Рабочая программа по краеведению
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Исаева Ольга Владимировна

Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с родным городом Тулой в рамках работы кружка "Юный Тулячок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kraevedeniyu.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

УО администрации  г. Тулы

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение – «Центр  развития ребёнка – детский сад  № 3»  

                                                                                                                               

Рабочая программа

«Юный  Тулячок»

Составитель: Исаева О.В.

ст. воспитатель

МБДОУ – «Црр - д/с № 3»

I ч. – Пояснительная записка.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное раскрытие интеллектуальных и творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ определено через выбор приоритетного направления.

Одним из приоритетных направлений ДОУ является познавательное и развитие речи с обновлением содержания образования дошкольников по различным парциальным программам, расширяющим и углубляющим знания, умения и навыки детей в этой области.

Основные занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 20-25 мин.

Всего 38 НОД в год. Программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Педагогический анализ: 2 раза в год (начальный – в сентябре,  итоговый – в мае).

Особенностью данного курса является выделение на занятиях специального времени, направленного на реализацию регионального («Край наш Тульский») компонента.

Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1) «Изодеятельность», где используются произведения живописи по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой раздела «Краеведение».

2) Математическое развитие, где изучаются: ориентировка в пространстве, на листе бумаги, карте.

3) «Художественная литература», где используются произведения краеведческой направленности.

4) «Развитие речи», где заучиваются стихотворения, составляются рассказы по иллюстрациям, формируется и активизируется словарь дошкольников.

II ч. –  Задачи.

1) Формировать представление детей о родном крае, городе: бытом, историей, традициями, культурой родного края.

2) Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции информации. Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

3) Воспитывать: любознательность, любовь и интерес к родному краю, Родине, природе, уважение к людям труда; творческое созидательное отношение к природе; интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

III ч. Содержание программы.

Тема 1. «Где наши корни?».

(5 занятий)

Цель:

 1) Расширять кругозор детей;

2) Дать элементарные представления об истории своего рода;

3) Воспитывать почтение и уважение к родителям.

Тема 2. «Мой микрорайон».

(3 занятия, 2 экскурсии)

Цель:

1) Знакомить детей с названиями близлижайщих улиц: ул. Демонстрации, ул. Фрунзе, ул. Революции, их историей, почему они так названы;

2) Знакомить с деревянными постройками старого города, с элементами архитектурного зодчества;

3) Знакомить детей с местонахождением в микрорайоне: «Почты», «Библиотеки», «Магазинов», «Школы», «Аптеки», «Гимназии» - дать понятие о значении каждого из них.

Тема 3. «Мой район».

(3 занятия + 1 экскурсия)

Цель:  

1) Закрепить название улицы, на которой находится детский сад, улиц, пересекающих ул. Фрунзе, название проспектов (Красноармейский, Ленина), посетить сквер с памятником погибшим воинам, воевавшим в Афганистане;

2) Продолжать знакомить детей с историей и культурой Советского района.

Тема 4. «Древности земли Тульской».

(3 занятия, 1 экскурсия)

Цель:

1) Познакомить детей с историческим прошлым родного города, его отличительными особенностями;

2) Расширить представление детей о достопримечательностях города;

3) Познакомить детей с понятием «большая Родина», столицей России;

4) Познакомить детей с архитектурой и историческими памятниками родного города;

5) Дать представление о разнообразии архитектурных построек.

Тема 5. «Тула – героическая».

Цель:

1) Сообщить детям знание о том, что уже с середины XV века земля Тульская стала южной крепостью для защиты от врагов (татар) своего города и города Москвы;

2) Закрепить и расширить знания детей об участии и значении города героя – Тулы в ВОВ;

3) Воспитывать у детей желание, интерес знать как можно больше о своем городе – герое; гордиться его историей, своими земляками.

Тема 6. «Тула – город мастеров». 

(2 занятия + 2 экскурсии)

Цель:

1) Филимоновская игрушка. 

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой (место изготовления). Познакомить с приемами лепки. Закрепить знание основных элементов росписи и цветовой гаммы. Научит выделять основные особенности филимоновской игрушки от других народных игрушек (например – дымковской).

2) Самовары и пряники.

Расширять знания детей об устройстве и разнообразии самоваров. Познакомить с историей возникновения самоварного промысла в Туле. Расширить знания о возникновении пряничного производства в Туле.

Познакомить с разнообразием пряничных досок.

3) Оружие.

 Расширять знания о возникновении оружейного промысла.

Познакомить с историей создания Оружейного завода.

4) Гармони.

Познакомит с историей создания храманшческой гармони и ее создателем Д. Б. Белобородовым.

Тема 7. «Земляки, прославившие Тулу».

 (1 экскурсия + 3 занятия)

Цель:

1) Увеличить объем знаний детей о нашем знаменитом земляке – писателе Л. Н. Толстом и его родине – Ясной Поляне;

2) Расширить знания детей о великих людях земли Тульской (П. П. Белоусове – основателе парка Тульского, художнике – Поленове В. Д, писателях: Вересаеве, Тургеневе И. С., В Жуковском).

3) Воспитывать чувство гордости, восхищения своими земляками.

Тема 8. «Тула – труженица».

(4-е занятия)

Цель:

1) Пополнить знания детей о своих земляках, об их трудолюбии;

2) Познакомить детей с Тулой литературной (поэтической) (В. Степанов, Ю. Щёлоков, Ч. Чалов, В. Ходулин, М. П. Кольчугин, В. Пашутин);

3) Обогатить знание детей о культуре и традициях родного города (игры, веселье, ряженье, скоморохи, кулачные бои и т.д.);

4) Воспитывать интерес к истории и культуре древнего города Тулы.

Тема 9. «Про отцов и дедов помнить от века завещано…»

(4-е занятия)

Цель:

1) Закрепить и обогатить знания детей об участии города Тулы в ВОВ, значение этого участия;

2) Учить детей знать и помнить с благодарностью о своих родственниках, участвующих или погибших в годы ВОВ.

3) Воспитывать чувство гордости за свой любимый, родной город – герой Тулу.

IV ч. – Тематическое планирование:

Дата (месяц)

№ п/п

Тема занятий:

Кол-во часов

Примечание

сентябрь

1

«Где наши корни?»

5 час

+ Педагогический анализ № 1

октябрь

2

«Мой микрорайон»

3 час

ноябрь

3

«Мой район»

4 часа

декабрь

4

«Древности земли Тульской»

4 часа

+ Педагогический анализ № 2

январь

5

«Тула – героическая»

4 часа

февраль

6

«Тула – город мастеров»

4 часа

март

7

«Земляки, прославившие Тулу»

4 часа

апрель

8

«Тула – труженица»

4 часа

май

9

«Про отцов и дедов помнить от века завещано…»

3 часа

+ Педагогический анализ № 3

V ч. – Календарное планирование:

СЕНТЯБРЬ.

