рабочая программа по краеведению для детей 5-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа расчитана на обучение детей 5-7: 1- год старшая группа, 2- год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_po_kraeved.docx | 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 44 «Дружок»
«Согласовано» «Утверждаю»
на совете педагогов Заведующий МДОУ № 44 Протокол №_________ п. Подосинки
«___»____________ 20______г. Е.В. Кириенко ___________
«_____»___________20____г.
Рабочая образовательная программа
«Маленький патриот»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Разработчик:
воспитатель первой квалификационной категории
Коршунова Галина Семеновна
п. Подосинки
2018 г.
Содержание
Введение
1. Пояснительная записка
1.4. Цели и задачи образовательной программы
1.6. Условия реализации программы
1.10. Ожидаемые результаты
2. Календарно – тематический план 1 года обучения
2.2 Сроки реализации, применяемые технологии, формы работы, прогнозируемый результат.
2.3Содержание программного материала 3 блока.
2.4 Требования к уровню подготовки детей.
2.5 Список используемой литературы
Введение
«Гордиться славой предков не только можно,
но и должно» А.С. Пушкин
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельная личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание обучающихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Общественные опросы и работа с детьми гласят, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, многие подростки не имеют желания нести службу в Вооруженных силах, увеличивается число призывников, уклоняющихся от военной службы. Поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом. В связи с чем воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.
Пояснительная записка
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Кружок «Маленький патриот» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей
Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 6-7 лет и включает: изучение истории России в ходе работы с историческим материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма, что подразумевает воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своей семьи, своей малой и большой Родины.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2018-2019 учебный год и представляет собой три содержательные линии.
- «Мой дом, моя семья».
- «Моя малая Родина».
- «Моя Родина – Россия».
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Применяемые технологии:
- Знакомство с историческим прошлым семьи;
- Знакомство с традициями и обычаями русского народа и народов, населяющих Россию, их обычаями и традициями, национальной культурой;
- Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
- Совместная с родителями деятельность, направленная на добывание знаний по истории своей семьи, села и т.д.;
Формы работы:
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- Игры;
- Беседы;
- Коллективные творческие дела;
- Выставки работ;
- Тренинг
Прогнозируемые результаты:
- воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;
- осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;
- воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ;
- воспитание любви и уважения к родному городу, ее героям
- воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;
- знакомство с историей и значением государственных праздников;
- ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации.
Содержание программного материала
1 блок - «Мой дом, моя семья»
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера и т.п.
2 блок – «Моя малая Родина»
Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
Задачи:
1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Ознакомление учащихся с «малой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями.
Содержание программного материала: Архитектурные и культурные памятники. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди нашей Малой Родины; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи и т.п.
3 блок – «Моя Родина – Россия»
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.
Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты. Государственная символика России. Герои нашей страны.
Требования к уровню подготовки воспитанников:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-важные даты в жизни семьи;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-донести сведения о своем роде, своей семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-делать приятное своим родным и близким;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказывать народные сказки;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-ценить красоту и богатства родной природы;
Действую:
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,
знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения
Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках;
-участвую в сохранении памятников истории и культуры;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
1.1. Обоснование актуальности программы
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.
Образовательная программа детского « Маленький патриот» является частью программы гражданско - патриотического воспитания детей дошкольного возраста, разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», с
Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка», Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ и Уставом МДОУ.
Рабочая программа «Юный патриот» военно – патриотической направленности разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
- Цели и задачи образовательной программы
Цель - Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в объединении, ориентированного на становление и развитие личности:
- готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;
- свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;
- любящей свою семью, объединение, малую родину, Россию;
- личности культурной, нравственной.
Задачи:
- Обучающие:
- изучать историческое прошлое родного края, развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на местном краеведческом материале;
- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям прошлого поколения, институту семьи;
- углубление систематизации знаний обучающихся о культурных традициях родного края;
2. Формирующие:
- воссоздать имеющийся опыт патриотического и гражданского воспитания в детском объединении:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- становление гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике;
- содействовать проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у обучающихся уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины;
- формировать основополагающие ценности русской культуры;
- формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:
а) формулирование проблемы исследования;
б) сбора и оформление материала;
в) оформление статьи, доклада, реферата, композиции.
3. Развивающие:
- развивать общественную активность обучающихся;
- привлекать обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- развить устные коммуникативные способности обучающихся:
а) вести устный диалог на заданную тему в жанре интервью;
б) составить самостоятельно вопросник на заданную тему;
в) участвовать в работе конференций, семинаров.
4. Воспитывающие:
- воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру;
- обеспечить идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения.
1.3. Условия реализации программы
«Маленький патриот» - комплексная система обучения, имеющая свою образовательную программу, рассчитанную на обучающихся 5-7 лет и реализуемую в
течение 1 год:
Год обучения - рассчитан на ___ часа ( по 1 часа в неделю – 1 учебный час = 30 мин) Наполняемость группы – 12 человек. 2 группы.
Никаких особых требований к обучающимся при наборе не предъявляется. Основное требование - выполнение правил и порядков и желание заниматься в объединении. В ходе выполнения программы объединения, кроме основного состава будут привлекаться педагоги других групп и родители с целью дальнейшего, совместного участия в краеведческой деятельности Программа состоит из практических и теоретических занятий, которые проводиться как в учебном кабинете, так и на местности - в зависимости от содержания и плана.
Партнерами в реализации данной программы становятся: дети - педагоги - родители. В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на воспитанника, предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. При составлении тематических планов учитываются возрастные особенности детей. Используемые формы работы чаще всего индивидуально-ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность и ответственность обучающихся.
Занятия объединения будут проходить в краеведческом музее поселка и городского округа района и на базе МДОУ, в домах уважаемых односельчан или их родственников. В селе есть жители, которые хотят оставить свои знания и опыт потомкам. И есть любознательные дети, которые хотят узнать историю села, узнать о жизни почетных работников предприятий сельской администрации. В МДОУ есть компьютеры и интернет, которые будут задействованы для проведения занятий и научно-исследовательской работы.
В ходе занятий объединения обучающиеся получат возможность подробнее узнать об участии своих односельчан в ВО войне. Обучающиеся научатся осуществлять поиск информации в тематических папках, обрабатывать её, оформлять в виде книги совместно с родителями. Приобретут умение публичного выступления.
Результатом будет участие в конкурсах, оформление альбомов, выступление на тематических праздниках.
1.4. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
Программа «Маленький патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
В результате реализации Программы ожидается:
1. В объединении, как в образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию обучающихся;
- активизация потенциала ветеранов ВОВ и трудового фронта, детей войны и участников боевых действий, военнослужащих в воспитании подрастающего поколения.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере:
- развитие творческих способностей;
- активизация поисковой работы в объединении.
в историко - краеведческой:
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- развитие у обучающихся интереса к углубленному изучению истории своего края и Отечества;
в социальной:
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- формирование у обучающихся готовности к защите Родины;
- повышение интереса обучающихся к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств;
в духовно-нравственной сфере:
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
- развитие у обучающихся чувства любви к Родине, родному краю, объединению, школе;
- воспитание у обучающихся уважения к подвигу отцов;
- активизация творческого потенциала обучающихся;
- сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья обучающихся;
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фрагмент рабочей программы по краеведению
методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...
Программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Расти счастливым в Городецком крае".
Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая ...
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению для подготовительной группы...
Рабочая программа по краеведению
Рабочая програма по краеведению в старшей группе детского сада...
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с родным городом Тулой в рамках работы кружка "Юный Тулячок"...
Программа по краеведению для детей 4 - 7 лет Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый»
Программа «Край родной – навек любимый» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, па...