Познавательный проект «Люби и знай родной край»
проект (старшая группа) на тему
Познавательный проект
«Люби и знай родной край»
Содержание
1. Паспорт проекта
· Наименование организации
· Название проекта
· Автор проекта
· Тип проекта
· Продолжительность проекта
· По характеру контактов
· Участники проекта
· Образовательные области
· Цель проекта
· Задачи проекта
· Предполагаемый результат
· Итоговое мероприятие проекта
· Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2. Пояснительная записка
· Актуальность проекта
· Новизна проекта
· Взаимодействия с родителями (законными представителями)
· Практическая значимость
3. Перспективное планирование
· Модель трех вопросов
· Системная паутинка на 1 неделю
· Письмо родителям
· План образовательной деятельности
1.Паспорт проекта
1. | Наименование организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» |
2. | Название проекта | «Люби и знай родной край»
|
3. | Автор проекта | Биннатова Гунель Асим кызы |
4. | Тип проекта | Познавательный , творческий |
5. | Продолжительность проекта | Краткосрочный (2 недели) |
6. | По характеру контактов | Открытый, осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей |
7. | Участники проекта | Дети старшей группы, воспитатели группы, родители(законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по ИЗО |
8. | Образовательные области | - Социально-коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно-эстетическое развитие - Физическое развитие
|
Цель проекта: Развить интерес к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление об образе жизни народов Севера и родном городе.
Задачи проекта:
1.Расширять представления детей о родном городе;
2.Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).
3.Формировать практические умения по приобщению детей к различным народным декоративным видам деятельности.
4. Дать наглядное представление детям о предметах быта народов ханты, об одежде и обуви, о промысловых занятиях.
5.Формировать положительное взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
6.Развивать ловкость через традиционные игры народов Севера.
7. Развивать познавательные и творческие способности детей.
8. Развивать речь детей, активизировать словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань, кисы, промыслы).
6.Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.
7.Развитие творческих способностей детей
Предполагаемый результат.
· Дети:
Сформировать у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, о коренных жителей нашего города и их традициях, быте, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города. Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; умение ориентироваться по карте – схеме города.
· Родители (законные представители):
С родителями воспитанников установятся благоприятные взаимодействия и контакт. Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребенка.
Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в группе предметно – развивающей среды по теме. Изготовили поделки по теме.
Итоговое мероприятие проекта:
Изготовление наколенной книги по теме «Лепбук» и развлечение «Юный пожарник». Выставка поделок о родном крае , о ханты.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
1. Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
«Письма родителям»
2. Консультация «Куда пойти с ребенком в выходной день?», «Расскажите детям о своем любимом месте города».
3. Приглашение родителей (законных представителей) на утренний сбор.
4. Участие родителей на развлечении.
5. Встреча с интересными людьми. (ханты)
6. Экскурсия в городскую библиотеку.
7. Привлечение родителей в сборе информации для «Лепбука».
2.Пояснительная записка
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Как показывают результаты опроса детей , не все дети знают как называется город в котором живут, название округа в котором проживают . К сожалению, не все родители уделяют время своему ребенку для получения знаний о своей малой родине. Вот поэтому перед мной встала необходимость ознакомить глубже детей с родным городом, краем, где он родился и растет, формировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, к его достопримечательностям, профессиям которые обслуживают город и помогают в трудных условиях. Воспитывать чувство уважения к его жителям. Ведь именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал нравственно- патриотического воспитания. Все эти знания играют большую роль для познавательного , социально – личностного и нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Люби и знай родной край».
Проектная идея: создать в группе детского сада мини - уголок « Мой край – моя югра».
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели и задач.
Взаимодействия с родителями (законными представителями)
Непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т.к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки.
Практическая значимость
Проект доступен для воспитателей дошкольных организаций города.
Перспективное планирование
Тема недели: «ХМАО - ЮГРА. Культура народов Севера. Профессии обслуживающие наш город»
Цель:
Развить интерес к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление об образе жизни народов Севера и родном городе.
Задачи проекта:
1.Расширять представления детей о родном городе;
2.Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).
3.Формировать практические умения по приобщению детей к различным народным декоративным видам деятельности.
4. Дать наглядное представление детям о предметах быта народов ханты, об одежде и обуви, о промысловых занятиях.
5.Формировать положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
6. Расширять знания детей о профессиях обслуживающих наш город.
6.Развивать ловкость через традиционные игры народов Севера.
7. Развивать познавательные и творческие способности детей.
8. Развивать речь детей, активизировать словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань, кисы, промыслы).
6.Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.