Тема: «Диагностирование детей».

Цель: Получить общее представление о знаниях детей по вопросу краеведения.

Ход:

Вопросы к детям:

1. Назовите свое имя

2. Как зовут родителей?

3. Кем они работают?

4. Как зовут бабушку? дедушку?

5. Кем они работают или работали раньше?

6. Назовите свой адрес

7. Почему названа улица именно так?

8. В каком районе вы живете?

9. Какие достопримечательности в районе?

10. В каком городе ты живешь?

11. Почему он так называется?

12. Чем славится наш город?

13. Какие земляки прославили наш Тульский край?

Домашнее задание: Изготовить «генеологическое дерево».

ЗАНЯТИЕ № 1.

Тема: «Моя семья».

Цель: расширять кругозор детей, дать элементарные представления об истории своего рода, воспитывать почтение и уважение к родителям.

Ход занятия:

а) изготовление макета семейной дубравы;

б) заучивание стихотворений о родных, близких;

в) Рисование семейных портретов;

г) Д/и «С кем бы я сел за праздничный стол;

д) Плоскостной театр по нар. нан. сказке «Кукушка».

ЗАНЯТИЕ № 2.

Беседа на тему «Где и кем работают родители».

Ход занятия:

а) Изготовление фотоальбома «родители работают»;

б) Драматизация по произведению С. В.  Михалкова «А что у вас?»

в) С-р игры: «Больница», «Библиотека», «Почта», «Ателье», «Магазин». ЗАНЯТИЕ № 3.

Тема: «Дом, в котором я живу».

Цель: учить детей называть свой адрес, уметь рассказать и описать свою квартиру, дом, свой игровой уголок.

Ход занятия:

а) Чтение стихотворения Э. Н. Успенского «Над нашей квартирой».

б) Рисование на тему: «Моя комната, мой уголок».

в) С-р игра «Семья».

ЗАНЯТИЕ № 4.

Беседа: «Мои соседи».

Цель: Учить рассказывать о людях, живущих по соседству, своем ближайшем окружении.

Ход занятия:

а) Составление рассказов из личного опыта.

ЗАНЯТИЕ № 5.

«Беседа о друзьях»

Цель: Воспитывать умение ценить дружеские, добрые отношения;  отражать это в своих рассказах.

Ход занятия:

а) Составление рассказов из личного опыта на тему: «Мой друг»

б) Рисование на тему: «Что бы я подарил своему другу»;

в) Драматизация и инсценировка русской народной сказки «Как друзья познаются?»

ОКТЯБРЬ.

ЗАНЯТИЕ № 6.

Тема: «Моя улица».

Цель:  знакомить детей с названием улиц, их историей, почему они так названы.

Ход занятия:

1. Экскурсия по близлежайшим улицам (познакомить детей с интересными зданиями на этих улицах).

2. Рассматривание открыток, с видами знакомых улиц, зданий.

ЗАНЯТИЕ № 7.

Тема – «Тула – деревянная».

Цель: знакомить детей с близлежащими улицами: ул. Демонстрации, ул. Революции, с деревянными постройками старого города, с элементами архитектурного зодчества.

Ход занятия:

- рассматривание иллюстраций книги «Грани Тульского зодчества»;

- изготовление серии к д/игре «Путешествие по городу».

ЗАНЯТИЕ № 8.

Тема: «Мой микрорайон».

Цель: познакомить детей с местонахождением в микрорайоне: «Почты», «Библиотеки», «Магазина», «Поликлиники», «Школы», «Гимназии» - дать понятие о значении каждого из них.

Ход занятия:

а) Изготовление плана-схемы «Мой микрорайон».

НОЯБРЬ.

ЗАНЯТИЕ № 9.

Тема: «Мой район» (Рассказ).

Цель: Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города, района, улицы.

Ход занятия.

а) рассказ о районе, в котором ты живешь (название, достопримечательности, предприятия);

б) заранее попросить родителей рассказать детям то, что им известно. Те, кто живет в этом районе давно, могут принести старые фотографии с видами зданий, построек, памятников и т. д., которые воспитатель рассмотрит на занятии.

Литература:

«Здравствуй мир»

А. А. Вахрущева; Ю. А. Акимова

стр. 112 з. 7;

ЗАНЯТИЕ № 10.

Экскурсия по Советскому району.

Цель: закрепить название улицы, на которой находится детский сад, улиц, пересекающих ул. Фрунзе, название проспектов (Ленина, Красноармейский).

1) Посетить сквер с памятником афганцам;

2) Закрепить правила дорожного движения.

Ход занятия.

1) Заранее изготовить план района, прилегающего к детскому саду;

2) перед экскурсией рассмотреть его;

3) Во время экскурсии нужно сверяться с планом (найдите на плане место, в котором мы сейчас находимся).

ЗАНЯТИЕ № 11.

Д/и «Найти улицу на карте».

Цель:

 1) Развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составление плана (условные обозначения);

2) Развивать умение наблюдать и описывать.

Материал.

План своего района. Заранее попросить родителей нарисовать план своего района, обсудить его с ребенком.

Ход занятия:

1) Дети выполняют задание воспитателя (находят улицу и рассказывают о ней все, что знают);

2) На карте Тульской области (по вызову воспитателя) дети находят г. Тулу;

3) Игра «Найди улицы, названные именами героев войны».

ЗАНЯТИЕ № 12.  

Д/игра: «Путешествие по городу».

Цель: 1. Закрепить знания детей об истории и культуре родного города.

Ход занятия:

Беседа: - I ч.

1. С чего начинается наш город?

2. Почему его так назвали?

3. Что такое Кремль?

4. Что вы о нем знаете? (в каком году построен?, какие башни?, сколько их? и т. д.).

5. Какие достопримечательности вы знаете? (игра «Путешествие по городу»

6.Как называется страна, где мы живем?

7. Какой город является столицей?

8. Какие знаменитые люди живут в нашем городе? (альбом «Тула – трудовая», «Тула-спортивная»).

9. Какие культурно-исторические памятники родного города вы знаете? (альбом, наборы открыток).

10. Столица страны?

11. На карте Тульской области найдите г. Тулу, крупные города области.

12. На карте России отыскать родной город, столицу.

13. Чем отличается город от села?

14. Какие памятные места в Туле рассказывают о ВОВ (альбом, иллюстрации)

15. Закончить занятие чтением стихов о Туле, отражающих ее героичность, значимость. (см.: «Конспекты»).

