Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию "Космическое путешествие" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Занятие проводится с целью закрепления, расширения, применения полученных ране детьми знаний, умений и навыков в сходной ситуации. Форма проведения: игра- путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_k_attestatsii_po_femp.docx | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по математическому развитию
Тема: «Космическое путешествие»
подготовительная к школе группа
Цель: закрепление, расширение, применение полученных ранее детьми математических знаний, умений и навыков в сходной ситуации.
Форма занятия: занятие – путешествие.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение выполнять арифметические действия сложения и вычитания чисел в пределах 10, делать соответствующую запись с помощью геометрических фигур, цифр, арифметических знаков.
- Совершенствовать счетные навыки детей (прямой, обратный счет), закрепить состав числа 7 из двух меньших чисел.
- Совершенствовать навыки математического моделирования по схеме, с помощью декодирования, по представлению.
- Систематизировать знания детей о признаках геометрических фигур: цвет, форма, размер, толщина.
- Закреплять умение выделять и объяснять признаки сходства и различия геометрических фигур, объединять их по общему признаку.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память, восприятие, речь.
- Развивать конструктивные и творческие способности, творческое воображение.
- Развивать координацию в системе «глаз – рука».
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Вызвать желание оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
- Воспитывать умение взаимодействовать в группе сверстников.
Интеграция образовательных областей:
- социализация
- коммуникация
- здоровье
Технологии, используемые педагогом в занятии.
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
1.1Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.
- Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.
1.3Осуществление возможности выбора, дающего возможность
проявить ребёнку свою активность.
- Игровая технология.
2.1Игры (развивающие, дидактические, интеллектуальные).
- Здоровьесберегающие технологии.
3.1Технология сохранения и стимулирования здоровья
(динамическая пауза, гимнастика для глаз, дыхательное упражнение).
- Информационно - коммуникационные технологии.
Методы и приёмы:
- Словесный (беседа, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
- Наглядный (мультимедийная презентация, учебная доска);
- Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала):
- репродуктивный метод (задания № 1 «Математическая разминка», № 2 «Исследователи», №4 «Операторы» ).
- эвристический метод (задание № 3 «Инженеры-конструкторы» (средний уровень)).
- частично- поисковый (решение проблемно-игровой ситуации – задание №5 «Зашифрованные фигуры» (расшифровка схемы маршрута звездолета, поиск Желтой планеты), № 3 «Инженеры-конструкторы» (высокий уровень сложности));
- Игровой (игровой сюжет «космическое путешествие»);
- Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).
Материалы и оборудование.
Оборудование:
- два 6-ти местных стола, 10 стульев
- ТСО: ноутбук, проектор, экран
- мультимедийная презентация «Задания для юных космонавтов»
- магнитофон,аудиозпись
Дидактический материал
- набор плоскостных геометрических фигур (10 наборов)
- цветные палочки Кюизенера (10 наборов)
- логические блоки Дьенеша (5 наборов)
- карточки с арифметическими примерами на сложения и вычитания, записанными с помощью геометрических фигур
- карточки с образно-ассоциативными кодами блоков, знаками отрицания
- таблицы на «Поиск недостающей фигуры»
- листы – карты «космического пространства», листы белой бумаги, фломастеры (по 10 штук)
Предварительная работа: беседы о космосе, просмотр мультимедийных презентаций о космосе, солнечной системе, рассматривание иллюстраций космических тел, организация дидактических, развивающих игр на развитие психических процессов, решение логических заданий.
Планируемый результат:
- закрепление навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10, знаний состава чисел из двух меньших;
- закрепление представлений детей о признаках геометрических фигур;
- совершенствование навыка моделирования по схеме, представлению;
- совершенствование умения пользоваться условными обозначениями; выполнять действия, пользуясь простыми алгоритмами;
- достижение каждым ребенком ситуации успеха в непосредственной образовательной деятельности.
Ход занятия:
I.Вводная часть (3 минуты).
