«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»
статья (средняя группа) на тему

Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием своей малой родины. Необходимо в дошкольном детстве уделять внимание вопросам формирования патриотических чувств через ознакомление с местом проживания ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №5 с Хохлово Белгородского района, Белгородской области»

Доклад

«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»

Подготовила:

воспитаель

Двужилова Е.В.

Хохлово

2017

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое место отводится проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у них  любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования, в котором ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма

Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием своей малой родины. Необходимо в дошкольном детстве уделять внимание вопросам формирования патриотических чувств через ознакомление с местом проживания ребёнка.

Сегодня очевидны огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных гражданских идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села. В жизни любых поколений обыденное переплетается с героическим, трагическим и даже фарсом. Но именно благодаря знакомству, можно сказать, погружению в прошлое, воспитание патриотизма из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания, воссоединения с реальными историческими корнями, сохранения преемственности поколений. Очень важно сохранить, сберечь и передать новым поколениям то, что мы называем живой историей села.

Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе.

В программе «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,О.В.Солнцева и др. в образовательной области «Познавательное развитие»ставится задача образовательной деятельности пятого года жизни по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве- освоение представлений о названии родного города(села), некоторых городских объектах, видах транспорта.

Особое значение уделяется использованию регионального компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление детей с особенностями национальной культуры  и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой родине, понимании того, чем может гордиться гражданин своей страны.

В своей работе мы используем парциальную программу дополнительного образования: Белгородоведение, авторы – Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева и др., Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.

Основная цель парциальной интегрированной региональной программы  – социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы Белогорья. Программа включает систему разнообразных форм и методов работы с детьми по «Белгородоведению»,  которая обеспечивает эффективное развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и обогащение их представлений  об истории,  культуре, природе родного края.

Организация  образовательного процесса в направлении белгородоведения прописаны в образовательной программе   МДОУ «Детский сад №5 с.Хохлово»  в части, формируемой участниками образовательных отношений.

К основным задачам нравственно-патриотической  работы относится следующее:

1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

- ознакомление дошкольников с родным селом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы

 - в работе с детьми учитывать принцип постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностного значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни села, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.

 - осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного села. То есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охрана природы и т.п.).

 - привлечение к участию в сельских  праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, День села и др.). познакомиться с хохловскими жителями – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца  и т.п.

 - осознанный отбор методов ознакомления детей с родным селом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

 - создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др

- организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к селу Хохлово должны передаваться детям.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, экскурсии, наблюдения, предметную, поисковую деятельность, общение, труд, обучение и другие  виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. 

    Свою работу по данному направлению мы  начали с ознакомления детей с родным селом посредством экскурсий, целевых прогулок, так как узнать и полюбить свое село только по фотографиям  невозможно.

При целевой  прогулке по близлежащим улицам (ул. Октябрьской, Северной, Центральной) обращаем  внимание детей на труд взрослых по благоустройству родного села: они обрезают деревья, разбивают газоны, сажают кусты и деревья, асфальтируют дорожки, следят за тем, чтобы в родном селе было чисто. Напоминаем  детям, что они тоже сельчане и от них зависит, будет ли наше село чистым и красивым. Они могут с родителями посадить возле дома цветы или кустарники, следить за тем, чтобы во дворе было всегда был порядок. После проведённых экскурсий, прогулок обязательно делимся впечатлениями об увиденном и услышанном. На этом этапе работы важно, чтобы сначала дети обменялись эмоциональными впечатлениями, а затем в процессе беседы закрепить уже имеющиеся знания о родном селе и получить новые.

Наблюдение окружающей действительности является важнейшим средством педагогического воздействия. Однако если свести работу по патриотическому воспитанию только к организации наблюдений, то круг знаний и представлений ограничивается определёнными рамками.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом - это не только знать и любить свой край, но и активно работать на его благо. Для этого мы  используем различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия. Проводя тематические занятия с детьми пятого года жизни, мы ставим перед собой задачу: вызвать в детях чувство восхищения родным селом, чувство уважения к своим односельчанам, чувство гордости за свое село, знакомим с историей возникновения родного села, его зданиями, памятником, погибшим воинам.

Блок занятий состоит  из следующих тем: «Хохлово -село наше родное», «Памятные места родного села», «Здания и сооружения нашего села», «Люди, прославившие село Хохлово», «Природа родного края».

