План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
план-конспект занятия (старшая группа)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_leningrad.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
Цель: углубить знания детей о ВОВ
Задачи:
образовательные
- формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны
- систематизировать знания о ВОВ
- расширять и активизировать словарь
воспитательные
- пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги
- вызвать интерес к истории своей страны
- способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности
- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений
развивающие
- способствовать развитию познавательной активности, речи
- пробуждать нравственные качества личности
- способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики рук
Предварительная работа
- чтение художественной литературы
- разучивание стихотворений о блокаде
- разучивание танцевальной композиции «А закаты алые»
- изготовление костюмов
- слушание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду"Баллада о ледовой трассе"; В.Толкунова "Дети Ленинграда"; звучание метронома; Д.Шостакович "Ленинградская симфония "
- рассматривание медали "За оборону Ленинграда", ленточки ленинградской блокады
оборудование:
презентация «Путешествие в прошлое»
- документальный фильм «Дорога жизни»
- празднично украшенный зал
- мультимедийная установка
- белые воздушные шары
- тетрадные листы, простые карандаши
- почтовый ящик
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
Входим в зал под песню И. Шварца «Ленинградские мальчишки»
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам с помощью нашего волшебного экрана отправиться в прошлое – в блокадный Ленинград. Вы, согласны? (Ответы детей)
Звучит метроном.
Воспитатель:
Это просто счётчик ритма - метроном.
Звук блокады.
Ритм блокады.
Входит в дом.
Иногда бывает страшно
Слышать стук.
Это холод, это голод.
Смерти звук.
Это знак, что есть живые....
Презентация (на неё фоне – слова)
27 января день снятия блокады Ленинграда, в этом году мы отмечаем 75-летний юбилей. Это очень памятная дата для всей нашей страны, города Ленинграда. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Очень скоро враг оказался рядом с городом. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми рвами, оплетены колючей проволокой. Враг окружил Ленинград со всех сторон. 8 сентября 1941 над городом сомкнулось кольцо блокады, длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики.
Немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром. Именно это и называется блокадой. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы.
«Блокада… Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на пути,
И матери, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести».
Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились двадцать шесть часов подряд. В Ленинграде не было отопления, воды, электричества, но жители героического города не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не попасть в плен, в рабство к фашистам.
Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная.
Ребенок:
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Воспитатель: Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» — небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег.
За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно, упорно шли дальше. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник мутной грязной воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к скользкой полынье.
И ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту — на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полета вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди, специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.
Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.
Ребенок:
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Воспитатель: После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла. Ленинградцы превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми.
Далеко за кольцом блокады было продовольствие - мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью и днем. Окна были заклеены полосками бумаги, чтобы осколки стёкол не ранили никого при взрывах. На окна навесили темные шторы, чтоб лучик света не сверкнул ночью.
Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Документальный фильм «Дорога жизни».
Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев. Поэтому её назвали «Дорогой жизни».
Ребенок:
«Тот город назывался Ленинградом
И шла суровая война
Под вой сирены и разрыв снарядов,
Дорогой жизни – Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под мирным небом жить!»
Не жалея себя шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались, обливали их бензином, поджигали для того, чтоб их отогреть, ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от холода и голода жителям Ленинграда.
Это были самые страшные 900 дней и ночей.
Музыкально-танцевальная композиция «А закаты алые»
Однако, несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и фабриках, выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.
Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев.
Ребенок:
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944г.
Звучит голос Ю. Левитана о прорыве блокады.
Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших, в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».
За их мужество, отвагу защитники Ленинграда были награждены медалями «За оборону Ленинграда»
За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой!
Воспитатель: Ребята, а чтобы вы, хотели пожелать или передать в блокадный Ленинград? (Ответы детей). Давайте сделаем фронтовые треугольники, а наши родители напишут ваши пожелания, и мы отправим их в прошлое.
Мастер-класс: оригами «Фронтовые треугольники»
Зачитываем пожелания и опускаем письма в почтовый ящик.
Воспитатель: Уважаемые родители и ребята, почтим память погибших в блокадном Ленинграде – минутой молчания.
Друзья, есть традиция, в память о блокаде в небо запускают 900 белых и 900 чёрных шаров, символов освобождения и радости.
(Запуск шаров)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие в прошлое часов"
Программное содержание:Образовательная задача. Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше врем...
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «По дороге прошлого»
Пояснительная запискак конспекту интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста (по познанию, речевому и художественно- эстетическому развитию). Направление:- По...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое ручки»
Конспект открытого занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое ручки"Цель: формировать умение детей понимать назначение и функции ручки.Задачи: формировать умение детей назначение и функ...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в прошлое ложки»
Виды деятельности : познавательная, игровая, художественно- эстетическая Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари- ложке, истории возникновения и использовании ложки. З...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Конспект занятия "Путешествие в прошлое электрической лампочки"...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое телефона»
Тематический блок: "Радиотехника и связь"Раздел "Системы, сети и устройства телекоммуникаций"Конструктор: металлический конструкторЦель: Развитие спос...