Игра - приветствие: «Здравствуй, друг!» - создать у детей психологический настрой на предстоящую деятельность, ощутить себя членом группы; закреплять умение объединять геометрические фигуры по общему признаку.
Дети стоят в кругу, педагог достает «волшебный мешочек» и просит детей достать по одному логическому блоку. Задача детей найти себе пару, при условии общего признака (формы, цвета, размера, толщины) блоков. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Проблемно-игровая ситуация: Педагог: ребята, можно ли добраться до звёзд? На чём быстрее? (самолёте, ракете или пешком). (Ответы детей: на ракете). Я всегда мечтала полететь к звёздам, в космос. А вы хотели бы отправиться к звёздам прямо сейчас? Мы сегодня будем фантазировать. Представьте, что нам поступила радиограмма из космоса. Давайте ее прочтем: « Всем, всем, всем! На связи звездолет Базлайтера. Мы летели на помощь жителям далекой Желтой планеты, оттуда поступили к нам сигналы бедствия, просьбы о помощи. Наш звездолет сбился с курса. Случилась беда: сломался бортовой компьютер, звездолет не может лететь, и маршрут неизвестен. Осталась только схема. Попробуйте в ней разобраться». Ребята, вы готовы помочь разобраться в схеме, определить маршрут полета и вылететь на помощь!
Педагог уточняет у детей, каким образом это можно сделать. (Ответы детей: на звездолете, ракете, космической тарелке).
II. Основная часть (24 минуты)
Педагог: но космическое путешествие очень трудное и опасное дело. Вы готовы?
Задание №1. « Разминка” - упражнение выполняется с целью обеспечения настроя детей на достижение целей; повторения ранее изученного материала, развитие памяти. Педагог: для полета в космос нужны внимательные, дисциплинированные и эрудированные космонавты. Вот сейчас я проверю вас. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них быстро и правильно отвечать:
- Какое сейчас время года?
- Перечислите все зимние месяцы по порядку.
- Сколько планет в солнечной системе?
- Какие части суток вы знаете?
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Кто стоит справа ( слева) от тебя?
- Назовите соседей планеты Земля.
- Сегодня среда, а завтра? Вчера?
- Какие самые большие планеты?
- Какой первый день недели? Который по счету понедельник (среда)?
Педагог дает оценку выполненному заданию: за правильные ответы дети получают звездочки.
На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности дети проверяют правильность выполняемых игровых упражнений с помощью презентации «Задания для юных космонавтов». Дети садятся за столы.
Педагог: известно, что Желтая планета, к которой мы полетим, находится дальше нашей Солнечной системы. Нужно определить время нашего полета по схеме, которую прислал экипаж звездолета Базлайтера. Для этого потренируем свой ум.
Задание №2. “Исследователи” – упражнение на закрепление знания о составе числа семь из двух меньших, умение решать арифметические действия на сложения и вычитания. Педагог: на схеме расстояние до планеты указано с помощью арифметических примеров. Значит, эти примеры мы должны решить. Все расчеты ведутся в космических единицах. Возьмите карточки и решите написанные на них примеры. Какое расстояние от планеты Земля до Желтой планеты? (7 космических единиц). (Слайд № 3,4)
Педагог дает оценку выполненному заданию: за правильно выполненное задание дети получают звездочки.
Педагог: Экипаж к полету готов! Давайте посчитаем, на сколько человек нам нужно построить ракету.
Динамическая пауза – с целью снятия статического напряжения, снижение утомления, повышение умственной работоспособности.
Все готово для полета, ( руки вперед – вверх)
Ждут ракеты всех ребят. ( соединяют пальцы рук над головой)
Мало времени до взлета ( маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд! ( прыжком ноги врозь, руки на пояс)
Поклонимся влево, вправо ( наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. ( наклон вперед)
Раз, два не ленись, (поднимаются на носки, тянут руки вверх)
Полетит ракета ввысь. ( бегут по кругу на носках)
Задание №3. “Инженеры-конструкторы» - упражнение направлено на закрепление навыков математического моделирования по схеме, используя алгоритм при выполнении практического действия, умения составлять предмет с помощью блоков, закодированных образно-ассоциативными знаками, развитие логического и пространственного мышления, творческого воображения.