ДЕКАБРЬ.

Тема: «Древняя Тула».

ЗАНЯТИЕ № 13.

Рассказ о Куликовской битве.

Цель: 1. Продолжить знакомить детей с историей древнего города.

2. Воспитывать у детей желание знать как можно больше не только о современном городе, но и городе древнем.

Ход занятия:

1. Рассказ воспитателя об истории родного города Тулы и Куликовском сражении.

(Начало города уходит вглубь столетий. Первое упоминание о Туле в летописи под 1146 годом. Сначала были  какие-то поселения на «старом городище» при впадении в Упу речки Тулицы (давшей название городу). Позднее к середине XIV века, когда после страшного татаро-монгольского нашествия русский народ упорным трудом возрождал  хозяйство страны, этот поселок стал центром ремесла и торговли – превратился в город, подвластный рязанским князьям.

        Разгром полчищ Мамая на Куликовском поле в 1380 году ускорил объединение русских земель вокруг Москвы. В 1382 г. по договору между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом, Тула была передана Москве и позднее, во второй половине XV века, окончательно вошла в состав единого русского государства. Город стал на границе «Дикого поля» - стени, откуда продолжали грозить татары. Это побудило Московское правительство укрепить Тулу для защиты подступов к столице с юга.)

2. Рассматривание иллюстраций о Куликовском поле (из набора открыток «Поле Куликово»).

(Литература: В. Н. Ашурков «На поле Куликовом» стр. 40.).

3. Рассматривание карты «Куликовская битва».

ЗАНЯТИЕ № 14.

Чтение отрывка о богатыре.

Цель: 1. Расширить знания детей о Куликовской битве,  ее участниках, ее героях, богатырях. (князе Дмитрие, воине – Александре Пересвете, воине – Михаиле Бренк).

2. Воспитывать гордость, восхищение несокрушимой волей к победе, свойственной русскому богатырю.

Ход занятия:

1. Чтение отрывка из «Куликовское сражение» о поединке Александра Пересвета (русского воина) с Челубеем (Темир-Мурзой – татар воин).

(см. В. Н. Ашурков «На поле Куликовском» стр. 48.).

2. Рассмотреть картину художника М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем (Темир- Мурзой)» стр. 49. там. же.

3. Рассмотреть картину художника М. И. Авилова «Куликовская битва» см. с. 53 из В. Н. Ашуркова «На поле Куликовском»).

4. Прочитать отрывок:

А весь день идет тут побоище:

 Под копытами стоны раненых -

Словно дождь в грозу стрелы

                                       клонятся,

А мячи блестят будто молнии,

Люди падают, словно скошены,

Как солома там копья сломаны

                              (В. Саянов)

Литература:

В. А. Ашурков «На поле Куликовском» с. 40-65.

ЗАНЯТИЕ № 15.

Экскурсия в Кремль.

Цель: 1. Пополнить знания детей о Тульском Кремле.

а) Дата постройки Кремля?;

б) План Тульского Кремля;

в) закрепить название башен Кремля.

2. Познакомить с обелиском Ивана Исаевича Болотникова на территории Тульского Кремля.

Ход занятия:

1. Беседа с детьми о Кремле:

а) вспомнить, что знают

б) рассматривание плана Тульского Кремля.

в) Закрепление расположения и названия башен, непосредственно, на «плане» Кремля.

2. Рассказать детям про историю с И. И. Болотниковым.

«В 1606 году вспыхнуло крестьянское восстание (период Крепостничества) под предводительством И. и. Болотникова.

        Крестьянские войска шли на Москву, но под Москвой они потерпели поражение и отошли к Калуге, а потом к Туле.

        И тогда Калугу бросили,

        В город Тулу перешли

        И до самой поздней осени

        Бой с боярами вели.

Уж с осенней-то осинушки

Ветер мечет красный лист,

А холопы царской силушке,

Царской силе не сдались.

                (Н. Кончаловская).

Войско Болотникова укрылось за стенами Тульского Кремля. Царские войска не смогли победить восставших. Царь клятвенно обещал сохранить жизнь и отпустить на свободу восставших, если они прекратят  борьбу. Но клятва была нарушена. Многие участники восстания были схвачены, биты кнутом, возвращены помещикам. И. И. Болотникова ослепили и утопили в реке.

Литература:

1. Конспекты «Что можно рассказать детям о нашем городе Туле».

ч. – I – а) стр. – 2 – «План Тульского Кремля»

ч. – II – б) стр. – 15 – «Обелиск И .И. Болотникова на территории Тульского Кремля».

ЗАНЯТИЕ № 16.

Рассказ о Бородинском сражении (чтение произведения М. Ю. Лермонтова).

Цель: 1. Познакомить детей с историей Бородинского сражения.

2. Воспитывать восхищение русскими воинами – патриотами; желание вырасти настоящими защитниками Отечества – свой Родины.

Ход занятия:

1. Предварительный рассказ воспитателя о Москве 1812 года, о нападении на нее французов, о пожаре в Москве, о том как Москва, спаленная пожаром, французу отдана.

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Литература:

М. Ю. Лермонтов «Сочинения» - Т – I

М – 1988 г.; стр. 154-156.

ЯНВАРЬ.

Тема: «Тула героическая».

ЗАНЯТИЕ № 17.

Рассказ: «Тульская земля – южная крепость».

Цель: Познакомить с историей родного города (древнего).

а) временем и местом основания города;

б) пребывание города, под гнетом татарского ига (в течение 20 лет Тула числилась во владении Гайдулы, жены татарского хана Чанибека);

в) что заставило Московских князей обратить внимание на укрепление Тулы и сделать ее «Южной крепостью».

Ход занятия:

1. Рассказ воспитателя

(см. конспекты «Что можно рассказать детям о нашем городе Туле» - с. 4. («О Тульских засеках»).

2. Сделать альбом «Тула – город Герой»

(с помощью набора открыток).

3. Прочитать детям стихотворение Юрия Щелокова «Есть город в России…»

4. Прочитать стихи Михаила Прокопьевича Кальчугина про Тулу героическую.

ЗАНЯТИЕ № 18.

Экскурсия на площадь Победы.

Цель: 1. Закрепить и расширить знания детей об участии и значении г. героя – Тулы в ВОВ.

2. Воспитывать у детей желание, интерес знать как можно больше о своем         городе  - герое; гордиться его историей, своими земляками.

Ход занятия:

1. Накануне экскурсии побеседовать с детьми о ВОВ:

а) что вы знаете о ВОВ?

б) чьи прадедушки воевали?

в) что знаете об участии г. Тулы (туляков) в ВОВ?

