Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Традиции, быт и культура Кубанских казаков»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бондаренко  Татьяна Александровна

Познакомить детей с прошлым Кубани, её традициями, жизнью и культурными ценностями казачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Традиции, быт и культура Кубанских казаков»
Методическая разработка с презентацией. Воспитатель: Бондаренко Т.А.

Цели:

- Познакомить детей с прошлым Кубани, её традициями, жизнью и культурными ценностями казачества.

- Формировать патриотические чувства на народных традициях и правилах, по которым веками жили Кубанские казаки.

- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за малую Родину.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о жизни Кубанского казачества, их обычиях, традициях, предметах обихода. Предметах одежды.

Развивающие: развивать память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.

Речевые: развивать связную речь, обогатить словарь детей: акитра, рушник, рубель, коромысло, папаха, глэчик, курень.

Предварительная работа: экскурсия в мини музей «Кубанский дворик» на территории детского сада.

Рассматривание макета «Кубанское подворье».

Беседы с детьми на темы «Жизнь и быт казаков на Кубани»

Рассматривание и беседа «Кубанские костюмы»

Оборудование и материал: мультимедийная презентация «Быт казаков на Кубани», предметы домашней утвари: чугунок, макитра, рубель, глэчик, скрытня, рушники, папахи,кубанка.

Раздаточный материал: солёное разноцветное тесто, дощечки для лепки, стеки, каталочки, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель в костюме Кубанкой казачки под песню «Ой то ли вечер, то ли вечер…»сидит в светёлке за прялкой и поёт.

Стук в дверь.

В. - Ой стучится ко мне кто-то. Пойду-ка я посмотрю!

- Гости дорогие пожаловали! Заходите, хлопчики и девчата, проходите! Откуда вы будете? С какого края?

Д. - С Краснодарского!

В. - А как еще, ласково называется ваш край?

Д. - Кубанью.

В. - А стихи вы знаете о Кубани?

Дети рассказывают стихи о Кубани.

Ты был на Кубани?

А ты побывай!

Отличные люди, прославленный край!

Там вечер просторный и песня простая,

У речки девчинок и хлопчиков стая.

Там примут тебя, как хорошего друга.

Расскажут как землю ворочают плугом.

Как хлеб убирают, как стол накрывают

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудится.

Там где-то саманный курень дымится

Увитый густой виноградной лозой.

Весёлые окна, открытые ставни.

Люблю тебя, край мой,

Простор Краснодарский!

И труд хлебороба и песни и пляски!

В. - какие вы молодцы, ребята. Хорошие стихи знаете о Кубани.

В. - а пословицы, поговорки о казах вы знаете?

Д. - Терпи казак – атаманом станешь.

- Казак без службы, не казак.

- Где казак там и слава.

- Казак в беде не плачет.

- Казак казаку лучший друг.

В. - Молодцы, ребята!

-Дети, вот сегодня ребята, вы живёте в больших, многоэтажных домах. А я живу вот в таком.

Слайд 1- на экране курень казака.

В. - а кто знает как называется мой дом?

Д. - хата.

В. - а как ещё называется моя хата?

Д. - курень.

В. - А может кто то знает из чего сделана моя хата?

Д. - из камыша, соломы, глины.

В. - правильно. Сначала делали каркас, а потом обмазывали его глиной, смешанной с соломой – саманом.

В. - а чем крыли крышу?

Д. - камышом.

В. - А чтобы наши хаты были красивыми и нарядными их белили. А огораживали свои подворья казаки – изгородью.

В хате у меня две комнаты. Сейчас я вас принимаю в моей любимой комнате- горнице. Ещё её называют светёлкой. А во второй комнате мы отдыхаем после трудового дня.

Очень я люблю свою горницу - светёлку. Посмотрите какая она у меня нарядная.

Слайд 2

Долгими зимними вечерами я тку, пряду, вышиваю, вяжу.

Даже расписываю красками, которые сделала сама разные вещи.

Давайте проведём маленькую экскурсию по моей горнице.

Вот посмотрите эти красивые рубашки я ткала и шила своим домочадцам, а эти рушники и салфетки я вышивала своими руками. Даже половики на которых вы стоите я связала. А посмотрите на эти картины. На них я вышила свои любимые цветы – маки.

Без дела я не сижу. С утра я сходила за водой на речку. А это длинная дорога.

Слайд 3

Воду я принесла вот в этом коромысле.

Дело это не лёгкое. А хотите попробовать?

Дети пробуют нести воду в коромысле.

Слайд 4

Затем я погладила бельё вот этим предметом.

Называется он рубель.

В. -хотите попробовать?

Дети гладят бельё рубелем.

-А ещё мне надо приготовить обед и накормить всю мою большую семью.

Готовлю я вот в этой посуле.

Слайд 5

Воспитатель рассказывает о каждом предмете посуды и его назначении.

А особенно я люблю готовить варенички. А вы любите варенички?

А песню про варенички знаете?

Дети исполняют шуточную песню «Варенички»

В. - ребята, много сегодня мы с вами лел переделали. А давайте поиграем.

Становитесь в круг. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Сон казака»

Дети становятся в круг и выбирают казака.

Казак «спит», а дети идут по кругу и поют.

В. - Ой, ребята, заговорилась я с вами, заигралась.

Да и забыла про пирог. Я его приготовила, а украсить забыла!

Давайте его украсим вместе.

Посмотрите, я приготовила для вас на столах тесто разного цвета, каталочки, стеки, формочки.

И прежде чем мы начнём делать наши украшения для пирога, давайте вспомним некоторые приёмы лепки украшений лепки.

Слайд 7

Украшение птичкой

Слайд 8

Украшение косичками

Слайд 9

Украшение розочкой.

-Ну вот приёмы лепки украшений для нашего пирога мы вспомнили, а теперь за работу.

Дети выполняют лепку.

В. - ну вот, а теперь давайте подойдём к нашей печки и поставим пирог.

А пока наш пирог печётся, давайте поводим хоровод вокруг печки и споём кубанскую хороводную.

- Вокруг печки я хожу, да похаживаю

Я на печку всё гляжу, да поглядываю

Вот поднялся пирожок, пирожок медовый

Зарумянился пирог из муки из новой!

Открывала я заслон, открывала

доставала я пирог, доставала.

Угощала я гостей, угощала.

Воспитатель достаёт уже готовый пирог из печки с украшениями детей.

Пирог режется на части. Дети угощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему «Веселые бабочки»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему "Веселые бабочки"...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Традиции и обряды русского народа"

Развитие нравственно-эстетических и патриотических ценностей через приобщение к миру русской культуры....

Интегрированное занятие в старшей группе по теме курса " Культура добрососедства"- "Путешествие с Точечкой"

Это занятие поможет научить  детей старшего дошкольного возраста  строить отношения со своими сверстниками, соседями и другими людьми; воспитать вежливость, взаимопонимание, уважение к людям...