Конспект сценария интеллектуально-игровой программы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Тебя мы любим, край Югорский »
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра. | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
ДЕТСКИЙ САД №46 «КОТ В САПОГАХ»
Конспект сценария интеллектуально-игровой программы
в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста
«Тебя мы любим, край Югорский »
Задорожняя Татьяна Владимировна,
воспитатель
первой квалификационной категории
Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра.
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера;
- развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни;
- воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа:
наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хэйро» (солнце) и т.п., экскурсия в этнографический музей детского сада.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Здоровьесберегающие технологии: подвижная игра «Хейро»
Материалы:
макет чума, иллюстрации с изображением народов ханты и манси, животных и растений Севера, изображения ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, разрезные картинки «Животные севера», ноутбук, музыкальный центр, мультимедийный аппарат, экран.
Ход викторины.
Воспитатель:
Вступительное слово. Россия - это наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра. 10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, день его образования.
Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. В честь этого праздника, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в нашей викторине «Мой край – Югра», посвящённой Дню образования округа - Югры.
В нашей викторине участвуют две команды. Команда «Зайчата» Команда «Лисята»
Первый конкурс. Представление команд. Команды объявляют название и девиз.
«Зайчата» – девиз: «Мы команда высший класс, победи попробуй нас»
«Лисята» - девиз «Нам не страшно ничего, мы посмотрим, кто кого»
Второй конкурс. «Мой край – Югра». Вам предстоит ответить правильно на вопросы.
- Назовите столицу нашего округа (Ханты-Мансийск)
- Назовите знакомые города нашего округа (Радужный, Мегион, Лангепас, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск)
- Чем богат наш край? Назовите богатства Югры? (нефть, рыба, ягода, орехи)
- Назовите коренных жителей севера (ханты и манси)
- Чем занимаются ханты и манси? (оленеводство, рыболовство, сбор ягод и грибов)
- Назовите транспортное средство хантов (олени)
- Как у народов ханты называется место, где пасутся олени (пастбище)
- В каких строениях живут ханты и манси? (в чумах)
- Из чего делают чумы? (жерди, оленьи шкуры)
- Как называется место, где живут коренные жители? (стойбище)
- Из какого материала хантыйские женщины шьют одежду? (оленьи шкуры)
- Чем украшают они одежду? (бисером)
- Как называются хантыйские сани? (нарты)
- Назовите птиц нашего округа (глухарь, куропатка, трясогузка, снегирь, синица)
- Назовите диких животных нашего округа (медведь, лиса, заяц, олень, лось, россомаха, куница, бобр)
- Назовите самое продолжительное время года нашего края (зима)
- Назовите деревья, которые растут в нашем округе (сосна, ель, кедр, пихта, береза, осина, рябина)
- Какая ягода растёт на болоте? (клюква).
Воспитатель: очень много зверей в наших лесах. Давайте попробуем собрать их из разрезных картинок.
Третий конкурс «Собери и угадай животное» (дети из разрезных картинок собирают изображение животного и называют его)
Четвертый конкурс. «Отгадай загадку»
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились! А теперь я предлагаю вам отгадать загадки. Показ слайдов с животными.
1.Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)
2.Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
На нем громадные рога, ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит... (лось)
3.Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)
Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.Знают все, кому не лень, это - северный ... (олень)
4.Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
5.На свинью похож он очень
Но в щетине в шерсти точно.
Два клыка торчат из пасти,
Да к тому же он всеядный. (кабан)
6.Из малых кошек из пятнистых.
А на ушах, представьте, кисти.
Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”
Она ведь хищник грозный.(рысь)
7.Хищный зверёк, чуть побольше хорька,
Светло-коричневый мех у зверька,
Днём озорница, в тайге не ленится,
Прыгает с ветки на ветку.......(куница)
8.Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)
9.Длинный хвостище, а сама – хитрющая (лиса)
10.Трусоват лесной красавец. Догадались это .... (заяц)
Ведущий:
Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о коренных жителях Югры. Чем занимаются ханты и манси? (рыболовством, оленеводством, сбором ягод, грибов и орехов).
Воспитатель:
Ребята, мы сейчас попробуем с вами представить, как ханты и манси собирают шишки.
Игра «Собери шишки»
Пятый конкурс «Найди лишнее»
1 команда - Найди лишнее
Медведь, олень, лебедь, белка
2 команда - Найди лишнее
Голубь, лось, сорока, филин
Шестой конкурс «Назовите перелётных и зимующих птиц»
1 команда - голубь, снегирь, синица, утка
2 команда - ворона, гусь, воробей, лебедь
Воспитатель. Ребята, наш край очень суровый, но красивый и богатый. Поэтому люди сочинили немало красивых стихотворений о нём. Звучит мелодия ханты-мансийской песни.
Воспитатель читает стихотворение:
В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.
Седьмой конкурс «Конкурс чтецов»
Ребенок:
Сейчас она не снежная пустыня –
Полюбите наш край наверняка.
Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга,
В любой зайдёте чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
Ребенок:
Ханты-Мансийская земля!
Ты край озёр, болот и рек,
Осваивать твои просторы
Сюда приехал человек!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей стране теперь известна,
Ханты-Мансийская земля!
Здесь нефть и газ открыли люди,
Дороги строят, города!
Тебя мы любим, край Югорский,
Ты в нашем сердце навсегда!
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А наша с вами викторина продолжается.
Восьмой конкурс «Рыбалка».
Игроки по очереди подходят к обручу и с помощью магнитной удочки вылавливают рыбу.
Девятый конкурс. «Из чего сок и варенье»
В лесах нашего округа не только много разных животных и птиц, но и растёт много ягод. И наше следующее задание называется «Из чего сок и варенье?». Я раздам вам картинки с изображением ягод, а вы должны сказать какой сок и какое варенье получается из этой ягоды. Например: фрукт – яблоко, сок – яблочный, варенье – яблочное.
- Клюквенный - клюквенное
- Брусничный - брусничное
- Черничный - черничное
- Голубичный - голубичное
- Морошковый – морошковое
- Малиновый - малиновое
Воспитатель: на этом наша викторина подошла к концу. Все команды отвечали правильно и грамотно на вопросы, участвовали в конкурсах, читали стихи, правильно выполняли все задания. Вам понравилось? А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...
Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)
В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Собери подарки у тайги, а в ответ - природу сбереги" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Формирование осознанно-правильного отношения к природе родного края.Задачи.Продолжать формировать у детей представления о лесе – тайге как части экосистемы (характерных особенностях ...
Конспект организованной деятельности в режиме дня "Морское путешествие" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста.
Организованная деятельность в режиме дня "Морское путешествие" была проведена как открытое мероприятие для педагогов ДОУ с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного во...
Конспект непосредственно организованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие по заповедникам ЮГРЫ»
Данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - за...
Конспект прогулки в группе компенсирующей направленности № 08 детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет
Прогулка начинается с работы на метеоплащадке ДОО. Опытно – исследовательская деятельность детей проходит в игровой форме....