г) какие памятные места в Туле рассказывают о ВОВ (альбом, иллюстрации)

д) какие улицы названы именами героев?

2. Экскурсия (возложить цветы к «вечному огню»).

3. Закончить экскурсию чтением стихов о героической Туле. (Михаила Прокопьевича Кальчугина – нашего земляка).

ЗАНЯТИЕ № 19.

Выставка детских работ на тему «Нам нужен мир».

Цель: 1. Продолжать воспитывать и закреплять у детей патриотические чувства, чувства любви к родному городу (маленькой Родине) и к большой нашей Родине – нашей России.

2. Продолжать развивать чувство гордости за свой народ – русский за свою Родину – великую Россию.

3. Доводить до понимания детей, чтобы сохранить жизнь и все прекрасное на земле, одной любви – мало, надо заботиться о сохранении мира.

Ход занятия:

1. Предварительная беседа с детьми о «мире».

2. Занятие – рисование «Нам нужен мир!».

3. Оформление выставки в спортивном зале (воспитатели).

4. Посещение выставки детских работ на тему «Нам нужен мир!» (всеми детьми детского сада,  сотрудниками детского сада и родителями).

5. После просмотра «выставки» все желающие переходят в музыкальный зал и слушают концерт (песни и стихи о мире).

ЗАНЯТИЕ № 20.

Музыкально-литературный праздник: «Славься, славься День Победы!».
Цель: 1. Расширить знания детей об истории родного города, об участии его в ВОВ и его значении для победы над фашистской Германией.

2. Продолжать воспитывать и закреплять у детей патриотические чувства, чувство гордости за свой город – Герой.

3. Развивать творческие способности детей, артистичность (умение петь, читать, танцевать). Создать праздничную атмосферу и эмоциональный подъем.

4. Предварительная беседа с детьми о ВОВ, об участии г. Тулы в этой войне, о том как Тула не пустила фашистов к Москве и помогла всему русскому народу завоевать Победу в ВОВ;

5. Составление сценария праздника.

Ход праздника:

а) Ведущий: «Тебе 6-ть или 7-мь лет. Ты  родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал оружейного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушить дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весенний утренний сон. Война – это страшно, это смерть и разрушения, это плачь детей, матерей, это – стоны раненых солдат….

б) (Звучат первые такты мелодии песни А. Александрова «Священная война»).

в) Ведущий: (негромко).

«Война началась 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились горда и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух, груженные бомбами, немецкие самолеты. Немецко-фашистские полчища вероломно, без объявления войны напали на нашу страну.

г) Дети читают о начале войны отрывок из стихотворения С. Михалкова «Быль для детей».

д) Ведущий: «Радио известило весь советский народ о начавшейся войне. Советские люди поднялись на защиту отчизны. В те грозные дни начала ВОВ, словно клятва Родине, звучала песня «Вставай, страна огромная».

(исполняют воспитатели, музыкальные руководители)

е) Ведущий: «На смертный бой, с фашистской силой темною встали и наши земляки – туляки».

ж) Ребенок читает стихотворение «Есть город в России» Юрия Щёлокова.

з) Исполняется песня:

«Тульская оружейная».

и) Чтение стихотворения поэта – земляка Михаила Прокопьевича Кольчугина «Солдат с оружейной  улицы»

к) Звучит песня «Тула – Родина моя!»

к) Песня «День Победы» муз. Пахмутовой.

л) Ведущий: (читает):

«О, Тула родная,

Ты – гордость России!

Прославлен твой подвиг в последней войне.

Ты помнишь? В декабрьский день позывные.

Промчались по всей необъятной стране.

Седьмого числа, поутру это было,

вдва занимавшейся только зарей.

Центральное радио нам сообщило

О том, что отныне наш город – герой!

м) Песня «Тула – город – герой»

сл. и муз. Владимира Пашутина.

Литература:

Сборник песен «Мы – наследники Левши»

г. Тула – 1994 г. Владимир Пашутин.

ФЕВРАЛЬ.

Тема: «Тула – город мастеров».

(см.: 1) «Здравствуй мир» А. А. Вахрущев, В. В. Кочемасова, Ю. А. Акимова. стр. 148-150;

2) Книга «Тула – город мастеров».

3) Конспекты).

ЗАНЯТИЕ № 21.

«Рассказ» (о промыслах, ремеслах, традициях).

Цель: 1. Продолжать знакомить детей с народным календарем, особенностями женского и мужского труда в сельской местности.

2. Познакомить с основными обрядами праздников и традиционными блюдами.

3. Закрепить знания основных игр в соответствии с названием праздника, их правилами и обрядовыми куклами.

Ход занятия:

1. Филимоновская игрушка:

расширять представления детей о филимоновской игрушке, истории ее возникновения и видоизменении (см. конспект «Филимоновские городеи»).

2. Тульская городская игрушка:

познакомить с Тульской городской игрушкой, ее отличительными особенностями. Научить отличать ее от других народных игрушек. Познакомить с особенностями лепки и росписи.

3. Белевское кружево:

познакомить с кружевными узорами и приемами его  изготовления. Дать понятия «коклюшка».

4. Гармони: расширить знания детей о гармони, ее разновидностях (боян, аккардион).

5. Из истории куклы:

знать «обрядовые игрушки: пасхальную, кукла – крестец, куклу – плодородие, куклу «куватку», куклу – младенчика.

ЗАНЯТИЕ № 22.

«Экскурсия в музей самоваров».

Цель: 1. Закрепить знания детей об особенностях изготовления  самоваров;

2. Закрепить знания детей об этом промысле.

Ход занятия:

1. Накануне экскурсии:

а) рассказать детям об истории возникновения самоварного промысла в г. Туле;

б) закрепить умение детей ориентироваться в разнообразии самоваров, в их устройстве;

в) Экскурсия в музей самоваров (в сопровождении нескольких родителей).

(см. Конспекты – стр. 12).

ЗАНЯТИЕ № 23.

Экскурсия в музей Оружия.

Цель: 1. Познакомить с разнообразием древнего и современного оружия;

2. Закрепить знания детей о мастерах – оружейниках, прославивших г. Тулу;

3. Познакомить с памятником Петру I.

Ходя занятия:

1. Накануне экскурсии побеседовать с детьми и напомнить о возникновении оружейного промысла, об истории создания оружейного завода;

2. Рассказать детям о приезде в Тулу в 1696 году Петра I, его разговоре с оружейником Никитой Демидовым, о том, как в 1712 году царь Петр I подписал указ о строительстве в Туле оружейного заводе. (см. конспект «Что можно рассказать детям о нашем городе Туле» стр. 5).

