План работы по реализации регионального компонента «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» в подготовительной к школе группе
рабочая программа (подготовительная группа)

Фоминичева Светлана Николаевна

                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.regionalnyy_komponent.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  №3 «Солнышко»

(МБДОУ №3 «Солнышко»)

                                                                                       Утверждаю:   28.08.2019г.

                                                                                        Заведующий МДОБУ № 3

                                                                                                              «Солнышко»                                                                                                                                                                                                                

 ___________М.В. Дятлова

План работы по реализации регионального компонента

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое

воспитание детей на основе традиций донского казачества»

в подготовительной к школе группе

на 2019-2020 учебный год.

Воспитатели: Белова Елена Викторовна

         Фоминичева Светлана Николаевна

Константиновск

2019г.

Пояснительная записка.

Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма и верности Отечеству. Именно такую подготовку дают образовательные учреждения, которые, используют в качестве образовательного компонента региональный казачий компонент.

Актуальность использования регионального казачьего компонента объясняется и тем, что, изучая своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению патриотов своей Родины.

Воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовно-нравственного богатства своего народа, освоения народной культуры и традиций.

Цель - воспитание патриотических качеств и нравственных ценностей дошкольников в процессе приобщения к культурно-историческим ценностям и природных особенностей Донского края и казачества.

Патриотическое воспитание в нашем дошкольном образовательном учреждении основывается на использовании содержания регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края и ставит следующие задачи работы с детьми:

Познавательные:

• обогатить представления детей о жизни, быте и культуре донских казаков;

• познакомить с историческими событиями и личностями, оказавшими влияние на развитие Донского края;

• познакомить с особенностями природы Донского края;

Воспитательные:

• стимулировать эмоциональный отклик (сочувствие, сопереживание, сострадание, гордость) к событиям и судьбам людей в истории Донского края;

• расширить и обогатить познавательный интерес, любознательность как качества личности;

• формировать ценностное отношение к событиям, поступкам людей их созидательной, духовной роли в жизни общества, истории;

• воспитывать личностную культуру, патриотические качества и побуждения.

Развивающие:

• развивать интеллектуально-творческие способности детей;

• совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, эмоциональность, колорит;

• развивать мышление и воображение;

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», от 30 ДЕКАБРЯ 2015 Г. N 1493

• Закон Российской Федерации «Об образовании», от 29.12.2012 N 273-ФЗ

• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России», от 13.03.1995 N 32-ФЗ

• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», от 14.01.1993 N 4292-1

Цель работы с педагогами: создание научно-методических условий, способствующих повышению уровня компетенции воспитателей в вопросах организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно - исторических традиций Донского края.

Задачи работы с педагогами:

• изучить концепцию духовно – нравственного воспитания дошкольников;

• изучить опыт работы образовательных учреждений Ростовской области по проблеме;

• разработать перспективно-тематические планы работы с детьми по всем направлениям деятельности (физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное);

• обогатить предметно-развивающую среду посредством включения предметов быта и культуры;

• создать банк методических разработок, диагностик, анкет, тестов, дидактического материала.

Условия организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края.

(предметно-пространственная среда по этому направлению)

В нашем детском саду функционирует казачья комната, где воспитанники знакомятся с жизнью, бытом и культурой своего народа, проводятся досуги и праздники.

Материалы комнаты, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.

В старшей дошкольной группе имеется уголок патриотического воспитания. Куда входят: символика страны, области, родного города; Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, Семикаракорский фарфор, народные игрушки, предметы быта, куклы в национальных русских и донских костюмах.

Собрана мини библиотека, в которой представлены энциклопедии, путеводители, буклеты, детская художественная литература по страницам истории, фотографии, репродукции картин Донских художников, иллюстрации, видео - аудиоматериал по казачеству.

Содержание реализации патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края осуществляется на основе авторской Программы «Природа Донского края и я», программы Р. М. Чумичевой «Родники Дона» и перспективно-тематического плана.

Перспективный план по Казачеству

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

« Кто мы, откуда. Где наши корни»

Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам

Детские фото, фотографии родственников, генеалогические древа воспитанников .

« Россия – Родина моя»

Формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.

 

Российская геральдика ( флаг, герб).

Октябрь

« Дон, земля донская, донские казаки».

Донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему, к людям, проживающим на воспетой М. Шолоховым донской земле.

Фотографии  казаков, казачек,  а так же фото степей, полей, лугов донского края.

« Покров – первое зазимье»

Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.

Праздник Покрова пресвятой Богородицы (экскурсия в Атаманский дворец)

« Возрождение казачества на Дону»

Рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.

Фотографии и рисунки  казаков в казачьей военной форме, в походах, на верном коне.

Ноябрь

« Как воспитывали казака»

Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

Чтение детям   сказок донского края.

«Рыцарская жизнь казаков»

Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.

Беседа с показом   фотографий, картинок. Чтение рассказов  где используется речь ( колорит донской речи) донских казаков.

Декабрь

Столица донского казачества город –

«Новочеркасск»

Познакомить детей с главным городом донских казаков Новочеркасском. С историей возникновения родного города с основателем М.И Платовым .

Фотографии родного города.( старые и современные)

        

«Человек без Родины, что соловей без песни!»

Знакомить детей с историей Донского края. Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека. Рассказать детям о печати Войска Донского.

Фотографии родного города.( старые и современные)

Январь

«Казачий курень»

Углубить знания о быте казаков,

познакомить с казачьей избой – куренем.

Рассматривание макета казачий курень.

«Казачья утварь»

Мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода

Экскурсия в музей истории Донского казачества.

Февраль

«Казачий костюм»

Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.

Экскурсия в музей истории Донского казачества.

«Казачья кухня»

Знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.

Альбом с рецептами и фото  блюд.

Март

«Сердце матери лучше солнца греет»

Расширять знания о отношении к матери – женщине в казачьей семье.

Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.

« К худой голове своего ума не приставишь»

Показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.

Беседа об уме и глупости.

Апрель

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

Проводится  7 апреля.

Живет в народе песня»

Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.

Слушание и пение донских казачьих  песен.

Май

«Наши земляки»

Познакомить с творчеством людей прославивших донской край , писатели  и художники .

Рассказ о М. А. Шолохове, знакомство с его произведениями («Нахаленок», «Судьба человека»).Рассматривание картин  И.И Крылова, Дубовского, Грекова.

        

«Культура общения в семье и обществе»

Формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатств.

Просмотр презентации :    «На земле Тихого Дона»

Нормативные документы.

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
  3. Концепция развития образования РФ до 2020 г., от 29 декабря 2014 года N 2765-р
  4. Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 13 августа 2015 г. N 823)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно....

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»

Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....

Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из се...

Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...