Занятие «Хохлово - село наше родное» проводилось в форме путешествия. Ребята на «автобусе» отправились «в поездку» по родному селу. Выступая в качестве экскурсовода, мы пытались подвести детей к самостоятельным выводам о том, что наше село - частица Белгородского района, а район частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;        люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Перед занятием «Памятные места нашего села» мы побывали у памятника воинам, погибшим при освобождении нашего  села от фашистских захватчиков.  Навечно остались в братской могиле села наши освободители - 81 человек. Их имена увековечены на плите памятника, воздвигнутого в центре села Хохлово. Мы рассказали ребятам о том, почему именно сюда приходят люди и возлагают цветы,что во время Великой Отечественной войны наше село было разрушено. За то, чтобы освободить село от фашистов погибло много людей. Этот памятник-символ памяти и любви к павшим героям. Герои погибли, но память о них осталась. Люди посадили около памятника цветы и ухаживают за ними.

Во время занятия дети задавали много вопросов:

-Кто эти люди, погибшие в боях за Хохлово?

-Сколько им было лет? Откуда они приехали? Все ли они были хохловцами?

Где шли бои, в которых они погибли?

Может быть, не всё до конца было понятно детям, но какая-то крупица обязательно останется в их памяти, затронет их чувства уважения к людям, к родному селу.

Стало традицией в День Победы возлагать цветы к памятнику погибшим воинам. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, за свою Родину.

При планировании занятия  «Наши герои-земляки» рассказали детям о земляке, Герое Советского Союза Адонкине  Василии Семеновиче. На фронте он был с 22 июня 1941 года, совершил свыше 365 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, в ходе которых сбил 13 самолетов противника. В.С.Адонкин погиб в воздушном бою над морем у берегов Финляндии. Он навечно зачислен в списки воинской части, в которой служил. В родном селе, на территории школы, носящей имя героя, установлен бюст Василия Семеновича, созданный руками учителей и учеников Хохловской школы. Имя героя носит одна из улиц села.

Учёт возрастных особенностей детей пятого года невозможен без широкого использования игровых приёмов, которые важны и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятий. В своей практике мы используем ряд дидактических игр, направленных на обучение ориентированию по карте-схеме села (игра «Где находится памятник?») вырабатыванию умения сравнивать особенности села, развивать мышление и речь (игра «Найди отличия»).

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей данного возраста.

При ознакомлении с историей малой родины, организуем и поисковую деятельность: дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия  улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях села, в процессе организованной беседы дети обмениваются полученной информацией.

Знакомство детей с традициями русского народа осуществляем  через такой вид деятельности, как народные праздники: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха». Участие детей в народных праздниках учит их творческому самовыражению, свободному  общению со сверстниками. Дошкольники получают всплеск положительных эмоций, приобщаются к родной культуре, имеют возможность осмыслить назначение каждого праздника, например «Осенины» - окончание сбора урожая, «Масленица» - проводы зимы и встреча весны.

В наш век компьютеризации ребенку совсем не помешает иметь представление об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Такие хороводные игры, как «Ходит Ваня по кружочку», «Каравай», «Мы на луг ходили, «Карусель» сближают детей, дает им возможность почувствовать себя членом коллектива, учат действовать вместе и дружно. Используем народные игры в разнообразных режимных моментах, на физкультурных занятиях, в праздниках и развлечениях.

Одним из направлений работы по патриотическому воспитанию дошкольников является взаимодействие с родителями. Тесная связь с родителями - это одно из главных условий по воспитанию патриотизма дошкольников. Родители нашей группы являются не только помощниками, но и равноправными участниками процесса формирования личности ребенка. Совместно с  родителями создан  фотоальбом «Мое генеалогическое древо», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества».Для родителей было подготовлено и проведено собрание по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

       Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края и страны является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. И только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу и его культуре.

     Обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что ознакомление с малой родиной является действенным методом патриотического воспитания, так как каждый воспитанник чувствует себя сопричастным к местным общественным событиям, гордится тем, что здесь жили люди, известные всей стране. И если этими чувствами ребёнок проникается с ранних лет, если они вошли в сердце, как самое дорогое, то это чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бабаева Т.И. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева Т.И., А.Г. Гогобидзе [и др.]. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 352 с.
  2.  Герасимова Л.Н. Программа по духовно-нравственному воспитанию «Озарение» / Л.Н. Герасимова. – Белгород: Политера,2007. – 160 с.
  3. Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.А. Князева. – 2-е изд.. перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 304 с.
  4.  Стручаева Т.М. Белгородоведение / Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева [и др.]. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.
  5.  Федеральный государственный образовательный дошкольного образования стандарт: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: Сфера, 2015. – 96 с.
  6.  Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raguda.ru/ns/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie.html (дата обращения: 12.10.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект деловой игры с родителями Формирование нравственно- патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной

Цель: уточнить и закрепить знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора...

Семинар - практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной".

В последнее время чувство  патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечестве...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредствам ознакомления с малой Родиной

Опыт работы детского сад а по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников...