План работы по реализации регионального компонента «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» в подготовительной к школе группе
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»
(МБДОУ №3 «Солнышко»)
Утверждаю: 28.08.2019г.
Заведующий МДОБУ № 3
«Солнышко»
___________М.В. Дятлова
План работы по реализации регионального компонента
«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое
воспитание детей на основе традиций донского казачества»
в подготовительной к школе группе
на 2019-2020 учебный год.
Воспитатели: Белова Елена Викторовна
Фоминичева Светлана Николаевна
Константиновск
2019г.
Пояснительная записка.
Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма и верности Отечеству. Именно такую подготовку дают образовательные учреждения, которые, используют в качестве образовательного компонента региональный казачий компонент.
Актуальность использования регионального казачьего компонента объясняется и тем, что, изучая своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению патриотов своей Родины.
Воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовно-нравственного богатства своего народа, освоения народной культуры и традиций.
Цель - воспитание патриотических качеств и нравственных ценностей дошкольников в процессе приобщения к культурно-историческим ценностям и природных особенностей Донского края и казачества.
Патриотическое воспитание в нашем дошкольном образовательном учреждении основывается на использовании содержания регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края и ставит следующие задачи работы с детьми:
Познавательные:
• обогатить представления детей о жизни, быте и культуре донских казаков;
• познакомить с историческими событиями и личностями, оказавшими влияние на развитие Донского края;
• познакомить с особенностями природы Донского края;
Воспитательные:
• стимулировать эмоциональный отклик (сочувствие, сопереживание, сострадание, гордость) к событиям и судьбам людей в истории Донского края;
• расширить и обогатить познавательный интерес, любознательность как качества личности;
• формировать ценностное отношение к событиям, поступкам людей их созидательной, духовной роли в жизни общества, истории;
• воспитывать личностную культуру, патриотические качества и побуждения.
Развивающие:
• развивать интеллектуально-творческие способности детей;
• совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, эмоциональность, колорит;
• развивать мышление и воображение;
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», от 30 ДЕКАБРЯ 2015 Г. N 1493
• Закон Российской Федерации «Об образовании», от 29.12.2012 N 273-ФЗ
• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России», от 13.03.1995 N 32-ФЗ
• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», от 14.01.1993 N 4292-1
Цель работы с педагогами: создание научно-методических условий, способствующих повышению уровня компетенции воспитателей в вопросах организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно - исторических традиций Донского края.
Задачи работы с педагогами:
• изучить концепцию духовно – нравственного воспитания дошкольников;
• изучить опыт работы образовательных учреждений Ростовской области по проблеме;
• разработать перспективно-тематические планы работы с детьми по всем направлениям деятельности (физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное);
• обогатить предметно-развивающую среду посредством включения предметов быта и культуры;
• создать банк методических разработок, диагностик, анкет, тестов, дидактического материала.
Условия организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края.
(предметно-пространственная среда по этому направлению)
В нашем детском саду функционирует казачья комната, где воспитанники знакомятся с жизнью, бытом и культурой своего народа, проводятся досуги и праздники.
Материалы комнаты, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.
В старшей дошкольной группе имеется уголок патриотического воспитания. Куда входят: символика страны, области, родного города; Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, Семикаракорский фарфор, народные игрушки, предметы быта, куклы в национальных русских и донских костюмах.
Собрана мини библиотека, в которой представлены энциклопедии, путеводители, буклеты, детская художественная литература по страницам истории, фотографии, репродукции картин Донских художников, иллюстрации, видео - аудиоматериал по казачеству.
Содержание реализации патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края осуществляется на основе авторской Программы «Природа Донского края и я», программы Р. М. Чумичевой «Родники Дона» и перспективно-тематического плана.
Перспективный план по Казачеству
Месяц | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь | « Кто мы, откуда. Где наши корни» | Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам | Детские фото, фотографии родственников, генеалогические древа воспитанников . |
« Россия – Родина моя» | Формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране. |
Российская геральдика ( флаг, герб). | |
Октябрь | « Дон, земля донская, донские казаки». | Донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему, к людям, проживающим на воспетой М. Шолоховым донской земле. | Фотографии казаков, казачек, а так же фото степей, полей, лугов донского края. |
« Покров – первое зазимье» | Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами. | Праздник Покрова пресвятой Богородицы (экскурсия в Атаманский дворец) | |
« Возрождение казачества на Дону» | Рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле. | Фотографии и рисунки казаков в казачьей военной форме, в походах, на верном коне. | |
Ноябрь | « Как воспитывали казака» | Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. | Чтение детям сказок донского края. |
«Рыцарская жизнь казаков» | Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков. | Беседа с показом фотографий, картинок. Чтение рассказов где используется речь ( колорит донской речи) донских казаков. | |
Декабрь | Столица донского казачества город – «Новочеркасск» | Познакомить детей с главным городом донских казаков Новочеркасском. С историей возникновения родного города с основателем М.И Платовым . | Фотографии родного города.( старые и современные) |
«Человек без Родины, что соловей без песни!» | Знакомить детей с историей Донского края. Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека. Рассказать детям о печати Войска Донского. | Фотографии родного города.( старые и современные) | |
Январь | «Казачий курень» | Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. | Рассматривание макета казачий курень. |
«Казачья утварь» | Мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода | Экскурсия в музей истории Донского казачества. | |
Февраль | «Казачий костюм» | Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. | Экскурсия в музей истории Донского казачества. |
«Казачья кухня» | Знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании. | Альбом с рецептами и фото блюд. | |
Март | «Сердце матери лучше солнца греет» | Расширять знания о отношении к матери – женщине в казачьей семье. | Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. |
« К худой голове своего ума не приставишь» | Показать детям значение знаний, пословицы, поговорки. | Беседа об уме и глупости. | |
Апрель | «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» | Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. | Проводится 7 апреля. |
Живет в народе песня» | Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов. | Слушание и пение донских казачьих песен. | |
Май | «Наши земляки» | Познакомить с творчеством людей прославивших донской край , писатели и художники . | Рассказ о М. А. Шолохове, знакомство с его произведениями («Нахаленок», «Судьба человека»).Рассматривание картин И.И Крылова, Дубовского, Грекова. |
«Культура общения в семье и обществе» | Формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатств. | Просмотр презентации : «На земле Тихого Дона» |
Нормативные документы.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
- Концепция развития образования РФ до 2020 г., от 29 декабря 2014 года N 2765-р
- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 13 августа 2015 г. N 823)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно....
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...
«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»
Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....
Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из се...
Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...
Активизация работы по реализации регионального компонента по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию на основе исторических и православных традиций нашего края
Патриотическое, духовно-нравственное воспитание по программе "Добрый мир"...
«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам донской культуры с целью повышения познавательной активности»
Этапы внедрения регионального компонента в воспитательно- образовательную работу МБДОУ№6 г..Азова...