«Здоровый дошкольник» - реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского
методическая разработка (старшая группа)

Маркова Елена Ивановна

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности   за  сохранение собственного здоровья;

подведение дошкольников  к пониманию  целостности человеческого организма, единству  духовного и  физического; закрепление  навыков  сохранения и укрепления  здоровья  изученными способами; обеспечение условий  для охраны  психофизического здоровья и всестороннего развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровый дошкольник» -

реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского

Одним из пропагандистов здорового образа жизни был доктор медицинских наук, профессор Юрий Филиппович Змановский (1929 – 1995), прекрасный шахматист, любитель лыжного слалома и тенниса. Ю.Ф.Змановский длительное время вёл на всесоюзном телевидении передачу «Если хочешь быть здоров!». Постоянное внимание к научным исследованиям и инновациям (физиологии, биоритмологии, спортивной медицине, педиатрии, нейропсихологии, организационно – деятельным играм и др.) прекрасно сочеталось с его педагогической и просветительской деятельности. Одна из важных его инициатив – создание в 1995 году научно-практической школы оздоровления детей при РИПКРО (в последствии АПК и ППКО). Буквально с первых шагов деятельности школы на основе  научных разработок Ю.Ф. Змановского и его последователей (Ю.Е. Антонов, Н.П. Гришаева, М.Н. Кузнецова, Г.К. Кулакина, Ю.Е. Лукоян, Т.К. Марченко, Е.И. Пронина, А.П. Щербак и другие)  - удалось регламентировать и обосновать социально – оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник».

     

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно – оздоровительной работы в дошкольных учреждениях и принципиально отличается от других программ воспитания в детских садах. Основные отличия заключаются в следующем:

1. Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объеденена в понятие «здоровый образ жизни» ребёнка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально – дифференцированный подход.

2. Наличие физиологического обследования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

3. Данная программа может применяться в дошкольном учреждении при обязательном и добровольном выполнении рекомендаций.

4. В ряде разделов программы предусмотрен кластерный подход (учет климато – географических и  экологических особенностей региона).

В программе дано совокупное «физиологическое» определение здоровья ребёнка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих, оптимальный приспособительный эффект. Такое определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик – жизнерадостность, устойчивость к  неблагоприятным внешне-средовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности и т.д.

         Алгоритм реализации программы:

  • определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
  • рациональная организация двигательной активности детей (особое место занимает оздоровительный бег, как наиболее эффективно влияющий на физиологические системы, биохимические процессы и психологические функции человека);
  • система эффективного закаливания  как в детском саду, так и дома для благоприятного становления аппарата физиологической терморегуляции;
  • комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ;
  • обеспечение рационального питания детей;
  • создание условий для оздоровительных режимов детей.

В своё время Ю.Ф. Змановский говорил о минимальных финансовых затратах ДОУ для реализации его концептуального подхода. Исходя из базовых условий нашего дошкольного учреждения, в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123» разработана и давно реализуется  следующая модель физкультурно-оздоровительной работы:

№ п/п

Содержание

Возрастные группы

Особенности организации режима

Ответственные

Срок исполнения

                                             

1. ОРГАНИЗАЦИЯ    РЕЖИМА

1.1

Организация оптимальной жизнедеятельности детей, в том числе в адаптационный период,  создание комфортного режима

 Все

Ежедневно, в течение дня

Администрация воспитатели,

медперсонал

В течение года

2. ОРГАНИЗАЦИЯ   ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

2.1

Утренняя гимнастика

Все

В зале,  в группе

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.2

Организованная образова-тельная деятельность «Физическое развитие»

Все

В зале

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.3

Динамические паузы

Все

Между занятиями и различными видами деятельности

Воспитатель

В течение года

2.4

Физкультурные минутки (в зависимости от вида и содержания занятия)

Все

Ежедневно, по мере необходимости

Воспитатель

В течение года

2.5

Оздоровительная гимнастика после сна

Все

Ежедневно

Воспитатель

В течение года

2.6

Подвижные игры различной динамической активности, а так же с элементами спорта

Все

Ежедневно, преимущественно во время прогулки, а так же в физкультурном зале и группе

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.7

Физкультура на прогулке

Все

Еженедельно

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.8

Спортивные праздники, досуги, развлечения

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Ежеквартально

Воспитатель, инструктор

В течение года

2.9

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Все

Ежедневно в группе и на воздухе

Воспитатель

В течение года

2.10.

