Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию "Космическое путешествие" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Занятие проводится с целью закрепления, расширения, применения полученных ране детьми знаний, умений и навыков в сходной ситуации. Форма проведения: игра- путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_k_attestatsii_po_femp.docx44.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 по математическому развитию

Тема: «Космическое путешествие»

подготовительная к школе группа

Цель:  закрепление, расширение, применение полученных ранее детьми математических знаний, умений и навыков в сходной ситуации.

Форма занятия: занятие  –  путешествие.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение выполнять арифметические действия сложения и вычитания чисел в пределах 10, делать соответствующую запись с помощью геометрических фигур, цифр, арифметических знаков.
  2. Совершенствовать счетные навыки детей (прямой, обратный счет), закрепить состав числа 7 из двух меньших чисел.
  3. Совершенствовать навыки математического моделирования по схеме, с помощью декодирования, по представлению.    
  4.  Систематизировать знания детей  о признаках геометрических фигур: цвет, форма, размер, толщина.
  5. Закреплять умение   выделять и объяснять признаки сходства и различия геометрических фигур, объединять их  по общему признаку.

Развивающие:

  1.  Развивать логическое мышление, внимание, память, восприятие, речь.
  2.  Развивать конструктивные и творческие способности, творческое воображение.
  3.  Развивать координацию в системе «глаз – рука».

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  2. Вызвать желание оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
  3. Воспитывать умение взаимодействовать в группе сверстников.

Интеграция образовательных областей:

  • социализация
  • коммуникация
  • здоровье

Технологии, используемые педагогом в занятии.

  1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

1.1Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.

  1. Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.

          1.3Осуществление возможности выбора, дающего возможность

              проявить ребёнку свою активность.

  1. Игровая технология.

            2.1Игры (развивающие, дидактические, интеллектуальные).

  1. Здоровьесберегающие технологии.

3.1Технология сохранения и стимулирования здоровья

(динамическая пауза, гимнастика для глаз, дыхательное упражнение).

  1. Информационно - коммуникационные технологии.

Методы и приёмы:

  • Словесный (беседа, вопросы к детям, повторение и уточнение,  напоминание, поощрение)
  • Наглядный  (мультимедийная презентация, учебная доска);
  • Практический (решение математических упражнений с  использованием дидактического материала):

-  репродуктивный метод (задания № 1 «Математическая разминка», № 2 «Исследователи», №4 «Операторы» ).                          

- эвристический метод (задание №  3 «Инженеры-конструкторы» (средний уровень)).

- частично- поисковый (решение проблемно-игровой ситуации   – задание №5 «Зашифрованные фигуры» (расшифровка схемы маршрута звездолета, поиск  Желтой планеты),  № 3 «Инженеры-конструкторы» (высокий уровень сложности));

  • Игровой (игровой сюжет «космическое путешествие»);
  • Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Материалы и оборудование.

Оборудование:

  • два 6-ти местных  стола,   10 стульев
  • ТСО:  ноутбук, проектор, экран
  • мультимедийная презентация «Задания для юных космонавтов»
  • магнитофон,аудиозпись

 Дидактический материал 

  • набор плоскостных геометрических фигур (10 наборов)
  • цветные палочки Кюизенера (10 наборов)
  • логические блоки Дьенеша (5 наборов)
  • карточки с арифметическими примерами на сложения и вычитания, записанными с помощью геометрических фигур
  • карточки с образно-ассоциативными кодами блоков,  знаками отрицания
  • таблицы на «Поиск недостающей фигуры»
  • листы – карты «космического пространства», листы белой бумаги, фломастеры (по 10 штук)

Предварительная работа: беседы о космосе, просмотр мультимедийных презентаций о космосе, солнечной системе, рассматривание иллюстраций космических тел, организация дидактических, развивающих игр на развитие психических процессов, решение логических заданий.

Планируемый результат:

- закрепление навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10, знаний состава чисел из двух меньших;

- закрепление представлений детей о признаках геометрических фигур;

- совершенствование навыка моделирования по схеме, представлению;

- совершенствование умения пользоваться условными обозначениями; выполнять  действия, пользуясь простыми алгоритмами;

- достижение каждым ребенком ситуации успеха в непосредственной образовательной деятельности.