7.Развитие творческих способностей детей
Итоговое мероприятие:
Изготовление наколенной книги «Лепбук» и развлечение «Юный пожарник». Выставка поделок о родном городе и ханты.
|
Активный словарь
Чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, бисерное шитье, кукла Акань, кисы.
Наши устремления по отношению к отдельному ребенку
Продолжать расширять знания детей об условиях жизни коренных жителей нашего округа.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• экскурсия;
• эксперимент
• анализ.
Интегрируемые виды деятельности:
• коммуникативная;
• чтение художественной литературы;
• творческая (лепка, рисование, аппликация);
• игровая;
• познавательно-исследовательская.
Амир. Ханты ловят рыбу и кормят оленей. |
Модель трех вопросов.
Соня Ш. У ханты есть животные олени . |
Руслан Щ.У ханты есть зимняя одежда малица и сапоги кисы. |
Жора. У них есть собаки и они едят сырое мясо. |
Что мы знаем? |
Эльвина. Чем кормят оленей?
|
Ульяна. Как они охотятся на волков? |
Артур. Из чего они шьют платья? |
Настя.Как они ловят рыбу? |
Что хотим узнать? |
Пригласим в гости ханты и они расскажут о себе.(Паша) Жорик. |
Почитаем в книге. Соня. |
Нам расскажут воспитатели и покажут. Глеб |
Посмотрим картинки. Мухъмад. |
Как мы узнаем? |
Системная паутинка на 1 неделю
Центр искусств:
1.Рисование: «Хант», «Олень». 2.Лепка: «Олени». 3.Аппликация: «Кисы», «Чум», «Рыбки». 4. Ручной труд: «Платье украшенное бисером».
| Центр строительства :
1.Кормушки для Оленей. 2.«Чум» - конструирование из бросового материала; 3.«Нарты» - конструирование из большого конструктора; 4.« Буран» - конструирование из малого конструктора.
| Литературный центр (обучению грамоте и письма): 1.Призентация «Моя югра – моя планета». 2.Рассматривание иллюстраций о жизни и быте народов ханты, одежда и обувь. 3.Работа в рабочих карточках. 4.Составление описательного рассказа по картине. 5.Заучивание стихотворения о Когалыме. |
Центр сюжетно ролевой игры: 1.«В гости к бабушке Аде». 2.«На рыбалку». 3. П/игра «Бег в снегоступах», 4.П/игра «Охота на волка». |
Тема недели:
«Люби и знай родной край»
| Центр воды и песка: 1.Лепка «Олень», «Чум», «Обувь», «Рыбки». |
Центр математики и манипуляционных игр: 1.Посчитать количество пар обуви, сравнить по высоте. 2.Выложить из геометрических фигур обувь, сравнение по высоте. 3.Работа в рабочих карточках. 4.«А ну-ка посчитай-ка»- счёт порядковый и количественный узоры; 5.«Сложи и сравни» - подбор картинок одежды и обуви ханты; 6.«Сложи картинку» соединение иллюстраций о жизни и быте ханты из мелких частей в целую;
| Центр науки и естествознания: 1.экскурсия в городскую библиотеку; 2.Рассматривание альбомов; 3.Подбор иллюстраций о промысле ханты; 4.Просмотр презентации «Моя югра – моя планета». 5.Знакомство с профессиями: пожарный, полицейский, скорая помощь или врач; 6.Рассматривание и сравнивание одежды и обуви. 7.Д/игра «Что растет в нашем лесу». 8.Д/игра «Угадай, чей след». 9.Д/игра «Посели животное в свой домик». 10.Встреча с интересными людьми (ханты | Центр кулинарии: 1.Выкладывание из круп «Чум», «Рыбки». 2. Знаки 01,02, 03. |
Дорогие мамочки и папочки!
На этой неделе мы с ребятами начинаем изучать тему
«ХМАО - ЮГРА. Культура народов Севера (ханты и манси). Люби и знай родной край».
Мы пригласим к нам в гости людей, профессии которые обслуживают наш северный город.
Мы рассмотрим иллюстрированные картинки на эту тему.
Познакомимся с культурой и бытом коренного населения ханты.
Почитаем сказки народов севера.
Встреча с интересными людьми (коренной жительницей ханты).
Просмотрим презентацию «Мой край – моя югра».
Поиграем в игры народов севера.
Выполним коллективную работу, наколенную книгу «Лепбук» по данной теме.
Просим Вас помочь нам.
Принять активное участие в образовательном процессе.
Сделать мини – книжки о коренном населении ханты.
Принести книги и фотографии по этой теме.
Сочинить рассказ о нашем городе.
Приходите на наш утренний или вечерний сбор.
Помогайте и развивайте детей вместе с нами.
Спасибо большое! Ваши дети и воспитатели группы .
