15.12.2020 г Конспект занятия «ЯМАЛ-это наша малая Родина»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «ЯМАЛ-это наша малая Родина»
Цель: прививать любовь и уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения:
Ямал наш край,
Ямал- наш дом,
Ямал – наша малая родина.
Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западносибирской равнины.
Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое.
Воспитатель: Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы? (В тундре).
Воспитатель: Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом? (Чум).
Воспитатель: Как вы думаете, почему чум, а не дом? (Ненцы часто переезжают с места на место, чум легко разбирается и собирается).
Воспитатель: Кто знает из чего состоит чум? (Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием).
Воспитатель: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом? (На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры).
Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора, а сейчас покрывают брезентом. (Это такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).
- А что служит полом в чуме? (Кладут доски, оленьи шкуры)
- Чем согревают чум? (Железной печкой)
- Правильно в середину чума ставится железная печь.
Воспитатель: Ребята, кто живет в чуме? (Большая дружная семья).
Физкультминутка: «Чум» В. Берестов.
Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том! (Дети движутся по кругу)
Гости явятся едва-
(Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота)
В печку прыгают дрова. Печка жарко топится (Прыгают)
Угостить торопится (Хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! (Кружатся)
Воспитатель: Как вы думаете, в тундре холодно? (Холодно).
Воспитатель: Тундра – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду.
Воспитатель: А как называется верхняя мужская одежда? («Малица»).
Воспитатель: А как называется верхняя женская одежда? («Ягугка»).
Воспитатель: Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она). (Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает).
Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда? («Ягушка»).
Воспитатель: Чем отличатся малица от ягушки? (У малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры).
Воспитатель: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент) Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый? Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название. («Локоть лисицы», «Волчий капкан», «Головки», «Подобный чуму», «Щучьи зубы»).
Воспитатель: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы)
Воспитатель: Ямал- «житница» нашей Родины. Скажите, ребята, что добывают на Ямале?
Дети: На Ямале добывают нефть и газ, а работают здесь нефтяники и газовики.
Воспитатель: Газ и нефть – это главное богатство Ямала. Пользуются газом и нефтью не только ямальцы, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.
Воспитатель: Ребята, как называется столица нашего округа?
Дети: Столица нашего округа город Салехард.
Воспитатель: Мы с вами в каком городе живем?
Дети: В городе Салехарде.
Воспитатель: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. Посмотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской Федерации.
Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине- голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни коренных народов Севера.
Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя. (Задание для детей. Собери герб и флаг).
Итог занятия:
Воспитатель: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все, кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие-путешествие "Губкин - наша малая Родина"
Цель: формирование знаний детей о родном городе Губкине.Задачи:Уточнить представления детей о родном городе Губкине.Формировать у детей понятие "малая Родина".Воспитывать гражданско-патриотические чув...
Конспект занятия "Поселок Тюльган - моя малая Родина"
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. В основе его л...
Конспект занятия по рисованию "Моя малая Родина."
Занятие рассчитано для детей подготовительной группы с целью воспитания патриотических чувств и любви к своей Родине....
Конспект занятия "По страницам моей малой родины"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием наглядного материала - книги с иллюстрациями и фотографиями, сделанной совместно с детьми....
Конспект занятия: Нижний Новгород – моя малая Родина
Данная разработка направлена на формирование знаний детей о Нижегородском Кремле, родном городе, а также на развитие интереса к малой Родине и на воспитание патриотических чувств....
Конспект по потриотическому воспитанию "Наша малая Родина Вольное"
Воспитание у детей потриотических чувств к Родине...
Занятие-путешествие:"Сестрорецк - наша малая Родина"
Занятие-путешествие:"Сестрорецк - наша малая Родина"Цель: формирование знаний детей о родном городе.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе Сестрорецке.2....