Рабочая программа " Краеведение" для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Пояснительная записка.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_po_sankt_peterburgu.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.
Смысл краеведческого образования: позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка к культурным традициям, развивает эмоционально –ценностные ориентиры через осмысление истории города, развивает способности чувствовать красоту города, способность понимать архитектурно- скульптурный облик города, его символику, содействует развитию художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.
Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга. Знакомство с Санкт-Петербургом, с его историей, культурой, архитектурной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется принцип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее качество, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.
Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой- необходимостью формирования у детей четкого понятия исторической характеристики родного края.
Направленность
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью. Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае. В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город ,край. Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками. Интерес в научном краеведении представляют попытки целостного взгляда на сущность культуры Санкт-Петербурга.
Педагогическая целесообразность
С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятие по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт –Петербурга развивает наше подрастающее поколение. Программа разработана для того, чтобы через различные приёмы учить детей эстетически осмысливать образы знакомых силуэтов , воспринимать архитектурную среду города. Передавать их в продуктивной деятельности, подчеркивая красоту нашего города. Общая логика её строится от восприятия архитектурного сооружения в целом-к выделению нём самого красивого и необычного, того, что удивляет и вызывает дальнейшую работу мыслей.
Цель программы: развитие интереса детей к культурному наследию Санкт Петербурга.
Цель программы реализуется в процессе решения следующих задач:
- Развивать у детей эмоционально- ценностное отношение к городу.
Развивать способность чувствовать красоту городу и эмоционально откликаться на неё.
Содействовать становления желания принимать участие в традициях города и петербургской семье; поддерживать традиции.
Развивать чувство гордости за великие дела петербуржцев, бережное отношение к родному городу.
- Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт- Петербурга.
Включать детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую расшифровыванию символов и основных мыслей, заложенных в архитектурно-художественных памятниках Санкт-Петербурга.
Развивать познавательные умения: находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, сравнивать, сопоставлять.
Развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт- Петербурга.
- Создавать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт- Петербурга.
Содействовать развитию художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой является представления о Санкт Петербурге.
Сформировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте.
Познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт- Петербурга, раскрыть единство архитектурного-скульптурного облика города.
Формы и методы проведения занятий
лекции;
экскурсии;
интерактивные программы;
занятия — консультации;
фотосессии;
практические работы в библиотеке, краеведческом музее;
домашние семейные творческие работы.
Репродуктивная деятельность.
Чтение и рассказывание сказок, мифов , легенд, направленное на накопление у детей опыта. Заучивание наизусть стихотворений о Санкт- Петербурге и его символах. Рисование узоров и орнаментов по образцу.
Поисковая деятельность.
Рассказывание детям дидактических сказок и историй по содержанию тематических блоков, их проблемное обсуждение.
Рассматривание репродукций( слайдов) художественных картин, которое готовит ребёнка к освоению образовательного содержания.
Словесные игры, направленные на уточнения представлений детей , активизацию словаря.
Плоскостное и объёмное конструирование.
Сотворчество воспитателя и детей.
Игры фантазирование- коллективное сочинительство.
Сочинение продолжение и завершение сказкам об образах- символах города.
Зарисовки придуманных историй и создании книжки- раскладушки( техника цветной карандаш, цветные ручки, смешанная: карандаши и фломастеры.)
Аппликация с использованием различных техник.
Прогнозируемые результаты:
Личностные результаты
Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке,
экскурсии, посетить музей;
Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у детей проявляется
−в словесном выражение собственного впечатления от объект
а (Какой? Какая? Какое?);
−
в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания
(рисунка, стихотворения, сказки или др.);
−
в объяснении необходимости бережного отношения к городским
объектам.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста., продолжительность обучающей программы 1 год.
Занятия проходят два раза в неделю, в год 60 академических часов.
Продолжительность занятия 30 минут.
Форма проведения занятия : групповое.
Занятия проходят во второй половине дня.
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ.
Учебно – тематический план .