Ход занятия:

I.Вводная часть (3 минуты).

 Игра - приветствие: «Здравствуй, друг!» - создать у детей психологический настрой на предстоящую деятельность, ощутить себя членом группы; закреплять умение объединять геометрические фигуры  по  общему признаку.

Дети стоят в кругу, педагог достает «волшебный мешочек» и просит детей достать по одному логическому блоку. Задача детей найти себе пару,  при условии общего признака (формы, цвета, размера, толщины) блоков. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

            Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

      Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

            Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

            Ты пришел! (разводят руки в сторону)

            Хорошо! (обнимаются)

Проблемно-игровая ситуация: Педагог: ребята, можно ли добраться до звёзд? На чём быстрее? (самолёте, ракете или пешком). (Ответы детей: на ракете). Я всегда мечтала полететь к звёздам, в космос. А вы хотели бы отправиться к звёздам прямо сейчас? Мы сегодня будем фантазировать. Представьте, что нам поступила радиограмма из космоса. Давайте ее прочтем: « Всем, всем, всем! На связи звездолет Базлайтера. Мы летели на помощь жителям далекой Желтой планеты, оттуда поступили к нам сигналы бедствия, просьбы о помощи.  Наш звездолет сбился с курса. Случилась беда: сломался  бортовой компьютер, звездолет не может лететь, и маршрут неизвестен. Осталась только схема. Попробуйте в ней разобраться». Ребята, вы готовы помочь разобраться в схеме, определить маршрут полета и вылететь на помощь!

Педагог уточняет у детей, каким  образом это можно сделать.  (Ответы детей: на звездолете, ракете, космической тарелке). 

II. Основная часть (24 минуты) 

Педагог: но космическое путешествие очень трудное и опасное дело. Вы готовы?

Задание №1. « Разминка” - упражнение выполняется с целью обеспечения настроя детей на достижение целей;  повторения ранее изученного материала, развитие памяти.  Педагог: для полета в космос нужны  внимательные, дисциплинированные и эрудированные космонавты. Вот сейчас я проверю вас. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них быстро и правильно отвечать:

  • Какое сейчас время года?
  • Перечислите все зимние месяцы по порядку.
  • Сколько планет в солнечной системе?
  • Какие  части суток вы знаете?
  • Какие арифметические знаки вы знаете?
  • Кто стоит справа ( слева) от тебя?
  • Назовите соседей планеты Земля.
  • Сегодня среда, а завтра? Вчера?
  • Какие самые большие планеты?
  • Какой первый день недели? Который по счету понедельник (среда)?  

Педагог дает оценку выполненному заданию: за правильные ответы дети получают звездочки.

 На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности  дети проверяют правильность выполняемых игровых упражнений с помощью презентации «Задания для юных космонавтов». Дети садятся за столы.

 Педагог: известно, что Желтая планета, к которой мы полетим, находится дальше нашей Солнечной системы. Нужно определить время нашего полета по схеме, которую прислал экипаж звездолета Базлайтера. Для этого потренируем свой ум.

 Задание №2. “Исследователи” – упражнение на закрепление знания о составе числа семь из двух меньших, умение решать арифметические действия на сложения и вычитания. Педагог: на схеме расстояние до планеты указано с помощью арифметических примеров. Значит, эти примеры мы должны решить. Все расчеты ведутся в космических единицах. Возьмите карточки и решите написанные на них примеры. Какое расстояние от планеты Земля до Желтой планеты? (7 космических единиц). (Слайд № 3,4)

 Педагог дает оценку выполненному заданию: за правильно выполненное задание дети получают звездочки.

Педагог: Экипаж к полету готов! Давайте посчитаем, на сколько человек нам нужно построить ракету.

Динамическая пауза  – с  целью снятия статического напряжения,  снижение утомления, повышение умственной работоспособности.

             Все готово для полета,   ( руки вперед – вверх)

             Ждут ракеты всех ребят.   ( соединяют пальцы рук над головой)

Мало времени до взлета   ( маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд!   ( прыжком ноги врозь, руки на пояс)

Поклонимся влево, вправо   ( наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон.   ( наклон вперед)

Раз, два не ленись,   (поднимаются на носки, тянут руки вверх)

Полетит ракета ввысь.  ( бегут по кругу на носках)

Задание №3. “Инженеры-конструкторы» - упражнение направлено на закрепление навыков математического моделирования по схеме, используя алгоритм при выполнении практического действия, умения составлять предмет с помощью блоков, закодированных образно-ассоциативными знаками, развитие логического и пространственного мышления, творческого воображения.

 Педагог: у меня есть чертеж подходящей ракеты, но для того чтобы её построить, нам нужно создать экспериментальную модель этой ракеты.  Разделимся на команды. (Педагог осуществляет деление детей на группы с помощью желтых и синих звездочек, раздавая их каждому ребенку. В основе деления  детей на группы – уровень сложности предлагаемых заданий). 

Затем приглашает детей занять столы с  синими и желтыми звездами. Дети, выполняющие задание высокого уровня сложности, работают в паре.

 Материал  для выполнения задания: логические блоки Дьенеша, палочки Кюезенера, схемы, таблицы с алгоритмом выполнения практического действия.

Задания среднего уровня сложности: выбрать понравившуюся схему и смоделировать фигуру из геометрических блоков, форм и цветных палочек по образцу. (Дети, удачно справившиеся с заданием, могут придумать фигуру самостоятельно).

Задания высокого уровня сложности:  с помощью карточек с образно-ассоциативными кодами, в которых зашифрованы признаки геометрических блоков, смоделировать фигуру по схеме, пользуясь алгоритмом  выполнения практического действия.

 Педагог индивидуально осуществляет помощь детям, затрудняющимся в выполнении задания.

 Дает оценку выполненному заданию: за правильно выполненное задание  дети получают звездочки.

После выполнения задания на слайде №5 дается изображение ракеты.

Педагог: молодцы, вы хорошо поработали над моделью нашей ракеты. Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур составлена наша ракета на картинке. (Ответы детей: большой желтый прямоугольник, маленький красный прямоугольник, большой желтый треугольник, два больших красных треугольника,  маленький синий квадрат). А теперь встаньте в круг, проведем последнюю подготовку перед полетом.

Дыхательная гимнастика «Геометрические фигуры» мультимедийная презентация с анимацией и музыкальным сопровождением. (Педагог напоминает детям выполнение гимнастики).

Педагог:                             Звездолет мы смастерили

К звездам путь себе открыли,

Звездолет, звездолет,

Отправляемся в полет.

Педагог: пуск! Полет начался! Летим на помощь звездолету Базлайтера и прокладываем маршрут по схеме.  

Задание №4. “Зашифрованные фигуры» - упражнение направлено на закрепление умения детей определять фигуру с помощью декодирования ее признаков, умения ориентироваться на плоскости. 

Включается монитор (слайд №7). Педагог: полет продолжается! Дети, внимание на монитор! На мониторе  карта - схема  маршрута полета, которую мы должны расшифровать. На схеме видны космические объекты, они зашифрованы, и направление полета. Начало полёта – планета Земля. Определите местоположение планеты Земля на космической карте (нижний левый угол).

Педагог приглашает одного ребенка, он индивидуально выполняет задание у доски. На доске  карточки с образно- ассоциативными кодами отрицания признаков геометрических фигур. Дети, отгадывая фигуры, выкладывают их на своей «звездной карте».

 Первое направление на схеме: космический объект -  геометрическая фигура не прямоугольная, не квадратная и не круглая; не большая; не синяя и не красная. (Маленький  желтый треугольник).

Второе направление на схеме: космический объект - геометрическая фигура не круглая, не квадратная и не треугольная; не большая; не желтая и не красная. (Маленький синий прямоугольник).

Третье направление на схеме:  космический объект - геометрическая фигура не прямоугольная, не треугольная и не круглая; не маленькая, не синяя и не желтая. (Большой красный квадрат).

Четвертое направление на схеме: космический объект - геометрическая фигура не квадратная, не прямоугольная и не треугольная; не маленькая; не синяя, не красная. (Большой желтый круг). 

Педагог анализирует с детьми  успешность выполнения ими задания, за правильно выполненное задание дети получают звездочки.