Педагог: у меня есть чертеж подходящей ракеты, но для того чтобы её построить, нам нужно создать экспериментальную модель этой ракеты. Разделимся на команды. (Педагог осуществляет деление детей на группы с помощью желтых и синих звездочек, раздавая их каждому ребенку. В основе деления детей на группы – уровень сложности предлагаемых заданий).
Затем приглашает детей занять столы с синими и желтыми звездами. Дети, выполняющие задание высокого уровня сложности, работают в паре.
Материал для выполнения задания: логические блоки Дьенеша, палочки Кюезенера, схемы, таблицы с алгоритмом выполнения практического действия.
Задания среднего уровня сложности: выбрать понравившуюся схему и смоделировать фигуру из геометрических блоков, форм и цветных палочек по образцу. (Дети, удачно справившиеся с заданием, могут придумать фигуру самостоятельно).
Задания высокого уровня сложности: с помощью карточек с образно-ассоциативными кодами, в которых зашифрованы признаки геометрических блоков, смоделировать фигуру по схеме, пользуясь алгоритмом выполнения практического действия.
Педагог индивидуально осуществляет помощь детям, затрудняющимся в выполнении задания.
Дает оценку выполненному заданию: за правильно выполненное задание дети получают звездочки.
После выполнения задания на слайде №5 дается изображение ракеты.
Педагог: молодцы, вы хорошо поработали над моделью нашей ракеты. Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур составлена наша ракета на картинке. (Ответы детей: большой желтый прямоугольник, маленький красный прямоугольник, большой желтый треугольник, два больших красных треугольника, маленький синий квадрат). А теперь встаньте в круг, проведем последнюю подготовку перед полетом.
Дыхательная гимнастика «Геометрические фигуры» мультимедийная презентация с анимацией и музыкальным сопровождением. (Педагог напоминает детям выполнение гимнастики).
Педагог: Звездолет мы смастерили
К звездам путь себе открыли,
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.
Педагог: пуск! Полет начался! Летим на помощь звездолету Базлайтера и прокладываем маршрут по схеме.
Задание №4. “Зашифрованные фигуры» - упражнение направлено на закрепление умения детей определять фигуру с помощью декодирования ее признаков, умения ориентироваться на плоскости.
Включается монитор (слайд №7). Педагог: полет продолжается! Дети, внимание на монитор! На мониторе карта - схема маршрута полета, которую мы должны расшифровать. На схеме видны космические объекты, они зашифрованы, и направление полета. Начало полёта – планета Земля. Определите местоположение планеты Земля на космической карте (нижний левый угол).
Педагог приглашает одного ребенка, он индивидуально выполняет задание у доски. На доске карточки с образно- ассоциативными кодами отрицания признаков геометрических фигур. Дети, отгадывая фигуры, выкладывают их на своей «звездной карте».
Первое направление на схеме: космический объект - геометрическая фигура не прямоугольная, не квадратная и не круглая; не большая; не синяя и не красная. (Маленький желтый треугольник).
Второе направление на схеме: космический объект - геометрическая фигура не круглая, не квадратная и не треугольная; не большая; не желтая и не красная. (Маленький синий прямоугольник).
Третье направление на схеме: космический объект - геометрическая фигура не прямоугольная, не треугольная и не круглая; не маленькая, не синяя и не желтая. (Большой красный квадрат).
Четвертое направление на схеме: космический объект - геометрическая фигура не квадратная, не прямоугольная и не треугольная; не маленькая; не синяя, не красная. (Большой желтый круг).
Педагог анализирует с детьми успешность выполнения ими задания, за правильно выполненное задание дети получают звездочки.
Педагог: Мы подлетели к Желтой планете. Назовите её местоположение на карте (верхний правый угол). Посмотрите в иллюминаторы, в черном космическом пространстве видны далекие звезды.