План образовательной деятельности
Дни недели | Утренний сбор | Центры активности | Индивидуализа-ция в подгр. и с отдельным ребенком | Взаимодействия с родителями | |||||||||
Центр искусств | Центр строительства | Центр литературы | Центр с.р.игры | Центр матем-ки, Манип. игр | Центр воды и песка | Центр науки и естествознания | Центр кулинарии | Открытая площадка | |||||
понедельник | Кто такие ханты? | Рисование «Ханты» |
| Презентация «Мой край – моя югра». |
|
|
| Д/игра «Что растет в нашем лесу». |
| П/игра «Хейро»
| Дети с интересом обсуждают новую тему. | Письмо родителям | |
вторник | «Предметы быта хантов».
| Лепка «Олени» |
| Работа в карточках | «В гости к бабушке Аде».» |
|
|
|
| П/игра «Реки и озера» | Мухъмад, Асель закрепить умение рисовать оленя. | Изготовление мини – книжек о жантах. | |
среда | «Животные нашего края». | Рисование «Олень». |
| Заучивание стихотворения о Когалыме |
|
|
| Д/игра «Чей след» | Выкладывание из крупы «Чум». | П/игра «Ветер, льдинки и мороз». | Закрепить знание о животных нашего края (Вера Артур) | Изготовление поделок о хантах. | |
четверг | «Одежда народов ханты». |
|
| Рассматривание иллюстраций о жизни и быте народов ханты, одежда и обувь. |
| Посчитай сколько пар обуви. Сравни по высоте. Выложи из геометрических фигур обувь. | Лепка из песка «Обувь», «Чум», «Рыбки». |
|
| П/игра «Волк и Олени» | Развивать связную речь и умение составлять описательный рассказ. Курбан. Саша | Конкурс рисунков «Ханты». | |
пятница | «Промысловая деятельность народов ханты». (оленеводство,рыболовство, охота). | Ручной труд «Платье вышитое из бисера». «Рыбки» | «Кормушки для оленей». |
| «На рыбалку». |
|
|
|
| П/игра «Олени в упряжке». | Закрепить навыки и умения вырезать круги (чешуя) Руслан Щ, Милана. | Почитать сказки бабушки Аде. | |
Дни недели |
Вечерний сбор |
Индивидуализация с детьми |
Взаимодействия с родителями ( законными представителями) |
понедельник | «Кто такие ханты?» Рассматривание и обсуждение детских творческих работ (рисунки- ханты). Выставка творческих работ детей. | Рассматривание иллюстраций о ханты. | Письма родителям. |
вторник | «Предметы быта ханты» Беседа с детьми о том, как они пользуются этими предметами. Рассматривание детских работ (лепка, аппликация – орудие труда). | Предложить детям выбрать самостоятельно из чего они будут делать.. | Просьба к родителям в изготовлении с детьми мини- книжек о ханты. |
среда | «Животные нашего края». Рассматривание сюжетной картины «Олени запряженные в нарты». Составление своего рассказа по картине. | Закрепить связную речь детей, упражнять в составлении рассказа «Про ханты». | Изготовление поделок о ханты для выставки. |
четверг | «Одежда народов ханты». Беседа о том, из чего ханты шьют одежду. | Оформление полочки в группе «Предметы предназначенные для шитья одежды».
| Принести предметы для оформления полочки в группе для выставки.. |
пятница | «Промысловая деятельность народов ханты»(оленеводство, рыболовство, охота) Рассматривание иллюстраций о промысловой деятельности ханты. | Аппликация, лепка, ручной труд (рыба, олени, охотники) | Принести иллюстрации для рассматривания. |
Технологическая карта взаимодействия с детьми в центрах активности
Дата проведения: 16 ноября 2015г
Педагог, группа: Биннатова Г.А.старшая группа
Тема недели: ХМАО-ЮГРА. Культура народов севера .
Цель: Развить интерес к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление об образе жизни народов Севера и родном городе.
Задачи
Образовательная: Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).
Развивающая: Развивать познавательные и творческие способности детей.
Развивать речь детей, активизировать словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань, кисы, промыслы).
Воспитательная: Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций , беседа о северном народе ханты, игры народов севера, чтение сказок народов севера, рассматривание одежды ханты.
Словарная работа: чум, нарты, бисерное шитье, промысловая деятельность, кисы, малица.
Материалы и оборудование: Презентация, иллюстрации, карточки к д/игре «Что лишнее», гуашь, кисть, листочки, салфетки, баночки для воды, чудесный мешочек с предметами по теме.
