Региональный компонент - часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры
методическая разработка

МИРОНОВА ИННА ФИЛИППОВНА

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «Я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мой Башкортостан"33.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАСМК РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Проект «Башкортостан – моя малая Родина»

Автор: Миронова Инна Филипповна

Г. Нефтекамск, 2023

Содержание:

I. Введение.………………………………………………………………………..3

II. Актуальность проекта.………………………………………...………………5

III. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.…………………………5

IV. Аннотация проекта.…………………………………………………...……....7

V. Этапы реализации проекта программы.………………………………….......8

VI. План мероприятий.………………………………………………………........9

VII. Ресурсы.……………………………………………………………………..10

VIII. Риски и пути преодоления проекта.………………………………………10

IX. Критерии оценивания проекта.……………………………………………..11

X. Выводы.……………………………………………………………………….12

XI. Литература.…………………………………………………………………..12

I. Введение

                                                                                                    Нельзя пробудить чувство Родины 
                                           без восприятия и переживания окружающего мира. 
                                                                  Пусть в сердце малыша на всю жизнь                                              

                                        останутся воспоминания о маленьком уголке детства. 

                                 Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.                                                                                                                             В.А.Сухомлинский

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны - наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Республика Башкортостан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФОП, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

         Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

 Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РБ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

II. Актуальность проекта

         Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.

         Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины ребенка связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

III. Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты

         Вид проекта: Познавательно-творческий

         Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители

         Цель: воспитание гражданина и патриота своей Республики Башкортостан

         Задачи:

Образовательные:

- расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике.

- продолжать знакомить с достопримечательностями региона;

- познакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города;

- закрепить представления о том, что в нашем регионе мирно живут люди разных национальностей;

- закреплять знания о флаге, гербе и гимне Башкортостана;

- познакомить с людьми, прославивших родной край;

Развивающие:

- развивать интерес к культуре и обычаям;

- обогащать словарный запас и расширять кругозор;

- развивать двигательную активность;

- развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родине;

- воспитывать уважение к людям разных национальностей;

- формировать бережное отношение к природе родного края

        Ожидаемый результаты: 

        Дети:

- У детей появится интерес к изучению культуры родного края.

- Сформируется необходимый минимум исторических знаний, чувство национального достоинства.

- Пополнится знания о культуре Башкортостана.

- Расширятся знания о традициях, достопримечательностях, памятниках нашего поселка.

- Возрастет желание детей изучать историю, природу, культуру и быт народов живущих в республике.

         Родители:

- Станут более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.

- Родители начнут проявлять больше интереса к образовательно-воспитательному процессу.

         Педагоги:

- Создадут информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.

         Продукт проекта: лэпбук «Башкортостан»

IV. Аннотация проекта

         Данный проект способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.

Помогает воспитывать патриотические чувства к Родине, интерес к общественным событиям родного края и нашей страны, уважение к труду.

В основу данного проекта заложены следующие идеи:

- Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает

индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.

- Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения

педагога с детьми.

- Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

- Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно

определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать,

комбинировать, создавать и т.п. (самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке).

- Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, озарение и др.

- Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

         Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

V. Этапы реализации проекта программы.

п/п

Этапы

Содержание

Сроки

1

Подготовительный

1. Изучение методико-педагогической литературы по теме.

2. Диагностика развития по нравственно-патриотическому воспитанию.

3. Подбор материала и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, тематические картины, иллюстрации, настольно-печатные, дидактические пособия для детей.

4. Обогащение предметно-развивающей среды по возрасту детей. 5. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребенка»

1-2 неделя сентября

2

Практический

Работа с родителями:

- консультация «Семейные традиции – основа патриотического воспитания»

- консультация «Приобщение детей к традициям башкирского народа»

- консультация «Мой край Башкортостан»

- участие конкурса видеороликов «Мой край родной, всегда ты сердцу дорог»

Работа с детьми:

- ООД

- Организация режимных моментов в течение дня

- Дидактические игры

-  Настольные игры

- Самостоятельная игровая деятельность

3-4 неделя сентября -декабрь  

3

Заключительный

1. Наблюдения за детьми в процессе игры и в режимных моментах.

2. Выявление уровня развития детей.

