«Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского /из опыта работы МБДОУ «ЦРР – детский сад №123»
презентация на тему
«Здоровый дошкольник» –
реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского
/из опыта работы МБДОУ «ЦРР – детский сад №123»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_doshkolnik_-_realizatsiya_sotsialno-ozdorovitelnoy_tehnologii_yu.f._zmanovskogo-.doc | 79.5 КБ |
zdorovyy_doshkolnik.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровый дошкольник» -
реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского
/из опыта работы МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123»/
Одним из пропагандистов здорового образа жизни был доктор медицинских наук, профессор Юрий Филиппович Змановский (1929 – 1995), прекрасный шахматист, любитель лыжного слалома и тенниса. Ю.Ф.Змановский длительное время вёл на всесоюзном телевидении передачу «Если хочешь быть здоров!». Постоянное внимание к научным исследованиям и инновациям (физиологии, биоритмологии, спортивной медицине, педиатрии, нейропсихологии, организационно – деятельным играм и др.) прекрасно сочеталось с его педагогической и просветительской деятельности. Одна из важных его инициатив – создание в 1995 году научно-практической школы оздоровления детей при РИПКРО (в последствии АПК и ППКО). Буквально с первых шагов деятельности школы на основе научных разработок Ю.Ф. Змановского и его последователей (Ю.Е. Антонов, Н.П. Гришаева, М.Н. Кузнецова, Г.К. Кулакина, Ю.Е. Лукоян, Т.К. Марченко, Е.И. Пронина, А.П. Щербак и другие) - удалось регламентировать и обосновать социально – оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник».
Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно – оздоровительной работы в дошкольных учреждениях и принципиально отличается от других программ воспитания в детских садах. Основные отличия заключаются в следующем:
1. Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объеденена в понятие «здоровый образ жизни» ребёнка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально – дифференцированный подход.
2. Наличие физиологического обследования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.
3. Данная программа может применяться в дошкольном учреждении при обязательном и добровольном выполнении рекомендаций.
4. В ряде разделов программы предусмотрен кластерный подход (учет климато – географических и экологических особенностей региона).
В программе дано совокупное «физиологическое» определение здоровья ребёнка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих, оптимальный приспособительный эффект. Такое определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик – жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешне-средовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности и т.д.
Алгоритм реализации программы:
- определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
- рациональная организация двигательной активности детей (особое место занимает оздоровительный бег, как наиболее эффективно влияющий на физиологические системы, биохимические процессы и психологические функции человека);
- система эффективного закаливания как в детском саду, так и дома для благоприятного становления аппарата физиологической терморегуляции;
- комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ;
- обеспечение рационального питания детей;
- создание условий для оздоровительных режимов детей.
В своё время Ю.Ф. Змановский говорил о минимальных финансовых затратах ДОУ для реализации его концептуального подхода. Исходя из базовых условий нашего дошкольного учреждения, в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123» разработана и давно реализуется следующая модель физкультурно-оздоровительной работы:
№ п/п | Содержание | Возрастные группы | Особенности организации режима | Ответственные | Срок исполнения |
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА | |||||
1.1 | Организация оптимальной жизнедеятельности детей, в том числе в адаптационный период, создание комфортного режима | Все | Ежедневно, в течение дня | Администрация воспитатели, медперсонал | В течение года |
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА | |||||
2.1 | Утренняя гимнастика | Все | В зале, в группе | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.2 | Организованная образова-тельная деятельность «Физическое развитие» | Все | В зале | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.3 | Динамические паузы | Все | Между занятиями и различными видами деятельности | Воспитатель | В течение года |
2.4 | Физкультурные минутки (в зависимости от вида и содержания занятия) | Все | Ежедневно, по мере необходимости | Воспитатель | В течение года |
2.5 | Оздоровительная гимнастика после сна | Все | Ежедневно | Воспитатель | В течение года |
2.6 | Подвижные игры различной динамической активности, а так же с элементами спорта | Все | Ежедневно, преимущественно во время прогулки, а так же в физкультурном зале и группе | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.7 | Физкультура на прогулке | Все | Еженедельно | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.8 | Спортивные праздники, досуги, развлечения | Дети среднего и старшего дошкольного возраста | Ежеквартально | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.9 | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Все | Ежедневно в группе и на воздухе | Воспитатель | В течение года |
2.10. | Индивидуальная работа по отработке определенных спортивно-двигательных навыков | Все | Ежедневно на прогулке | Воспитатель, инструктор | В течение года |
3.ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ | |||||
3.1 | Использование приемов релаксации, минуты тишины, музыкальная пауза, засыпание под спокойную музыку или чтение детской художественной литературы, арт-терапия | Все | Ежедневно | Воспитатель, педагог-психолог, узкие специалисты | В течение года |
3.2 | Создание положительного микроклимата в группе | Все | Ежедневно | Все участники образовательного процесса | В течение года |
4.ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ | |||||
4.1 | Дыхательная гимнастика | Все | Ежедневно, во время утренней гимнастики и физкультурных занятий, после сна | Воспитатель, инструктор | В течение года |
4.2 | Самомассаж | Все | Ежедневно | Воспитатель, инструктор | В течение года |
5. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИТОНЦИДАМИ | |||||
5.1 | Оздоровление чесноком, зеленым луком | Все | Ежедневно, во время обеда | Воспитатели, пом. воспитателя | ноябрь-март |
5.2 | Ароматизация помещений (антиаллергенные натуральные масла /хвоя, герань, цитрусовые/) | Все | Ежедневно, в течение дня | Воспитатели, пом. воспитателя, медперсонал | ноябрь-март |
6. ВИТАМИНОТЕРПИЯ | |||||
6.1. | Витаминизация 3-го блюда, прием сока, фруктов | Все | Ежедневно | Медперсонал, шеф-повар | В течение года |
7. ЗАКАЛИВАНИЕ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА | |||||
7.1. | Утренний прием на свежем воздухе | Все | Ежедневно в теплый период | Воспитатель | Май-сентябрь |
7.2. | Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону) | Все | Ежедневно в теплый период | Воспитатель | Май-сентябрь |
7.3. | Прогулка на воздухе | Все | Ежедневно | Воспитатель | В течение года |
7.4. | Босохождение (в физкультурном зале, группе по дорожкам здоровья) | Все | Ежедневно | Воспитатель, инструктор | В течение года |
7.5. | Босохождение по траве | Все | Во время отдыха на природе | Родители | Май-сентябрь |
7.6. | Умывание в течение дня прохладной водой | Все | Ежедневно после прогулки и сна | Воспитатели | В течение года |
7.7. | Полоскание или питье кипяченой воды комнатной температуры | Все | Ежедневно после прогулки и сна | Воспитатели | В течение года |
7.8. | Мытье рук с предплечья | Все | Ежедневно | Воспитатель | В течение года |
7.9. | Обливание и мытье ног прохладной водой | все | В летний оздоровительный период | Воспитатели, пом. воспитателя | Июнь-август |
Реализация в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123» социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» позволила достичь следующих показателей: план посещаемости составляет 82% от запланированной 64% по муниципальному заданию.
Старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123»
Попова Ж.А., воспитатель Чернышева И.И.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО Ю.Ф. ЗМАНОВСКОМУ 1. Организация режима (создание комфортных условий для оптимальной жизнедеятельности детей) 2. Организация двигательного режима (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ПИ различной активности в помещении и на прогулке, спорт. праздники, досуги, развлечения, самостоятельная ДД детей, индивидуальная работа по улучшению двигательных умений и навыков) 3. Охрана психического здоровья (использование приемов релаксации, арт-терапии, минут тишины, засыпание под спокойную музыку; создание положительного микроклимата в группе) 4. Профилактика заболеваний (дыхательная гимнастика, самомассаж) 5. Оздоровление фитонцидами (лук, чеснок, арома-терапия) 6. Витаминотерапия (витаминизация 3-го блюда) 7.Закаливание с учетом состояния ребенка (утренний прием, контрастные воздушные ванны, облегченная одежда, босохождение*, обливание и мытье ног и рук с предплечья, полоскание горла и питье кипяченой воды комнатной температуры и др.)
«Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБДОУ «ЦРР – детский сад №123» Физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа Медицинские услуги Физкультурные занятия Утренняя и оздоровительная гимнастика после сна, корригирующая гимнастика. Ритмическая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Физкультминутки. Подвижные игры. Спортивные праздники. Соревнования, спартакиады. Закаливание. Оздоровительный бег. Воздушные и солнечные ванны. Ходьба по дорожке здоровья. Обтирание. Самомассаж. Арома-терапия Консультация врача-педиатра, медицинской сестры. Консультации и обследование врачами-специалистами. Стоматологическое обследование Ультрафиолетовая обработка помещений. Витаминизация третьих блюд. Профилактические меры по предупреждению гриппа. Выполнение профилактических прививок строго по графику. Оздоровительный массаж*** 10-дневные курсы кислородного коктейля (ежеквартально)*** 10. Фитотерапия*** 11. Светолечение***
«Здоровый дошкольник» - реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского Закаливающие процедуры – воздухом (облегченная одежда, контрастные воздушные ванны), водой (мытье ног и обливание рук с предплечья водой комнатной температуры, полоскание горла, питье кипяченой воды комнатной температуры) Организация двигательного режима в ДОУ Инструктор по физической культуре Ушкова Наталья Петровна
Самомассаж по системе Уманской А.А., а так же с использованием предметов (массажных мячей, грецких орехов, каштанов, шестигранных карандашей и пр.) «Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского «Гимнастика пробуждения»
Офтальмологические тренажеры для сохранения зрения «Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского Корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки Формирование навыков культуры питания Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Создание условий для формирования положительного эмоционального настроя «Экологическая гостиная» – комната психологической разгрузки «Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского Летняя оздоровительная площадка
«Здоровый дошкольник» - реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского Результативность использования в МБДОУ «ЦРР – детский сад №123» здоровьесберегающих технологий /выполнение плана посещаемости согласно данных муниципального задания/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”
Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Во...
Формы взаимодействия детей и взрослых в свете ФГОС ДО /из опыта работы МБДОУ «ЦРР-детский сад №123»/
Формы взаимодействиядетей и взрослыхв свете ФГОС ДО /из опыта работы МБДОУ «ЦРР-детский сад №123»/...
Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников со статусом «ребенок – инвалид» (из опыта работы МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»)
В России сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонение в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии детей,...
Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)
Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...
Доклад из опыта работы МБДОУ № 3 «Квест-технология, как наиболее эффективная форма взаимодействия с семьями дошкольников»
Отчет об опыте работы по теме в ДОУ, с использованием презентации....
Из опыта работы МБДОУ "Детский сад № 12 г. Красноармейска" по теме:" Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ".
В дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа по физической культуре "Будь здоров малыш!", которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательн...
«Здоровый дошкольник» - реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья;подведение дошкольников к пониман...