Региональный компонент - казачество
методическая разработка по теме
«Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника» - опыт работы МБДОУ д/с "Малыш" Зерноградского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Этнокультурный компонент" | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района
МАСТЕР – КЛАСС
«Этнокультурный компонент в деятельности
дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника»
Подготовила А.Н.Брилева, старший воспитатель
высшая квалификационная категория
2017 год
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон,
И послушно взволновался на призыв свободы он.
Зеленеет степь Донская, золотятся волны нив,
И с простора слух лаская, вольный слышится призыв.
Славься Дон и в наши годы,
В память вольной старины!
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста сегодня особо значима.
Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
В Концепции развития образования Ростовской области на период до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма.
Донской край – это и русский край, и одновременно край казачий. Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями.
Еще в XVI столетии на берегах Дона утвердилась самостоятельная воинственная община казаков, русская по вере и языку. К 1549 году донские казаки прочно обосновались на южных рубежах Российского государства. В период с 1671 по 1676 г.г. донские казаки приняли официальное подданство России и присягу на верность его государям. 25 августа 1808 года Александр I по ходатайству донского атамана Матвея Ивановича Платова подписал Указ об открытии на Задонском тракте, расположенном на левом берегу Дона, четырех станиц. В начале мая 1809 года у реки Мечетки и была основана казачья станица Мечетинская.
У донской земли яркая и богатая история и знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от «ничего» или «из ничего» невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. Давайте попробуем составить свою родословную по предложенной схеме.
Составление участниками мастер-класса своей родословной по предложенной схеме.
Воспитание человека этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в ДОУ. Образовательная деятельность по данному направлению строится на основе программы Г.Н.Калайтановой «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Дополнительная образовательная программа ДОУ «Казачок», разработанная педагогами нашего дошкольного учреждения, направлена на освоение дошкольниками историко-культурного наследия родного края, педагогический потенциал которого особенно значителен для ребенка, т.к. является и этническим, и территориально близким (возможность посещать памятные места, музеи, скверы; слышать и исполнять фольклорные и авторские произведения, созданные на родной земле).
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе краеведческого материала, в связи с чем, в рамках реализации программы, и разработан проект «Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника»
Цель: создание педагогических условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств, приобщению детей к историческим и духовным ценностям родного края, к культурным и национальным традициям на основе использования краеведческого материала.
Задачи проекта:
- развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой Родины;
- приобщение к народной культуре через участие в народных праздниках и обрядах, художественно-продуктивной деятельности;
- способствовать созданию эмоционально комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности каждого ребёнка;
- воспитание любви к малой Родине и гордости за свой край на основе краеведческой деятельности;
- способствовать активному участию родителей в жизни детского сада в реализации краеведческих идей проекта;
- организация взаимодействия детского сада с социумом.
Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 22.05.2017 года № 330 «Об областных инновационных площадках», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Малыш» Зерноградского района присвоен статус областной инновационной площадки для реализации проекта «Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника».
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Конвенция ООН о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990г.
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗФЗ (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принятая 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации).
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-Р).
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493).
- Стратегия развития российского казачества до 2020 года.
- Областной закон Ростовской области от 23.12.2013 № 91-ЗС «О внесении изменений в Областной закон "О казачьем кадетском образовании в Ростовской области" (принят ЗС РО 10.12.2013).
- Постановление правительства РО от 6 декабря 2012 г. № 1060 «Об утверждении концепции реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области».
- Постановление правительства Ростовской области от 01 июня 2012 № 475 «Об утверждении Положения о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям».
- V Всемирный Конгресс казаков 13-15 октября 2015 года г.Новочеркасск.
- Устав МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района, утвержденный приказом управления образования от 27.01.2015 года № 56
- Локальные акты ДОУ.
Основными исполнителями проекта являются администрация, педагоги, обучающиеся и родители (законные представители) казачьей группы МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района.
