ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioty.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
через реализацию проекта по патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
ГБДОУ детского сада № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, посвященного 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне
«Никто не забыт, ничто не забыто».
«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству…..»
Д.С. Лихачев
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения [4]. Это сложный процесс, который происходит на уровне мыслей, чувств и воли личности человека. В связи с этим, нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
-нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
-нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
-нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
-нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [4].
Нравственное воспитание (грамотное, целенаправленное или протекающее стихийно) начинается уже с получения малышом первого социального опыта. При постепенном расширении взаимодействий его с другими людьми, увеличении социальных связей и отношений между ними результаты такого воспитания усиливаются и оставляют все более глубокий след в формирующемся характере ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных понятиях, которые выражаются, прежде всего, в эмоциональном отношении ребенка к ним и стремлении действовать в соответствии с ними. На этих представлениях строится внутренний стержень личности человека – его отношение к себе и окружающим людям, к миру в целом. Именно в этот период закладываются интерес, уважение, любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу к своей семье.
Чувство нравственности и патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего детства. Дошкольное детство - время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес, уважение, любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу к своей семье.
Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого, - семьей, домом, городом, в котором живешь, местами нашей необъятной Родины, в которых уже, возможно, побывал. Большое влияние на формирование нравственных эталонов ребенка оказывает богатство народного наследия: песни, сказки, пословицы и поговорки, игры, обряды произведения искусства народных ремесел и др. Особенно важную роль оно играет в развитии чувства патриотизма и нравственности при становлении нравственного облика личности. Только впитывая исторические ценности и традиции своего народа, человек сможет вырасти истинным патриотом своей страны. Очень точно эту мысль высказал А.Д. Нечволодов — член Императорского Русского военно-исторического общества, в предисловии своей книги «Сказания о русской земле» в начале XX века. «Действительно, твердой опорой и неколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история...» [5].
В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять границы представлений детей о Родине, включая исторический аспект, связанный со становлением Руси, важными историческими событиями в жизни России. Рассказывая старшим дошкольникам об исторических событиях России, о ее людях, включая их в проектную деятельность, мы стараемся дать импульс формирования духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности воспитанникам, а включая родителей в этот процесс, вспомнить о своих корнях, о своих предках, о членах семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне, пережили блокаду Ленинграда.
Значительную помощь в формировании нравственно-патриотических чувств оказывает работа по этнокалендарю, который позволяет, прежде всего, помнить об этнокультурных традициях, обрядности, обычаях русского народа, воспитывает толерантность. Это не только народные праздники, связанные с вероисповеданием, природными явлениями, но и праздники, события, наполненные патриотическим содержанием и смыслом: День Победы, День защитника Отечества, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День города. На праздники, связанные с событиями Великой Отечественной войны, приглашаются ветераны войны и ветераны педагогического труда, многие из которых пережили детьми трагедию блокадного города. Дошкольники с огромным интересом слушают рассказы ветеранов о прошедших событиях, проникаются переживаниями взрослых. К Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, силами взрослых (родителей, сотрудников ГБДОУ) и детей организуется временная экспозиция (мини-музей), который наполняется экспонатами, принесенными из домашних архивов, детскими поделками и рисунками на военную тему. В мае 2014 года дети и родители нашего сада участвовали в городской акции «Бессмертный полк». Ежегодно в преддверии дня Победы дети, воспитатели и родители возлагают цветы к памятнику Г.К. Жукову на проспекте Славы. В группах для детей старшего дошкольного возраста созданы уголки о Санкт-Петербурге, воспитателями и специалистами проводится совместная, проектная деятельность по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями района, города, историческими событиями. Так как внутренний мир ребенка, его нравственные основы берут свое начало из ближайшего окружения ребенка — его семьи, во взаимодействие были включены и родители.
В результате осуществления этого вида деятельности дети обогатили свой опыт в соответствии со своими возрастными особенностями о своей стране; основных народных праздниках, обрядах и традициях; о главных исторических лицах России и героях великой Отечественной войны, о жителях блокадного Ленинграда, наблюдается развитие устойчивого интереса к изучению истории, искусства и традиций своей страны не только у детей, но и у большей части родителей: родители вместе с детьми стали чаще совершать прогулки и экскурсии по городу; с каждым разом все более активно включались в деятельность по выполнению совместных творческих заданий, организации и проведении праздников.
В связи с проводимой работой по формированию нравственности и патриотизма появилась потребность поделиться своим опытом с коллегами, повысить профессиональную компетентность педагогов в области развития нравственности и патриотических чувств у детей, обогатить содержание проводимой работы, разнообразить виды деятельности. Было принято решение об установлении сотрудничества (сетевого взаимодействия) между ГБДОУ детским садом № 60 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и ГБДОУ детским садом № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
В рамках сетевого взаимодействия в 2013-2014 уч. году проводился обмен опытом педагогов наших учреждений в форме семинаров, консультаций.
В мае 2014 года был проведен круглый стол на тему «Вопросы воспитания дошкольников в современных условиях». Участниками мероприятия было отмечено, что проблема нравственно-патриотического воспитания детей на сегодняшний момент является актуальной. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети не могут стать патриотами, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Поэтому на ступеньке дошкольного образования взрослые должны сформировать у ребенка элементы патриотизма, посеять зерна нравственного поведения, которые впоследствии станут базой для воспитания гражданина и патриота своей страны.
Учитывая актуальность данной темы и в преддверии 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне, было решено продолжить взаимодействие между нашими учреждениями в 2014-2015 уч. году в рамках реализации долгосрочного проекта «Никто не забыт и ничто не забыто», как наиболее эффективного метода организации процесса обучения, воспитания и развития дошкольников. Военная тема трудно воспринимается детьми, но без нее невозможно становление гражданской позиции, воспитание патриотических чувств дошкольников. К участию в проекте были приглашены общественные, культурные, образовательные организации: детская библиотека № 9 Фрунзенского района «Сказка», ГБОУ СШ №201 Фрунзенского района, Совет ветеранов Фрунзенского района, жители блокадного Ленинграда, военно-патриотический клуб «Пересвет» при ГБОУ СШ № 443 Фрунзенского района.
При разработке проекта учитывались комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с учетом традиций, сложившиеся в наших учреждениях, желание и возможности педагогов и воспитанников.
КАРТА ПРОЕКТА
Участники:
1. Воспитанники старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
2. Родители (законные представители) воспитанников.
3. Заведующие учреждениями.
4.Старший воспитатель, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.
5. Воспитатели.
6. Детская библиотека № 9 «Сказка, заведующий.
7. ГБОУ средняя школа №201Фрунзенского район,заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель музея экипажа гвардейской подводной лодки Л-3 «Фрунзевец».
8. Совет ветеранов Фрунзенского района, жители блокадного Ленинграда, председатель Совета ветеранов, ветераны, жители блокадного Ленинграда.
9. Военно-патриотический клуб «Пересвет» при ГБОУ средняя школа №443 Фрунзенского района, педагоги, учащиеся старшей школы.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь-май)
Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к городу, стране на основе расширения представлений детей о событиях военных лет, о городе-герое Ленинграде, о ленинградцах, живших и защищавших город в годы Великой Отечественной войны.
Задачи проекта: (для детей)
- Пополнение знаний детей о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; ознакомление с историческими фактами военных лет.
- Формирование у детей интереса к истории своего города, событиям прошлых лет.
- Обобщение и систематизация знаний детей о городе Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, людях, отстоявших город-герой.
- Ознакомление с памятниками и памятными местами, связанными с событиями Великой Отечественной войны Санкт-Петербурга.
- Формирование коммуникативных навыков детей, знакомство с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к участникам Великой Отечественной войны, блокадникам, памятникам войны.
Задачи проекта: (для педагогов)
- Создание в ГБДОУ предметно-развивающей среды для реализации проекта.
- Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
- Повышение профессиональной компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Задачи проекта: (для родителей)
- Привлечение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию ребенка в семье через знакомство с военным прошлым своей семьи, нашего города и страны.
- Формирование у родителей активной позиции в воспитании у детей чувства патриотизма.
- Создание единого образовательного пространства через совместную деятельность педагогов, родителей и ребенка.
Прогнозируемый результат:
На уровне ребенка:
Обогатятся представления детей о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны, героизме жителей Ленинграда, детей в годы блокады;
Появится чувство гордости за стойкость и самоотверженность земляков в период Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у детей старшего дошкольного возраста к ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам и пожилым людям, желание оказать им помощь и заботу; умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной и коллективной деятельности.
На уровне педагогов:
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Повысится способность педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций патриотической направленности.
На уровне родителей воспитанников:
Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции, улучшится взаимопонимание родителей с детьми через совместную творческую деятельность.
Мероприятия проекта в рамках сетевого взаимодействия
между ГБДОУ детским садом № 60 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и ГБДОУ детским садом № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт и ничто не забыто»
- Участие в районных, городских, всероссийских конкурсах рисунка «Наша Победа»;
- Сбор материалов для создания временной экспозиции «Помнить, чтобы жизнь продолжалась»
- Интервьюирование детей на тему «Что я знаю о войне?»
