«Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского /из опыта работы МБДОУ «ЦРР – детский сад №123»
презентация на тему

«Здоровый дошкольник» –

реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского

/из опыта работы МБДОУ «ЦРР – детский сад  №123»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровый дошкольник» -

реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского

/из опыта работы МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123»/

Одним из пропагандистов здорового образа жизни был доктор медицинских наук, профессор Юрий Филиппович Змановский (1929 – 1995), прекрасный шахматист, любитель лыжного слалома и тенниса. Ю.Ф.Змановский длительное время вёл на всесоюзном телевидении передачу «Если хочешь быть здоров!». Постоянное внимание к научным исследованиям и инновациям (физиологии, биоритмологии, спортивной медицине, педиатрии, нейропсихологии, организационно – деятельным играм и др.) прекрасно сочеталось с его педагогической и просветительской деятельности. Одна из важных его инициатив – создание в 1995 году научно-практической школы оздоровления детей при РИПКРО (в последствии АПК и ППКО). Буквально с первых шагов деятельности школы на основе  научных разработок Ю.Ф. Змановского и его последователей (Ю.Е. Антонов, Н.П. Гришаева, М.Н. Кузнецова, Г.К. Кулакина, Ю.Е. Лукоян, Т.К. Марченко, Е.И. Пронина, А.П. Щербак и другие)  - удалось регламентировать и обосновать социально – оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник».

     

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно – оздоровительной работы в дошкольных учреждениях и принципиально отличается от других программ воспитания в детских садах. Основные отличия заключаются в следующем:

1. Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объеденена в понятие «здоровый образ жизни» ребёнка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально – дифференцированный подход.

2. Наличие физиологического обследования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

3. Данная программа может применяться в дошкольном учреждении при обязательном и добровольном выполнении рекомендаций.

4. В ряде разделов программы предусмотрен кластерный подход (учет климато – географических и  экологических особенностей региона).

В программе дано совокупное «физиологическое» определение здоровья ребёнка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих, оптимальный приспособительный эффект. Такое определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик – жизнерадостность, устойчивость к  неблагоприятным внешне-средовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности и т.д.

         Алгоритм реализации программы:

  • определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
  • рациональная организация двигательной активности детей (особое место занимает оздоровительный бег, как наиболее эффективно влияющий на физиологические системы, биохимические процессы и психологические функции человека);
  • система эффективного закаливания  как в детском саду, так и дома для благоприятного становления аппарата физиологической терморегуляции;
  • комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ;
  • обеспечение рационального питания детей;
  • создание условий для оздоровительных режимов детей.

В своё время Ю.Ф. Змановский говорил о минимальных финансовых затратах ДОУ для реализации его концептуального подхода. Исходя из базовых условий нашего дошкольного учреждения, в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123» разработана и давно реализуется  следующая модель физкультурно-оздоровительной работы:

№ п/п

Содержание

Возрастные группы

Особенности организации режима

Ответственные

Срок исполнения

                                             

1. ОРГАНИЗАЦИЯ    РЕЖИМА

1.1

Организация оптимальной жизнедеятельности детей, в том числе в адаптационный период,  создание комфортного режима

 Все

Ежедневно, в течение дня

Администрация воспитатели,

медперсонал

В течение года

2. ОРГАНИЗАЦИЯ   ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

2.1

Утренняя гимнастика

Все

В зале,  в группе

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.2

Организованная образова-тельная деятельность «Физическое развитие»

Все

В зале

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.3

Динамические паузы

Все

Между занятиями и различными видами деятельности

Воспитатель

В течение года

2.4

Физкультурные минутки (в зависимости от вида и содержания занятия)

Все

Ежедневно, по мере необходимости

Воспитатель

В течение года

2.5

Оздоровительная гимнастика после сна

Все

Ежедневно

Воспитатель

В течение года

2.6

Подвижные игры различной динамической активности, а так же с элементами спорта

Все

Ежедневно, преимущественно во время прогулки, а так же в физкультурном зале и группе

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.7

Физкультура на прогулке

Все

Еженедельно

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.8

Спортивные праздники, досуги, развлечения

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Ежеквартально

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.9

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Все

Ежедневно в группе и на воздухе

Воспитатель

В течение года

2.10.

Индивидуальная работа по отработке  определенных спортивно-двигательных навыков

Все

Ежедневно на прогулке

Воспитатель, инструктор

В течение года

                                         

3.ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

3.1

Использование приемов релаксации, минуты тишины, музыкальная пауза, засыпание под спокойную музыку или чтение детской художественной литературы, арт-терапия

Все

Ежедневно

Воспитатель, педагог-психолог, узкие специалисты

В течение года

3.2

Создание положительного микроклимата в группе

Все

Ежедневно

Все участники образовательного процесса

В течение года

4.ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

4.1

Дыхательная гимнастика

Все

Ежедневно, во время утренней гимнастики и физкультурных занятий, после сна

Воспитатель, инструктор

В течение года

4.2

Самомассаж

Все

Ежедневно

Воспитатель, инструктор

В течение года

5. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИТОНЦИДАМИ

5.1

Оздоровление чесноком, зеленым луком

Все

Ежедневно, во время обеда

Воспитатели, пом. воспитателя

ноябрь-март

5.2

Ароматизация помещений (антиаллергенные натуральные масла /хвоя, герань, цитрусовые/)

Все

Ежедневно, в течение дня

Воспитатели, пом. воспитателя, медперсонал

ноябрь-март

6. ВИТАМИНОТЕРПИЯ

6.1.