Индивидуальная работа по отработке  определенных спортивно-двигательных навыков

Все

Ежедневно на прогулке

Воспитатель, инструктор

В течение года

                                         

3.ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

3.1

Использование приемов релаксации, минуты тишины, музыкальная пауза, засыпание под спокойную музыку или чтение детской художественной литературы, арт-терапия

Все

Ежедневно

Воспитатель, педагог-психолог, узкие специалисты

В течение года

3.2

Создание положительного микроклимата в группе

Все

Ежедневно

Все участники образовательного процесса

В течение года

4.ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

4.1

Дыхательная гимнастика

Все

Ежедневно, во время утренней гимнастики и физкультурных занятий, после сна

Воспитатель, инструктор

В течение года

4.2

Самомассаж

Все

Ежедневно

Воспитатель, инструктор

В течение года

5. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИТОНЦИДАМИ

5.1

Оздоровление чесноком, зеленым луком

Все

Ежедневно, во время обеда

Воспитатели, пом. воспитателя

ноябрь-март

5.2

Ароматизация помещений (антиаллергенные натуральные масла /хвоя, герань, цитрусовые/)

Все

Ежедневно, в течение дня

Воспитатели, пом. воспитателя, медперсонал

ноябрь-март

6. ВИТАМИНОТЕРПИЯ

6.1.

Витаминизация 3-го блюда, прием сока, фруктов

Все

Ежедневно

Медперсонал, шеф-повар

В течение года

7. ЗАКАЛИВАНИЕ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА

7.1.

Утренний прием на свежем воздухе

Все

Ежедневно в теплый период

Воспитатель

Май-сентябрь

7.2.

Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону)

Все

Ежедневно в теплый период

Воспитатель

Май-сентябрь

7.3.

Прогулка на воздухе

Все

Ежедневно

Воспитатель

В течение года

7.4.

Босохождение (в физкультурном зале, группе по дорожкам здоровья)

Все

Ежедневно

Воспитатель, инструктор

В течение года

7.5.

Босохождение по траве

Все

Во время отдыха на природе

Родители

Май-сентябрь

7.6.

Умывание в течение дня прохладной водой

Все

Ежедневно после прогулки и сна

Воспитатели

В течение года

7.7.

Полоскание или питье кипяченой воды комнатной температуры

Все

Ежедневно после прогулки и сна

Воспитатели

В течение года

7.8.

Мытье рук с предплечья

Все

Ежедневно

Воспитатель

В течение года

7.9.

Обливание и мытье ног прохладной водой

все

В летний оздоровительный период

Воспитатели, пом. воспитателя

Июнь-август

         


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Результат использования образовательной технологии

  1. Беседа «О здоровом образе жизни» - выявление сформированности представлений детей о понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровье».

Экспериментатор предлагала индивидуально каждому ребенку побеседовать и ответить на следующие вопросы:

1. Что такое здоровый образ жизни?

2. Что нужно делать, чтобы вести здоровый образ жизни?

3. Зачем человеку вести здоровый образ жизни?

4. Что такое вредные привычки?

5. Можно ли твой образ жизни назвать здоровым? Почему?

6. Знаешь ли ты, как обезопасить свою жизнь и здоровье?

Высокий уровень – представления ребенка о здоровом образе жизни и о здоровье носят целостный характер.

Средний уровень – у ребенка единичные представления о здоровом образе жизни и о здоровье.

Низкий уровень – у ребенка отрывочные, бессистемные представления о здоровом образе жизни и о влиянии образа жизни на здоровье человека.

  1. Беседа «Можно – нельзя» - выявление уровня сформированности представлений о зависимости здоровья от культурно-гигиенических мероприятий.