Прочитать стихотворение:

«В старину еще на Дробной

Дробь катали старики

Ружья пробовать на пробной

Собирались у реки.

Дула делали на Дульной,

На штыковой – крепкий штык,

Я в своей родимой Туле

К Каисдой улице привык.

                        (М. Кальчугин).

3. Рассказать при Левшу, подковавшего «английскую блоху»

4. Экскурсия в музей оружия (в сопровождении нескольких родителей)

5. Рассмотреть набор открыток «Ружье» (узнать и назвать знакомые)

6. Внимательно рассмотреть на открытке памятник Петру I (Петр изображен у наковальни. У статуи – могучий вид ее высота три метра. Прожженный фартук, высокие ботфорты, сильные руки, молоток – все это прославляет Петра I не только как историческую личность, но и человека труда вообще, человека – умельца. Скульптура – Р. Баха – 1912 г. = 200 летира. Оружейного завода)

7. Чтение стихотворений В .Степанова «Тула – город мастеров» и «Рассказ оружейника».

ЗАНЯТИЕ № 24.

Беседа: «История русского костюма».

Цель: 1. Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

2. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы. Способствовать развитию речи.

3. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре. (см.: «Здравствуй мир!») – Ю. А. Акимовой – с. 150 – з № 24). .

Материал: 1 Иллюстрации с изображением русских национальных костюмов.

2. Куклы в русских национальных костюмах.

3. Записи народных песен.

Ход занятия:

1. Рассказ воспитателя о том, когда человек начал носить одежду?

2. Рассматривание мужской одежды: (рубаха и шорты), головного убора (колпак), верхней одежды (шубы).

3. Рассматривание женской одежды:

а) сорочка;

б) сарафан;

в) душегрея.

Женский головной убор – был разным для девушек и замужних женщин.

Женщины любили украшения: (кольца, бусы и гривны).

Гривна – это украшение в виде обруча на шее.

4. Рассматривание обуви:

в деревне – лапти,

в городе – туфли, сапоги.

5. Рукавицы и «рукавицы перщатые» (перчатки).

МАРТ.

Тема: «Земляки, прославившие Тулу».

ЗАНЯТИЕ № 25.

Экскурсия в Ясную Поляну.

Цель: 1. Увеличить объем знаний детей о Ясной поляне – родине нашего знаменитого земляка – Л. Н. Толстого.

2. Иметь определенный объем знаний о Л. Н. Толстом.

3. Воспитывать чувство гордости, восхищения своими земляками.

Ход занятия:

I. Рассказ воспитателя (накануне экскурсии) о Ясной Поляне:

«В 1921 году Ясная Поляна была объявлена национальной собственностью РСФСР. Началась жизнь музея – усадьбы. В Ясной Поляне все незабываемо: и белые въездные башенки, построенные дедом Льва Николаевича, князем Н. С. Волконским, и дом, где жили Толстые, и комната писателя «под сводами», исполненная тишины, и любимая скамья писателя в елочках, то заснеженная, то погруженная в зеленый шум, Калинов Луг и лесной колодец – все то, что составляет неповторимый мир родины Льва Толстого.

        Много видела и пережила толстовская земля. Много испытаний выпало на долю музея – усадьбы. Во время ВОВ Ясная Поляна с 30 октября по 15 декабря 1941 года была захвачена гитлеровцами и осквернена. Но уже в мае 1942 г. она была реставрирована и открыта для посетителей. А в 1945 г. вернулись из эвакуации все ценности музея.

        В 1986 году музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» был преобразован в мемориальный и природный заповедник. Охрана природной и культурной жизни Ясной Поляны, национального достояния нашего народа, - общая забота и обязанность».

                            (Тульский поэт – В. Л. Лазарев).

II. Рассматривание набора открыток о Ясной Поляне:

1. Общий вид усадьбы «Ясная Поляна»;

2. Большой пруд;

3. У нижнего пруда;

4. главная аллея – «прешпект»;

5. Дом Волконского;

6. Дом – музей Л. Н. Толстого;

7. Передняя;

8. «Уголок серьезных разговоров» в зале;

9. Интерьер зала;

10. Кабинет Л. Н. Толстого;

11. Уголок гостиной;

12. Спальня Л. Н. Толстого;

13. Комната С. А. Толстого;

14. Вид из «библиотечной» комнаты в «секретарскую»;

15. «Комната под сводами»;

16. «Комната для приезжающих» («нижняя библиотечная»);

17. Любимая «скамейка Л. Н. Толстого в Елочках»;

18. Могила Л. Н. Толстого в старом заказе.

III. Экскурсия (привлечь родительский комитет, старшего воспитателя).

Литература:

«Ясная Поляна» - Тула, Приокс. Кн. из-во. 1980 г.

ЗАНЯТИЕ № 26.

«Беседа о Л. Н. Толстом».

Цель: 1. Расширить и углубить знания детей о своем знаменитом земляке – писателе Л. Н. Толстом.

2. Пополнить знания детей и о других знаменитых земляках

(художник – Поленов, писатели: Ушинский, Вересаев, Крылов, Тургенев, Жуковский В. В., Белоусов – основатель парка Тульского).

Ход занятия:

(накануне беседы)

1. Рассказ воспитателя о детстве и отрочестве Л. Н. Толстого (краткая биография писателя).

Литература:

«Детство и отрочество Л. Н. Толстого».

2. Краткий (и в доступной форме) рассказ воспитателя о жизни и деятельности Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.

Литература:

«Ясная Поляна» – Тула, Приок. кн. изд-во, 1980 г. – 48 с. пл.

ЗАНЯТИЕ № 27.

«Другие знаменитые земляки».

Цель: 1. Увеличить объем знаний детей о земляках;

Ход занятия:

Короткий рассказ воспитателя о других знаменитых земляках: художнике – Поленове; писателях: Ушинском, Вересаеве, Крылове, Тургеневе, Жуковском; Белоусове – основателе парка Тульского.

Особенное внимание уделить И. С. Тургеневу и художнику В .Д. Поленову.

Литература:

1. Борис Щербаков «Спасское-Лутовиново» (альбом) – Москва – 1969 г. с. 1 – 72;

2. Комплект открыток «Поленово» (18 шт.)

(Аннотация» Н. Грамолиной).

3. Костомарова, Ю. Сазонов, В. Сафронова «Государственный музей И. С. Тургенева» (путеводитель) – Тула 1979 г.

 ЗАНЯТИЕ № 28.

«Чтение произведений Л. Н. Толстого и их инсценировки».

Цель: 1. Увеличить объем знания детьми детской художественной литературы         Л. Н. Толстого.

2. Показать детям на сказках и рассказах Л. Н. Толстого их воспитательное значение.

(см. 3 и 1 пункты на оборотной странице).

3. Доставить детям удовольствие;

4. Воспитывать послушание, понимание того, что нельзя делать другим  людям зло, а надо делать только добро.

Ход занятия:

1. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (беседа по содержанию произведения; подвести детей к пониманию того, почему умер Лев?

Отчего он страдал? и т. д. Пересказы детей (2-3 реб.).

2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» (Беседа по содержанию рассказа. Подвести детей к пониманию того, как велика была у Филиппка тяга к знаниям. (Пересказы 2-х – 3- х детей).

3. Инсценировка сказки «Три медведя» (роли распределяются заранее; заранее выучен текст всеми героями).

 

Литература:

Л. Н. Толстой: «Быль. Рассказы, сказки».

АПРЕЛЬ.

Тема: «Тула – труженица».

ЗАНЯТИЕ № 29.

«Заучивание гимна Тулы – «Тульская оружейная»».

Цель: 1. Пополнить знания детей о своих земляках, об их трудолюбии.

2. Воспитывать чувство уважения к своему городу и гордости за своих земляков.

Ход занятия:

1. Рассказ воспитателя о трудолюбии туляков.

Литература:

(см. «Что можно рассказать детям о нашем г. Туле», IX вопрос – методич. рекомендации).

2. Заучивание текста гимна г. Тулы («Песенник»)

3. Песни хором гимна: «Тульская Оружейная».

ЗАНЯТИЕ № 30.

Заучивание стихотворений о родном городе.

Цель: 1. Познакомить детей с Тулой, литературной (поэтической)

2. Учить передавать восхищение своим городом, земляками через поэзию.

Ход занятия:

1. Рассказ воспитателя о поэтах, живущих в г. Туле, любящих свой город и написавших о людях свои прекрасные стихи (В. Степанов, Ю. Щелоков, Ч. Чалов, В. Ходулин, М. О. Кольчугин, В. Пашутин).

2. Заучивание стихотворения В. Степанова «Рассказ оружейника». (о туляках – тружениках).

Литература:

1. «Что можно рассказать детям о нашем г. Туле» (VIII вопрос).

ЗАНЯТИЕ №  31.

Разучивание народных игр, песен, хороводов.

Цель: 1. Обогатить знания детей о культуре и традициях родного города (игры, веселье, ряженье, скоморохи, кулачные бои и т. д.)

2. Воспитывать интерес к истории и культуре древнего города Тулы.

Ход занятия:

1. Рассказ воспитателя об обрядовых играх, веселье, всевозможных зрелищах, ряженых, скоморохах – потешных молодцов, уличных акробатах, кулачных боях, катаньях в санках, хороводах, лапте;

2. Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы;

3. Разучивание:

а) песни о березке («Во поле береза стояла…»);

б) хоровода;

в) игры «гори, гори лето…»

Литература:

Методические рекомендации: «Что можно рассказать детям о нашем г. Туле»   (VII в.) 

ЗАНЯТИЕ №  32.

Широкая масленица.

Цель: 1. Пополнить знания детей о народном празднике «Масленица», который на Руси и в нашем городе любят и очень широко празднуют до сих пор;

2. Довести до сознанья детей, как необходимо молодым людям помнить  традиции, обряды старины, так как древняя культура нашего города – это часть общей культуры нашего города.

Ход занятия:

1. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси, в Туле;

2. Рассказы детей: (2 – 3 и) что они знают о Масленице, как празднуют в семье, с родителями;

3. Разучивание закличек солнца на сретение (15 февраля), масленичных приговоров, игр;

4. Знакомство с приметами сретенья.

5. Чтение рус. нар. сказки «Как весна зиму поборола»

Литература:

Ю. А. Акимова: «Здравствуй мир». стр. 158-160.

МАЙ.

Тема: «Про отцов и дедов помнить от века завещано…»

ЗАНЯТИЕ № 33.

Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы ВОВ:

Цель: 1. Закрепить и обогатить знания детей об участии города Тулы в ВОВ, значение этого участия.

2. Воспитание чувства гордости за свой любимый, родной город – Герой – Тулу.

3. Учить детей знать и помнить с благодарностью о своих родственниках, участвовавших или погибших в годы ВОВ.

Ход занятия:

1. Чтение воспитателем стихотворения Владимира Пашутина «Тула – город Герой».

2. Беседа с детьми о ВОВ: а) что вы знаете о войне? б) чьи прадедушки воевали? в) что знаете об участии г. Тулы в ВОВ? г) какие памятные места в Туле рассказывают о ВОВ (альбом, иллюстрации).

Литература:

Г. Чуднов «История Тульского края» - Тула – 2000г.

(стр. 271. «Героическая оборона г. Тулы»).

3. Рисование: «Каким я вижу мир».

4. Пение: «День Победы». (А. Пахмутовой).

ЗАНЯТИЕ № 34.

Рассматривание фото из семейных альбомов, фото военной поры:

Цель: 1. Продолжить воспитывать и закреплять у детей патриотические чувства, чувства любви к родному городу – Туле (маленькой Родине) и к большой нашей Родине –  России.

2. Доводить до понимания детей, чтобы сохранить жизнь и все прекрасное на земле, одной любви – мало, надо заботиться о сохранении мира!

Ход занятия:

1. Рассказы детей о своих родственниках;

2. Изготовить альбом: «Нам Победу дали деды» (поместить фотографии, вырезки из газет, рисунки);

3. Чтение стихотворений о ВОВ, Победе;

4. Рисование на асфальте: «Я берегу свою Родину».

Литература:

1. Г. Чуднов «История Тульского края» (раздел «Героическая оборона г. Тулы).

2. Стихи: а) Ю. Щелокова: «Есть город в России…»

б) М. Кальчугин: «Солдат с оружейной улицы»

в) Вл. Пашутина: «Тула – город – Герой!».

ЗАНЯТИЕ № 35.

Беседа на тему: «Человек жив до тех пор, пока его помнят».

Цель: 1. Продолжить воспитывать чувство гордости за свой народ – русский; за свою Родину – великую Россию.

2. Довести до понимания детей, кому они должны быть благодарны за то, что они живут в мире и свободной стране, и никогда об этом не забывать.

Ход занятия:

1. Вопросы к детям:

а) как они понимают выражение: «человек жив до тех пор, пока его помнят…»?

б) что надо делать, чтобы никто не был забыт? (песни, стихи, книги, кино, газеты, альбомы, памятники, стелы, мемориальные доски, вечный огонь);

2. Рассказы детей о том, где они видели, знают такие «памятные» места (памятник неизвестному солдату; афганцам; вечный огонь, стела на пл. Победы).

