Народная игрушка кукла-пеленашка
презентация к уроку (старшая группа) по теме

Муфтиева Елена Фанисовна

Знакомство с народными игрушками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народная игрушка "пеленашка"2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная игрушка Кукла пеленашка Муфтиева Е.Ф. МАДОУ №398

Слайд 2

Актуальность проекта В желании знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Слайд 3

Цель проекта Пробудить интерес детей и родителей к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой. Задачи проекта Познакомить с историей возникновения народной куклы. Изучить виды кукол. Изучить технологию изготовления народных кукол. Изготовить обереговые и игровые куклы.

Слайд 4

Из истории Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как придумали ее наши предки... Кукла бережно передавалась из рук в руки - от матери к дочери, от бабушки к внучке... Куколки пришли в гости к читателям со всех уголков России -мастера кукольного дела обирали их в этнографических поездках. А значит , они такие, какими их придумали далекие предки, наши бабушки, прабабушки, ведь хранительницами древних знаний об устройстве миры были... да, да, женщины ! Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые, дорогие сердцу создания, дети начинают постигать, а лучше сказать, вспоминать - свои корни . А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст нам забыть свою историю - к ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях жизни . Но не только детей она развлечет и научит творчеству. Взрослые, перебирая лоскутки используя бисер, камни-самоцветы , всякого рода природные материалы, чтобы сотворить куколку, отдыхают душой , набираются сил для добрых дел и новых побед.

Слайд 5

В куклы не только играли - они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в про-хладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут! Ведь кукла - создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия. Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, ее любовь оберегала ребенка с момента его рождения. Она отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки, помогала ребенку заснуть, потому что злая Бессонница не могла устоять - играла в Куклы, а малыш тем временем крепко спал ...

Слайд 6

Пеленашка Куклы - своего рода история жизни человека. Первая из кукол - самая важная для младенца. Она является основой для многих кукол: проста в изготовлении, и ее можно сделать всего за несколько минут. Это оберег, и называется он - младенчик, или пеленашка . Пеленашка и на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленутый и обвитый свивальнигом . Когда-то одеждой новорожденного были пеленки , и до годовалого возраста поверх пеленок на ребенка крест-накрест накладывались перевязи. Их делали из мягких хлопковых тканей. Вот их и называли в народе верчами , или свивальниками. У младенчика одеялко обычно с отворотом, на ушах уголки завернуты, платком плотно закрыт лоб, макушка ровная. Куколку клали в колыбель к ребенку в качестве оберега от злых духов. Могла она быть и оберегом при родах. Часто ребятишки постарше делали пеленашку как игровую - для себя и младших братьев и сестер в семье. Известны различные виды таких куколок, в разных губерниях были свои особенности их изготовления .

Слайд 7

Схема изготовления пеленашки

Слайд 8

Рис. 1-3. Делаем пеленашку из длинного лоскута белой ношеной ткани. Считалось, что но-шеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине специально изготовленным пояском. Поясок свиваем из двух нитей. Завязываем узелок, символизирующий «пуп» - центр жизненной. Концы у пояска откусываем, как пуповину ребенка. Потом обозсилыначаем голову. Для этого перетягиваем скатку нитью, выделяя примерно треть длины. Рис. 4-5. Повязываем младенчику платочек, плотно пеленаем в пеленку-одеяло. Рис. 6-7. Запеленутого младенца кладем в одеялко и заворачиваем. Завернуть можно разными способами. Обернем нашу куколку свивальником. Наша пеленашка , или младенчик, готова!

Слайд 9

Схема изготовления Калужского младенца

Слайд 10

Рис. 1-2. Небольшой квадратный лоскут светлой ткани набиваем ветошью, завязываем узелок, формируя головку. Традиционно калужский младенец делается с крупной головой. Рис. 3-4. Заворачиваем узел-заготовку в еще один прямо-угольный лоскут, получается тело. Завязываем нитью в двух местах - под шеей и на поясе. Рис . 5. Надеваем платок. Концы платка уводим крест-накрест за спину. Завязываем ниткой: узел спереди. Рис . 6-9 . В «пеленку, прямоугольный кусок ткани, заворачиваем куколку так, как будто пеленаем младенца: левая сторона пеленки на угол, потом подворачиваем низ, потом правая сторона на уголок. Завязываем. Рис . 10. Закрепляем пеленку, заматывая лентой или ниткой. Ленту или нитку кладем на шею куколке, ведем концы назад и завязываем там на узел, потом концы ведем вперед, чтобы получился косой крест, потом ведем назад и обматываем ку-колку, ленту завязываем. Младенчик готов!

Слайд 11

Младенец-полено Делаем куклу на сосновом поленце размером с локоть (около 30 см). Можно взять березовое или дубовое полено. Раньше на полено вареной картошкой наклеивали тряпочку - получалось лицо младенчика, углем из русской печи рисовали лицо куклы, еловой серой (смолой) приклеивали к головке мох-бородач (или лишайник) - волосики. Затем нужно положить «ожившее» полено в лоскут и запеленать его. Вот и готова пеленашка -полено!

Слайд 12

Схема изготовления младенца-полено

Слайд 13

Рис. 1. На полено наклеиваем лоскут белой ткани - будет у куклы лицо. На нем можно нарисовать глаза, брови , нос и рот. Рис . 2. Приклеим мох - волосики младенца. Можно взять лишайник, паклю . Рис . 3-6. Обмотаем полено ветошью или белым ситцем - пеленкой. Положим полено на платок и завернем куклу, как заворачивают младенцев в одеяло, и перевяжем красивой яркой лентой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе “Народная игрушка - кукла - Пеленашка”

Цель. Ознакомление  детей с традициями и культурой своего народа.     Задачи: Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой – Пелена...

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе “Народная игрушка - кукла - Пеленашка”

Цель. Ознакомление  детей с традициями и культурой своего народа.     Задачи: Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой – Пелена...

"Изготовление русской народной тряпичной куклы "Пеленашка""

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе...

конспект занятия «Народная игрушка – кукла пеленашка»

В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по дан...

Занятие по ручному труду «Русская народная тряпичная кукла «Пеленашка» (Старший дошкольный возраст)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...

конспект занятия «Народная игрушка – кукла пеленашка» методическая разработка (подготовительная группа)

В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по дан...