа по картинам «На Севере» (из серии «Наши маленькие друзья»); «Не забывай о друге»; «Опасный лёд».

Опыты «Замораживание цветных льдинок», «Таяние льда»

Сюжетно ролевая игра «На стойбище».

Изготовление макета «Стойбище оленеводов». (В качестве продукта недели)

4

«Как красиво и уютно, и тепло»

1.  «Узоры северной земли»

2.  «Где-то на белом свете»

3.  «Что такое малица?»

4. «Ягушка – женская одежда»

2

2

1

1

-Дать общее представление о чуме, нартах.

-Знакомить с чертами национального разнообразия в облике людей, их одежде, украшениях.

-Расширять представления о назначении бытовых предметов и знакомить их с новыми: арканом, люлькой, женской сумочкой для хранения швейных принадлежностей (туця).

-Способствовать формированию понимания выразительности в конструкциях и оформлении предметов быта различного назначения.

-Развивать эстетический вкус, умение выразить свои взгляды и предпочтения с помощью изобразительных средств.

Беседа-разговор «Узоры народов Севера»;  «Малица»; «Женская одежда».

Рассматривание образцов узоров, картинок с изображением людей в национальной одежде.

Составление альбомов «Наряды коренных народов».

Изготовление макетов чума.

Аппликация «Коврик для чума».

Изготовление национальной одежды для плоскостных кукол из кусочков меха и бисера.

Экскурсия в ДЭС, в музей изобразительных искусств  «Знакомство с бытом северных народов».

П.и. «Прыжки через нарты».

5

«Чем люди в тундре занимаются»

1.«Зачем им северный олень».

2.  «Северяне-охотники».

3.  «Рыбку любят на Ямале».

4. «Хозяйка чума».

1

1

    1

    1

-Расширять представления детей об основных занятиях коренных народов Ямала.

-Развивать любознательность, желание больше узнавать о Ямальской земле.

-Воспитывать уважение к людям, живущим не так, как мы, их занятиям, образу жизни.

Беседа-разговор «Олени и оленеводы», «Охота и рыболовство -важные отрасли хозяйства».

Составление альбомов «Хозяйственная деятельность жителей чума».

Аппликация из природного материала «Олень на пастбище».

Рисование «Ловись рыбка».

П.и. «»Убей медведя», «Отбивка оленей», «Охота на волка», «Оседлай оленя», «Доброе утро, охотник!».

Эстафета «Гонки охотника».

Лепка «Оленья упряжка».

Д.и. «Охотник»

6

Мудрость Северного края»

1.«О чём в сказках говорится».

2. «Предания прошлых лет».

3. «Поэзия о жизни Северного края».

4.  «Малые формы северного фольклора».

2

1

1

1

-Познакомить детей с жанровым разнообразием фольклора северных народов, учить слушать и понимать смысл разных форм устного народного творчества.

-Развивать умение устанавливать  логическую связь народных повествований с пережитыми событиями и явлениями.
-Воспитывать внимательность и бережное отношение к устному творчеству других народов.

Чтение и заучивание стихов, сказок, преданий, загадок и пословиц коренных жителей Крайнего Севера.

Рассматривание иллюстраций и рисунков к ним.

Составление «Книги загадок» о природе тундры.

Рисование по прочитанным произведениям.

Придумывание других окончаний к сказкам.

7

«О чём плачет тундра»

1.«Голубые слёзы тундры».

2. «»Как живётся тебе, госпожа Фауна»

3. «Сохраним зелёный мир тундры».

1

1

1

-Дать представление детям об экологических проблемах, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

-Развивать познавательную активность детей,

Желание много знать, чтобы в будущем уметь защищать и беречь природу родного края.

-Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Ямала.

-Усвоить правила поведения в природе.

Беседа-разговор «О чём хотят нам рассказать реки и озёра?», «Как живётся животным в современной тундре?», «Проблемы растительного мира».

Д.и. «Найди маму», «Покорми животных».

Словесные игры «Найди дерево по описанию», «С какого дерева этот лист?»