Наименование темы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Сказки и были петропавловской крепости. Что такое крепость? Тайны имени крепости. | 1 | 1 | 2 |
2 | О чём рассказывают скульптуры богини Афины у петропавловских ворот? | 1 | 1 | 2 |
3 | Тайны царского ботика. | 1 | 1 | 2 |
4 | Легенды ангела Петропавловского собора. | 1 | 1 | 2 |
5 | О чём рассказывают фонари Иоанновского моста? | 1 | 1 | 2 |
6 | Виртуальное путешествие «полёт над Петропавловской крепостью» | 1 | 1 | 2 |
7 | Тайны адмиралтейского кораблика. | 1 | 1 | 2 |
8 | О ком рассказывает кивер Адмиралтейства? | 1 | 1 | 2 |
9 | Тайны нимф Адмиралтейства | 1 | 1 | 2 |
10 | Что прославляют гении Славы Адмиралтейства? | 1 | 1 | 2 |
11 | Легенды скульптуры Адмиралтейства. | 1 | 1 | 2 |
12 | Адмиралтейская набережная Легенды львов. | 1 | 1 | 2 |
13 | Тайны медного всадника. Памятник Петру первому в Санкт-Петербурге. | 1 | 1 | 2 |
14 | Сказки воробья Адмиралтейства. | 1 | 1 | 2 |
15 | Миф о грифоне. | 1 | 1 | 2 |
16 | Миф о Сфинксе. | 1 | 1 | 2 |
17 | Обитатели морской стихии в Санкт –Петербурге. | 1 | 1 | 2 |
18 | Сказочные животные. | 1 | 1 | 2 |
19 | Легенды Аничкова моста. | 1 | 1 | 2 |
20 | Стрелка Васильевского острова. | 1 | 1 | 2 |
21 | Легенды Ростральных колонн. | 1 | 1 | 2 |
22 | Мифы и легенды двух главных соборов города(Исаакиевский и Казанский). | 1 | 1 | 2 |
23 | Тайны купола Исаакиевского собора. | 1 | 1 | 2 |
24 | Легенды коринфских колонн. | 1 | 1 | 2 |
25 | Легенды о меандре. | 1 | 1 | 2 |
26 | Великий полководцы Российской земли. | 1 | 1 | 2 |
27 | Тайны соборов Санкт-Петербурга. | 1 | 1 | 2 |
28 | Истории кота Феникса или были и небылицы Зимнего дворца. | 1 | 1 | 2 |
29 | Легенды атлантов и кариатид. | 1 | 1 | 2 |
30 | Легенды арки Главного штаба. | 1 | 1 | 2 |
Всего часов. | 30 | 30 | 60 |
Методическое обеспечение программы.
Специальная, методическая литература (см. список литературы).
Электронные компьютерные презентации для детей.
Репродукция картины И.И Шишкина.
Фонограмма (колокольного звона, буря, ветер, цокот капыт).
Работа проводится в течение всего учебного года и включает в себя следующие мероприятия:
Сентябрь: Выступление на общем родительском собрании.
Ежемесячно: выставка работ, выполненных детьми в ходе занятий с отражением цели, задач и приобретаемых навыков и умений.
В течение года: Индивидуальные консультации, беседы.
Апрель: Открытое занятие.
Май: Выступление на родительском собрании по теме: “Подведение итогов и результатов, достигнутых за год”.
Библиография.
1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. –М., 2004.
2.Солнцева О.В.Принципы организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Санкт-Петербурга// Система дошкольного и начального образования: пути развития: матер. Всерос. науч-практ. конференции.-Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
3.Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. –М.: Сфера, 2002. -28с.
4.Смирнова П.А. Петербургская тетрадь для детей 4-6 лет.
5.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И Воспитание ребенка дошкольника –М., 2004.
6.Маленькие граждане большого города –СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена , 2007.
7.Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников и краеведению и истории России. –М., 2005.
8.Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка. Город-быль. -РГПУ им. А.И.Герцена , 2010.
9.Алифанова Г.С. Петербург ведение для малышей от 3 до 7 лет. –СПб.: Паритет,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )
Содержание I.Целевой раздел:1. Пояснительная записка2. Принципы и подходы к формирован...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «6-7 лет» по реализации образовательной области «Физическое развитие»
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «6-7 лет»...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
СОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная записка. 2. Планирование непосредственно образовательной деятельности 3. Содержательная часть 3.1 Сюжетно-тематическое планирование образовательного про...
рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая прграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей....
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Безопасная дорога"
Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками ко...