Этапы деятельности
| Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, приемы, виды деятельности | Результат | ||||
Утренний сбор «Кто такие ханты» | Развитие у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты
| Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе), в круге
| Свободно размещаются, перемещаются в процессе деятельности
| «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием - мы все хотим делать это» | Созданы условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых | ||||
Приветствие, Речевка: Здравствуйте -3раза. Вот и собрался наш круг. Здравствуйте-3раза. Руку другу дал друг | Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта
| Организует свободное общение и развитие речи воспитанников
| Соблюдают правила речевого диалога. Выражают свои чувства, активизируют словарный запас | «Работающий» стенд: "Здравствуйте, я пришел", "Звезда недели», Приветствия: по желанию детей
| Эмоционально - положительный настрой на весь день | ||||
Ежедневные новости |
Развивать речь.
| Сообщает детям информацию: о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды; особом событии происшедшем у детей. | Активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное | · календарные события · особые объявления (Встреча с интересными людьми)
|
| ||||
Обмен информацией | Расширять знания о правилах ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас
| Организует свободное общение и развитие речи воспитанников
| Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни: Делятся выполнением домашнего задания по данной теме совместно с родителями. | Основная тема «Добрые дела» | Развита эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть | ||||
Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект) | Планирование деятельности в центрах активности Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, с созданием проблемной ситуации, требующей разрешения и выполнения. Как мы будем решать эту проблему. Через какие центры и выбора материала. | Осознают и принимают поставленную задачу. Выбирают нужный материал. | Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Рабочий стенд «Модель трёх вопросов».
| Внутренняя мотивация на деятельность | ||||
Групповая деятельность | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразований, связях, способах действий. Д/игра «Что лишнее?»
| Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация взаимодействия в достижении результата | Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связанные высказывания, делают выводы, выполняют упражнения по образцу. | Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Обсуждение. Дидактическая игра. Чтение худ. литературы.
| Формальная готовность к предстоящей деятельности. Привлечено произвольное внимание | ||||
Презентация центров | Предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день.
| Приглашение к деятельности необязательной, непринужденной. Кто хочет –присоединяйтесь, дети по желанию выбирают центр.
| Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей На стенде выбора ребенок обозначает свой выбор с помощью своей фотографии. | Рабочий стенд «Я выбираю» выбор центров активности
| Развита способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; любознательность и активность | ||||
Выбор центров активности детьми. Дети выбирают центр с помощью «работающего» стенда «Я выбираю». Работа в центрах заменяет традиционные занятия и осуществляется в соответствии с выбором Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка
| |||||||||
Этапы деятельности
| Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, приемы, виды деятельности | Результат | ||||
Образец | |||||||||
Центр активности Литературный или грамотности и письма
Развитие речи Тема: Призентация «Мой край- моя югра»
|
- Продолжать развивать связную речь: составлять небольшие рассказы описательного характера, опираясь на иллюстрацию. - Закрепить знания детей о том, что растет в нашем северном лесу, что запасают ханты на зиму. Какой промысловой деятельностью занимаются ханты. - Учить соотносить описание картины в стихах с определением времени года. - Развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
|
Предлагает принять участи в деятельности |
Дети составляют описательный рассказ, Участвуют в игре, разгадывают загадки
|
Наглядный метод - Рассматривание картины с изображением ханты. Чтение сказок народов севера. - Развивающая игра «Что зачем следует?» - Дидактическая игра «Что лишнее» - Физкультминутка «Реки и озера» - Игра «Будь внимательным» |
Составляют небольшие рассказы, закреплены знания о жизни народов севера ханты. | ||||
Центр активности Искусства Рисование Тема: «Ханты»
|
- Учить детей отражать в рисунке человека ханты, передавать фигуру человека. - Закреплять умение рисовать ханты, используя разнообразные цвета , различные приемы работы кистью. - Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. |
Вовлекает детей в изобразительную деятельность |
Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально . |
Беседа о ханты, об одежде. - Чтение сказок народов севера. - Рассматривание иллюстраций - Показ приемов рисования кистью - Индивидуальная работа - Пальчиковая игра |
Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности
| ||||
Центр Активности Науки и естествознания
«Что растет в нашем северном лесу»
|
- Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы. - Проявлять аккуратность в работе
|
Приглашает к деятельности |
Выполнение работы |
- Показ альбома с ягодами. - Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - Физкультминутка «По дороге мы идем» - Пальчиковая игра |
Развито умение подбирать необходимые материалы и картинки для работы
| ||||
Итоговый сбор
| Формирование элементарных навыков самоконтроля. 1. Обеспечивать возможность детям получать индивидуальное внимание и признание 2. Обращать внимание больше и чаще на дела, а не на результат 3. Обсуждать с детьми, была ли работа приятной, интересной, какие были сложности, как решались проблемы | Оценка взрослыми действий детей - косвенная, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать - что получилось
| Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок | Фронтальная, индивидуальная работа
презентация Ø Интервью Ø Фотовыставка
| Сформированы элементарные навыки самоконтроля. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lyubi_i_znay_rodnoy_kray.docx | 97.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Содержание
- Паспорт проекта
- Наименование организации
- Название проекта
- Автор проекта
- Тип проекта
- Продолжительность проекта
- По характеру контактов
- Участники проекта
- Образовательные области
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Предполагаемый результат
- Итоговое мероприятие проекта
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
- Пояснительная записка
- Актуальность проекта
- Новизна проекта
- Взаимодействия с родителями (законными представителями)
- Практическая значимость
- Перспективное планирование
- Модель трех вопросов
- Системная паутинка на 1 неделю
- Письмо родителям
- План образовательной деятельности
1.Паспорт проекта
1. | Наименование организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» |
2. | Название проекта | «Люби и знай родной край» |
3. | Автор проекта | Биннатова Гунель Асим кызы |
4. | Тип проекта | Познавательный , творческий |
5. | Продолжительность проекта | Краткосрочный (2 недели) |
6. | По характеру контактов | Открытый, осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей |
7. | Участники проекта | Дети старшей группы, воспитатели группы, родители(законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по ИЗО |
8. | Образовательные области | - Социально-коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно-эстетическое развитие - Физическое развитие |
Цель проекта: Развить интерес к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление об образе жизни народов Севера и родном городе.
Задачи проекта:
1.Расширять представления детей о родном городе;
2.Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).
3.Формировать практические умения по приобщению детей к различным народным декоративным видам деятельности.
4. Дать наглядное представление детям о предметах быта народов ханты, об одежде и обуви, о промысловых занятиях.
5.Формировать положительное взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
6.Развивать ловкость через традиционные игры народов Севера.
7. Развивать познавательные и творческие способности детей.
8. Развивать речь детей, активизировать словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань, кисы, промыслы).
6.Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.
7.Развитие творческих способностей детей
Предполагаемый результат.
- Дети:
Сформировать у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, о коренных жителей нашего города и их традициях, быте, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города. Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; умение ориентироваться по карте – схеме города.
- Родители (законные представители):
С родителями воспитанников установятся благоприятные взаимодействия и контакт. Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребенка.
Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в группе предметно – развивающей среды по теме. Изготовили поделки по теме.
Итоговое мероприятие проекта:
Изготовление наколенной книги по теме «Лепбук» и развлечение «Юный пожарник». Выставка поделок о родном крае , о ханты.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
- Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
«Письма родителям»
- Консультация «Куда пойти с ребенком в выходной день?», «Расскажите детям о своем любимом месте города».
- Приглашение родителей (законных представителей) на утренний сбор.
- Участие родителей на развлечении.
- Встреча с интересными людьми. (ханты)
- Экскурсия в городскую библиотеку.
- Привлечение родителей в сборе информации для «Лепбука».
2.Пояснительная записка
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Как показывают результаты опроса детей , не все дети знают как называется город в котором живут, название округа в котором проживают . К сожалению, не все родители уделяют время своему ребенку для получения знаний о своей малой родине. Вот поэтому перед мной встала необходимость ознакомить глубже детей с родным городом, краем, где он родился и растет, формировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, к его достопримечательностям, профессиям которые обслуживают город и помогают в трудных условиях. Воспитывать чувство уважения к его жителям. Ведь именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал нравственно- патриотического воспитания. Все эти знания играют большую роль для познавательного , социально – личностного и нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Люби и знай родной край».
Проектная идея: создать в группе детского сада мини - уголок « Мой край – моя югра».
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели и задач.
Взаимодействия с родителями (законными представителями)
Непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т.к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки.
Практическая значимость
Проект доступен для воспитателей дошкольных организаций города.
Перспективное планирование
Тема недели: «ХМАО - ЮГРА. Культура народов Севера. Профессии обслуживающие наш город»
Цель:
Развить интерес к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление об образе жизни народов Севера и родном городе.
Задачи проекта:
1.Расширять представления детей о родном городе;
2.Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).
3.Формировать практические умения по приобщению детей к различным народным декоративным видам деятельности.
4. Дать наглядное представление детям о предметах быта народов ханты, об одежде и обуви, о промысловых занятиях.
5.Формировать положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
6. Расширять знания детей о профессиях обслуживающих наш город.
6.Развивать ловкость через традиционные игры народов Севера.
7. Развивать познавательные и творческие способности детей.
8. Развивать речь детей, активизировать словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань, кисы, промыслы).
6.Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.