Составление «Детской Красной книги Ямала»

Наблюдение за птицами, за деревьями.

Труд. «Кормим птиц»

Д.и. «Рассели животных и птиц»

Чтение Л.Лапцуй «Легенда о морошке»

8

«Гордость Ямальской земли»

1.«Мой добрый Новый Уренгой».

2. «Люди- основное богатство!»

3. «Факел надежды и доброты.

2

2

    2

Познакомить детей с историей возникновения муниципального образования город Новый Уренгой. Учить детей знать и называть адрес детского сада и домашний.

-Знакомить детей с геральдикой города и округа.

-Знакомить детей с профессиями и условиями труда жителей нашего города. Развивать память и мышление детей при ознакомлении с данным материалом.

-Воспитывать чувство любви к родному городу и уважения к его жителям.

Беседа –разговор «Вам суждено родиться в Новом Уренгое», «Профессии моих родителей»; «Новый Уренгой – город строителей и газодобытчиков»;

«Почему на гербе сова?»

Изготовление макета садика и близлежащих улиц.

Рисование «Мой город»; «Детский садик мой родной»; «На газовом месторождении»; «Моя мама (мой папа) на работе.

Аппликация «По дороге в детский сад».

Составление альбома фотографий «Мои родители на работе»

Рассматривание альбома с геральдикой города и округа.

Итого 37 часов.

                                               Работа с родителями

месяц

Форма работы, тема

сентябрь

1.Индивидуальная беседа «Что мы знаем о жизни коренных народов Севера».

2.Консультация «Всей семьёй в музей».

3.Целевая прогулка «Осень в тундре».

октябрь

1.Родительское собрание «Родители – гиды в познавательной деятельности детей».

2.Оформление стенда совместных фотографий, сделанных на прогулке «Золотая красавица».

3.Выставка детских работ по конструированию из природного материала «Птичка», «Грибная полянка».

ноябрь

1.Консультация «Народное наследие коренных жителей Крайнего Севера».

2.Выставка совместных работ «В мире животных тундры».

декабрь

1.Консультация в уголке «Здравушка». «Зелёная аптека ЯНАО».

2.Индивидуальные беседы «Сказка – ложь, да в ней намёк».

3.Выставка детских работ «На пастбище».

январь

1.Круглай стол «Нам не дано предугадать, как наше дело отзовётся».

2.Целевая прогулка в «Ледовый городок».

3.Консультация «Игры на кухне».

февраль

1.Оформление стенда совместных фотографий, сделанных на целевой прогулке «Зимние развлечения».

2.Консультация «Как бороться с простудами народными средствами». Стенд «Здравушка».

3.Выставка работ «Узоры северной земли».

4.Сбор гуманитарной помощи коренным жителям близлежащих стойбищ.

март

1.Выставка детских работ «Северное сияние».

2.Посещение « Праздника народов Севера».

апрель

1.Оформление стенда совместных фотографий «В гостях у тундровиков».

2.Консультация «Экология родного края».

3.Выставка детских работ по лепке «Оленья упряжка».

май

1.Консультация «Безопасность во время отдыха на природе».

2.Консультация «Народные средства при укусе насекомых» Стенд «Здравушка».

3.Совместное составление альбома «Мама и папа на работе».

               

                        Список используемой литературы:

1.»От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика-Синтез 2016г.

 2. Журавель Н.М.– Краеведение Ямало – Ненецкого Автономного округа. ЗАО «Центр принт», 2003.

3. Красная книга ЯМАЛА, Екатеринбург, изд. Уральского университета, 1997 .

4. Лар Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала / Автор-составитель Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001.

5. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров.

6. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало – Ненецкого Автономного округа. Издательство Томского университета, 2000.

7. Полякова Т.Ю. Занимательная география Ямала, ООО «Миралл», 2004.

8. Попов Ю.И. Цымбалистенко Н.В.. Мифология, фольклор и литература Ямала. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

 9. Природа Ямала. Екатеринбург, УИФ «Наука», 2006.

10. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере» Сфера 2010

11. Сусой Е.Г. « Из глубины веков». Тюмень 1999.

12. Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй - страницы жизни и творчества. Просвещение     2001

 13. Ямальский меридиан – журнал.

14. Энциклопедия ЯНАО, 1-3т., Салехард 2004.

15. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС»  Мозаика-Синтез 2016г.

                                               Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                             2
  2. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет                   4
  3. Основные задачи по программе                                               4
  4. Целевые ориентиры                                                                   6
  5. Режим реализации программы                                                 6
  6. Перспективное планирование                                                   7
  7. Работа с родителями                                                                   14
  8. Список используемой литературы:                                           15
  9. Содержание                                                                                  16



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мой северный край родной»

по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

 

Вид организованной образовательной деятельности:  краеведение.

                                                                   

                         Возрастная группа: 6-7 лет

                                                                                       

                                                                                      МАДОУ ЦРР «Умка»               Богатырева Л.В.

                                                                         Новый Уренгой

                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, восприятия художественной литературы.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

•        создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•        максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

•        творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

•        вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•        уважительное отношение к результатам детского творчества;

•        единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Рабочая программа по краеведению у детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой,  согласно учебному плану МАДОУ ЦРР «Умка»

   Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

•        Конституция РФ;

•        Федеральный закон  «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от            

     29.12.2012г;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт  

     дошкольного  образования от 17.10.2013 г. № 1155

•        СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

                

Возрастные особенности развития детей 6-7  лет

(старший дошкольный возраст)

  Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей.  При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

        В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Цель: уточнить и углубить знания детей об истории  коренных жителей и природе Ямала, способствовать формированию личности – свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми  познавательными  интересами, эстетическими чувствами, с доброй нравственной основой.

                          Основные задачи по программе

  • Уточнить и углубить знания детей о природе родного края;
  • Обогащать представления о истории заселения Ямала;
  • Знакомить с обычаями и традициями северных народов;
  • Знакомить с народно – прикладным творчеством коренных жителей Ямала;
  • Воспитывать уважение и понимание  трудностей жизни в суровых условиях Крайнего Севера;
  • Дать представление о фольклоре коренных ямальцев;
  • Формировать представление о влиянии хозяйственной деятельности человека на экологию северного края;
  • Знакомить с историей возникновения и развития города Новый Уренгой.

   Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, через игры малочисленных народов Севера, знакомство с лекарственными растениями, произрастающими в родном краю.

“Художественно-эстетическое развитие”

Использование средств продуктивной деятельности для обогащения содержания области «Познавательное развитие» (быт и народно – прикладное творчество коренных жителей Ямала).

“Социально-коммуникативное развитие”

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

“Речевое развитие»

Формирование целостной картины мира через чтение художественных  произведений. Активизирование словаря в процессе ознакомления с фольклором коренных ямальцев.

Целевые ориентиры

  • Сформированы представления  о природе  родного края.
  • Знает и рассказывает об истории заселения Ямала.
  • Проявляет интерес и уважение к народам Крайнего Севера, традициям и обычаям.
  • В продуктивной деятельности использует элементы орнаментов коренных жителей, знает их название и обозначение.
  • Знает основные виды деятельности тундровиков.
  • Имеет представление об экологической ситуации.
  • Знает историю возникновения и развития родного города; улицу, на которой расположен детский сад, где проживает ребёнок; достопримечательности и памятные места Нового Уренгоя.

Режим реализации программы

Общее количество  непосредственно организованной образовательной деятельности (НОД) в год

Количество  организованной образовательной деятельности (НОД) в неделю

Длительность  организованной образовательной деятельности (НОД)

Форма организации образовательного процесса

          37

         1

      30 мин

подгрупповая

Программа «Мой северный край родной состоит из восьми блоков.

