Конспект занятия по региональному компоненту "Моя малая Родина"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Продолжение знакомства с символикой Бурятии, элементами народного костюма, орнаментом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moya_malaya_rodina.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД « Моя малая Родина»
Старшая группа
Подготовила и провела: Жигмитова Л.Н.
Цель: воспитывать толерантность, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном творчестве бурятского народа;
Задачи: Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о культуре, традициях народов родного края;
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна.
Познакомить с элементами бурятского национального костюма;
Воспитывать чуткость к художественному слову; Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством Развивать декоративное творчество детей.
Предварительная работа: разучивание Бурятских народных игр; знакомство с гербом, флагом Бурятии; знакомство с Бурятскими орнаментами.
Материалы: мультимедийная презентация о Бурятии, письмо, украшенное Бурятским орнаментом с флэшкой, разрезной герб и флаг Бурятии, верхняя одежда для декорирования, орнаменты , клей.
Ход занятия:
Воспитатель, показывает детям письмо с Бурятским орнаментом:
- ребята, к нам пришло сегодня какое-то загадочное письмо. Посмотрите на нем изображен орнамент какой-то. Ребята, а чей орнамент он вам напоминает? (ответы детей. воспитатель подводит к тому, что орнамент напоминает Бурятские узоры)
- А в конверте что-то лежит. (воспитатель распечатывает конверт, достает флэшку) Ой, смотрите – флэшка, а давайте посмотрим что на ней записано. (воспитатель включает флэшку, а на ней изображение Бурятского шамана, который приглашает в путешествие по его Родине)
На экране появляются слайды с изображением природы Байкала и Бурятии под народную музыку. Воспитатель читает стихотворение
Смотрю я вдаль, душа моя с тобою
Где меж равнин, лесов, высоких скал
Играя на ветру под звук прибоя
Раскинулся наш батюшка – Байкал
Ты полноводен, красотою манишь
Волна твоя проворна и быстра
Ведь сколько рек в себя ты собираешь
А вытекает только Ангара
Ты жизнь дарить всем будешь вечно
Вот голомянка, омуль проплывет
Осетр плавником взмахнет беспечно
И нерпа вдалеке на солнышке вздремнет
Люблю тебя, великое ты море
Кристально чистую навеки глубину
И свежий ветер, что резвится на просторе
Гоня на дивный брег веселую волну
Невидимой границею связал
Иркутский край, Бурятию мою.
Воспитатель:
- ребята, вы знаете, что для бурят озеро Байкал было всегда священным, ему они поклонялись, просили помощи, кормились. Байкал называли – батюшкой, морем, священным, наделяли огромной силой, слагали о нем легенды.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, что ещё нам расскажет шаман Мунген. (на экране слайд «Хочу познакомить вас с легендой о Байкале и его дочери Ангаре»)
- ребята, мы с вами её знаем, давайте все вместе её расскажем.
Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею. (показ фото на слайде).
Шаман Мунген просит о помощи, сложить герб и флаг Бурятии. Ребята у нас беда, какой - то дух злого шамана развалил все части герба, и флага, давайте вместе его сложим обратно (детям предлагается сложить на магнитной доске герб и флаг).
- ребята у республики Бурятия, как у каждой республики есть свой герб и флаг, который мы с вами уже знаем (на экране появляется герб и флаг Бурятии)
- Что же означают цвета и знаки на гербе?. (Ответы детей: жёлтый круг – это солнце, дуга – это луна, костер – это очаг, волны – Байкал и горы, которые окружают всю Бурятию, лента – гостеприимство)
Воспитатель обобщает:
- В верхней части круга — золотое соёмбо — традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). Желтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании. Бурятское соёмбо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня. Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие; очаг – символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний современное, третий – будущие поколения. В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии.
- вот как здорово у нас получилось, все встало на свои места. Вы прямо мастера. А я предлагаю вам вспомнить народную бурятскую игру «Шапка - малгай» (проводится народная игра)
- ребята, пора нам познакомиться с народным костюмом Бурят. (на экране появляется изображение народного костюма)
Воспитатель:
- Сейчас мы внимательно рассмотрим костюмы. Обратите внимание на головной убор бурят, он называется – малгай, как он украшен. (дети рассматривают головной убор). Верхняя одежда называется – дэгэл. (рассматривают одежду) Обувь у бурят называется гутул. Воспитатель повторяет новые названия для детей: малгай, дэгэл, гутул.
- давайте обратим внимание на орнаменты, которые украшают бурятскую одежду (просмотр слайдов об орнаментах)
- ребята, я вам предлагаю превратиться в мастеров и украсить дэгэл самим и оставить себе на память от этой встречи с Бурятией и её народом.
(воспитатель предлагает пройти за столы, где приготовлена верхняя одежда без орнаментов, на столах лежат орнаменты (заготовки), дети сами выбирают и наклеивают под бурятскую народную музыку).
- Вот как здорово у нас получилось, давайте посмотрим дальше (на слайде шаман прощается с ребятами)
- наше путешествие закончилось. Ребята, а давайте возьмем с собой наши поделки на память о нашем чудесном путешествии .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Поселок Тюльган - моя малая Родина"
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. В основе его л...
Конспект занятия по рисованию "Моя малая Родина."
Занятие рассчитано для детей подготовительной группы с целью воспитания патриотических чувств и любви к своей Родине....
Конспект занятия "По страницам моей малой родины"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием наглядного материала - книги с иллюстрациями и фотографиями, сделанной совместно с детьми....
Конспект занятия: Нижний Новгород – моя малая Родина
Данная разработка направлена на формирование знаний детей о Нижегородском Кремле, родном городе, а также на развитие интереса к малой Родине и на воспитание патриотических чувств....
Конспект занятия по теме «Моя малая Родина»
Данное занятие поможет расширить знания детей о родном поселке, его достопримечательностях, прививать интерес к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости, пониман...
15.12.2020 г Конспект занятия «ЯМАЛ-это наша малая Родина»
Ямал наш край,Ямал- наш дом,Ямал – наша малая родина....