Экспериментатор предлагала каждому ребенку индивидуально рассмотреть набор предметов (зубная щетка, расческа, полотенце, карандаш, стека, мячик, линейка). Затем ребенку предлагалось выбрать из предложенных предметов те, которые предназначены только для личного использования. После выбора предмета, экспериментатор просила ребенка объяснить свой выбор. После этого детям предлагалось самостоятельно

дополнить набор предметов личного использования.

Высокий уровень – представления ребенка о зависимости здоровья от культурно-гигиенических мероприятиях носят целостный характер.

Средний уровень – у ребенка единичные представления о зависимости здоровья от культурно-гигиенических мероприятий.

Низкий уровень – у ребенка отрывочные, бессистемные представления о культурно-гигиенических мероприятиях и о влиянии их на здоровье

человека.

  1. Диагностическое задание «Здоровый человек» - выявление уровня сформированности представлений о способах ведения здорового образа жизни).

С этой целью экспериментатор предлагала каждому ребенку индивидуально рассмотреть картинки и рассказать, что делают дети на картинках.

Экспериментатор задаёт вопросы:

«Что из изображенного на них ты сам(а) выполняешь регулярно?».

Затем экспериментатор предлагает ребенку закрасить кружки на картинках, которые ребенок считает самыми важными для ведения здорового образа жизни.

Экспериментатор уделяет особое внимание активному словесному сопровождению выбора детей, высказываниям о том, почему они считают то или иное действие важным при ведении здорового образа жизни.

Высокий уровень – представления ребенка о необходимости вести здоровый образ жизни носят целостный характер.

Средний уровень – у ребенка единичные представления о способах ведения здорового образа жизни.

Низкий уровень – у ребенка отрывочные, бессистемные представления о способах ведения здорового образа жизни.

  1. Рисуночный теста «Вредно – полезно» - выявление уровня сформированности представлений о зависимости здоровья от психологического комфорта.

Экспериментатор предлагала индивидуально каждому ребенку рассмотреть лист бумаги с изображением полезных и вредных факторов 49 окружающей среды. Затем ребенку предлагалось синим фломастером отметить «полезные» факторы, а красным «вредные».

 Высокий уровень – представления ребенка о зависимости здоровья от психологического комфорта носят целостный характер.

Средний уровень – у ребенка единичные представления о зависимости здоровья от психологического комфорта.

Низкий уровень – у ребенка отрывочные, бессистемные представления о психологическом комфорте и о его влиянии на здоровье человека.

  1. Диагностическая методика «Поварята» - выявление сформированности представлений о зависимости здоровья от рационального питания.

Экспериментатор индивидуально предлагала каждому ребенку из набора картинок, на которых изображены продукты питания, выбрать «полезные». Затем экспериментатор предлагает ребенку представить себя поваром и разложить продукты в кастрюли: «Завтрак», «Обед», «Ужин», объяснить свой выбор.

Высокий уровень – представления ребенка о зависимости здоровья от рационального питания носят целостный характер.

Средний уровень – у ребенка единичные представления о зависимости здоровья от рационального питания.

Низкий уровень – у ребенка отрывочные, бессистемные представления о рациональном питании и о его влиянии на здоровье человека.

  1. Диагностическая методика «Когда, зачем и почему» - выявление уровня сформированности представлений о характерных чертах здоровья и болезни.

Экспериментатор предлагала каждому ребенку выбрать любой предмет из предложенных: гитару, стетоскоп, бинт, йод, гантели, очки, зрительный тренажер, воду, красную краску, бумажный фильтр, мясорубку, соломинку, насос, варежку. После того, как ребенок выбирал предмет, экспериментатор просила объяснить, какие функции для органов человека он выполняет, на действия каких органов похожи действия этого предмета, каким образом помогает человеку вести здоровый образ жизни.

Высокий уровень – представления ребенка о характерных чертах здоровья и болезни носят целостный характер.

Средний уровень – у ребенка единичные представления о характерных чертах здоровья и болезни.

Низкий уровень – у ребенка отрывочные, бессистемные представления о характерных чертах здоровья и болезни.

  1. Беседа «Что было бы, если бы …» - выявлялся уровень сформированности представлений о зависимости здоровья от закаливания, режима дня, двигательной активности.

Экспериментатор обыгрывала различные ситуации и задавала детям вопросы, что было бы, если бы это случилось с ними. После этого она сообщила правила: дети не должны были мешать друг другу при ответах, в случае необходимости могли дополнять рассказ своих товарищей. Дети слушали вопросы и, используя знания, отвечали на них .

Вопросы для обсуждения.

Что было бы, если бы: Ты бы начал закаливать свой организм?

У тебя не было тёплой одежды?

Ты бы решил ходить босиком?

Для чего человек ходит гулять?

Почему человек спит?

Почему мы играем в подвижные игры?

Высокий уровень – представления ребенка о зависимости здоровья от закаливания, режима дня, двигательной активности носят целостный характер.

Средний уровень – у ребенка единичные представления о зависимости здоровья от закаливания, режима дня и двигательной активности.

Низкий уровень – у ребенка отрывочные, бессистемные представления о закаливании, режиме дня и двигательной активности и об их влиянии на здоровье человека.

Количественные результаты диагностических заданий

(старшая группа начало года)

                  Уровни сформированности

Методики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Представление о зависимости здоровья от культурно-гигиенических

мероприятий

20%

40%

40%

Представление о способах ведения здорового образа жизни

20%

55%

25%

Представление о зависимости здоровья от психологического комфорта

20%

45%

35%

Представления о зависимости здоровья от рационального питания

20%

45%

35%

Представления о характерных чертах здоровья и болезни

25%

45%

30%

Зависимость здоровья от закаливания, режима дня и двигательной активности

20%

35%

45%

Системные знаний о

здоровом образе жизни

20%

45%

35%

Таким образом, при помощи разработанных методик в ходе мы выявили недостаточную сформированность системных знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни, его содержательных компонентах, полезных и вредных факторах, влияющих на здоровье человека, а также значимости ведения здорового образа жизни. У детей преобладают средний и низкий уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Количественные результаты диагностических заданий

(старшая группа конец года)

                  Уровни сформированности

Методики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Представление о зависимости здоровья от культурно-гигиенических

мероприятий

15%

45%

40%

Представление о способах ведения здорового образа жизни

52%

48%

0%

Представление о зависимости здоровья от психологического комфорта

47%

41%

12%

Представления о зависимости здоровья от рационального питания

53%

33%

14%

Представления о характерных чертах здоровья и болезни

38%

45%

17%

Зависимость здоровья от закаливания, режима дня и двигательной активности

44%

38%

18%

Системные знаний о

здоровом образе жизни

48%

52%

0%

Таким образом, по результатам мониторинга была выявлена положительная динамика по всем критериям и уровням сформированности системных знаний у детей 6-7 лет о здоровом образе жизни.

Основным показателем качественного изменения в системных знаниях здорового образа жизни стало изменение понимании зависимости и построение иерархичности элементов здорового образа жизни. Ребенок способен оценить значение здорового образа жизни для здоровья человека, выявить направленную на формирование сущность различных видов деятельности, активно и самостоятельно рассуждать и высказываться

по вопросам ведения основ здорового образа жизни, выбирать способ предупреждения заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями. Ю.Ф. Змановский "Здоровый дошкольник"

Материалы консультации раскрывают для педагогов ДОУ  понятие "здоровьесберегающие технологии", систему мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, знакомят с современными здоровьесбере...

«Здоровый дошкольник» – реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского /из опыта работы МБДОУ «ЦРР – детский сад №123»

laquo;Здоровый дошкольник» –реализация социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского/из опыта работы МБДОУ «ЦРР – детский сад  №123»...

Консультация для педагогов на тему: «Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями. Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»

По  данным  специалистов, что  подтверждается  и  официальной  статистикой, абсолютно  здоровыми  можно  назвать  всего  лишь  10%  дет...

Оздоровительная работа в ДОО с помощью технологии Ю.Ф. Змановского  «Здоровый дошкольник» 

Оздоровительная работа в ДОО с помощью технологии Ю.Ф. Змановского  «Здоровый дошкольник»...

Мастеркласс «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольника через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов ДОУ....