Соисполнителями проекта являются педагогический коллектив ДОУ, родительская общественность, обучающиеся старших и подготовительных групп, социальные партнеры проекта – коллективы МБОУ ДОД «Ермак», Мечетинский отдел МБУК «ЗМЦБ им А.С.Пушкина», МБУК «Мечетинский СДК», учителя казачьего класса МБОУ Мечетинская СОШ, батюшка православного Прихода Храма Великомученника Георгия Победоносца, станицы Мечетинской – протоиерей Отец Сергий.
Предваряла разработку проекта многолетняя работа учреждения в режиме региональной направленности образовательного и методического процесса.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района имеет статус «Казачье», присвоенный Министерством общего и профессионального образования РО, Войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское», приказ от 02.12.2004 года № 2504. В целях выполнения Постановления Правительства РФ № 839 от 21.07.1999 года «О федеральной целевой Программе поддержки казачьих обществ» на базе ДОУ с 2004 года ежегодно (приказ от 23.12.2004 года № 73) успешно функционирует казачья группа.
С 2009 года МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района работало в статусе муниципальной экспериментальной площадки по региональному компоненту «Приобщение детей к системе культурных ценностей народного наследия с использованием регионального компонента - казачества», (приказ ОО АЗР от 04.03.2009 года № 82 «Об организации деятельности областных экспериментальных площадок в ДОУ»).
За прошедший период в МБДОУ д/с «Малыш» усилиями педагогов, родительского сообщества, создан краеведческий мини-музей «Казачья горница» и соответствующая предметно-развивающая среда.
Педагоги ДОУ, в рамках изучения истории Донского казачества, истории своей малой Родины - станицы Мечетинской, активно знакомились с учебными пособиями Г.Астапенко, М.П.Астапенко, Б.А.Алмазова, посещали музей истории Донского казачества станицы Мечетинской, Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, посещали службы в Вознесенском кафедральном соборе г. Новочеркасска, в Свято-Георгиевском приходе ст. Мечетинской, знакомились с воспитанием кадетов в Новочеркасском кадетском училище. Станица дала стране немало замечательных людей, имена которых знают далеко за пределами Зерноградского района. В их числе выдающийся конструктор стрелкового оружия Ф.В.Токарев, Герои Советского Союза Г.Д.Верхошанский, Н.Г.Калюжный, В.А.Суслев, Герои Социалистического труда - И.Д.Захаров, К.Г.Шаповалов, и известные писатели, поэты, литературные критики – М.П.Громов, Б.Т.Примеров, А.Н.Скрипов.
В методическом кабинете оформлена выставка литературы по казачеству «Региональный компонент - казачество».
По результатам методической работы, самообразования педагогов, в рамках семинара-практикума «Игровое наследие Дона, донского казачества в работе с детьми дошкольного возраста», проводилось тестирование воспитателей по методике ознакомления дошкольников с социальным миром. Предлагаю вам ознакомиться с данным тестом и проверить свои знания.
Тестирование участников мастер-класса.
В рамках реализации регионального компонента организованно прошли заседания клуба для родителей «Содружество» на темы «Кем твой прадед был, скажи?», «Казаки – знатные хлеборобы». На данных мероприятиях были организованы: выставка фотографий казачьих семей, на которой представлены разнообразные семейные древа, где история казачьей семьи прослеживалась до шести-семи поколений; выставка «Хлеб всему голова», с композицией семейных поделок, выпечки, а также презентацией семейных традиций.
Экспозицию выставки, работы к которой изготавливались совместно воспитанниками и родителями, необходимо подготовить накануне родительского собрания. Как вы думаете, с какой целью это надо делать?
(Цель: максимально активизировать общение обучающихся друг с другом, и затем, с родителями, по теме совместной продуктивной деятельности, стимулировать к творческой, совместной с детьми деятельности, пассивных родителей).
МБДОУ представляло выставочную экспозицию «Казачья горница» на IV этноспортивном празднике Шермиции, организованном Администрацией Мечетинского сельского поселения. Участие в данном мероприятии отмечено Благодарственным письмом от администрации поселения в адрес дошкольного учреждения, за сохранение и развитие традиционной культуры Донских казаков и станицы Мечетинской.