Гимнастика для глаз “Космос” мультимедийная презентация с анимацией и музыкальным сопровождением. – обратить внимание на осанку.
Педагог: вы быстро и четко справились с заданием! Экипаж Базлайтера получит маршрут полета и сможет оказать помощь жителям Желтой планеты! Ведь они профессиональные спасатели! А теперь, нам нужно возвращаться на Землю, чтобы отправить сообщение Базлайтеру о том, что мы смогли расшифровать схему. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не забыть этот маршрут? Ваши предложения? (Ответы детей: надо запомнить этот маршрут, зарисовать). Правильно, надо зарисовать план полета. (Зарисовка плана схемы по памяти).
Задание №5. Зарисовка маршрута полета к Желтой планете – упражнение направленно на развитие произвольного внимания, произвольной памяти.
Педагог анализирует с детьми успешность выполнения ими задания, за правильно выполненное задание дети получают звездочки.
Педагог: а теперь внимание! Возвращаемся домой, на Землю. Начинается спуск и отсчет времени. Для этого опять произведем отсчет от 10 до 0. (Дети считают. Звучит космическая музыка и на экране слайд №10). Ракета совершила мягкую посадку, благодаря слаженной и дружной работе экипажа. Молодцы!
Педагог обращает внимание детей, что получена новая радиограмма со звездолета, читает ее. На экране появляется Базлайтер.
Педагог читает радиограмму: «Ребята, я рад, что ваше космическое путешествие было успешным, и вы с помощью своих знаний сумели расшифровать маршрут полета к Желтой планете. Это очень хорошо для будущих первоклассников! Я желаю вам успехов в учебе и крепкого здоровья. До новых встреч!».
III.Заключительная часть (3 минуты)
Подводится итог деятельности.
Педагог: закройте глаза, вспомните всё, чем мы сегодня занимались, что понравилось, что было трудно, с чем справились легко. Откройте глаза. Вам понравилось наше путешествие, что понравилось больше всего? Где мы путешествовали? Что было трудного в нашем путешествии? Какие задания выполняли? Что было трудно, с чем справились легко?
Педагог отмечает участие каждого ребенка похвалой, положительной оценкой.
Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности в процессе непосредственно образовательной деятельности предлагается выбрать звёздочку:
- выбор красной звездочки означает - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»;
- выбор зелёной - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя».
Педагог также вручает детям диплом «Юные космонавты». Он обращает внимание детей на то, что хорошие знания – одно из лучших приобретений человека и необходимость для успеха любого дела.
Педагог предлагает детям, дома составить свой маршрут полета по нашей солнечной системе, зарисовать его и рассказать ребятам группы.
Список литературы
- Программа «Детство» ( В.И.Логинова, Т.И.Бабаева) СПб., Детство-пресс, 2003
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб., Детство-пресс, 2003
- Математика от 3 до 7. // Под ред. З.А.Михайловой, Э.Н. Иоффе. СПб., Детство-пресс, 2003
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., Детство-пресс, 1996
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М., 2011
- Репина Г.А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками. СПб., Детство-пресс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья»
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья» Укрепление физического здоровья д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья»
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья» Укрепление физического здоровья д...
"Путешествие в лес" конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" для детей подготовительной группы
НОД по ознакомлению детей с окружающим миром. Знакомство с лекарственными травами, закрепление знаний о рыбах, насекомых. Занимательно и интересно....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию для детей средней группы с использованием палочек Кьюзенера «Лесенка-чудесенка»
Цель – упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации....
Методическая разработка "Путешествие в страну математики". Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию с детьми подготовительной группы.
Программное содержание:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; реш...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшей группы Тема «Путешествие в страну математики»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшей группыТема «Путешествие в страну математики»...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию для детей средней группы Тема: «Новогодние игрушки»
КОНСПЕКТнепосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию для детей средней группыТема: «Новогодние игрушки» Тема: «Новогодние игрушки»...