самообразование 2017-2022год
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №15»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Харисовой Гульнар Харисовны
на 2017 – 2022 г
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.
Театрализованная деятельность даёт детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развёртывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии. Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работа по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровые театрализованные досуги помогают малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.
Таким образом, театрализованные развлечения решают задачи всестороннего развития ребёнка. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей».
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализация позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения и неуверенностью в себе.
ЦЕЛЬ:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объединений и мероприятий районного, городского и республиканского уровня, путем участия в конкурсах по данной теме.
1 этап
Установочный (2017год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
2 этап
Теоретический (2018 год)
1.Работа с детьми
- Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
- Оформить в группе центр театрализованной деятельности «Чудеса сказок».
2.Работа с родителями
- Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию театрализованной деятельности дошкольников (родительское собрание)
3.Самореализация
- Работа с методической литературой.
- Систематизация театрализованных игр, в соответствии с возрастными возможностями
- Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа».
- Презентация на тему "Основные формы взаимодействия с семьей"
3 этап
Практическое решение проблемы (2019-2020 год)
1.Работа с детьми.
- В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал. С детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.
- Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
2.Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
- Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
- Мастер - класс «Театрализованные этюды, как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста»
- Мастер класс «Игры направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».
- Семинар-практикум: «Мир театра на подставке»
- Сбор фотоматериала
- Изготовление папки-передвижки «Играем в театр дома»
- Разработать перспективный план работы с детьми по развитию театрализованной деятельности по возрастным группам.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
- Сообщение из опыта работы «Особенности руководства играми- драматизациями детей старшего дошкольного возраста»
- Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в воспитании коммуникативных навыков дошкольников».
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2021 год)
3Самореализация
- Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
- Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей
5 этап
Итогово – контрольный (2022год)
1.Работа с детьми - Мониторинг образовательной области «Коммуникация».
2.Работа с родителями - Анкетирование родителей.
3.Самореализация - Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
- Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений,картотек и т.д
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:
- развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;
- широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;
- активное включение родителей в процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми.
В результате проведенной работы уровень формирования коммуникативных навыков детей значительно повысился.
Театрализованная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в общении, в новых впечатлениях и избежать пассивности.
Большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:
- развитые навыки коммуникации;
- стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками;
- дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая, - все это свидетельствует о развитых навыках коммуникативного поведения.
Литература:
1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.
2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.
3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.
4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.
5. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.
7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.
1. Князьков А.А. Словарь. Педагогическое речеведение. М – Флинта, Наука, 1998.
2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии – 688с.
3. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2017-2022год по повышению профессионального уровня
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. С...
Индивидуальный план профессионального развития на 2017-2022год.
Индивидуальный план профессионального развития Зариповой Э.Р., воспитателя МБДОУ №15 Лениногорского района г. Лениногорска. Сроки реа...