3. Небольшой концерт (силами детей, воспитателей, муз. рук.) – (стихи и песни о ВОВ).

Литература:

1. Г. Чуднов «История Тульского края» (раздел «Героическая оборона Тулы»);

2. Набор открыток: «Город – Герой»;

3. Альбом: «Нам Победу дали деды»;

4. Иллюстрации, фотографии о ВОВ, серия картин: «Никто не забыт, ничто не забыто».

ЗАНЯТИЕ № 36.

Педагогическая диагностика № 3 – комплексный.

VI ч. – Целевые ориетиры:

Воспитанник должен:

Где наши корни ?

Мой микрорайон

Мой район

Древности земли Тульской

Тула- героическая

Тула– город мастеров

Земляки, прославившие Тулу

Тула-труженница

Про отцов и дедов помнить от века завещано

Знать:

Ф. И. О. родителей, где работают.

Ф.И. бабушки, дедушки.

Ф. И. прабабушки

Ф.И. продедушки

Воевал ли продедушка?

Имя всех родственников(родственные связи)

Свой адрес.

Название своей улицы.

Название близлежайщих улиц: (Фрунзе, Демонстрации, Революции).

Место нахождения зданий: «Почты», «Библиотеки»; «Аптеки», «Школы», «Гимназии»

Название района.

Название достопримечательностей, предприятий района.

Название главных улиц района: (Фрунзе, пр-т Красноармейский, пр-т Ленина. На какой улице детский сад?

Название древних и современных улиц города. А сколько лет нашему городу?

 Почему наш город носит название «Тула?»

В каком году было положено начало нашего города? (1146 г.).

Дату постройки Кремля.

Понятие «большая Родина» (столица России). Понятие «маленькая Родина» - наш любимый город Тула. Об участии жителей Тулы в ВОВ.

Почему Тулу называют город-героем?

 

Основные элементы росписи и цветовой гаммы филимоновской игрушки. Об устройстве и разнообразии саамов.

О возникновении пряничного производства в Туле. О возникновении оружейного промысла. О создании храматич. гармонии и ее создателе Д. Б. Белобородове.

Где родился и жил Л. Н. Толстой? За что мы любим нашего земляка Л. Н. Толстого? О других знаменитых земляках, писателях: Ушинском, Вересаеве, Крылове, Жуковском, В.В. Белоусове – основателе парка тульского

Знать текст гимна своего родного города(«Тульская оружейная»).

Знать поэтов, живущих в г. Туле (В. Степанов, Ю. Щелоков, Ч. Чалов, В Ходулин, М. П. Кольчугин, В. Пашутин).

Заучить стихотворение В .Степанова «Рассказ оружейника»  ( о туляках)

О празднике Победы (9 мая) Значение участия города Тулы в ВОВ. Знать, чьи прадеды воевали в ВОВ. Знать, какие памятные места рассказывают о вОВ: памятник неизвестному солдату, вечный огонь, стела на пл. Победы

Иметь представление:

Об истории своего рода, о  своих корнях.

Представление о разнообразии архитектурных построек.

О символическом изображении: улиц, города, рек на карте

О плане Тульского кремля.

О названии башен кремля.

О «Куликовском сражении».

О ВОВ: (рассказы воспитателей, книга иллюстрации, фотографии, альбомы.

1) Об основных особенностях филимоновской игрушки от других народных игрушек (например – дымковской)

2) Об истории возникновения самоварного промысла в Туле.

3) Об истории создания оружейного завода

Иметь представление о творчестве знаменитого земляка В. Д. Поленова (Набор открыток: «Поленово» иллюстрация рассказ воля)

Обогатить знания детей о культуре и традициях родного города (игры, веселье, ряженье, скоморохи, кулачные бои и т. д.) – воспитывать интерес к истории культуре древнего г. Тулы.

Что надо делать, чтобы никто не был забыт? (песни, стихи, книги, кино, газеты, альбомы памятники, стелы, мемориальные доски, вечный огонь).

Кому они должны быть благодарны за то, что они живут в мире и свободной стране. Об этом забывать нельзя!

Уметь:

Изготовить генеологическое дерево.

Нарисовать свой дом, квартиру, свой уголок. Рассказать о соседях друзьях.

Изготовить план-схему «Мой микрорайон».

На карте своего района найти свою улицу, улицу детского сада.

Рассказать о своей улице все, что знаешь

Объяснить значение слов: «архитектура», «стиль», «церковь», «собор», «кремль».

Название улицы, носящие имена героев ВОВ, памятники

1) Уметь вылепить филимоновскую игрушку

2) Уметь назвать форму самовара (настоящие или «набор открыток»

3) Уметь рассказать о мастерах-оружейниках: Никите Демидове, Левше, подковавшего «английскую блоху»

Уметь пересказать произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка», «Филиппок», «Косточка», «Прыжок».

Инсценировать сказку «Три медведя»

Рассказы детей о том, что они знают о масленице, как празднуют в семье, с родителями.

Отличить русский народный костюм по его национальным особенностям, вариантам украшений, цветовой гаммой

Собрать иллюстрации, фотографии, газетные вырезки о ВОВ и назвать эту папку: «Никто не забыт, ничто не забыто».

VII ч. Педагогическая диагностика.

I.

Педагогический анализ № 1 (сентябрь) – комплексный.

Цель: получить общее представление о знаниях детей по вопросам краеведения.

Вопросы к детям:

1. Назовите свое имя

2. Как зовут родителей?

3. Кем они работают?

4. Как зовут бабушку? дедушку?

5. Кем они работают или работали раньше?

6. Назовите свой адрес

7. Почему названа улица именно так?

8. В каком районе вы живете?

9. Какие достопримечательности в районе ты знаешь?

10. В каком городе ты живешь?

11. Почему он так называется?

12. Чем славится наш город?

13. Какие земляки прославили наш Тульский край?

II.

Педагогический анализ № 2 (декабрь).

Цель: контрольный срез по параметрам.

Параметры:

1) «Я, моя семья»

2) «Тула – город родной»

3)  «Тула – город мастеров»

4) «Тула – героическая»

5) «Земляки, прославившие город»

Определение уровня ЗУН дошкольников проходит по пятибалльной системе.

5 б – Высокий уровень;

4 б – Выше среднего уровня»

3 б – Средний уровень;

2 б – ниже среднего уровня;

1 б – низкий.

III.

Педагогический анализ № 3 (май) – комплексный.

Цель: итоговая диагностика ЗУН дошкольников.

Вопросы к детям:

1. Что такое семья?

2. Скажи своё имя  и  отчество.

