Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_tsvetik-semitsvetik.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Тема: «Цветик - семицветик»
(с участием родителей)
Учитель-логопед высшей категории
Дудкина Татьяна Викторовна
Цель: выявить уровень сформированности речевого развития у детей старшей группы.
Задачи:
- Уточнить и закрепить знания детей по пройденным темам.
- Обобщить и систематизировать словарь путем подбора обобщающих слов, признаков, действий к предмету, антонимов, родственных слов.
- Закрепить навыки :
- анализа звучащей речи;
- деления слов на слоги;
- определения места звука в слове;
- звукового анализа слов;
- словообразования, согласования и словоизменения;
- составления предложений с предложно-падежными конструкциями с
опорой на символ предлога и схему предложения.
- Совершенствовать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, обобщения, словесно-логическое мышление), слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику.
- Воспитывать интерес к занятиям, выдержку, потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование:
- Цветик- семицветик ;
- домики с 1-м, 2-мя, 3-мя этажами;
- модели для «семейки» слов;
- «звуковички»;
- предметные картинки;
- схема «место звука в слове»;
- картинки для составления предложений;
- схемы предлогов;
- фишки для звукового анализа;
- чупа-чупсы ,
- мяч.
Ход
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Наглядность |
I. Оргмомент. | -Назови предмет на картинке. Что это одним словом? | -Сосиска - это мясной продукт. Кровать – это мебель для спальни и т. д. | Индивидуальные картинки. |
II. Введение в тему. | - В выходные дни я ездила в загородный лес. Шла я, шла и увидела на проталинке….. - Какой цветок?
- Я полюбовалась им и отошла, но он прошептал: «Отнеси меня ребятам. Я хочу поиграть с ними. Мои лепестки волшебные». -Поиграем с цветком? -Сколько лепестков у него? -Этот цветок называется «цветик-семицветик». Повторите. - Давайте расскажем стихотворение про цветок и покажем руками. Пальчиковая гимнастика. Вырос красивый цветок на поляне, Утром раскрыл он свои лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. Дыхательная гимнастика - Понюхайте цветок: вдох носом (надуть живот) – выдох ртом:
- Вы будете по очереди отрывать лепестки и говорить: «Красный лепесток, поиграй с нами!» |
- Цветок. ( Дети рассматривают цветок.) - Нежный, красивый, чудесный, весенний, душистый, первый , яркий, разноцветный. -Да. -Семь. -Цветик-семицветик.
Дети рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения руками. Дети имитируют. |
Цветок |
III. Основная часть. | 1. Игра «Это правда или нет?» -Правда ли, что мы произносим гласные и согласные звуки? - Правда ли, что слово состоит из предложений? -Предложения делятся на слоги? - Гласные бывают твердые и мягкие? - При произнесении гласных воздушная струя проходит свободно? - В слове «луна» - первый звук «А»? -Звук С – согласный, твердый, звонкий? 2. Игра «Выдели 1-й звук в слове и обозначь его нужной фишкой» 3. Игра «Посели картинку в нужный домик» - Этот лепесток просит разделить слова на слоги и поселить в нужный домик: слова с 1-м слогом –в одноэтажный, с 2-мя – в двухэтажный, с 3-мя – в трехэтажный домик. Лепесток просит каждого из вас ответить на вопрос. (Логопед задает вопросы, учитывая индивидуальные особенности детей). -Назови семью медведей. -Скажи, какой мяч? -Назови ласково сладкий апельсин. -Торт с шоколадом. Какой он? -Крыло аиста. Оно чье? -Сосчитай кровати. 4.Динамическая пауза. Этот лепесток приглашает вас отдохнуть , размяться, распрямить свой позвоночник. Я повторяю по утрам: - Мой позвоночник гибок, прям. Когда я сплю, стою, сижу, За позвоночником слежу. Я позвоночник берегу И от болезней убегу.
Полезный продукт Новая одежда Здоровый человек Жидкий суп Зимующая птица Старый человек Оторвать пуговицу Громко кричать Хорошо работать.