Коллектив ДОУ принимал участие в проводимом управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области 5 мая 2017 года областном форуме «Информационное обеспечение противодействия экстремизму в образовательной среде: идеологические, организационно-правовые и социально-психологические аспекты».
На презентационной площадке выставочного комплекса «Толерантность народов Дона - это взгляд в будущее без экстремизма», был представлен опыт работы образовательного учреждения по формированию толерантности у дошкольников в рамках реализации проекта «Культура и традиции народов Дона: знакомство с Республикой Татарстан». Это мероприятие активно способствовало воспитанию любви к малой Родине и гордости за свой Донской край на основе краеведческой деятельности, так как еще в 18 веке Нижний Дон и Приазовье населяли разные народы, и в их числе были и татары.
В настоящее время коллектив ДОУ работает в режиме реализации мероприятия основного этапа проекта «Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника».
С опытом работы ДОУ в данном направлении можно ознакомиться на сайте ДОУ: http://дс-малыш.рф/index.php
Тестовые задания по методике ознакомления дошкольников с социальным миром.
Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Обведите кружочком тот, который Вы считаете правильным.
1. Современные научные исследования по ознакомлению детей с социальным миром позволяют педагогу сделать выбор между рядом образовательных альтернатив. Вычлените лишний ответ.
Варианты ответа:
А. возможностью осуществления социально-нравственного и этнокультурного воспитания через ознакомление детей с искусством;
Б. возможностью осуществления социально-нравственного и этнокультурного воспитания в процессе постижения детьми основ традиций народной культуры и семейного воспитания;
В. социализацией детей с ориентацией на святоотеческие духовно-нравственные идеалы;
Г. ознакомление воспитанников с красотой родной природы и усилением краеведческого направления работы в ДОУ;
Д. усвоением норм морали и формированием коллективистического сознания.
2. Содержание этнокультурного воспитания (региональный казачий компонент) дошкольников включает в себя направления работы, которые осуществляются параллельно и в тесной взаимосвязи с художественно-эстетическим и умственным воспитанием. Вычлените лишний ответ.
Варианты ответа:
А. ознакомление с казачьими традициями, изучение культуры казаков;
Б. ознакомление с историей русского народа, казаков, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;
В. изучение некоторых исторических событий;
Г. изучение географии разных стран и формирование представлений об особенностях национального характера народов мира.
Д. изучение классических произведений русской литературы, казачьего этноса.
3. Какое понятие не характеризует цель и результат социально-нравственного направления развития личности воспитанников ДОУ?
Варианты ответа:
А. усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содержанием ратифицированной Россией Конвенцией ООН о правах ребенка и с содержанием федеральных нормативных актов;
Б. сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;
В. знание об основных мировых религиях;
Г. усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;
Д. усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.
4. ДОУ с этнокультурным (национальным) компонентом образования - учреждение, которое реализует образовательную программу дошкольного обучения в пределах стандарта и обеспечивает изучение…
Варианты ответа:
А. национальной литературы, фольклора, культуры, традиций народа – носителя языка;
Б. атрибутов национальной культуры;
В. народных обрядов;
Г. художественной литературы;
Д. фольклора.
Тестовые задания подобраны на основе методического пособия «Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ» авторы-составители: Н.В.Микляева, Л.Р.Болотина и др.,
изд. Айрис-пресс, Москва 2007 год.
Ключи правильных ответов:
1 – Д
2 – Г
3 - В
4 - А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПАНЕНТУ. КАЗАЧЕСТВО 4-5 ЛЕТ
: Познакомить детей с понятие казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку.-ввести в лексикон детей понятие – казачьи сказки, неповторимый сказочный мир каз...
« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»
Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....
«Осень на порог – на стол пирог». Осенний праздник на основе регионального компонента ( казачество) для подготовительной группы
Цели: привить любовь к родному краю, к нашей Родине и культуре; развивать стремление изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.Задачи:...
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...
Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"
Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...