Витаминизация 3-го блюда, прием сока, фруктов

Все

Ежедневно

Медперсонал, шеф-повар

В течение года

7. ЗАКАЛИВАНИЕ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА

7.1.

Утренний прием на свежем воздухе

Все

Ежедневно в теплый период

Воспитатель

Май-сентябрь

7.2.

Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону)

Все

Ежедневно в теплый период

Воспитатель

Май-сентябрь

7.3.

Прогулка на воздухе

Все

Ежедневно

Воспитатель

В течение года

7.4.

Босохождение (в физкультурном зале, группе по дорожкам здоровья)

Все

Ежедневно

Воспитатель, инструктор

В течение года

7.5.

Босохождение по траве

Все

Во время отдыха на природе

Родители

Май-сентябрь

7.6.

Умывание в течение дня прохладной водой

Все

Ежедневно после прогулки и сна

Воспитатели

В течение года

7.7.

Полоскание или питье кипяченой воды комнатной температуры

Все

Ежедневно после прогулки и сна

Воспитатели

В течение года

7.8.

Мытье рук с предплечья

Все

Ежедневно

Воспитатель

В течение года

7.9.

Обливание и мытье ног прохладной водой

все

В летний оздоровительный период

Воспитатели, пом. воспитателя

Июнь-август

         Реализация  в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123» социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» позволила достичь следующих показателей:  план посещаемости составляет 82% от запланированной 64% по муниципальному заданию.

Старший воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123»

Попова Ж.А., воспитатель Чернышева И.И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского / из опыта работы МБДОУ «ЦРР – детский сад №123» / Старший воспитатель Попова Ж.А., воспитатель Чернышева И.И.

Слайд 2

«Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО Ю.Ф. ЗМАНОВСКОМУ 1. Организация режима (создание комфортных условий для оптимальной жизнедеятельности детей) 2. Организация двигательного режима (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ПИ различной активности в помещении и на прогулке, спорт. праздники, досуги, развлечения, самостоятельная ДД детей, индивидуальная работа по улучшению двигательных умений и навыков) 3. Охрана психического здоровья (использование приемов релаксации, арт-терапии, минут тишины, засыпание под спокойную музыку; создание положительного микроклимата в группе) 4. Профилактика заболеваний (дыхательная гимнастика, самомассаж) 5. Оздоровление фитонцидами (лук, чеснок, арома-терапия) 6. Витаминотерапия (витаминизация 3-го блюда) 7.Закаливание с учетом состояния ребенка (утренний прием, контрастные воздушные ванны, облегченная одежда, босохождение*, обливание и мытье ног и рук с предплечья, полоскание горла и питье кипяченой воды комнатной температуры и др.)

Слайд 3

«Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБДОУ «ЦРР – детский сад №123» Физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа Медицинские услуги Физкультурные занятия Утренняя и оздоровительная гимнастика после сна, корригирующая гимнастика. Ритмическая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Физкультминутки. Подвижные игры. Спортивные праздники. Соревнования, спартакиады. Закаливание. Оздоровительный бег. Воздушные и солнечные ванны. Ходьба по дорожке здоровья. Обтирание. Самомассаж. Арома-терапия Консультация врача-педиатра, медицинской сестры. Консультации и обследование врачами-специалистами. Стоматологическое обследование Ультрафиолетовая обработка помещений. Витаминизация третьих блюд. Профилактические меры по предупреждению гриппа. Выполнение профилактических прививок строго по графику. Оздоровительный массаж*** 10-дневные курсы кислородного коктейля (ежеквартально)*** 10. Фитотерапия*** 11. Светолечение***

Слайд 4

«Здоровый дошкольник» - реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского Закаливающие процедуры – воздухом (облегченная одежда, контрастные воздушные ванны), водой (мытье ног и обливание рук с предплечья водой комнатной температуры, полоскание горла, питье кипяченой воды комнатной температуры) Организация двигательного режима в ДОУ Инструктор по физической культуре Ушкова Наталья Петровна

Слайд 5

Самомассаж по системе Уманской А.А., а так же с использованием предметов (массажных мячей, грецких орехов, каштанов, шестигранных карандашей и пр.) «Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского «Гимнастика пробуждения»

Слайд 6

Офтальмологические тренажеры для сохранения зрения «Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского Корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки Формирование навыков культуры питания Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Слайд 7

Создание условий для формирования положительного эмоционального настроя «Экологическая гостиная» – комната психологической разгрузки «Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского Летняя оздоровительная площадка

Слайд 8

«Здоровый дошкольник» - реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского Результативность использования в МБДОУ «ЦРР – детский сад №123» здоровьесберегающих технологий /выполнение плана посещаемости согласно данных муниципального задания/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ   “ЦРР – детский сад № 36  “Во...

Формы взаимодействия детей и взрослых в свете ФГОС ДО /из опыта работы МБДОУ «ЦРР-детский сад №123»/

Формы взаимодействиядетей и взрослыхв свете ФГОС ДО /из опыта работы МБДОУ «ЦРР-детский сад №123»/...

Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников со статусом «ребенок – инвалид» (из опыта работы МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»)

В России сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонение в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии детей,...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)

Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...

Из опыта работы МБДОУ "Детский сад № 12 г. Красноармейска" по теме:" Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ".

В дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа по физической культуре "Будь здоров малыш!", которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательн...

«Здоровый дошкольник» - реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности   за  сохранение собственного здоровья;подведение дошкольников  к пониман...