1блок     «У природы нет плохой погоды» ;

2 блок    «Из глубины веков»;

3 блок    «В гости на стойбище»;

4 блок     «Как красиво и уютно, и тепло»;

5 блок     «Чем люди в тундре занимаются»;

6 блок     «Мудрость северного края»;

7 блок     «О чём плачет тундра»;

8 блок     «Гордость Ямальской земли».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе

Название блока

Тема НОД

Кол-во часов

Цели и задачи

Форма и содержание работы

1

«У природы нет плохой погоды»

1.«Суровый климат и многолетняя мерзлота»

2.«Животный и растительный мир»

3.  «Тундра и лесотундра на Ямале»

1

   

   2

   

   1

-Познакомить детей с особенностями вечной мерзлоты и суровостью климата; растительным и животным миром тундры и лесотундры.

-Развивать память, внимательность, познавательную активность.

-Воспитывать любовь и понимание условий среды обитания животного и растительного мира.

Рисование: «Кто живёт в осенней тундре», Северное сияние», «Облака, плывущие по небу». Конструирование из природного материала: «Грибная полянка», «Птичка».

Чтение и заучивание стихотворений местных авторов: Л.Лапцуй «Там, где дует ветер с моря», И.Истомин «Мой подарок – быстрый оленёнок», И.Шестаков «Если солнце, как брусника»,

Опыт «Вода нужна всем»,  «Движение воды в растениях»

Рассматривание альбомов с фотографиями животных и растений Ямала. Составление гербария из растений.

П.и. «Чайка и канюк».

Труд: сбор природного материала для аппликаций и поделок.     Наблюдение «Растения осенью». «Осеннее небо над тундрой», «Как природа готовится к зиме».

Д.и. «Угадай погоду», «Рассели животных», Каждому по паре», «Найди растение». «Подбери семена и плоды».

2

«Из глубины веков»

 1.«История северного края»

2. «Наши соседи».

2

    2

-Познакомить детей с историей заселения Ямала древними народами.

-Вызывать устойчивый интерес к истории Ямала и России в целом.

-Воспитывать уважение к истории других народов, толерантность.

Экскурсия в городской музей «История древнего края».

Беседа -  рассказ об истории народов Ямала.

Интеллектуальные игры «Кто больше знает?», «Что, где, когда?».

Составление альбомов с фотографиями и загадками о коренных народах (как продукт недели).

Д.и. «Встреча друзей», «Из глубины веков».

3

«В гости на стойбище»

1.«Отношение северных людей к природе»

2. «Праздники народов Ямала»

3.  «Правила повседневной жизни»

2

2

   2

-Учить детей определять причинные связи между тяжёлыми условиями жизни и отношением к родной природе.

-Знакомить с обычаями, традициями и правилами повседневной жизни малых народов севера.

-Воспитывать чувство глубокого уважения к жизни коренного народа, его традициям и обрядам.

Беседа-разговор «Традиции – источник знания истории и культуры»; «Дни большой радости»; «Мужчина всегда впереди».

Составление рассказа по картинам «На Севере» (из серии «Наши маленькие друзья»); «Не забывай о друге»; «Опасный лёд».

Опыты «Замораживание цветных льдинок», «Таяние льда»

Сюжетно ролевая игра «На стойбище».

Изготовление макета «Стойбище оленеводов». (В качестве продукта недели)

4

«Как красиво и уютно, и тепло»

1.  «Узоры северной земли»

2.  «Где-то на белом свете»

3.  «Что такое малица?»

4. «Ягушка – женская одежда»

2

2

1

1

-Дать общее представление о чуме, нартах.

-Знакомить с чертами национального разнообразия в облике людей, их одежде, украшениях.

-Расширять представления о назначении бытовых предметов и знакомить их с новыми: арканом, люлькой, женской сумочкой для хранения швейных принадлежностей (туця).

-Способствовать формированию понимания выразительности в конструкциях и оформлении предметов быта различного назначения.

-Развивать эстетический вкус, умение выразить свои взгляды и предпочтения с помощью изобразительных средств.

Беседа-разговор «Узоры народов Севера»;  «Малица»; «Женская одежда».

Рассматривание образцов узоров, картинок с изображением людей в национальной одежде.