«Найди место звука в слове». Слоги слово загадали: МА – в конце, а СИ – в начале. НЯ – в конце, а СО – в начале. Выделите 1-е звуки в этих словах. Вспомните характеристику этих звуков, обозначьте нужными фишками. - Соня и Сима прислали вам картинки. Просят определить, какой звук слышится в слове, найти его место.
-Этот лепесток загадывает загадку и просит «написать» отгадку фишками. -Это старый наш знакомый. Вьет гнездо на крыше дома. Красно-клювый, безголосый, Чернокрылый, длинношеий. 8. Игра «Придумай предложение» -Этот лепесток просит придумать предложения с предлогами по картинке к соответствующей схеме. (На доске схема предложения из 4-х, 5-ти слов). - Давайте попросим родителей помочь нам.
Все лепестки с нами поиграли осталась только серединка. Она просит вас подобрать «семейку» к слову «цветок» Вы начнете, а родители вам помогут.
| -Красный лепесток, поиграй с нами! - Да, правда. - Нет, предложение состоит из слов. - Нет, слова делятся на слоги. - Нет, согласные звуки бывают твердые и мягкие. - Да, правда. -1-й звук - «Л». -Звук «С»- согласный, твердый, глухой. -Синий лепесток, поиграй с нами! Дети выделяют 1-й звук в слове, определяют, какой он и обозначают соответствующей фишкой. -Зеленый лепесток поиграй с нами. - В слове «апельсин» три слога; я поселю его в трехэтажный домик и т.д.
-Медведь, медведица медвежата –это медвежья семья. - Мяч круглый, новый, резиновый, разноцветный и т.д. - Сладенький апельсинчик и т.д. -Голубой лепесток, поиграй с нами. Потянуться. Наклоны в стороны. Имитация действий. Руки крест-накрест на плечи. Погладить позвоночник. Бег на месте. Вредный продукт Старая одежда Больной человек Густой суп Перелетная птица Молодой человек Пришить пуговицу Тихо говорить Плохо работать. Оранжевый лепесток поиграй с нами. - Сима. -Соня. -В слове «Соня» - «С», «Сима»- «Сь». -Звук «С» - согласный, глухой, твердый, обозначается синей фишкой; - Звук «Сь» - согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленой фишкой; Дети произносят слова, определяют, какой звук слышится в слове, находят его место. -Желтый лепесток, поиграй с нами. -Это аист. (Дети выполняют звуковой анализ и составляют схему слова) -Коричневый лепесток поиграй с нами! ( Дети придумывают предложение к схеме, выбирают нужный символ предлога). Родители придумывают предложения. - Цветок. - Цвет, цветочек, цветной, цветочный, разноцветный, цветник, цветовод, цветет, расцветает, (Цветков, Цветкова, Цветов, цветоводство, пустоцвет, одно- многоцветный , цветоножка родители помогают детям подбирать однокоренные слова). | Лепесток
Лепесток Картинки Звуко- вые фишки Лепесток Картинки Домики с 1,2,3 этажами. Мяч. Лепесток Картинки Схема «Место звука в слове» Фишки для звукового анализа. Картинка «Аист» Фишки для звуково- го анализа. КартинкиСимволы предло- гов. Схема предло-жения. Модели для «семейки слов». |
IV. Итог и окончание занятия. | Вот и все. Понравилось вам играть с цветиком-семицветиком? В какие игры мы играли? За то что вы были такими активными,так хорошо играли - вам сюрприз. | -Да. Детям раздаются чупа-чупсы. | Чупа-чупсы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...
Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР среднего дошкольного возраста "В гостях у сказки"
В конспекте представлены игровые приемы закрепления знаний, полученных детьми на логопедических занятиях....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Собери подарки у тайги, а в ответ - природу сбереги" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Формирование осознанно-правильного отношения к природе родного края.Задачи.Продолжать формировать у детей представления о лесе – тайге как части экосистемы (характерных особенностях ...
Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "День Победы" (старший дошкольный возраст)
Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Согласно календарно-тематическому планированию для д...
Конспект непосредственно организованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие по заповедникам ЮГРЫ»
Данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - за...