Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Традиции, быт и культура Кубанских казаков»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Познакомить детей с прошлым Кубани, её традициями, жизнью и культурными ценностями казачества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Традиции, быт и культура Кубанских казаков»
Методическая разработка с презентацией. Воспитатель: Бондаренко Т.А.
Цели:
- Познакомить детей с прошлым Кубани, её традициями, жизнью и культурными ценностями казачества.
- Формировать патриотические чувства на народных традициях и правилах, по которым веками жили Кубанские казаки.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за малую Родину.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о жизни Кубанского казачества, их обычиях, традициях, предметах обихода. Предметах одежды.
Развивающие: развивать память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.
Речевые: развивать связную речь, обогатить словарь детей: акитра, рушник, рубель, коромысло, папаха, глэчик, курень.
Предварительная работа: экскурсия в мини музей «Кубанский дворик» на территории детского сада.
Рассматривание макета «Кубанское подворье».
Беседы с детьми на темы «Жизнь и быт казаков на Кубани»
Рассматривание и беседа «Кубанские костюмы»
Оборудование и материал: мультимедийная презентация «Быт казаков на Кубани», предметы домашней утвари: чугунок, макитра, рубель, глэчик, скрытня, рушники, папахи,кубанка.
Раздаточный материал: солёное разноцветное тесто, дощечки для лепки, стеки, каталочки, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель в костюме Кубанкой казачки под песню «Ой то ли вечер, то ли вечер…»сидит в светёлке за прялкой и поёт.
Стук в дверь.
В. - Ой стучится ко мне кто-то. Пойду-ка я посмотрю!
- Гости дорогие пожаловали! Заходите, хлопчики и девчата, проходите! Откуда вы будете? С какого края?
Д. - С Краснодарского!
В. - А как еще, ласково называется ваш край?
Д. - Кубанью.
В. - А стихи вы знаете о Кубани?
Дети рассказывают стихи о Кубани.
Ты был на Кубани?
А ты побывай!
Отличные люди, прославленный край!
Там вечер просторный и песня простая,
У речки девчинок и хлопчиков стая.
Там примут тебя, как хорошего друга.
Расскажут как землю ворочают плугом.
Как хлеб убирают, как стол накрывают
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудится.
Там где-то саманный курень дымится
Увитый густой виноградной лозой.
Весёлые окна, открытые ставни.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский!
И труд хлебороба и песни и пляски!
В. - какие вы молодцы, ребята. Хорошие стихи знаете о Кубани.
В. - а пословицы, поговорки о казах вы знаете?
Д. - Терпи казак – атаманом станешь.
- Казак без службы, не казак.
- Где казак там и слава.
- Казак в беде не плачет.
- Казак казаку лучший друг.
В. - Молодцы, ребята!
-Дети, вот сегодня ребята, вы живёте в больших, многоэтажных домах. А я живу вот в таком.
Слайд 1- на экране курень казака.
В. - а кто знает как называется мой дом?
Д. - хата.
В. - а как ещё называется моя хата?
Д. - курень.
В. - А может кто то знает из чего сделана моя хата?
Д. - из камыша, соломы, глины.
В. - правильно. Сначала делали каркас, а потом обмазывали его глиной, смешанной с соломой – саманом.
В. - а чем крыли крышу?
Д. - камышом.
В. - А чтобы наши хаты были красивыми и нарядными их белили. А огораживали свои подворья казаки – изгородью.
В хате у меня две комнаты. Сейчас я вас принимаю в моей любимой комнате- горнице. Ещё её называют светёлкой. А во второй комнате мы отдыхаем после трудового дня.
Очень я люблю свою горницу - светёлку. Посмотрите какая она у меня нарядная.
Слайд 2
Долгими зимними вечерами я тку, пряду, вышиваю, вяжу.
Даже расписываю красками, которые сделала сама разные вещи.
Давайте проведём маленькую экскурсию по моей горнице.
Вот посмотрите эти красивые рубашки я ткала и шила своим домочадцам, а эти рушники и салфетки я вышивала своими руками. Даже половики на которых вы стоите я связала. А посмотрите на эти картины. На них я вышила свои любимые цветы – маки.
Без дела я не сижу. С утра я сходила за водой на речку. А это длинная дорога.
Слайд 3
Воду я принесла вот в этом коромысле.
Дело это не лёгкое. А хотите попробовать?
Дети пробуют нести воду в коромысле.
Слайд 4
Затем я погладила бельё вот этим предметом.
Называется он рубель.
В. -хотите попробовать?
Дети гладят бельё рубелем.
-А ещё мне надо приготовить обед и накормить всю мою большую семью.
Готовлю я вот в этой посуле.
Слайд 5
Воспитатель рассказывает о каждом предмете посуды и его назначении.
А особенно я люблю готовить варенички. А вы любите варенички?
А песню про варенички знаете?
Дети исполняют шуточную песню «Варенички»
В. - ребята, много сегодня мы с вами лел переделали. А давайте поиграем.
Становитесь в круг. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Сон казака»
Дети становятся в круг и выбирают казака.
Казак «спит», а дети идут по кругу и поют.
В. - Ой, ребята, заговорилась я с вами, заигралась.
Да и забыла про пирог. Я его приготовила, а украсить забыла!
Давайте его украсим вместе.
Посмотрите, я приготовила для вас на столах тесто разного цвета, каталочки, стеки, формочки.
И прежде чем мы начнём делать наши украшения для пирога, давайте вспомним некоторые приёмы лепки украшений лепки.
Слайд 7
Украшение птичкой
Слайд 8
Украшение косичками
Слайд 9
Украшение розочкой.
-Ну вот приёмы лепки украшений для нашего пирога мы вспомнили, а теперь за работу.
Дети выполняют лепку.
В. - ну вот, а теперь давайте подойдём к нашей печки и поставим пирог.
А пока наш пирог печётся, давайте поводим хоровод вокруг печки и споём кубанскую хороводную.
- Вокруг печки я хожу, да похаживаю
Я на печку всё гляжу, да поглядываю
Вот поднялся пирожок, пирожок медовый
Зарумянился пирог из муки из новой!
Открывала я заслон, открывала
доставала я пирог, доставала.
Угощала я гостей, угощала.
Воспитатель достаёт уже готовый пирог из печки с украшениями детей.
Пирог режется на части. Дети угощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп
в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему «Веселые бабочки»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему "Веселые бабочки"...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...
Конспект открытого занятия в старшей группе "Традиции и обряды русского народа"
Развитие нравственно-эстетических и патриотических ценностей через приобщение к миру русской культуры....
Интегрированное занятие в старшей группе по теме курса " Культура добрососедства"- "Путешествие с Точечкой"
Это занятие поможет научить детей старшего дошкольного возраста строить отношения со своими сверстниками, соседями и другими людьми; воспитать вежливость, взаимопонимание, уважение к людям...