Составление альбомов «Наряды коренных народов».

Изготовление макетов чума.

Аппликация «Коврик для чума».

Изготовление национальной одежды для плоскостных кукол из кусочков меха и бисера.

Экскурсия в ДЭС, в музей изобразительных искусств  «Знакомство с бытом северных народов».

П.и. «Прыжки через нарты».

5

«Чем люди в тундре занимаются»

1.«Зачем им северный олень».

2.  «Северяне-охотники».

3.  «Рыбку любят на Ямале».

4. «Хозяйка чума».

1

1

    1

    1

-Расширять представления детей об основных занятиях коренных народов Ямала.

-Развивать любознательность, желание больше узнавать о Ямальской земле.

-Воспитывать уважение к людям, живущим не так, как мы, их занятиям, образу жизни.

Беседа-разговор «Олени и оленеводы», «Охота и рыболовство -важные отрасли хозяйства».

Составление альбомов «Хозяйственная деятельность жителей чума».

Аппликация из природного материала «Олень на пастбище».

Рисование «Ловись рыбка».

П.и. «»Убей медведя», «Отбивка оленей», «Охота на волка», «Оседлай оленя», «Доброе утро, охотник!».

Эстафета «Гонки охотника».

Лепка «Оленья упряжка».

Д.и. «Охотник»

6

Мудрость Северного края»

1.«О чём в сказках говорится».

2. «Предания прошлых лет».

3. «Поэзия о жизни Северного края».

4.  «Малые формы северного фольклора».

2

1

1

1

-Познакомить детей с жанровым разнообразием фольклора северных народов, учить слушать и понимать смысл разных форм устного народного творчества.

-Развивать умение устанавливать  логическую связь народных повествований с пережитыми событиями и явлениями.
-Воспитывать внимательность и бережное отношение к устному творчеству других народов.

Чтение и заучивание стихов, сказок, преданий, загадок и пословиц коренных жителей Крайнего Севера.

Рассматривание иллюстраций и рисунков к ним.

Составление «Книги загадок» о природе тундры.

Рисование по прочитанным произведениям.

Придумывание других окончаний к сказкам.

7

«О чём плачет тундра»

1.«Голубые слёзы тундры».

2. «»Как живётся тебе, госпожа Фауна»

3. «Сохраним зелёный мир тундры».

1

1

1

-Дать представление детям об экологических проблемах, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

-Развивать познавательную активность детей,

Желание много знать, чтобы в будущем уметь защищать и беречь природу родного края.

-Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Ямала.

-Усвоить правила поведения в природе.

Беседа-разговор «О чём хотят нам рассказать реки и озёра?», «Как живётся животным в современной тундре?», «Проблемы растительного мира».

Д.и. «Найди маму», «Покорми животных».

Словесные игры «Найди дерево по описанию», «С какого дерева этот лист?»

Составление «Детской Красной книги Ямала»

Наблюдение за птицами, за деревьями.

Труд. «Кормим птиц»

Д.и. «Рассели животных и птиц»

Чтение Л.Лапцуй «Легенда о морошке»

8

«Гордость Ямальской земли»

1.«Мой добрый Новый Уренгой».

2. «Люди- основное богатство!»

3. «Факел надежды и доброты.

2

2

    2

Познакомить детей с историей возникновения муниципального образования город Новый Уренгой. Учить детей знать и называть адрес детского сада и домашний.

-Знакомить детей с геральдикой города и округа.

-Знакомить детей с профессиями и условиями труда жителей нашего города. Развивать память и мышление детей при ознакомлении с данным материалом.

-Воспитывать чувство любви к родному городу и уважения к его жителям.

Беседа –разговор «Вам суждено родиться в Новом Уренгое», «Профессии моих родителей»; «Новый Уренгой – город строителей и газодобытчиков»;

«Почему на гербе сова?»

Изготовление макета садика и близлежащих улиц.

Рисование «Мой город»; «Детский садик мой родной»; «На газовом месторождении»; «Моя мама (мой папа) на работе.

Аппликация «По дороге в детский сад».