7.Развитие творческих способностей детей
Итоговое мероприятие:
Изготовление наколенной книги «Лепбук» и развлечение «Юный пожарник». Выставка поделок о родном городе и ханты.
Активный словарь
Чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, бисерное шитье, кукла Акань, кисы.
Наши устремления по отношению к отдельному ребенку
Продолжать расширять знания детей об условиях жизни коренных жителей нашего округа.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• экскурсия;
• эксперимент
• анализ.
Интегрируемые виды деятельности:
• коммуникативная;
• чтение художественной литературы;
• творческая (лепка, рисование, аппликация);
• игровая;
• познавательно-исследовательская.
Модель трех вопросов.
Системная паутинка на 1 неделю
Центр искусств: 1.Рисование: «Хант», «Олень». 2.Лепка: «Олени». 3.Аппликация: «Кисы», «Чум», «Рыбки». 4. Ручной труд: «Платье украшенное бисером». | Центр строительства : 1.Кормушки для Оленей. 2.«Чум» - конструирование из бросового материала; 3.«Нарты» - конструирование из большого конструктора; 4.« Буран» - конструирование из малого конструктора. | Литературный центр (обучению грамоте и письма): 1.Призентация «Моя югра – моя планета». 2.Рассматривание иллюстраций о жизни и быте народов ханты, одежда и обувь. 3.Работа в рабочих карточках. 4.Составление описательного рассказа по картине. 5.Заучивание стихотворения о Когалыме. |
Центр сюжетно ролевой игры: 1.«В гости к бабушке Аде». 2.«На рыбалку». 3. П/игра «Бег в снегоступах», 4.П/игра «Охота на волка». | Тема недели: «Люби и знай родной край» | Центр воды и песка: 1.Лепка «Олень», «Чум», «Обувь», «Рыбки». |
Центр математики и манипуляционных игр: 1.Посчитать количество пар обуви, сравнить по высоте. 2.Выложить из геометрических фигур обувь, сравнение по высоте. 3.Работа в рабочих карточках. 4.«А ну-ка посчитай-ка»- счёт порядковый и количественный узоры; 5.«Сложи и сравни» - подбор картинок одежды и обуви ханты; 6.«Сложи картинку» соединение иллюстраций о жизни и быте ханты из мелких частей в целую; | Центр науки и естествознания: 1.экскурсия в городскую библиотеку; 2.Рассматривание альбомов; 3.Подбор иллюстраций о промысле ханты; 4.Просмотр презентации «Моя югра – моя планета». 5.Знакомство с профессиями: пожарный, полицейский, скорая помощь или врач; 6.Рассматривание и сравнивание одежды и обуви. 7.Д/игра «Что растет в нашем лесу». 8.Д/игра «Угадай, чей след». 9.Д/игра «Посели животное в свой домик». 10.Встреча с интересными людьми (ханты | Центр кулинарии: 1.Выкладывание из круп «Чум», «Рыбки». 2. Знаки 01,02, 03. |
Дорогие мамочки и папочки!
На этой неделе мы с ребятами начинаем изучать тему
«ХМАО - ЮГРА. Культура народов Севера (ханты и манси). Люби и знай родной край».
Мы пригласим к нам в гости людей, профессии которые обслуживают наш северный город.
Мы рассмотрим иллюстрированные картинки на эту тему.
Познакомимся с культурой и бытом коренного населения ханты.
Почитаем сказки народов севера.
Встреча с интересными людьми (коренной жительницей ханты).
Просмотрим презентацию «Мой край – моя югра».
Поиграем в игры народов севера.
Выполним коллективную работу, наколенную книгу «Лепбук» по данной теме.
Просим Вас помочь нам.
Принять активное участие в образовательном процессе.
Сделать мини – книжки о коренном населении ханты.
Принести книги и фотографии по этой теме.
Сочинить рассказ о нашем городе.
Приходите на наш утренний или вечерний сбор.
Помогайте и развивайте детей вместе с нами.
Спасибо большое! Ваши дети и воспитатели группы .
