Конспект занятия по региональному компоненту "Моя малая Родина"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Продолжение знакомства с символикой Бурятии, элементами народного костюма, орнаментом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moya_malaya_rodina.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД « Моя малая Родина»  

Старшая группа

Подготовила и провела: Жигмитова Л.Н.

Цель: воспитывать толерантность, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном творчестве бурятского народа;

Задачи: Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о культуре, традициях народов родного края;

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна.

Познакомить с элементами бурятского национального костюма;

Воспитывать чуткость к художественному слову; Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.

Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством Развивать декоративное творчество детей.

Предварительная работа: разучивание Бурятских народных игр; знакомство с гербом, флагом Бурятии; знакомство с Бурятскими орнаментами.

Материалы: мультимедийная презентация о Бурятии, письмо, украшенное Бурятским орнаментом с флэшкой, разрезной герб и флаг Бурятии, верхняя одежда для декорирования, орнаменты , клей.

Ход занятия:

Воспитатель, показывает детям письмо с Бурятским орнаментом:

- ребята, к нам пришло сегодня какое-то загадочное письмо. Посмотрите на нем изображен орнамент какой-то. Ребята, а чей орнамент он вам напоминает? (ответы детей. воспитатель подводит к тому, что орнамент напоминает Бурятские узоры)

- А в конверте что-то лежит. (воспитатель распечатывает конверт,  достает флэшку) Ой, смотрите – флэшка, а давайте посмотрим что на ней записано. (воспитатель включает флэшку, а на ней изображение Бурятского шамана, который приглашает в путешествие по его Родине)

На экране появляются слайды с изображением природы Байкала и Бурятии под народную музыку. Воспитатель читает стихотворение

Смотрю я вдаль, душа моя с тобою

Где меж равнин, лесов, высоких скал

Играя на ветру под звук прибоя

 Раскинулся наш батюшка – Байкал

Ты полноводен, красотою манишь

Волна твоя проворна и быстра

Ведь сколько рек в себя ты собираешь

А вытекает только Ангара

Ты жизнь дарить всем будешь вечно

Вот голомянка, омуль проплывет

Осетр плавником взмахнет беспечно

И нерпа вдалеке на солнышке вздремнет

Люблю тебя, великое ты море

Кристально чистую навеки глубину

И свежий ветер, что резвится на просторе

Гоня на дивный брег веселую волну

Невидимой границею связал

Иркутский край, Бурятию мою.

Воспитатель:

- ребята, вы знаете, что для бурят озеро Байкал было всегда священным, ему они поклонялись, просили помощи, кормились. Байкал называли – батюшкой, морем, священным, наделяли огромной силой, слагали о нем легенды.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, что ещё нам расскажет шаман Мунген. (на экране слайд «Хочу познакомить вас с легендой о Байкале и его дочери Ангаре»)

- ребята,  мы с вами её знаем, давайте все вместе её расскажем.

 Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею. (показ фото на слайде).

Шаман Мунген просит о помощи, сложить герб и флаг Бурятии. Ребята у нас беда, какой - то дух злого шамана развалил все части герба, и флага, давайте вместе его сложим обратно (детям предлагается сложить на магнитной доске герб и флаг).

- ребята у республики Бурятия, как у каждой республики есть свой герб и флаг, который мы с вами уже знаем (на экране появляется герб и флаг Бурятии)

- Что же означают цвета и знаки на гербе?. (Ответы  детей: жёлтый круг – это солнце, дуга – это луна, костер – это очаг, волны – Байкал и горы, которые окружают всю Бурятию, лента – гостеприимство)

Воспитатель обобщает:

-  В верхней части круга — золотое соёмбо — традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). Желтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании. Бурятское соёмбо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня. Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие; очаг  – символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний современное, третий – будущие поколения. В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии.

-  вот как здорово у нас получилось, все встало на свои места. Вы прямо мастера. А я предлагаю вам вспомнить народную бурятскую игру «Шапка - малгай» (проводится народная игра)

- ребята, пора нам познакомиться с народным костюмом Бурят. (на экране появляется изображение народного костюма)

Воспитатель:

- Сейчас мы внимательно рассмотрим костюмы. Обратите внимание на головной убор бурят, он называется – малгай, как он украшен. (дети рассматривают головной убор). Верхняя одежда называется – дэгэл. (рассматривают одежду) Обувь у бурят называется гутул. Воспитатель повторяет новые названия для детей: малгай, дэгэл, гутул.

- давайте обратим внимание на орнаменты, которые украшают бурятскую одежду (просмотр слайдов об орнаментах)

- ребята, я вам предлагаю превратиться в мастеров и украсить дэгэл самим и оставить себе на память от этой встречи с Бурятией и её народом.

(воспитатель предлагает пройти за столы, где приготовлена верхняя одежда без орнаментов, на столах лежат орнаменты (заготовки), дети сами выбирают и наклеивают под бурятскую народную музыку).

- Вот как здорово у нас получилось, давайте посмотрим дальше (на слайде шаман прощается с ребятами)

- наше путешествие закончилось. Ребята, а давайте возьмем с собой наши поделки на память о нашем чудесном путешествии .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поселок Тюльган - моя малая Родина"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.  В основе его л...

Конспект занятия по рисованию "Моя малая Родина."

Занятие рассчитано для детей подготовительной группы с целью воспитания патриотических чувств и любви к своей Родине....

Конспект занятия "По страницам моей малой родины"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием наглядного материала - книги с иллюстрациями и фотографиями, сделанной совместно с детьми....

Конспект занятия: Нижний Новгород – моя малая Родина

Данная разработка направлена на формирование знаний детей о Нижегородском Кремле, родном городе, а также на развитие интереса к малой Родине и на воспитание патриотических чувств....

Конспект занятия по теме «Моя малая Родина»

Данное занятие поможет расширить знания детей о родном поселке, его достопримечательностях, прививать интерес к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости, пониман...

15.12.2020 г Конспект занятия «ЯМАЛ-это наша малая Родина»

Ямал наш край,Ямал- наш дом,Ямал – наша малая родина....