конспект занятия «Народная игрушка – кукла пеленашка»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по данной программе позволяют сформировать в сознании детей, то что они являются наследниками традиционной отечественной культуры,  воспитать детей в национальных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по данной программе позволяют сформировать в сознании детей, то что они являются наследниками традиционной отечественной культуры,  воспитать детей в национальных традициях. Воспитание дошкольников неразделимо с изучением истоков русского народа. На занятии знакомясь с темой «Мастера и рукодельницы» показала детям изготовленные своими руками народные тряпичные куклы. Рассматривая эти игрушки дети проявили  неподдельный интерес, разглядывали их, убаюкивали, производили разнообразные игровые действия. Интерес детей к традиционной кукле понятен, она приятна на ощупь, мягкая, с ней приятно засыпать. Наблюдая за восторженным поведением детей, решила разработать конспект занятия «Народная игрушка – кукла пеленашка» в подготовительной к школе группе.

          «Народная игрушка – кукла пеленашка».

Задачи: Образовательная:  Познакомить детей с народной игрушкой – куклой - пеленашкой. Познакомить с техникой ее изготовления, вызвать интерес к созданию куклы - самокрутки, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

 Воспитательная: Воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам. Уважение к народным рукодельницам.

Развивающая: Развивать интерес к народной тряпичной игрушке, желание изготовить игрушки самостоятельно старинным способом.

Оборудование: Сундучок, тряпичные куклы, куклы - пеленашки в разных платочках и пеленочках, разноцветные ленточки, лоскуточки  белые 20на 30 см., цветные лоскуточки 15 на 15см.,косыночки треугольной формы, схемы изготовления куклы на каждого ребенка.

Ход: ( звучит русс. нар. плясовая «Камаринская», встречает детей Марьюшка – рукодельница  в русском сарафане).

Воспитатель: Здравствуйте, проходите, я очень рада! Меня зовут Марьюшка  – рукодельница.

Дети: Здравствуйте (проходят, садятся на стульчики).

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня красивый, сказочный сундучок. А что у меня в сундучке, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Закрывает она глазки. Ей рассказывают сказки,

Может «Мама! » закричать. И в коляске полежать.  (Кукла)

Дети: это кукла.

Воспитатель: Правильно, кукла. У нас в детском саду, у вас дома, у всех  есть игрушки. Все они продаются в магазинах. Они называются фабричными. А есть еще, ребята, народные игрушки, их в магазине не продают. Их можно сделать самим. Вот здесь в моем сундучке много кукол, но они не обычные. Сделаны они из цветных лоскуточков (выкладываю куклы на стол). Сейчас я расскажу вам об этих куклах. Этих кукол называли оберегами. Оберег - от слова «оберегаю», т.е. охраняют, оберегают от всего плохого. Изготовление кукол было женским.  Куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Все куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова. Когда делали куклы, нельзя было произносить грубых, ругательных слов. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках. Каждая девушка должна была уметь делать этот оберег. На Руси было большое многообразие кукол. Подойдите, посмотрите, сколько у меня кукол (дети подходят  к столу и рассматривают  кукол).

Вот эта кукла называется  Крупеничка. (показывает)

Кукла Крупеничка должна оберегать достаток и сытость в семье. Такую куклу дарили на  Рождество и праздники урожая. Внутри куклы-крупа. (дает каждому ребенку пощупать крупу).  На дно мешочка нужно было спрятать денежку. Крупеничка охраняла благополучие в семье и семена будущего урожая. Её место в доме было почетным — в красном углу. При посеве первое зерно брали из куколки. А по окончании уборочной куколку снова набивали семенами и красиво наряжали. И верили, что она хранит семью от голода весь год.

Обереговая кукла «Неразлучники» (показывает)

Кукла Неразлучники - символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

Кукла Мамка - подарок и оберег материнству (показывает)

Вепсская кукла. Девки делали куклу когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали что пора свататься.

кукла перевертыш: Девка-баба (показывает)

После рождения ребенка «девка» становилась «бабой»: покрывала платком волосы, носила более темные наряды (дает возможность рассмотреть всех кукол). Понравились вам куклы? (ответы детей) Теперь пожалуйста займите свои места, у меня есть для вас сюрприз (дети садятся на стульчики).В моем сундучке остались вот такие куколки (показывает - кукла Пеленашка). Посмотрите, она выглядит как маленькая ляля, в платочке и в пеленочке, и перевязана лентой. Такую  куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она  находилась до крещения. Считалось, что кукла оберегает ребенка от опасности, защищает от злых духов. Только после крещения куклу убирали из колыбели.

Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей)

Воспитатель: А хотите научиться их делать своими руками? Тогда приглашаю вас в свою мастерскую ( на столах схемы, лоскуточки для куклы, ленточки).

Воспитатель: Я научу вас делать куклу Пеленашку.

(Объясняет изготовление куклы)

 Берём лоскут белой ткани. Какой он формы?

Дети: Прямоугольной.

Воспитатель: Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем - получается головка. Теперь перевязываем Пеленашке талию.

Что у нас получилось?

Дети: Голова и туловище куклы.

 Воспитатель: Правильно. Берём цветной лоскуток. Какой он формы?

Дети: Треугольной.

Воспитатель: Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову, Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?

Дети: Прямоугольной.

Воспитатель: Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги. Чтобы одеяло не развернулось перевяжем ленточкой, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

Чтобы наши пальчики были ловкими, давайте разомнём их, поиграем с ними (Пальчиковая гимнастика «Не плач, куколка моя»).

Не плач, куколка моя, остаешься ты одна. (имитируют укачивание куклы)

Не могу с тобой играть, нужно мне перестирать:

Твои платья и носки, твои юбки и чулки (загибают поочередно пальцы).

Свитер, варежки, жакет, шапочку, цветной берет

Я налью воды чуток, в таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью, постираю и пойду (имитируют движения, описанные  в стихотворении).

Пока светит солнышко, натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю, ветерком все просушу.

Утюгом туда – сюда белье быстро глажу я.

Поработали  вдвоем, а теперь и отдохнем.

Воспитатель: Ну вот поиграли, теперь за работу У вас у всех на столах схемы, они вам помогут сделать куколки самостоятельно. (звучит мелодия к рус. нар. песни «Во поле березка стояла»)  Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег (дети выполняют работу, при затруднении воспитатель напоминает как надо делать, поощряет взаимопомощь).  

Воспитатель: Дети как можно играть с куклой?

Дети: Кормить, качать, нянчить, баюкать.

 Воспитатель: Давайте споем нашей кукле колыбельную песенку:

Люли, люли, люленьки – летят сизы гуленьки.

 Летят гули вон-вон, несут Маше сон-сон.

 Стали гули ворковать, стала Маша засыпать

Воспитатель:  (шепотом) У всех куколки уснули?  Вам понравилось играть с куклами - пеленашками? Теперь вы в любое время сможете сделать такую куклу  и поиграть с ней. Давайте попрощаемся,  до свидания. А своих пеленашек вы  положите  в   кроватки, чтобы оберегали ваш сон.

Дети: До свидания.

Список литературы:

1.АгаповаИ.А.,Давыдова М.А. Игрушка своими руками.- М.:Рольф,2001.-240с.

2. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

3. Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы - М.: Ладога-100, 2007.

4.Коррекционно – логопедическая работа с детьми5 – 7 лет: авт. сост.Э.Ф.Курмаева.-Волгоград:Учитель,2013.-191с.

5.Народная культура и традиции: авт.- сост. В.Н.Косарева.- Волгоград:

Учитель,2014.- 166с.

Электронные (интернет) ресурсы

 1. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

2. Www.Rukukla.Ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе “Народная игрушка - кукла - Пеленашка”

Цель. Ознакомление  детей с традициями и культурой своего народа.     Задачи: Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой – Пелена...

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе “Народная игрушка - кукла - Пеленашка”

Цель. Ознакомление  детей с традициями и культурой своего народа.     Задачи: Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой – Пелена...

Народная игрушка кукла-пеленашка

Знакомство с народными игрушками...

План-конспект занятия по лепке: «Куклы-пеленашки».

План-конспект занятия по лепке: «Куклы-пеленашки». Задачи. Учить детей  лепить кукол- пеленашек . Познакомить с видом народной куклы – пеленашки, пояснить значение нового слова (кукла в...

Конспект занятия "Народная игрушка" МБДОУ д/с № 37 с.Запрудное Дорощенко Ольга Борисовна

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Конспект занятия. «Народная игрушка». 1 младшая группа

Конспект занятия. Познавательное развитие. «Народная игрушка». 1 младшая группа...

конспект занятия «Народная игрушка – кукла пеленашка» методическая разработка (подготовительная группа)

В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по дан...