Бурятский язык в ДОУ.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 113 «Капитошка»
Ознакомление детей старшего возраста с бурятским языком через театральную деятельность
Воспитатель: Ильина А.Б.
г.Улан-Удэ
2017 г.
Введение.
Каждый народ является неотъемлемой частью человечества, своих обычаев и нравов. Традиции — своеобразный коммуникативный механизм общества, обеспечивающий непрерывность передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению.
Язык – душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками и др.
Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для развития.
Необходимость осмысления различных теоретических и практических проблем побуждает начать научно – экспериментальные исследования, которые помогли бы решить вопросы обновления содержания образования национально – региональным компонентом; апробировать программы и пед. технологии, направленные на развитие
творческой личности, способной к этнической самореализации.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе учебно-методического комплекса начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амар мэндэ-э!», образовательной программы ДОУ.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы и направлена на формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне.
В процессе коммуникативно направленного процесса предполагается решить следующие задачи:
- формирование у детей положительного отношения и интереса к бурятскому языку, культуре бурятского народа;
- воспитание потребности в использовании бурятского языка для решения задач общения, для осуществления конкретных дел, актуальных для детей этого возраста;
- развитие у детей интеллектуальных, познавательных способностей: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения;
- расширение общеобразовательного кругозора дошкольников.
Программа основана на принципах коммуникативности, наглядности, доступности, систематичности, принципа учета первого языка обучающегося и принципа диалога культур. И направлена на речевую деятельность, основными видами которой в старшем дошкольником возрасте являются аудирование и говорение.
Для реализации программы определяются следующие методы обучения, методы организации ознакомления (показ и объяснение), методы организации тренировки и организации применения. Сопутствующим методом выступает контроль, включающий коррекцию и оценку. Реализация этих методов осуществляется средствами обучения: упражнения и задания
Первой ступенью овладения материалом является его восприятие, осмысление и запоминание информации. Она реализуется при помощи задания Шагнагты. Следующая ступень формирования коммуникативной компетенции характеризуется осуществлением действий на основе усвоенного материала с целью тренировки. Она реализуется при помощи задания Дабтагты. Третьей ступенью ступенью познавательной деятельности является творчество. Формой ее реализации являются задания на воспроизводящую и творческую деятельность Хэлэгты и Наадагты.
НОД | Совместная деятельность |
Репкэ | Рассматривание альбомов «Баргузинский заповедник», «Тункинский национальный парк», «Родная Бурятия», «Священный Байкал», общегеографической карты Бурятии. Беседа «Республика Бурятия» П/и «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад) |
Улаан Малгайхан | Рассматривание альбома «Мой любимый город» Беседа «Мой город Улан-Удэ» Чтение стихотворения В.Петонова «Улан-Удэ» Рисование «Улицы родного города» |
Гэрхэн | Государственный флаг, герб, гимн Бурятии Рисование флага Бурятии Заучивание государственного гимна республики Бурятия «О родной земле» Д. Жалсараев П/и «Иголка, нитка, узелок» (Зун, утахан, зангилаа) |
Минии эбтэй булэ | Рассматривание открыток о Байкале. Беседа «Славное море, священный Байкал» Чтение «Легенда о Байкале и Ангаре» П/и «Ищите палочку» |
Гурбан поршоонхо | Рассказ воспитателя «История происхождения бурят» Национальные костюмы бурят. История жилища — юрта. Бурятские имена. Что они означают? Бурятские пословицы и поговорки |
Сагаалганай наадан | Беседа «Народный праздник Сагаалган» Знакомство с музыкальными инструментами бурят (ятаг, лимбэ) Заучивание песни «Сагаалган», стихотворений к празднику П/и «Бэлэг» |
Hалан hама | Красная книга Бурятии Беседа «Звери и птицы Бурятии» П/и «Верблюд ловит верблюжонка» |
Балма Баабгай хоер | Знакомство с творчеством бурятских художников и архитекторов Бурятский орнамент. Рисование бурятских орнаментов. Бурятские сказки. |
Беседа «Традиции и быт народов Бурятии» Растения сибирского леса Рисование цветов нашего края. М/п /и «Шагай» |
Перечень литературных источников
- Примерная программа «Тропинки»
- Г-Х.Ц. Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева УМК«Амар мэндэ-э!» состоит из учебника, книги для учителя, рабочей тетради и аудиоприложения. Улан-Удэ, 2014г.
- Б. В.Батодоржиев «Орогты манайда. Дунууд» г.Улан-Удэ, 1998 г.
- У.Е.Мангутова «Сагаалганай наадан салгидаhаар...»
- З. Б. Лопсонова «Преемственность в воспитании этнической культуры у дошкольников и младших школьников» г. Улан – Удэ, 2000г.
- Г.А. Алексеев «Баллада о хонгодорах», Улан-Удэ, 2007г.
- Буряад хэлэн (Электронно ном). Улан-Удэ, 2006г.
- А.Д.Эрдынеева «Жилище бурят», Улан-Удэ, 2007г.
- Буряад оньhон угэнууд
- Мой родной край. Электронная книга
- Тункинский парк. Электронная книга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Активизации методов и приемов по обучению бурятскому языку с использованием бурятского национального костюма»
Социализация детей дошкольного возраста в поликультурной среде через ознакомление с бурятским национальным костюмом....
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр...
Клоунада на заключительном творческом конкурсе олимпиады по бурятскому языку среди начальных классов города «Дүрбэн тэгшэ"в МАОУ «Бурятская гимназия № 29» 22.04.2017 г.
Клоунада на заключительном творческом конкурсе олимпиады по бурятскому языку среди начальных классов города «Дүрбэн тэгшэ"в МАОУ «Бурятская гимназия № 29» 22.04.2017 г. в рамках...
Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".
В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас в в последнее время создаются все более благоприятные условия для развития бурятского языка, нашими уч...
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с русским языком с помощью физкультминуток, пальчиковых игр и гимнастики для рук
На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду ...
Театрализация «Гэрхэн» на бурятском языке Сказка Теремок на бурятском языке
Продолжать учить детей бурятскому языку...