ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
проект (подготовительная группа) на тему
https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:
По продолжительности – краткосрочный;
По составу участников проекта – индивидуальный;
По направленности деятельности участников проекта :
познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта: с 12.09.2016 г. по 20.09.2016 г.
Участники проекта: ребенок подготовительной группы его родители, воспитатель.
Возраст ребенка: 6 лет.
Актуальность темы:
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Процесс ознакомления с родными народными игрушками, а в частности с матрёшкой, должен быть разнообразен и регулярен, интересен детям, так как через игрушки дети познают мир.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:
Почему русская матрешка является символом России?
Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
У детей обогатится кругозор, и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи.
Цель.
Познакомить ребенка с историй появления Семеновской матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского края. Воспитание интереса детей к истории России, народному промыслу на примере русской национальной игрушки.
Раскрытие совместного творчества ребенка и родителей.
Задачи проектной деятельности:
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения Семеновской матрешки особенностями росписи.
Научить украшать матрёшку, используя разные техники: акварель, пластилинография.
Формировать творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России, чувства гордости за родной край.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к истории и культуре России, народным промыслам родного края .
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Механизм реализации проекта:
Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .
Этапы реализации проекта.
Этап№1 Подготовительный
Подготовка материалов:
• Составление перспективного плана, разработка конспектов.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,
плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов, матрешки).
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Система педагогического взаимодействия:
Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность
детей, совместная деятельность с родителями. Умение с помощью взрослого слепить и расписать узором матрешку, рисовать элементы декоративного узора.
Работа с родителями.
Выполнить совместные задания к проекту; привлечь родителей к сбору
предметов народных промыслов для мини-музея; изготовить матрешку из «папье-маше» и расписать её.
Этап №2 Основной
Речевое развитие
НОД Тема « Умельцы Нижегородской области»
(Совершенствовать монологическую речь, умение составлять рассказ на заданную тему, рассматривание иллюстраций)
Беседа.
"Как появилась Семеновская матрешка".
Познакомить с историей возникновения Матрешки. Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор в группе.
Просмотр презентации
«Народные промыслы Нижегородской области». (Расширить знания детей о художественных промыслах Нижегородского края.)
Познавательное развитие «Матрешка –символ России» (Сформировать у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.)
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан». ( Познакомить с Семеновской росписью, формировать интерес к народным промыслам.)
Рисование « Раскрасим Матрешку» (Учить разукрашивать раскраски по образцу )
Игры пальчиковые:
1. Мы – матрешки.
2. Мы – веселые матрешки
3. Раз – матрешка, два – матрешка… (Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.)
Игры хороводные:
1. «Матрешечка - матрешка»
2. «Мы – веселые матрешки»
3. «Самовар» (Учить детей играть в народные игры )
Чтение художественной литературы
Стихотворение« Матрешка» А. Гришина
Посещение семьей Чубаревых библиотеки ( для более глубокого изучения истории появления матрешки)
9) Посещение краеведческого музея вместе с воспитателем( закрепить знания о народных промыслах , традициях и обрядах Нижегородского края.)
Заключительный этап
Создание Мини- музея « Матрешка» (совместно с родителями)
Оформление выставки «Красавицы- подружки»
Погружение в проект.
Однажды одна из наших мам принесла в группу матрёшку и сказала, что её ребенок не играет в неё. При наличии у детей большого количества современных игрушек, которые летают, стреляют, разговаривают , им совершенно не интересна матрёшка. Я показала её детям и спросила, что это. Все ответили, что это матрёшка, но не смогли дать ответ на вопросы: «Из чего она сделана?», «Почему названа Матрёшкой?», «Какие виды матрёшек бывают?». « Где их изготавливают?»
Ответы на эти вопросы мы решили найти в процессе реализации проекта «Матрёшка» совместно с семьей Чубаревых и их дочерью Ксюшей.
Чтобы заинтересовать Ксюшу подготовила и собрала много интересного материала о народных умельцах и матрешке. Зная что девочка любит рисовать ,вырезала заготовки матрешек из бумаги для индивидуального раскрашивания.
Беседа.
"Как появилась Семеновская матрешка".
(Познакомить с историей возникновения Матрешки.)
Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор в группе.
Просмотр презентации
«Народные промыслы Нижегородской области». (Расширить знания детей о художественных промыслах Нижегородского края.)
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим
«Матрешка –символ России». (Сформировать у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.)
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан». ( Познакомить с Семеновской росписью, формировать интерес к народным промыслам.)
Рисование « Раскрасим Матрешку» (Учить разукрашивать раскраски по образцу )
Игры хороводные:
1. «Матрешечка - матрешка»
2. «Мы – веселые матрешки»
3. «Самовар» (Учить детей играть в народные игры )
Дидактические игры: «Собери матрешку» , «Найди различия»
Чтение художественной литературы
Стихотворение« Матрешка» А. Гришина
Посещение семьей Чубаревых библиотеки ( для более глубокого изучения истории появления Семеновской матрешки)
Посещение краеведческого музея вместе с воспитателем ( закрепить знания о народных промыслах , традициях, обрядах и костюмах Нижегородского края.)
«Ах, эти наряды"
Заключительный этап
Изготовление поделки из «папье-маше» Семеновская матрешка.
Роспись матрешки вручную.
Мини- музей « Красавицы подружки» (создан совместно с родителями)
Главная идея музея – дети должны знать и уважать свое прошлое. В ее основе лежит зрительное и моторное восприятие, умение не только смотреть, но и видеть, умение не только держать, но и чувствовать. Музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и играть. И это привлекает детей, а раз у детей есть интерес, значит, процесс познания становится наиболее эффективным.
Результат проекта:
Ребенку была интересна и близка тематика проекта, поэтому он с удовольствием принимал участие во всех мероприятиях; слушал рассказы и легенды в исполнении мамы и бабушки; с удовольствием рассматривал иллюстрации в книгах, альбомах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывал знакомые сказки с помощью игрушки- матрешки.
Родители с удовольствием проявили инициативу в совместном творчестве, что способствовало сближению с ребенком. Совместное изготовление матрешки из «папье- маше» и её роспись сделалось праздником для всей семьи, когда все участники делятся своими впечатлениями. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, но и в социальном развитии ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»
Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...
ПРОЕКТ «Русская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста
Спиридонова МарияПРОЕКТ «Русская матрешка» для детей старшего дошкольного возрастаПодготовили : Попова Олеся Юрьевна; Спиридонова Мария Викторовна....
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Правила дорожные детям знать положено»
Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учит...
Проект "Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"
Вид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители воспитанниковЦель проекта:Создание усл...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие в страну под названием "Родина""
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию...
Проект программы: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе приобщения их к культуре родного села Романово»
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем родном селе, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истор...