Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Маманович Екатерина Аркадьевна

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_professii.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  «Все профессии важны – все профессии нужны»

Цель: создание педагогические условий для ознакомления дошкольников с профессиями.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и обобщить представления детей о Донском казачьем  народном творчестве и занятиях казаков;

- показать в какие профессии переросли занятия Донских казаков.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории Донского края;

- способствовать развитию кругозора детей,  обогащать словарный запас  казачьими словами и выражениями;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

-воспитывать уважение к различным профессиям.

1.        Знакомство.

Здравствуйте девчонки-веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята-молодцы.

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг.

Меня зовут Екатерина Аркадьевна.

2.Мотивация:

Ребята, мы с вами живем в большой стране, которая называется… (Россия).

И в этой стране есть область, в которой мы живем, как она называется, вы знаете?

И течет в этой области великая река Дон, и от названия реки нашу область называют Донской край.

Донской край является казачьим, как вы думаете почему?

А кто такие казаки, вы знаете?

Живут здесь умельцы разные, которые славились своими умениями.

Во-ль –В сундучке моем заветном хранятся истории о них, заглянем в него(обращается по имени к ребёнку) Подойди к сундучку и достань  одну карточку (ребёнок достает и отдает воспитателю).

1. (картинка с изображением посуды) пазл

Воспитатель: посмотрите на этого донского мастера. Кто это? Это гончар. Гончар это профессия. Он занимается лепкой посуды. Как вы думаете, из какого материала делали посуду на Дону?

-Да, основным материалом служила глина. Глине придавали форму на гончарном станке – круге, который приводился в движение при помощи ног.

Посуду из глины называют керамической.

В таких крынках хранили молоко и сметану, в них они долго сохраняли свежесть.

2.Давайте посмотрим, что в сундучке? (Костюмы)

Женщины казачки были искусными рукодельницами, шили костюмы на всю семью. У казачек очень интересный костюм, состоит из двух предметов - кофты и  юбки и называется парочка. А  казак носит шаровары с лампасами и бешмет, и этот костюм называется казачья справа. Демонстрация  экспонатов.

-Много одежды приходилось шить казачкам, на всю семью. А сейчас где вы берете одежду? В магазине, а шьет ее кто? Люди какой профессии?

У казачек после шитья оставалось много лоскутов, но их никогда не выбрасывали. Маленький лоскуток, а хозяйке всегда пригодиться.

-Как вы думаете, как можно было использовать лоскутки?

А вот донские рукодельницы умели превращать лоскутки в различные нужные предметы:

лоскуток к лоскутку сшивали рукодельницы, и у них появлялись красивые лоскутные одеяла, коврики для табуреток, различные узорчатые покрывала. Посмотрите, как ровно и красиво уложены лоскутки, нигде нет ни одного просвета между ними.

3. А еще матери-казачки делали своим детям игрушки из лоскутков, ведь в те времена не было магазинов с игрушками.

А сейчас кукол делают мастера, которые обладают умением изготавливать кукол, это профессия «Мастер кукол» или кукольник

4.Коневод. Казак без коня, как солдат без ружья – так говорится в пословице. И действительно, казаки всегда были с лошадью, сам будет голодать, а коня накормит. Каждый казак любит свою лошадь, заботится о ней. Раньше в каждом дворе были лошади, а сейчас ребята, где мы можем увидеть лошадей? (на конюшне). А кто ухаживает и заботится о них, ведь есть специальная профессия, связанная с разведением коней.

В заботу о лошадях входит и подковывание лошадей, на копыта крепили металлические подковы на копыта лошадей, это обувь для них, чтобы они не разбивали своих ног. А вот где же коневоды брали эти подковы?

5.В кузне видели давно вы,
Как коню куют подковы,
Конь подкован наконец,
Подковал коня ...Кузнец.

Кузнечное дело на Дону во все времена было в почете. Свою работу мастер осуществляет на кузнице, в которой проводится ручная обработка железа (ковка).

Работа кузнеца непростая, требует много сил, умения. Для того чтобы придать железу нужную форму, он его разогревает в специальной печи докрасна. Потом кладет его на наковальню и молотом бьет по горячему металлу, создает требуемую конструкцию.

У меня есть два коня, уже подкованные, не устоять им на месте, пора их оседлать и верхом поскакть.

 (Проводится эстафетная игра «Напои коня»)

В: Так скакали, так скакали, кони, что подкову потеряли!

В: Давайте и мы побудем немного кузнецами и смастерим подкову вашим лошадям. Работать мы будем с пластилином. А пока будем лепить и песню послушаем. С песней и труд спорится. Но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец!    Хлопки в ладоши

Расковался жеребец      сжимание и разжимание кулаков

Ты подкуй его опять!»  поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем каждой руки

Отчего не подковать.   Поочередные хлопки кулачками и ладонями

Вот гвоздь, вот подкова,   показ указательных пальцев каждой руки

Раз, два и готово!       Удары кулак об кулак - молоточки

Задушевные песни всегда помогают в работе. Вот и мы будем работать, и слушать донские мелодии.

Во время работы задать вопрос каждому ребенку.

- что было самым удивительным для тебя из того что ты узнал?

-люди какой профессии шьют одежду?

- что бы ты ещё хотел узнать?

- чем занимается коневод?

- кому в работе нужна печь, наковальня и молот?

- ты помнишь, что казаки хранили в крынках?

- почему донскую землю так называют – донская, какая река протекает по ней?

-  из какого материала гончар делает посуду?

Казачка: Как вы меня порадовали, ребята, своим интересом к нашим казачьим традициям, своими умениями. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»

Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительно й к школе группе на тему «Путешествие по Африке»...

Разработка конспекта образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Безопасность»

Данная занятийная деятельность является составляющей содержания всей образовательной области « Безопасность». Дошкольники познают мир, порой открывая для себя новое в привычных явлениях. Дети многого ...

Конспект образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Безопасность».

Данное занятие связано с общей работой второй недели февраля по теме «Встреча с обитателями  леса: зайцем, лисой…Интеграция образовательных областей: безопасность, социализация, коммуникация, чте...

конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...

Конспект образовательная деятельность в средней группе «Все профессии нужны, все профессии важны»

Дети среднего дошкольного возраста уточняют и закрепляют представления о профессиях -врач, повар, шофер, почтальон, их трудовых действиях и орудиях труда. В игровой форме дети приходят к выводу, что в...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»

Конспект ОД в старшей группе "Все профессии важны, все профессии нужны"...