Конец декабря

VI. План мероприятий

Образовательные области

Виды детской-деятельности

Познавательное развитие

- Беседы:  «Уфа – столица Башкортостана»,  «Семь чудес Башкортостана», «История костюма», «Мой город Нефтекамск», «Культура и быт башкирского народа»

- Дидактические игры: «Сложи башкирский узор», «Башкирская национальная одежда», «Кто скорее составит флаг РБ», «Узнай и назови блюда»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Юрта», «Ловкий джигит», «Липкие пеньки», «Стрелок», «Медведь и пчелы»

Художественно-эстетическое развитие

- Рисование «Украшение платочка башкирским орнаментом»

- Лепка «Юрта»

- Просмотр иллюстраций: «Дикие животные Башкортостана», «Башкирские узоры», «Мой город Нефтекамск», «Национальная башкирская одежда», «Символика Башкортостана»

- Чтение: «Медведь и пчелы», «Лиса-сирота», «Лиса и волк», «Лиса в медвежьей берлоге», А. Игебаев «Курай», Р. Мухаметов «Как медвежонок поумнел», «Урал-батыр», «Камыр-батыр»,  чтение стихотворений:  Абдулхак Шебаев «Курай», Фарзана Губайдуллина «Флаг моей Республики», Фаузия Рахимкулова «Откуда родом ты?»

- Прослушивание: гимна Республики Башкортостан, гимна России, мелодии курая

Речевое развитие

«Башкортостан –моя родная Республика»

VII. Ресурсы

1. Информационные ресурсы – созданы картотеки иллюстраций «Мой город

Нефтекамск», «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент», консультации для педагогов, родителей, бесед для детей.

2. Учебно-методическая литература – использованы различные источники по

данной теме

3. Материально-техническое оборудование (ноутбук, проектор, монитор, ламинатор, принтер и т.п.).

4. Финансовые ресурсы: бумага для принтера, листы для ламинирования, фетр

5. Финансирование проекта производится: из личных средств педагога.

VIII. Риски и пути преодоления рисков

  1. Временные риски. Чтобы избежать этого риска все мероприятия

распланированы в соответствии с лексическими темами календарно-тематического планирования.

  1. Бюджетные риски. Бумага для оформления проекта куплена заранее.

Риски изменения объёмов работы. Чтобы не произошло этого риска, создана

методическая копилка с консультациями для родителей и педагогов, с беседами для детей и т.д.

  1. Единая точка отказа. Создана резервная копия документации

на электронном носителе, вся проектная документация распечатана и находится в свободном доступе в помещении группы.

  1. Зависимости. Для решения этой задачи вся методическая

документация, игры были оформлены на подготовительном этапе.

IX. Критерии оценивания проекта

  1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребенка к школе, интересом ребенка к образовательному процессу).
  2. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
  3. Диагностика детей в начале проекта и в конце.

X. Выводы

          Целью нашей проектной работы было расширение представлений детей о Башкирии, как о родном крае. Работа была интересной, увлекательной и очень познавательной. Дети закрепили знания о столице Башкортостана – городе Уфе, названия рек и озер РБ, элементы башкирского орнамента. Более подробно изучили национальный костюм башкир: выявили отличительные особенности мужского и женского костюма. 

          Таким образом, в ходе данного проекта, с выполнением исследовательских и творческих заданий у детей расширятся и систематизируются знания о родном крае: дети узнают много нового, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях; у детей сформируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. В игре и труде между детьми улучшатся дружеские взаимоотношения.

XI. Литература

- Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2017.

- Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

- Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс]//режим доступа:

http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

- Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая Память России». Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников/Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева – Москва: Детство-Пресс, 2013 г. – 96 с.

- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. – Мозаика-синтез, 2010 г. – 304с.

- Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в

ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007 г. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ МБДОУ Г.МЦЕНСКА "ДЕТСКИЙ САД №14" НА ТЕМУ "ВАРИАТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УЕТОМ ИХ САМОБЫТНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ"

В программе представлены основные направления деятельности ДОУ, гипотеза, цели и задачи, а также работа на разных этапах, продукты деятельности и другое.  РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА...

Региональная "опорная площадка" по реализации регионально проекта "Повышение финансовой грамотности обучающихся".

Региональный проект"Повышение финансовой грамотности обучающихся"выступление на РМО...

Дипломпобедителя первого регионального конкурса "Моя Югра" регионального корпуса для детей и педагогов.

Диплом первого регионального конкурса "Моя Югра" регионального корпуса для детей и педагогов....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Перспективное планирование в подготовительной группе "Региональный компонет-Кубановедение"

Перспективное планирование в подготовительной группе "Региональный компонет-Кубановедение"...

региональный компонет. Образовательная деятельность " В гости в казачий курень"

Этот  Материал для детей старшего дошкольного возраста. Он знакомит детей с устройством казачьего куреня....