Педагог: Мы подлетели к Желтой планете. Назовите её местоположение на карте (верхний правый угол). Посмотрите в иллюминаторы, в черном космическом пространстве видны далекие звезды.   

    Гимнастика для глаз “Космос” мультимедийная презентация с анимацией и музыкальным сопровождением.  –  обратить внимание на осанку.

Педагог: вы быстро и четко справились с заданием! Экипаж Базлайтера получит маршрут полета и сможет оказать помощь жителям Желтой планеты! Ведь они профессиональные спасатели! А теперь, нам нужно возвращаться на Землю, чтобы  отправить сообщение Базлайтеру  о том, что мы смогли расшифровать схему. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не забыть этот маршрут?  Ваши предложения? (Ответы детей: надо запомнить этот маршрут, зарисовать). Правильно, надо зарисовать план полета. (Зарисовка плана схемы по памяти).

Задание №5. Зарисовка маршрута полета к Желтой планете – упражнение направленно на развитие произвольного внимания, произвольной памяти.

Педагог анализирует с детьми  успешность выполнения ими задания, за правильно выполненное задание дети получают звездочки.

Педагог: а теперь внимание! Возвращаемся домой, на Землю. Начинается спуск и отсчет времени. Для этого опять произведем отсчет от 10 до 0.  (Дети считают. Звучит космическая музыка  и на экране слайд №10). Ракета совершила мягкую посадку, благодаря слаженной и дружной работе экипажа. Молодцы!

Педагог обращает внимание детей, что получена новая радиограмма со звездолета, читает ее. На экране появляется Базлайтер.

Педагог читает радиограмму: «Ребята, я рад, что ваше космическое путешествие было успешным, и вы с помощью своих знаний сумели расшифровать маршрут полета к Желтой планете. Это очень хорошо для будущих первоклассников! Я желаю вам успехов в учебе и крепкого здоровья. До новых встреч!».

 III.Заключительная часть (3 минуты) 

Подводится итог деятельности.

 Педагог: закройте глаза, вспомните всё, чем мы сегодня занимались, что понравилось, что было трудно, с чем справились легко. Откройте глаза. Вам понравилось наше путешествие, что понравилось больше всего? Где мы путешествовали? Что было трудного в нашем путешествии? Какие задания выполняли? Что было трудно, с чем справились легко?

Педагог отмечает участие каждого ребенка похвалой, положительной оценкой.

Ребятам в качестве  инструмента для оценки собственной успешности в процессе непосредственно образовательной деятельности предлагается выбрать звёздочку:

-  выбор красной звездочки означает - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»;

- выбор зелёной - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя».

Педагог также вручает  детям диплом «Юные космонавты». Он обращает внимание детей на то, что хорошие знания – одно из лучших приобретений человека и необходимость для успеха любого дела.

Педагог предлагает детям, дома составить свой маршрут полета по нашей солнечной системе, зарисовать его и рассказать ребятам  группы.

Список литературы

  1. Программа «Детство» ( В.И.Логинова, Т.И.Бабаева) СПб., Детство-пресс, 2003
  2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб., Детство-пресс, 2003
  3. Математика от 3 до 7. // Под ред. З.А.Михайловой, Э.Н. Иоффе. СПб.,  Детство-пресс, 2003
  4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.  СПб., Детство-пресс, 1996
  5. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М., 2011
  6. Репина Г.А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками. СПб., Детство-пресс, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья»

непосредственно образовательная  деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы  « Путешествие в город Здоровья» Укрепление физического здоровья д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья»

непосредственно образовательная  деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы  « Путешествие в город Здоровья» Укрепление физического здоровья д...

"Путешествие в лес" конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" для детей подготовительной группы

НОД по ознакомлению детей с окружающим миром. Знакомство с лекарственными травами, закрепление знаний о рыбах, насекомых. Занимательно и интересно....

Методическая разработка "Путешествие в страну математики". Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию с детьми подготовительной группы.

Программное содержание:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; реш...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшей группы Тема «Путешествие в страну математики»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшей группыТема «Путешествие в страну математики»...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию для детей средней группы Тема: «Новогодние игрушки»

КОНСПЕКТнепосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию для детей средней группыТема: «Новогодние игрушки» Тема: «Новогодние игрушки»...