Конспект занятия: Нижний Новгород – моя малая Родина
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гукова Светлана Юрьевна

Данная разработка направлена на формирование знаний детей о Нижегородском Кремле, родном городе, а также на развитие интереса к малой Родине и на воспитание патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nizhniy_novgorod_-_moya_malaya_rodina.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Нижний Новгород – моя малая Родина»

Цель:

- знакомить с достопримечательностями родного города, с историей возникновения Нижегородского Кремля;

- развивать интерес и любовь к малой Родине;

- воспитывать патриотические чувства.

Оборудование:

- иллюстрации с изображением Нижнего Новгорода, Кремля;

- DVD диск с песней о городе;

- флаг, герб Нижнего Новгорода.

Словарная работа:

- Дятловы горы, «Стрелка», карман России, Юрий Всеволодович, Михайло – Архангельский собор.

Ход  занятия:

Воспитатель ставит на стол флажок и начинает занятие.

Воспитатель:  Дети, вы догадались какой страны этот флаг?

Дети: флаг России.

Воспитатель:  Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина значит родная, как мать и отец.

Как называется город, в котором мы живём?

Дети: Нижний Новгород

Воспитатель: Наш город маленький кусочек огромной страны, которая называется?

Дети: Россия

Воспитатель: Нижний Новгород – наша малая Родина, где мы родились и выросли, и куда бы нас ни забросила жизнь, в нашем паспорте будет записано место рождения – Нижний Новгород.

    Что же такое наш город?

Наш город – :

- это, где мы живём, где живут наши друзья, родители;

- это наши дома, детские сады, улицы, по которым мы ходим, детские площадки, где мы гуляем;

- это автобусы, троллейбусы, трамваи, на которых мы ездим;

- это магазины, стадионы, кинотеатры, театры, заводы и фабрики;

- это все леса и животные, которые нас окружают.

     А люди, которые живут в нашем городе, как называются?

Дети: Нижегородцы.

Воспитатель:

Так мы говорим о своём родном городе – Нижний Новгород.

«Что мы Родиной зовём?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём…»

Воспитатель показывает герб Нижнего Новгорода.

Воспитатель: Ребята, у каждого города есть свой герб. Кто изображен на нашем гербе? Где вы видели такой герб?

Дети: Олень.

Воспитатель: На нём изображен благородный Олень – он является символом благородства, красоты, чистоты и величия жизни, мудрости и справедливости.

     Нижний Новгород – один из древнейших, красивейших городов.

 Он был основан в 1221 году великим князем Юрием Всеволодовичем на Дятловых горах – в месте слияния рек Оки и Волги.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Воспитатель: Как это место называется, где Волга и Ока встречаются?

Дети: «Стрелка».

Звучит отрывок песни «Сормовская лирическая». Показываются иллюстрации.

Физкультминутка: «Речка»

К речке быстрой мы спустились. Дети идут в круг.

Наклонялись и умылись. Наклоны, трут лицо.

Раз, два, три, четыре. Движения ладонями по лицу.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Идут по кругу и руками делают движения, как будто плывут.

Делать так руками дружно:

Вместе – раз, это брасс. Показывают брасс.

Одной, другой – это кроль. Показывают кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Идут по кругу, сложив вытянутые руки.

Вышли на берег крутой –

И отправились домой. Меняют направление движения, маршируют.

Воспитатель:

А почему наш город называется Нижний Новгород? Кто знает?

     Есть город Новгород Великий, а наш город был самым нижним поселением на Оке и саамы нижним из русских городов на Волге. Так и появился ещё один город – новый город, который был назван Новгородом Нижним.

     Почему же именно здесь, на Дятловых горах, возвёл город князь Юрий?

     Здесь, у слияния Оки и Волги был перекресток военных и торговых путей. Кто захватит этот перекрёсток, тот и будет хозяином над всеми ближайшими землями. Отсюда, с гор, всё видно, кто плывёт по Волге, кто пытается войти в устье Оки.

Показ иллюстраций.

Воспитатель: Красивое место выбрал для города князь Юрий – холм – это на Нижегородский Кремль – главный символ города, уникальный памятник отечественной культуры. Пятьсот лет стоит Нижегородский каменный Кремль на Дятловых горах, построенный взамен дерево-земляным укреплениям. Ни разу он не был захвачен противником.

     В нашем Кремле можно погулять, пройти по Кремлёвской стене и даже в башни заглянуть, посмотреть с высокого берега на дали, полюбоваться красивыми клумбами, полазить по настоящим боевым машинам, которые теперь выставлены в Кремле на всеобщее обозрение.

     А где вы любите гулять в Кремле?

Воспитатель: А теперь заглянем за стены Кремля. В центре Кремля стоит белоснежный Михайло - Архангельский собор, самый древний в Нижнем Новгороде.

     На территории Кремля горит Вечный Огонь в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной Войны.

     Рядом с Кремлем находится главная площадь города. Кто знает её название?

     Верно, это площадь Минина и Пожарского, на которой проходят большие праздники, на ней собирается много людей и гостей Нижнего Новгорода.

     На этой площади памятник знаменитому лётчику Валерию Чкалову и знаменитая лестница, которая ведёт от памятника к набережной великой русской реки Волги.

     Карманом России называли Нижний Новгород, Нижегородскую Ярмарку. Главный торговый двухэтажный дом расположился на реке Оке. Сюда привозили всякие российские изделия – семёновские ложки, балахниниские кружева, мурашкинские тулупы и рукавицы, арзамаский войлок.

Показать иллюстрацию Нижегородской Ярмарки.

     А ещё в нашем городе, как мы уже отметили в начале занятия, множество театров. Есть цирк, планетарий, зоопарки.

     Расскажите, где вы были, что интересного видели?

Воспитатель: Нижний Новгород – гостеприимный и знаменитый город, сюда приезжают туристы со всей России и из других стран.

     Какие места вам захотелось посетить вместе с родителями?

    А мы с вами будем стараться, чтобы наш город был всегда чистым и красивым, и будем делать всё, чтобы город становился всё лучше и лучше с каждым днём.

И в заключении, послушайте гимн Нижнего Новгорода:

написал Александр Морозов «Нижегородская лирическая».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поселок Тюльган - моя малая Родина"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.  В основе его л...

Конспект занятия по рисованию "Моя малая Родина."

Занятие рассчитано для детей подготовительной группы с целью воспитания патриотических чувств и любви к своей Родине....

Конспект занятия "По страницам моей малой родины"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием наглядного материала - книги с иллюстрациями и фотографиями, сделанной совместно с детьми....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Нижний Новгород – моя малая Родина». (подготовительная группа)

Занятие по ознакомлению с родным городом Нижним Новгородом.Воспитание любви к малой Родине через ознакомление с родным городом....

Конспект занятия по теме «Моя малая Родина»

Данное занятие поможет расширить знания детей о родном поселке, его достопримечательностях, прививать интерес к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости, пониман...