План образовательной деятельности
Дни недели | Утренний сбор | Центры активности | Индивидуализа-ция в подгр. и с отдельным ребенком | Взаимодействия с родителями | |||||||||
Центр искусств | Центр строительства | Центр литературы | Центр с.р.игры | Центр матем-ки, Манип. игр | Центр воды и песка | Центр науки и естествознания | Центр кулинарии | Открытая площадка | |||||
понедельник | Кто такие ханты? | Рисование «Ханты» | Презентация «Мой край – моя югра». | Д/игра «Что растет в нашем лесу». | П/игра «Хейро» | Дети с интересом обсуждают новую тему. | Письмо родителям | ||||||
вторник | «Предметы быта хантов». | Лепка «Олени» | Работа в карточках | «В гости к бабушке Аде».» | П/игра «Реки и озера» | Мухъмад, Асель закрепить умение рисовать оленя. | Изготовление мини – книжек о жантах. | ||||||
среда | «Животные нашего края». | Рисование «Олень». | Заучивание стихотворения о Когалыме | Д/игра «Чей след» | Выкладывание из крупы «Чум». | П/игра «Ветер, льдинки и мороз». | Закрепить знание о животных нашего края (Вера Артур) | Изготовление поделок о хантах. | |||||
четверг | «Одежда народов ханты». | Рассматривание иллюстраций о жизни и быте народов ханты, одежда и обувь. | Посчитай сколько пар обуви. Сравни по высоте. Выложи из геометрических фигур обувь. | Лепка из песка «Обувь», «Чум», «Рыбки». | П/игра «Волк и Олени» | Развивать связную речь и умение составлять описательный рассказ. Курбан. Саша | Конкурс рисунков «Ханты». | ||||||
пятница | «Промысловая деятельность народов ханты». (оленеводство,рыболовство, охота). | Ручной труд «Платье вышитое из бисера». «Рыбки» | «Кормушки для оленей». | «На рыбалку». |
| П/игра «Олени в упряжке». | Закрепить навыки и умения вырезать круги (чешуя) Руслан Щ, Милана. | Почитать сказки бабушки Аде. |
Дни недели |
Вечерний сбор | Индивидуализация с детьми | Взаимодействия с родителями ( законными представителями) |
понедельник | «Кто такие ханты?» Рассматривание и обсуждение детских творческих работ (рисунки- ханты). Выставка творческих работ детей. | Рассматривание иллюстраций о ханты. | Письма родителям. |
вторник | «Предметы быта ханты» Беседа с детьми о том, как они пользуются этими предметами. Рассматривание детских работ (лепка, аппликация – орудие труда). | Предложить детям выбрать самостоятельно из чего они будут делать.. | Просьба к родителям в изготовлении с детьми мини- книжек о ханты. |
среда | «Животные нашего края». Рассматривание сюжетной картины «Олени запряженные в нарты». Составление своего рассказа по картине. | Закрепить связную речь детей, упражнять в составлении рассказа «Про ханты». | Изготовление поделок о ханты для выставки. |
четверг | «Одежда народов ханты». Беседа о том, из чего ханты шьют одежду. | Оформление полочки в группе «Предметы предназначенные для шитья одежды». | Принести предметы для оформления полочки в группе для выставки.. |
пятница | «Промысловая деятельность народов ханты»(оленеводство, рыболовство, охота) Рассматривание иллюстраций о промысловой деятельности ханты. | Аппликация, лепка, ручной труд (рыба, олени, охотники) | Принести иллюстрации для рассматривания. |
Технологическая карта взаимодействия с детьми в центрах активности
Дата проведения: 16 ноября 2015г
Педагог, группа: Биннатова Г.А.старшая группа
Тема недели: ХМАО-ЮГРА. Культура народов севера .
Цель: Развить интерес к истории своего города, обобщить и систематизировать знания о родном крае. Дать детям представление об образе жизни народов Севера и родном городе.
Задачи
Образовательная: Обогащение и расширение представлений детей о жизни коренных жителей нашего округа (ханты, манси).
Развивающая: Развивать познавательные и творческие способности детей.
Развивать речь детей, активизировать словарь (чум, нарты, малица, оленевод, орнамент, кукла Акань, кисы, промыслы).
Воспитательная: Воспитывать любознательность и наблюдательность, чувство любви и привязанности к малой Родине.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций , беседа о северном народе ханты, игры народов севера, чтение сказок народов севера, рассматривание одежды ханты.
Словарная работа: чум, нарты, бисерное шитье, промысловая деятельность, кисы, малица.
Материалы и оборудование: Презентация, иллюстрации, карточки к д/игре «Что лишнее», гуашь, кисть, листочки, салфетки, баночки для воды, чудесный мешочек с предметами по теме.
