ПРОЕКТ «МОЯ РОДИНА – КУЗБАСС!» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему
Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_rodina_-_kuzbass_3.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«МОЯ РОДИНА – КУЗБАСС!»
для детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Цель и задачи проекта………………………………………………………….4
Этапы проведения проекта…………………………………………………….5
Предполагаемый результат……………………………………………………6
Материально-технические ресурсы…………………………………………...7
Этапы реализации проекта………………………………………………..……8
Список литературы…………….……………………………………………….11
Приложение 1
Пояснительная записка
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, родителей и воспитанников. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства: сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по формированию чувства сопричастности к своему краю.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Виду того, что произошли существенные изменения в развитии системы образования - это способствовало обновлению содержания дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В Законе Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. N 110-ОЗ "Об образовании в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 29 ноября 2000 г. N 821) (с изменениями от 12 апреля, 19 декабря 2001 г., 23 апреля, 23 декабря 200 в главе первой говорится о том, что «национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов определяет содержание, требования и объем знаний истории, природы, культуры, экономики, политико-правового устройства Кемеровской области в образовательных программах».
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию края, родного села;
- у 55 % детей отмечается низкий уровень знаний истории края, родного села;
- 60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села из-за высокой занятости;
- 40 % родителей затрудняются в знании истории края, родного села;
- 20 % родителей не знают и не хотят знать историю села и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя Родина - Кузбасс!».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи проекта
- Дать знания детям о родном посёлке: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в селе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Белово.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Кемеровской области.
- Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с культурой и традициями Кемеровской области.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Образовательные области
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: (октябрь 2018г. - апрель 2019г.).
Основной раздел программы: Познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.
Этапы проведения проекта
I. Информационно-накопительный:
- изучение интереса детей для определения целей проекта;
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
- Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной жизни деятельности, на темы: «Моя Родина – Кузбасс!».
- Оформление альбомов “Красная книга Кемеровской области”, «Птицы Кемеровской области».
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае».
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной». - Акция «Сделаем наш край чище» (совместно с родителями).
- Лепка «Животные и птицы Кемеровской области».
- Экскурсии и фото экскурсии по посёлку.
- Разучивание стихов, песен о Кузбассе.
- Оформление музыкального уголка в русских традициях.
- Изготовление макета Беловской ГРЭС.
III. Презентационно - завершающий
- Открытое занятие: «Моя Родина – Кузбасс!».
- Выставка продуктов детской деятельности, совместная деятельность «Родитель + ребёнок»: рисунки, макет, стенгазета.
IV. Контрольно-рефлексивный
- Подведение итогов. Итоговым результатом является педагогическая диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
Методы проекта:
- наблюдение;
- совместные игры;
- анкетирование детей «Что ты знаешь о своем поселке?» и родителей «Наш родной поселок»;
- познавательные НОД;
- беседы, экскурсии, целевые прогулки.
Предполагаемый результат:
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- освоение доступных знаний об истории родного края;
- приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект реализуется в рамках МБДОУ детский сад № 51 «Ёлочка» в 2018 – 2019 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности воспитателя и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
Материально-технические ресурсы,
необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы;
- подбор произведений русского народного творчества;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- подготовка разного вида бросового материала;
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
- выставки книг, рисунков, поделок;
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, приёмной (для родителей – информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты).
Этапы реализации проекта
Тема | Цель | Вид, результат деятельности | |||||
ОКТЯБРЬ | |||||||
«Государственная символика родного края» | Формировать представления детей о государственных символах родного края – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к родному краю. | Разучивание стихотворений о родном крае. | |||||
Экскурсия в библиотеку | Познакомить детей с общественными зданиями пгт. Инской, их назначением расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержания и значимости труда для жителей; воспитывать правила культуры поведения на улицах и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему селу, заботу о его красоте и чистоте. | Подклеивание книг в группе; изготовление детьми книжки - малышки. | |||||
НОЯБРЬ | Конкурс рисунков. |
«Достопримечательности родного села» целевая прогулка к памятнику В.И.Ленина | Закрепить знания детей о достопримечательностях поселка. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками поселка. | Ситуативная беседа. |
«Предприятия родного края» | Расширять знания о предприятиях края, изготавливаемой продукции. | Конкурс рисунков. |
ДЕКАБРЬ | ||
Экскурсия «Путешествие по поселку» | Познакомить детей со своей малой родиной, улицами поселка Инской, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улицах, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой поселок. | Изготовление макета «Детский сад» |
«Русская изба» | Приобщать детей к истории нашего народа, обустройству быта. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Сравнивать особенности старого и современного быта. | Дидактическая игра «В русской избе» Оформление музыкального уголка в русских традициях |
ЯНВАРЬ | ||
Игра – путешествие «Кемерово – столица Кузбасса» | Формировать у детей понятия о столице Кузбасса; воспитывать патриотические гражданские чувства. | Беседа «Кемерово – столица Кузбасса» |
Игра-путешествие Моя Родина - Кузбасс!» | Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. | Конкурс рисунков «Мы в крае Кузнецком живем». |
ФЕВРАЛЬ | ||
«Знай и люби родную природу» | Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Разучивание стихов, загадывание загадок о родной природе. |
МАРТ | ||
«Флора и фауна Кемеровской области» | Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края. | Лепка «Животные и птицы Кемеровской области |
Акция: «Сделаем наш край чище» | Наглядно показать, что у ненужных вещей есть вторая жизнь. Научить детей делать интересные поделки из бросового материала приобщая к экологическому воспитанию. | Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями |
АПРЕЛЬ | ||
«Птицы Кемеровской области» | Формирование знаний о птицах Кемеровской области, поиск необходимой информации совместно с родителями. | Изготовление альбома. Д/игра «Собери картинку». |
Игра – соревнование «Найди отличия» | Сравнивать особенности старого и современного поселка. | Две команды: Кто больше назовет отличий тот и победитель. |
МАЙ | ||
Итоговое родительское собрание. Круглый стол «Родной свой край люби и знай». | Выявление усвоенных знаний родителями. | Викторина для родителей «Наш край». |
Список литературы
1. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
2. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
3. Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области»
4. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
5. М.А. Всильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»
6. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
7. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
8.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
9. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
10. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4.
11. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
12. Материалы из Интернет.
Приложение 1
Анкета для детей «Что ты знаешь о своем поселке?»
1. Как называется наша страна?
2. Как называется поселок, в котором ты живешь?
3. Кто основал наш город?
4. Сколько городу лет?
5. Какие главные улицы и площади ты знаешь?
6. Как называется улица, на которой ты живешь? Почему она так называется?
7. Памятники каким знаменитым людям ты знаешь у нас в поселке, городе?
8. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?
9. Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Анкета для родителей «Наш родной поселок»
1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к истории нашего поселка?
2. Как проявляется этот интерес?
3.Что больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, и т.д.)?
4. Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?
Приложение 2
Сюжетно – ролевая игра: «Разрез»
Цель: Продолжать расширять знания детей о предприятиях поселка, работниках разреза. Помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли | Ролевые действия | Ролевые диалоги | Создание условий для игровой деятельности | Сюжетные линии | Связь игры с разделами программы | |
Окружающий мир | Ручтруд | |||||
Начальник | Выдает наряд на выполнение работ | Сегодня необходимо выдать 5 тон угля на угольный склад | Кабинет, книга нарядов, ручка, каска белая | Подписывание разных документов, путевок | Беседа «Наш угольный край» | Апплика-ция «Грузовая машина с углем» |
Мастер | Контролирует работу за качество выполненной работы, несет ответственность за рабочего | Проверяет и отзванивается начальнику о выполнении данной работы
| Необходимые атрибуты: путевка, каска белая | Помогает рабочим | Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны» |
|
Водители | Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки Перевозит груз, ведёт машину. | Работники общаются между собой во время обеда и по рации | Необходимые атрибуты: путевка, инструменты аптечка, каска | Ремонтируют свои белазы | Изготовление Макета «Разрез» | |
Машинист бульдозера | Управляет бульдозером, сгребает в кучу уголь, на угольном складе | |||||
Экскаваторщик | Управляет экскаватором, добывает уголь нагружает уголь в кузов. | Работники общаются между собой во время обеда и по рации | Необходимые атрибуты, экскаватор «уголь» | |||
Бензоправщикк | Заливает в машину бензин, | Устанавливает очередь. - Сколько литров бензина вам нужно залить? | Бензоправка, касса, чеки | Заказывает бензин, | ||
Диспетчер | Даёт указания об отправлении машины. | Внимание белаз номер 8, отправляется за углем, бульдозер №10 отправляется на угольный склад | Рупор, необходимые атрибуты. | |||
Медсестра | Осматривает работников, выдает пропуски водителям, | Проходите пожалуйста, возьмите ваш пропуск. - Что у вас случилось? | Медицинский кабинет, необходимые атрибуты | оказывает первую медицинскую помощь |
Сюжетно – ролевая игра: «Шахта»
Цель: Продолжать расширять знания детей о предприятиях поселка, работниках шахты. Помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли | Ролевые действия | Ролевые диалоги | Создание условий для игровой деятельности | Сюжетные линии | Связь игры с разделами программы | |
Окружающий мир | Ручной труд | |||||
Начальник | Выдает наряд на выполнение работ | Сегодня необходимо добыть 2 тонны угля | Кабинет, книга нарядов, ручка, каска белая | Подписывание разных документов, путевок | Беседа «Мы в крае Кузнецком живем». | Аппликация «Мой папа шахтер» |
Мастер | Контролирует работу за качество выполненной работы, несет ответственность за рабочего | Проверяет и отзванивается начальнику о выполнении данной работы Возьмите пожалуйста ваш фонарь и самоспасатель Общаются между собой | Необходимые атрибуты: путевка, каска белая | Помогает рабочим | Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны» | Изготовление Макета «Шахты» |
Лампов-щица | Отмечает спуск подъем рабочего с шахты | Кабинет в котором находятся самоспасатели и фонари | Уборку в своем кабинета, заряжает фонари. | |||
Рабочие | Выполняют работу по наряду начальника | Необходимые атрибуты, каска, роба, рабочие инструменты | ||||
Медсестра | Осматривает работников, выдает пропуски на спуск в шахту | Проходите пожалуйста, возьмите ваш пропуск. - Что у вас случилось? | Медицинский кабинет, медикаменты, медицинское оборудование | оказывает первую медицинскую помощь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Безопасные дороги детям»
Паспорт проекта по ОБЖдля детей старшего дошкольного возраста«Безопасные дороги детям» Разработала: Белкина Марина Александровна воспитатель группы №2,первая категория...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...
Проект «Моя Родина – Кузбасс» (для детей старшего дошкольного возраста)
Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Формировани...
Квест-игра «Путешествуем играя - изучаем наш Кузбасс» для детей старшего дошкольного возраста
Квест-игра «Путешествуем играя - изучаем наш Кузбасс»для детей старшего дошкольного возраста...