3. А почему у тебя такое отчество?

4. А какое имя и отчество у твоего папы?

5. А почему у него такое отчество?

6. Как называется твой родной город?

7. А как называется улица, на которой ты живешь?

8. На какой улице находится детский сад?

9. Какие здания находятся недалеко от детского сада?

(«Почта», «Аптека», «Школа», «Магазин» продуктовый)

10. Как называется наш район? (Советский)

11. Какие достопримечательности своего района ты знаешь?

 (Парк им. «Белоусова»,  сквер с памятником афганцам; «Театр», «Цирк», «ТЮЗ», «Кремль» и т. д.)

12. Знаешь ли ты, почему наш город носит название «Тула»? (летопись от 1146 г.)

13. А что ты знаешь о Куликовской битве?

14. Как ещё называют наш родной город? (Тула-город-Герой)

15. Как ты думаешь, почему его так называют?

16. Чем еще знаменит наш город? (самовары, гармони, ружья и т.д.)

17. По чьему указу началось в Туле строительство Оружейного завода (по указу Петра I в 1712 г.)

18. Где жил наш знаменитый и любимый писатель Л. Н. Толстой («Ясная поляна»)

19. Назови других знаменитых земляков, прославивших наш родной город (В. Д. Поленов, Белоусов, В. Вересаев, И .С. Тургенев).

Определить уровень достижения  целевых ориентиров детей по 5-ти бальной системе:

5 б – Высший уровень;

4 б – Выше среднего уровня»

3 б – Средний уровень;

2 б – ниже среднего уровня;

1 б – низкий.

VIII. Перечень основных средств обучения.

1). «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Петровой, Т. С. Комаровой. М., 2006 год.);

2) О. А. Кончина, Л. В. Свирская «Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет «Ключ к открытию мира»;

3) Книга «Грани Тульского Зодчества»;

4) А. А. Вахрушев, Ю. А. Акимова «Здравствуй мир!»;

5) Карта Тульской области;

6) Карта Советского района;

7) Карта России;

8) «Поле Куликово» (набор открыток);

9) В. Н. Ашурков «На поле Куликовом»;

10) Карта «Куликовская битва»;

11) План–схема Тульского Кремля;

12) М. Ю. Лермонтов «Сочинения» - Т. I М., 1988 г.; стр. 154-156

(отрывок из «Бородинского сражения»);

13)Альбом: «Тула-город-Герой»;

14) Произведение Юрия Щёлокова «Есть город в России…»;

15) Кальчугин Михаил Прокопьевич «Мой город – Герой»;

16) Плакаты, иллюстрации, книги о ВОВ;

17) Выставка детских работ на тему: «Нам нужен мир!»;

18) Слушание песни А. Александрова «Священная война»;

19) Отрывок о ВОВ из стихотворения С. Михалкова «Быль для детей»;

20) Слушание песен: 

«Вставай страна огромная!»; «Тульская оружейная»; «Тула – Родина моя»;

21) Чтение стихотворений о ВОВ: 

- Юрия Щелокова: «Есть город в России»

- Михаила Прокопьевича Кальчугина: «Солдат с оружейной улицы»;

22) Слушание песен:

-«День Победы» муз. Пахмутовой

- «Тула – город – Герой»

сл. и муз. Владимира Пашутина;

23) Сборник песен: «Мы – наследники Левши» г. Тула – 1994 г. Владимир Пашутин;

24) Книга: «Тула – город мастеров»;

25) Книга: «Филимоновские городеи»;

26) Книга: «Тула – город – мастеров»;

27) Набор открыток: «Самовары»;

28) Набор открыток: «Ружье»;

29) Стихотворение М. Кальчугина:

 «В старину еще на Дробной

Дробь катали старики….»;

30) Рассказ про Левшу, подковавшего «английскую блоху»;

31) рассматривание на открытке памятника Петру I (Петр изображен у наковальни);

 Скульптура – Р. Баха;

32) Чтение стихотворений Вл. Степанова:

- «Тула – город мастеров»;

 - «Рассказ оружейника»;

33) Иллюстрации с изображением русских национальных костюмов;

34) Куклы в русских национальных костюмах;

35) Записи народных песен;

36) Набор открыток о «Ясной Поляне»

37) Литература: «Ясная Поляна» - Тула, Приок. кн. из-во. 1980 г.;

38) «Детство и отрочество Л. Н. Толстого»

39) «Ясная Поляна» - Тула, Приок. кн. изд-во, 1980 г. 48 с.;

40) Борис Щербаков «Спасское – Лутовиново» (альбом)  - Москва – 1969 г., с. 1-72;

41) Комплект открыток «Поленово» (18 шт)

Изд-во «Планета» М., 1980 г.

(«Анн. тация». Н. Грамолиной);

42) Костомарова, Ю. Сазонов, В. Сафронова «Государственный музей И. С. Тургенева» (путеводитель) - Тула, 1979 г.;

43) Л. Н. Толстой: «Быль, рассказы, сказки»;

44) Заучивание текста гимна г. Тулы («Песенник»);

45) Пение хором гимна: «Тульская оружейная»;

46) Заучивание стихотворения В. Степанова: «Рассказ оружейника» (о туляках – тружениках);

47) «Что можно рассказать детям о нашем г. Туле?» (см.: «Методические рекомендации» по краеведению» (VII в, VIII в.);

48) Ю. А. Акимова: «Здравствуй мир» стр. 158-160;

49) Г. Чуднов «История Тульского края» – Тула – 2000 г.

(стр. 271 «Героическая оборона г. Тулы»;

50) Рисование: «Каким я  вижу мир!»;

51) Слушание и пение: «День Победы!» (А. Пахмутовой);

52) Г. Чуднов: «История Тульского края» (раздел «Героическая оборона г. Тулы»);

53) Стихи:

а) Ю. Щелокова: «Есть город в России»

б) М. Кальчугин: «Солдат с оружейной улицы»

в) Вл. Пашутина: «Тула – город – Герой!»;

54) Набор открыток: «Города – герои»;

55) Альбом: «Нам победу дали деды»;

56) Иллюстрации, фотографии о ВОВ, серия картин: «Никто не забыт, ничто не забыто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Краеведение" для детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, свя...

фрагмент рабочей программы по краеведению

методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...

Рабочая программа по краеведению

Рабочая программа по краеведению для подготовительной группы...

Рабочая программа по краеведению

Рабочая програма по краеведению  в старшей группе детского сада...

рабочая программа по краеведению для детей 5-7 лет

Рабочая программа расчитана на обучение детей 5-7: 1- год старшая группа, 2- год...

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувст, воспитания уважения к малой Родине, гордости за своих земляков....