Этапы деятельности | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, приемы, виды деятельности | Результат | ||||
Утренний сбор «Кто такие ханты» | Развитие у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты | Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе), в круге | Свободно размещаются, перемещаются в процессе деятельности | «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием - мы все хотим делать это» | Созданы условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых | ||||
Приветствие, Речевка: Здравствуйте -3раза. Вот и собрался наш круг. Здравствуйте-3раза. Руку другу дал друг | Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта | Организует свободное общение и развитие речи воспитанников | Соблюдают правила речевого диалога. Выражают свои чувства, активизируют словарный запас | «Работающий» стенд: "Здравствуйте, я пришел", "Звезда недели», Приветствия: по желанию детей | Эмоционально - положительный настрой на весь день | ||||
Ежедневные новости |
Развивать речь. | Сообщает детям информацию: о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды; особом событии происшедшем у детей. | Активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное |
| |||||
Обмен информацией | Расширять знания о правилах ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас | Организует свободное общение и развитие речи воспитанников | Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни: Делятся выполнением домашнего задания по данной теме совместно с родителями. | Основная тема «Добрые дела» | Развита эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть | ||||
Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект) | Планирование деятельности в центрах активности Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, с созданием проблемной ситуации, требующей разрешения и выполнения. Как мы будем решать эту проблему. Через какие центры и выбора материала. | Осознают и принимают поставленную задачу. Выбирают нужный материал. | Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Рабочий стенд «Модель трёх вопросов». | Внутренняя мотивация на деятельность | ||||
Групповая деятельность | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразований, связях, способах действий. Д/игра «Что лишнее?» | Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация взаимодействия в достижении результата | Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связанные высказывания, делают выводы, выполняют упражнения по образцу. | Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Обсуждение. Дидактическая игра. Чтение худ. литературы. | Формальная готовность к предстоящей деятельности. Привлечено произвольное внимание | ||||
Презентация центров | Предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день. | Приглашение к деятельности необязательной, непринужденной. Кто хочет –присоединяйтесь, дети по желанию выбирают центр. | Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей На стенде выбора ребенок обозначает свой выбор с помощью своей фотографии. | Рабочий стенд «Я выбираю» выбор центров активности | Развита способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; любознательность и активность | ||||
Выбор центров активности детьми. Дети выбирают центр с помощью «работающего» стенда «Я выбираю». Работа в центрах заменяет традиционные занятия и осуществляется в соответствии с выбором Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка | |||||||||
Этапы деятельности | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, приемы, виды деятельности | Результат | ||||
Образец | |||||||||
Центр активности Литературный или грамотности и письма Развитие речи Тема: Призентация «Мой край- моя югра» | - Продолжать развивать связную речь: составлять небольшие рассказы описательного характера, опираясь на иллюстрацию. - Закрепить знания детей о том, что растет в нашем северном лесу, что запасают ханты на зиму. Какой промысловой деятельностью занимаются ханты. - Учить соотносить описание картины в стихах с определением времени года. - Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. | Предлагает принять участи в деятельности | Дети составляют описательный рассказ, Участвуют в игре, разгадывают загадки | Наглядный метод - Рассматривание картины с изображением ханты. Чтение сказок народов севера. - Развивающая игра «Что зачем следует?» - Дидактическая игра «Что лишнее» - Физкультминутка «Реки и озера» - Игра «Будь внимательным» | Составляют небольшие рассказы, закреплены знания о жизни народов севера ханты. | ||||
Центр активности Искусства Рисование Тема: «Ханты» | - Учить детей отражать в рисунке человека ханты, передавать фигуру человека. - Закреплять умение рисовать ханты, используя разнообразные цвета , различные приемы работы кистью. - Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. | Вовлекает детей в изобразительную деятельность | Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально . | Беседа о ханты, об одежде. - Чтение сказок народов севера. - Рассматривание иллюстраций - Показ приемов рисования кистью - Индивидуальная работа - Пальчиковая игра | Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности | ||||
Центр Активности Науки и естествознания «Что растет в нашем северном лесу» | - Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы. - Проявлять аккуратность в работе | Приглашает к деятельности | Выполнение работы | - Показ альбома с ягодами. - Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - Физкультминутка «По дороге мы идем» - Пальчиковая игра | Развито умение подбирать необходимые материалы и картинки для работы | ||||
Итоговый сбор | Формирование элементарных навыков самоконтроля.
| Оценка взрослыми действий детей - косвенная, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать - что получилось | Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок | Фронтальная, индивидуальная работа презентация
| Сформированы элементарные навыки самоконтроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Люби и знай родной край»
Конспект проекта...
Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край»
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы, воспитания гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. А также воспитания нравственных качеств личности через ознакомлени...
ПРОЕКТ «Люби и знай родной край» в подготовительной к школе группе
Дошкольное детство – это пора ежедневных открытий. Именно в эти годы закладываются будущие основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспи...
Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край родной»
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недо...
Познавательный проект по патриотическому воспитанию "Родной край люби и знай" город Вязьма
Знакомство детей с историей города и его замечательными людьми!...
Проект "Люби и знай родной край"
проект по региональному компоненту "Люби и знай родной край"...
Проект "Люби и знай родной край"
Проект по региональному компоненту "Люби и знай родной край"...