Составление альбома фотографий «Мои родители на работе»

Рассматривание альбома с геральдикой города и округа.

Итого 37 часов.

                                               Работа с родителями

месяц

Форма работы, тема

сентябрь

1.Индивидуальная беседа «Что мы знаем о жизни коренных народов Севера».

2.Консультация «Всей семьёй в музей».

3.Целевая прогулка «Осень в тундре».

октябрь

1.Родительское собрание «Родители – гиды в познавательной деятельности детей».

2.Оформление стенда совместных фотографий, сделанных на прогулке «Золотая красавица».

3.Выставка детских работ по конструированию из природного материала «Птичка», «Грибная полянка».

ноябрь

1.Консультация «Народное наследие коренных жителей Крайнего Севера».

2.Выставка совместных работ «В мире животных тундры».

декабрь

1.Консультация в уголке «Здравушка». «Зелёная аптека ЯНАО».

2.Индивидуальные беседы «Сказка – ложь, да в ней намёк».

3.Выставка детских работ «На пастбище».

январь

1.Круглай стол «Нам не дано предугадать, как наше дело отзовётся».

2.Целевая прогулка в «Ледовый городок».

3.Консультация «Игры на кухне».

февраль

1.Оформление стенда совместных фотографий, сделанных на целевой прогулке «Зимние развлечения».

2.Консультация «Как бороться с простудами народными средствами». Стенд «Здравушка».

3.Выставка работ «Узоры северной земли».

4.Сбор гуманитарной помощи коренным жителям близлежащих стойбищ.

март

1.Выставка детских работ «Северное сияние».

2.Посещение « Праздника народов Севера».

апрель

1.Оформление стенда совместных фотографий «В гостях у тундровиков».

2.Консультация «Экология родного края».

3.Выставка детских работ по лепке «Оленья упряжка».

май

1.Консультация «Безопасность во время отдыха на природе».

2.Консультация «Народные средства при укусе насекомых» Стенд «Здравушка».

3.Совместное составление альбома «Мама и папа на работе».

               

                        Список используемой литературы:

1.»От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика-Синтез 2016г.

 2. Журавель Н.М.– Краеведение Ямало – Ненецкого Автономного округа. ЗАО «Центр принт», 2003.

3. Красная книга ЯМАЛА, Екатеринбург, изд. Уральского университета, 1997 .

4. Лар Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала / Автор-составитель Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001.

5. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров.

6. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало – Ненецкого Автономного округа. Издательство Томского университета, 2000.

7. Полякова Т.Ю. Занимательная география Ямала, ООО «Миралл», 2004.

8. Попов Ю.И. Цымбалистенко Н.В.. Мифология, фольклор и литература Ямала. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

 9. Природа Ямала. Екатеринбург, УИФ «Наука», 2006.

10. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере» Сфера 2010

11. Сусой Е.Г. « Из глубины веков». Тюмень 1999.

12. Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй - страницы жизни и творчества. Просвещение     2001

 13. Ямальский меридиан – журнал.

14. Энциклопедия ЯНАО, 1-3т., Салехард 2004.

15. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС»  Мозаика-Синтез 2016г.

                                               Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                             2
  2. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет                   4
  3. Основные задачи по программе                                               4
  4. Целевые ориентиры                                                                   6
  5. Режим реализации программы                                                 6
  6. Перспективное планирование                                                   7
  7. Работа с родителями                                                                   14
  8. Список используемой литературы:                                           15
  9. Содержание                                                                                  16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Краеведение" для детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, свя...

фрагмент рабочей программы по краеведению

методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...

Рабочая программа по краеведению

Рабочая програма по краеведению  в старшей группе детского сада...

рабочая программа по краеведению для детей 5-7 лет

Рабочая программа расчитана на обучение детей 5-7: 1- год старшая группа, 2- год...

Рабочая программа по краеведению

Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с родным городом Тулой в рамках работы кружка "Юный Тулячок"...

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувст, воспитания уважения к малой Родине, гордости за своих земляков....