- Круглый стол участников проекта по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Никто не забыт, ничто не забыто» (ГБДОУ д/с № 60 и ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 63)
- Концерт, посвященный памяти о начале блокады Ленинграда
- Фотовыставка «Памятники, посвящённые военным событиям на карте моего района» – совместно с родителями
- Цикл тематических бесед «На привале» (военные профессии; знаменитые полководцы).
- Составление воспитанниками совместно с родителями генеалогического древа, семейного герба; оформление стенгазеты «Я и моя семья».
- Изготовление книг «Страна моя – Россия» (совместная деятельность воспитателей, родителей с детьми)
- Организация книжной выставки «Страна моя – Россия»
- Организация и проведение конкурса чтецов «Была война, но мы ее не знали» (подбор и разучивание стихов о войне родителей с детьми; проведение конкурса чтецов групп старшего дошкольного возраста)
- Гала-концерт «Была война, но мы ее не знали» – конкурс чтецов (совместное мероприятие с воспитанниками и родителями ГБДОУ д/с № 63 – победителями конкурса чтецов; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 63)
- Просмотр фильмов о войне: «Жила была девочка», «Жизнь детей блокадного Ленинграда».
- К Дню героев России: тематическая встреча
- Выставка творческих работ «Ленинград – город-герой» (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 63)
- Беседа и изготовление с детьми елочных украшений «Ёлка блокадного Ленинграда»: игрушки войны.
- Организация в группах уголков памяти «Летопись военных лет».
- Выставка художественной литературы для детей «Детям о войне»
- Совместное изготовление родителей с детьми книг о членах семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, жителях и детях блокадного Ленинграда
- Литературная гостиная «900 дней и ночей» (совместное мероприятие с детской библиотекой № 9 «Сказка»; место проведения – читальный зал детской библиотеки №9 «Сказка»)
- Совместное посещение родителей с детьми памятных мест блокадного города
- Встреча с ветеранами ВОВ, жителями блокадного Ленинграда. Праздничный концерт «Подвигу твоему, Ленинград, посвящается…» (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 60)
- Беседы «Помощники при сражениях».
- Выставка рисунков и моделей военной техники
- Литературная гостиная «Богатыри земли русской» (совместное мероприятие с детской библиотекой №9 «Сказка»; место проведения – читальный зал детской библиотеки №9 «Сказка»)
- Тематические беседы на группах «Города России»
- Досуг для подготовительной к школе группы «Люблю тебя, моя Россия!»
- Выступление воспитанников военно-патриотического клуба «Пересвет»
- Спортивный праздник «Эскадрон гусар летучих» (совместно с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – спортивный зал ГБДОУ д/с №60
- Музыкально-спортивные состязания ко Дню защитника Отечества «Папа, дедушка и я защитим страну всегда!»
- Встреча с папами воспитанников старших групп «Мой папа – военный»
- Экскурсии в школьный музей имени подводной лодки «Л-3» «Фрунзовец»
- Семинар для педагогов Фрунзенского района «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63; место проведения – музыкальный зал ГБДОУ д/с № 60)
- Изготовление праздничных поздравительных открыток ветеранам Великой Отечественной войны «Спасибо за мир!»
- Праздничный концерт «Победная весна» для ветеранов Великой Отечественной Войны и жителей блокадного Ленинграда (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с №63, ДДЮТ и детской музыкальной школой №4; место проведения – (возможно в зале администрации Фрунзенского района)).
- Акция «Посади дерево Победы»
- Цикл тематических бесед о Санкт-Петербурге и Фрунзенском районе «Город, в котором мы живем», «Это Фрунзенский район», «Проспекты нашего города», «О чем говорят названия улиц в Купчино»
- Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь праздника Победы»
- Совместная экскурсия родителей и детей «Ленинград – город воинской славы» Организация в группах уголков памяти «День Победы»
- Праздничное шествие воспитанников ГБДОУ д/с № 60, № 63 и оркестра детской музыкальной школы Фрунзенского района «Бессмертный полк» к памятнику Г.К. Жукова с чтением стихов и возложением цветов.
- Конкурс детских рисунков на асфальте «Миру – мир».
- Спортивный праздник «Мы – будущие защитники Родины!», посвященный 70-летию со дня Победы в Великой отечественной войне (совместное мероприятие с ГБДОУ д/с № 63).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"
Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...
Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общес...
Презентация к выступлению "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными пред...
Выступление "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
«Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста». Вопросы патриотического воспитания становятся приоритетными для нашего общества, решение которых позв...
Консультация для воспитателей ДОУ " Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспи...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
1.Актуальность Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздник...