Учебно - методическое пособие по формированию представлений о малой родине "Родничок"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Содержание пособия «Родничок» дополняет программу «Радуга» по формированию представлений о малой Родине, экологическому воспитанию и познавательному развитию старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnichok_posobie.docx | 53.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №21 «Брусничка»
«Родничок»
Учебно - методическое пособие по формированию представлений о малой родине
Для детей подготовительной группы
Акимова Алла Евгеньевна
Воспитатель
высшей категории
г. Саянск, 2013
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям, на базе которых школьникам прививаются основы научного естествознания.
В основе содержания представлений о малой Родине лежит формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, , которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.
Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы, эмоциональном отношении к ним и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды и взаимосвязи внутри природных сообществ.
Природа родного края - великий учитель.
Сформированность представлений о малой Родине даёт ребёнку возможность лучше понимать отдельные аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами объяснить ту или иную ситуацию или понять объяснения родителей и педагогов; самостоятельно или совместно со взрослыми, учитывая потребности живого существа, выполнять определённые трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Программа «Радуга» МОРФ рекомендует в старшем дошкольном возрасте планировать мероприятия по познавательному развитию детей вне занятий, на которых происходит расширение и уточнение полученной информации, а так же содержательное упорядочивание сведений о мире в какой-либо области (естественнонаучной, краеведческой, исторической и т. д.).
Содержание пособия «Родничок» дополняет программу «Радуга» по формированию представлений о малой Родине, экологическому воспитанию и познавательному развитию старших дошкольников.
Основными формами работы по формированию представлений о малой Родине для детей старшего дошкольного возраста являются:
• целенаправленное наблюдение (экскурсии, занятия, целенаправленные прогулки);
• самостоятельные наблюдения;
• проведение опытов;
• чтение рассказов, стихов о родном городе, крае, с последующим их обсуждением;
• выработка определённых навыков в различных видах деятельности (игры, импровизация, уход за животными и растениями).
Занятия с детьми проводятся в форме клубного часа 1 - 2 раза в месяц. Пособие рассчитано на один год обучения (15 занятий).
Цель:
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Иркутской области, приобщить к экологической культуре, научить воспринимать природу ценностной, понимать доступные существенные связи между живой и неживой природой, гуманно относится ко всему окружающему.
Задачи:
формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
воспитание любовного, заботливого отношения к природе путём
систематического, целенаправленного общения с окружающим миром
своего края;
формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учёта
этого в практической деятельности;
воспитание эстетических и патриотических чувств;
установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и
детьми, их родителями;
экологизация быта и семейных традиций.
При построении программы учитывались следующие принципы:
• краеведение;
• системность;
• научность и доступность понятий;
• диагностичность;
• дифференциация;
• природосообразность.
Важным аспектом реализации данной программы является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс:
• проведение родительских собраний краеведческой направленности;
• участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью общения с природой;
• совместное озеленение территории детского сада;
• тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе;
• анкетирование, беседы.
Программа ориентирована на 1 год для детей 6-7 лет.
Период занятий. | 1 | ||||||
Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель |
2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Предлагаемая литература для чтения.
Г. Гаубин «Мы в холодильнике живём»
С. Острога «Моя Сибирь»
И. И. Луговая «Я шагаю по нашему краю»
Произведения Сладкова, Снегирёва, В. Бианки
С. Михалков «Родина»
Л. Зеленовский «Лесник»
А. Яшин «Покормите птиц»
В. Орлов «Дом под крышей голубой»
В. Гаршин «Лягушка - путешественница»
Г. Кунгуров «Сибирячок»
Сборники стихотворений о г. Саянске
М. Пришвин «Золотой луг»
К. Д. Ушинский «Спор деревьев»
Стихи Ф. Тютчева, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой
Загадки, пословицы, скороговорки о живой и неживой природе.
Е. Неволина «Большая книга о животных»
Р. Линт «Животные России»
Рекомендуемые дидактические игры,
«Четвёртый лишний»
«С какой ветки детки?»
«Мы - растения»
«Назови птиц, которые прилетели»
«Когда это бывает?»
«Найди по описанию»
«Опиши, я отгадаю»
«Посели в домик»
«Кому что нужно»
«Чем мы можем помочь?»
«Что было бы, если..?»
«Какая вода в озере?»
«Где я живу?»
«Живая пирамида»
«Зоологическое домино»
«Пищевые цепи в лесу»
Тематический план.
I блок «Мой город».
Календарные | Тема | Задачи | Результаты | Формы • |
дни | продуктивной | работы с | ||
деятельности | детьми | |||
Закрепить | Дети должны знать | Выучить | ||
Сентябрь | «Из истории | понятие «моя | название страны, | ПОСЛОВИЦЫ О |
гопоття | Родина». | области, города, где | Родине. | |
(2 занятия) | Саянска». | родились. | Выставка рисунков «Мой Саянск». | |
Подвести к | Уметь | Экскурсия в | ||
пониманию | систематизировать, | историко- | ||
любить Родину - | обобщить | краеведческий | ||
это значит беречь | полученные знания о | музей. | ||
и охранять её | природе родного | |||
богатства. | края. | |||
Сформировать | Дать характеристику | Выставка | ||
Октябрь | «Химпласт - | представление о | о работе завода. | рисунков «Все |
завод нашего | градообразующем | профессии | ||
предприятии | важны и | |||
города». | города | нужны». | ||
(2 занятия) | «Химпласте», | Экскурсия в | ||
познакомить с его | историко- | |||
историей, | краеведческий | |||
значением в | музей: | |||
жизни города, | «Химпласт». | |||
России. | ||||
Дать понятие, что | Знать профессии | Встреча с | ||
такое профессия, | своих родителей. | родителями, | ||
поддерживать | Понимать значение | работающими | ||
интерес к миру | слова | на заводе. | ||
взрослых. | «квалифицированный | |||
Познакомить с | специалист». | |||
названиями | ||||
профессий , | ||||
необходимых для | ||||
работы на заводе. |
II блок «Живой мир нашего края».
Систематизировать, | Знать растения | Экскурсия по | ||
Ноябрь | «Растения | обобщать | сибирского луга, | экологической |
нашего края». | полученные ранее представления о | поля, леса. Выполнять правила | тропе ДОУ. Составление | |
(2 занятия) | растениях. | поведения при | гербария | |
Обобщать знания о | общении с | растений своего | ||
сообществах | природой. | региона. | ||
растений леса, луга, | Заучивание | |||
поля, водоёма | загадок о | |||
своего края. | растениях. | |||
Знать многообразие | ||||
Систематизировать, | птиц сибирского | Оформить альбом | ||
«Птицы нашего | углублять знания о | леса, поля, леса, | «Птицы Сибири». | |
края». | разных классов | города. | Выучить стихи. | |
птиц леса, луга, | Знать особенности | загадки, песни о | ||
поля, города. | роста и развития | птицах. | ||
Воспитывать | птиц разных сред и | |||
бережное | мест обитания. | |||
отношение к | ||||
птицам, понимая их | ||||
самоценность, | ||||
охранять в дикой | ||||
природе, | ||||
использовать | ||||
знакомые способы | ||||
ухода за птицей в | ||||
«живом уголке». | ||||
Учить узнавать, | Знать животных | Создание | ||
Декабрь | «Животные | называть, | Сибири. | альбома |
нашего края». | классифицировать | Знать о пользе | «Животные | |
классы животных | животных для | тайги». | ||
(2 занятия) | разных мест и сред обитания, | человека. | Создание коллажа | |
сравнивать по | «Животные | |||
существенным | нашего края». | |||
признакам рода и | ||||
вида, используя | ||||
схемы - модели. | ||||
Сформировать | Прогнозировать | Изобразить | ||
обобщённые | негативное | животных в | ||
представления о | воздействие | художественной | ||
составе животных и | стихийных сил | самостоятельной | ||
растений в | природы и человека | деятельности, | ||
экосистемах, | на животных | испытывая при | ||
проявление | ближайшего | этом | ||
отрицательных и | окружения, | эстетические | ||
положительных | использовать эти | чувства. | ||
взаимовлияний | знания при охране и | |||
организмов. | уходе за ними. |
III блок «Неживая природа».
Создать условия | Иметь понятие о | Чтение | ||
Январь | «Полезные | для обобщения | природном | познавательной |
ископаемые | представления | материале, его | литературы, | |
детей о том, как | использовании | просмотр научно- | ||
(1 занятие) | родного края». | человек | людьми в своих | популярных |
использует | целях, не | фильмов по теме. | ||
природные | нарушая | |||
богатства. | экосистему. | |||
Изучить, чем | ||||
богата Иркутская | ||||
область. | ||||
Способствовать | Знать чем мы | Выставка | ||
Февраль | «Чистый и | формированию | дышим? | рисунков «Мы за |
загрязнённый | представлений детей о том, что | чистый воздух». | ||
воздух». | Земля - Это | |||
громадный шар. | ||||
(2 занятия) | Обобщить знания о том, что всем | |||
живым | ||||
существам нужен | ||||
чистый воздух. | ||||
«Загрязнение | Обобщить | Знать правила | Конкурс «Кто | |
водоёмов». | представления об | поведения у | готов сохранить | |
основных | водоёмов. | водоём?» | ||
факторах водной | (придумать и | |||
среды. | нарисовать серию | |||
Формировать | знаков, которые | |||
знания о том, что | помогут | |||
всему живому | сохранить водоём | |||
необходима | и его обитателей). | |||
чистая вода. | ||||
Учить | ||||
использовать | ||||
знания о | ||||
значении | ||||
водоёма. |
IV блок «Как охранять природу?»
Закрепить и | Находить по | «Прогулка по | ||
Март | «Байкал» | обобщить знания о | физической карте | Байкалу» - |
жемчужине | мира о. Байкал, | составление | ||
Сибири | называть, | фотоальбома. | ||
(2 занятия) | (географическое | показывать. | ||
местоположение). | ||||
Систематизировать | Знать его | Просмотр | ||
и обобщать знания | обитателей. | документального | ||
о растительном и | фильма о | |||
животном мире о. | животном мире о. | |||
Байкал. | Байкал, чтение | |||
энциклопедий. | ||||
Способствовать | Осознавать роль | Составить | ||
Апрель | «Заповедники | формированию | человека в | рассказы о |
Иркутской области» | представления о | сохранении | животных, | |
том, как люди | животного мира. | живущих в | ||
(2 занятия) | заботятся о | Знать труд | заповедниках, их | |
природе, хотят её | лесника, егеря в | внешнем виде, | ||
сохранить, | охране дикой | строении. | ||
поэтому создают | природы. | |||
заповедники - | ||||
территории, на | ||||
которых природа | ||||
охраняется. | ||||
Побуждать детей к | ||||
соответственному | ||||
и заботливому | ||||
отношению к | ||||
природе. | ||||
Познакомить с | Совместно с | |||
«Что такое Красная книга?» | Красной книгой. Освоить правила поведения в лесу, | Знать некоторых животных, птиц занесённых в Красную книгу. | родителями и детьми провести викторину «Что | |
на лугу, водоёме. Запоминать | Роль егеря, | мы знаем о природе и её | ||
лесника в охране | ||||
исчезающие виды | охране». | |||
экосистемы леса. | ||||
животных | Создание | |||
Иркутской | «Красной книги» | |||
области. | животных | |||
Нетерпимо | 1 | родного края. | ||
относиться к | ||||
детям, взрослым в | ||||
случае негативного | ||||
отношения к | ||||
живым существам. |
Используемая литература для составления пособия:
3. Ф. Аксёнова «Войди в природу другом»
В. А. Горбунова «Ориентировочная программа знаний о растениях»
О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»
Л. А. Мишарина «Ознакомление детей дошкольного возраста с животным
миром Прибайкалья»
Л. Г. Горькова «Занятия по экологическому воспитанию дошкольников»
В. М. Бояркин «География Иркутской области»
В. П. Брянский «Здравствуй Байкал!»
НАША РОДИНА - ГОРОД САЯНСК.
(1 часть)
Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу; активизировать словарь детей пословицами и поговорками; закреплять умения активно поддерживать беседу, принимать участие в диалоге. /
Словарь: «родная, богатая страна»
Материал: аудиозапись с песней М. Матусовского, гимна России; карты мира, России; символика России и родного города, области.
Ход занятия.
1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
- Знакома ли вам эта песня?
- Как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?
Да, Родина для вас - это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад, город в котором вы живёте, а когда вы подрастёте, то это понятие для вас станет значительно шире.
- В какой стране мы живём? Как нас называют?
Россия - большая страна, и её населяет много народов, но большинство из них говорит на русском языке. Мы с вами на каком языке говорим?
2. РАБОТА С КАРТАМИ МИРА И РОССИИ (показ города Саянска.)
- Какая Россия по величине? (показ воспитателя по картам, сравнение с другими странами.)
- Как вы понимаете словосочетание «родная страна»?
Вижу горы — исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя.
- Где находится наш город?
3. РАБОТА С СИМВОЛИКОЙ РОССИИ И ГОРОДА САЯНСКА.
- Что означает герб, флаг?
- Что изображено на гербе нашего города? Почему?
4. ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА РОССИИ.
ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДА САЯНСКА.
(2 часть)
Цель: продолжать воспитывать у детей любовь к своей Родине, области, родному городу; активизировать речь детей, интерес к истории города; подвести к пониманию, что любить Родину, значит беречь её природу; познакомить с планом города, усвоить условные обозначения. Словарь: «историко-краеведческий музей».
Материал: карта родного города, план местности; фотографии с растениями и животными родного города.
Ход занятия.
1 .БЕСЕДА О САЯНСКЕ. (рассказ воспитателя об истории Саянска)
Мы город свой любим,
Мы здесь родились.
По праву саянцами
Мы назвались.
2. БЕСЕДА О ГЕОГРАФИЧЕСКОМ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИИ САЯНСКА
(работа с картой России, области).
- Что в нашем городе построено?
3. ЗНАКОМСТВО С ПЛАНОМ САЯНСКА. (работа по карте местности)
- В каком микрорайоне вы живёте? Расскажите, что в нём находится.
4. БЕСЕДА О РАСТИТЕЛЬНОМ И ЖИВОТНОМ МИРЕ ГОРОДА (просмотр фотографий леса, города).
5.ВОСПИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ СХОДИТЬ В ГОРОДСКОЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.
«ХИМПЛАСТ - ЗАВОД НАШЕГО ГОРОДА».
(1 часть)
Цель: Сформировать представление о градообразующем предприятии города «Химпласте», познакомить с его историей, значением в жизни города, России. Словарь: «градообразующее предприятие, полимеры, пластикаты»
Предварительная работа: создание выставки «Продукция завода». Материал: фотографии завода, выставочный материал.
Ход занятия.
1.ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ «ХИМПЛАСТА».
- Ребята, как вы думаете, что изображено на этих фотографиях?
2. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О «ХИМПЛАСТЕ» (с помощью фотографий цехов)
- У кого родители работают на заводе?
- Что вы знаете о нём от своих родителей?
- Что производят на заводе?
- Как вы понимаете «градообразующее предприятие»?
3. ПРОСМОТР ВЫСТАВКИ «ПРОДУКЦИЯ ЗАВОДА»
- Как вы думаете, что здесь находится?
- Как всё это появляется?
- Кто и где изготавливает?
4.ЭКСКУРСИЯ В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.
«ХИМПЛАСТ - ЗАВОД НАШЕГО ГОРОДА».
(2 часть)
Цель: Дать понятие, что такое профессия, поддерживать интерес к миру взрослых. Познакомить с названиями профессий, необходимых для работы на заводе.
Материал: стихотворения, загадки о профессиях; фотографии родителей «на работе»; иллюстрации атрибутов некоторых профессий.
Ход занятия.
1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА О ПРОФЕССИЯХ.
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
- Ребята, а кем вы хотели бы стать, когда вырастите?
2. БЕСЕДА О ПРОФЕССИЯХ РОДИТЕЛЕЙ.
- У вас есть мамы и папы. Кем они работают?
- Где работают?
3. РАССКАЗ ПРИГЛАШЁННОГО РОДИТЕЛЯ О СВОЕЙ ПРОФЕССИИ, РАБОТАЮЩЕГО НА «ХИМПЛАСТЕ».
4. СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОАЛЬБОМА «НАШИ РОДИТЕЛИ И ИХ РАБОТА».
РАСТЕНИЯ НАШЕГО КРАЯ.
Цель: систематизировать, обобщать полученные ранее представления о растениях; обобщать знания о сообществах растений леса, луга, поля, водоёма своего края; воспитывать бережное отношение к растениям. Словарь: «флора, лиственные, хвойные»
Материал: карта «Живая природа» Иркутской области; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, растений луга, поля, водоёма.
Ход занятия.
1 .РАСТЕНИЯ - ЭТО ЖИВАЯ ПРИРОДА (предложить путешествие по карте «Живая природа» Иркутской области)
- Почему вы считает, что растения - это живая природа?
- Что означает слово «флора»?
(Всю беседу о растениях воспитатель сопровождает соответствующими иллюстрациями.)
2. ДЕРЕВЬЯ.
- Где растут деревья?
- Какие деревья растут в нашем городе, области?
- Какие деревья называют лиственные? Хвойные?
- Что общего у деревьев?
- Какую пользу приносят деревья?
3. КУСТАРНИКИ.
- Где растут кустарники?
- Какие кустарники растут в нашей местности?
- Что выше - дерево или куст?
- Какую пользу приносят кустарники?
4.РАСТЕНИЯ ЛЕСА.
- Что кроме деревьев и кустарников ещё растёт в лесу?
- Назовите.
5. РАСТЕНИЯ ЛУГА.
- Какие луговые растения вы знаете?
- Какие растут у нас?
6.РАСТЕНИЯ ВОДОЁМА.
- Какие растения растут у водоёмов? В водоёмах?
ПТРЩЫ НАШЕГО КРАЯ.
Цель: систематизировать, углублять знания о разных классах птиц леса, луга, поля, города; воспитывать бережное отношение к птицам, понимая их самоценность, охранять в дикой природе, использовать знакомые способы ухода за птицей в «живом уголке» группы. Словарь: «хищные птицы», «место обитания».
Материал: загадки о птицах; аудиозапись с голосами птиц; иллюстрации с изображением птиц леса, луга, поля, своего города; панно «Птицы».
Ход занятия.
1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит - плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это ...(птица)
- Сегодня мы будем говорить о птицах нашего края.
- Каких птиц вы знаете?
- Какие живут в нашем городе? Области? (Загадывание загадок о птицах своего края.) (Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц.)
2. РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ПТИЦ, ЖИВУЩИХ В НАШЕМ ГОРОДЕ.
3. ПТРЩЫ СИБИРСКИХ ЛЕСОВ. (Затронуть вопрос о хищных птицах нашего края.)
4. ПТИЦЫ ЛУГОВ.
5. ПТРЩЫ ПОЛЕЙ.
6. РАБОТА С ПАННО «ПТИЦЫ».
- А теперь давайте поселим птиц на свои места обитания.
:
-
ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ.
(1 часть)
Цель: Учить узнавать, называть, классифицировать классы животных разных мест и сред обитания, сравнивать по существенным признакам рода и вида, используя схемы - модели. Словарь: «фауна»
Материал: карта «Животный мир Иркутской области»; загадки, стихи о животных; панно «место обитания животных».
Ход занятия.
1 .ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
- Ребята, вы знаете, кто такая Фауна?
- Это богиня, покровительница животных.
- По этой карте мы с вами отправимся в мир животных нашего края.
2. ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА - ЖИВОТНЫЕ ПОЛЯ. (Беседа, показ иллюстраций, размещение на карте.)
3. ВТОРАЯ ОСТАНОВКА - ЖИВОТНЫЕ ЛУГА.
(Беседа, показ иллюстраций, размещение на карте.)
4.ТРЕТБЯ ОСТАНОВКА - ЖИВОТНЫЕ ТАЙГИ.
(Беседа, показ иллюстраций, размещение на карте.)
5.ИГР А «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ»
(закрепление)
ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ.
(2 часть)
Цель: Сформировать обобщённые представления о составе животных и растений в экосистемах, проявление отрицательных и положительных взаимовлияний организмов.
Предварительная работа: чтение рассказов о лесе, беседы.
Материал: схема «Лес - многоэтажный дом»; иллюстрации растений, животных, птиц.
Ход занятия.
1.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
- Как вы думаете, связаны ли между собой в живой природе деревья, птицы, звери и насекомые?
- Докажите своё мнение.
2. БЕСЕДА О ЛЕСЕ. (Использование схемы «Лес - многоэтажный дом».)
3. ИГРА «РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ НА СВОИ ЭТАЖИ» - моделирование.
4.БЕСЕДА О ЖИЛЬЦАХ ЛЕСА.
- Что нужно животным для жизнеобеспечения?
- Кто чем питается?
5. УПРАЖНЕНИЕ «СООТНЕСИ ЖИВОТНЫХ С ИХ ПИЩЕЙ».
6.СОСТАВЛЕНИЕ ПРАВИЛ.
- Как сохранить живые цепочки в лесу?
- Кто останется голодным, если пропадут все животные?
- Деревья?
- Цветы?
(Дети придумывают правила, как сохранить эюивые цепочки в лесу.)
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РОДНОГО КРАЯ.
Цель: способствовать развитию представлений детей о природных богатствах недр Земли; как добывают и используют уголь, минералы, песок и пр.; формированию умения распознавать некоторые материалы, используя сенсорные анализаторы, сравнивать, выделяя характерные качества; изучить, чем богата Иркутская область; воспитывать чувство гордости и ответственности за богатства и красоту родного края, всей Земли.
Материал: карта «Природные ископаемые Иркутской области»; песок, керамзит; наглядный материал «Полезные ископаемые».
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми;
• Чтение познавательной литературы.
Ход работы:
1. РАБОТА ПО КАРТЕ природных ископаемых своего края.
Детям предлагается рассмотреть карту «Природные ископаемые области».
- Что за значки изображены на карте? (природные ископаемые)
- Где находятся? Кто добывает?
2. БЕСЕДА - ОЗНАКОМЛЕНИЕ с природными ископаемыми. Дети рассматривают песок, глину, уголь, керамзит и пр.
- Что это за вещество?
- Как выглядит?
- Где находится в природе?
- Как используется человеком?
3. ИГРА - ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Сравнение песка и керамзита (цвет, форма, по весу, размеру, для чего используют).
10
ЧИСТЫЙ И ЗАГРЯЗНЁННЫЙ ВОЗДУХ.
Цель: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; обобщить знания о том, что всем нужен чистый воздух; выявить основные причины загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; развивать речь, логическое мышление, интерес к природе своего края; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Материал: воздушные шары; вода; камешки; бутылка с водой; «парашют»; стакан; соломка; ароматические салфетки.
Предварительная работа:
• Чтение рассказа «Воздух» Ю. Ефремова
• Загадки о воздухе
• Игра «Мыльные пузыри»
• Изготовление вертушек, игры с ними.
Ход работы:
1. ВСТРЕЧА С ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ «ЛЕТУНЧИКОМ» «Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет». (Воздух)
2. ОПЫТЫ «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Воспитатель проводит с детьми беседу о воздухе. Он рассказывает, что воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.
- Можно ли увидеть воздух?
- Услышать?
- Потрогать?
• 1-ый опыт: Воспитатель берёт камешек и опускает в воду, вокруг него появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.
• 2-ой опыт: Чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям медленно выпускать воздух из воздушного шарика. Воздух постоянно перемещается.
• 3-ий опыт: Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Игра «Буря в стакане».
• 4 -ый опыт: Игра «Парашют», под куполом воздух, поэтому парашют опускается медленно.
11
• 5-ый опыт: Воздух невидим, не имеет формы, собственного запаха. Взять ароматизированные салфетки, апельсины, хвою и т. д. предложить постепенно почувствовать запахи.
• 6-ой опыт: Воздух имеет вес. Положим на весы надутый и ненадутый шарик. Какая чаша перевесит?
• 7-ой опыт: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. (Бутылка с водой в холодильнике.)
3. БЕСЕДА «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА «ГОЛУБОЙ РУБАШКИ» ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»
4. БЕСЕДА «ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕГО ОХРАНЕ»
- Что будет, если воздух будет загрязнён?
- Что надо делать, чтобы воздух был чистым?
5. ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ.
Воздух это такое же достояние человека, как полезные ископаемые и вода. Мы считаем, что воздуха на всех хватит, и не всегда его бережём. Воздух засоряют фабрики и заводы, которые выбрасывают в воздух вредные вещества. Воздух засоряют машины, которых стало очень много в наших городах. Чтобы воздух был чистым, надо посадить как можно больше деревьев, не зря леса называют лёгкими планеты, у которых не будет вредных выхлопов. Заводы в будущем не будут засорять воздух. Всё это будет, а пока надо сажать как можно больше деревьев, они помогут сделать воздух чище.
12
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЁМОВ.
Цель: Обобщить представления об основных факторах водной среды. Формировать знания о том, что всему живому необходима чистая вода. Учить использовать знания о значении водоёма.
Материал: панно «Водоём»; силуэты растений, животных водоёма; пищевые цепи водоёма.
Ход занятия.
1. РАБОТА С ПАННО «ВОДОЁМ».
- Без чего не может быть водоёма?
- Почему?
- Давайте представим, что не будет растений в водоёме. Что произойдёт? (беседа с помощью иллюстраций)
2. БЕСЕДА О ТРАВОЯДНЫХ И ХИЩНЫХ ОБИТАТЕЛЯХ ВОДОЁМА.
- Нужны ли хищники водоёму?
- Что произойдёт, если их не будет?
3. ИГРА «ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ ВОДОЁМА».
4.СООБЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА И ВОДОЁМА.
- Может ли без человека прожить водоём?
- А человек без водоёма?
- Почему?
5.СКАЗКА ВОСПИТАТЕЛЯ (о чистой речке).
- Как вы спасёте речку, когда будете большими? (Дети придумывают конец сказки.)
13
БАЙКАЛ - ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ. (1 часть)
Цель: расширить представления детей о природе родного края, об озере Байкал; воспитывать чувство гордости и ответственности за богатства родного края; уточнять представления об озере, его обитателях; воспитывать экологическую культуру и сознательность.
Материал: картины и фотографии озера Байкал; карты мира и Иркутской области; фотография БЦБК.
Ход занятия.
1 .ВЫСТАВКА КАРТИН И ФОТОГРАФИЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ОЗЕРА.
- Что изображено на картинах?
- Как оно выглядит? Чем окружено?
Но эти царственные воды,
Но горы в сизой полумгле -
Байкал - священный дар природы,
Да будет вечен на земле.
- Кто из вас отдыхал на Байкале? Расскажите.
2. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О БАЙКАЛЕ (с помощью фотографий или видеоматериала)
3. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ. (Показ на карте Иркутской области, карте мира.)
4. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА - ЗАГРЯЗНЕНИЕ БАЙКАЛА.
14
БАЙКАЛ - ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ.
(2 часть)
Цель: привлечь внимание к неповторимой красоте озера Байкал, к разнообразию его животного и растительного мира; продолжать воспитывать экологическую культуру и сознательность. Словарь: «омуль, голомянка»
Предварительная работа: воспитателю оформить макет - схему морского дна озера, подобрать видеоматериал.
Материал: макет дна озера Байкал; иллюстрации с изображением рыб Байкала; видеофильм о Байкале.
Ход занятия.
1 .ИГРА - ИМИТАЦИЯ «Надень маску и акваланг, спустись на дно озера».
2. РАБОТА С МАКЕТОМ ДНА ОЗЕРА.
3. ИГРА «НАЗОВИ РЫБУ, ОБИТАЮЩУЮ В БАЙКАЛЕ» (по описанию)
4. ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА ОБ ОБИТАТЕЛЯХ БЕРЕГА БАЙКАЛА, РАСТЕНИЯХ.
15
ЗАПОВЕДНИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
Цель: познакомить детей с заповедниками Иркутской области; способствовать формированию представления о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранить; побуждать детей к заботливому отношению к природе; воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе. Словарь: «заповедники, заказники, егерь».
Материал: загадки о неживой и живой природе; карта Иркутской области; иллюстрации с изображением заповедников, заказников.
Ход занятия.
1.- Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки. (Загадки о воздухе, солнце, воде и т. д.)
2- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы и т. д., всё это - природа. Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
- А всегда ли человек помогает природе? Может ли человек губить природу?
- Люди могут приумножить природу, а могут её погубить. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране
заповедники.
Что такое заповедник? Это место, где природа имеет право жить по своим законам.
Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья,
кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу,
охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и
богатством заповедных мест.
1
3.- Ребята, а вы знаете, что в Иркутской области находятся заповедники и
заказники?
(Их название и показ по карте Иркутской области.) - Кто работает в заповедниках?
4. - Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
- Да, охранять надо природу в любом месте.
- Давайте закрепим правила поведения на природе.
16
ЧТО ТАКОЕ КРАСНАЯ КНИГА.
Цель: познакомить с Красной книгой; воспитывать доброе милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Словарь: «редкий, исчезающий вид, охрана»
Материал: атлас мира; Красная книга; иллюстрации растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Ход занятия.
1 .ПРЕДЛОЖИТЬ РАССМОТРЕТЬ АТЛАС МИРА.
- Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?
- Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие?
- Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие?
- Но есть такие, которых на Земле осталось очень мало. Их так и называют -редкие животные.
- Почему их называют редкими?
2. БЕСЕДА «ПРИЧИНА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ»
- Постепенно животных остаётся всё меньше и меньше.
Дерево, трав, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3. БЕСЕДА О КРАСНОЙ КНИГЕ.
- И вот в 1960 - х годах учёные решили издать Красную книгу. Почему именно Красную книгу?
4.В КРАСНУЮ КНИГУ ЗАНЕСЕНЫ: ...
(Показ иллюстраций животных и растений, занесённых в Красную книгу Иркутской области.)
1
5. - Ребята, давайте мы с вами сделаем свою Красную книгу. Каждый раз, слушая рассказы, читая газеты о редких растениях и животных, мы будем пополнять её картинками, чтобы каждый из нас ещё и ещё раз запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Картотека дидактических игр по формированию представлений детей о природе"
Картотека дидактических игр....
Учебно-методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
В учебно-методическом пособии представлен опыт работы по формированию предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, предпринята попытка раскрыть теоретические основы...
Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".
Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...
Формирование системы знаний о городе и пополнения представлений детей о Санкт-Петербурге у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.
Учебно - методическое пособие : " Формирование системы знаний о городе и пополнения представлений детей о Санкт-Петербурге у детей дошкольного возраста." Автор : Соколова Ирина В...
Учебно-методическое пособие по формированию экологической культуры и развитию речи у дошкольников
Выразительное чтение стихотворений детям дошкольного возраста. Окно в природу. Стихи о природе. – СПБ, 2013. – 35с. Данное пособие представляет собой сборник практических и методических рек...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данное пособие представляет собой систему занятий для эффективного усвоения лексики у младших дошкольников посредством театрализованной деятельности.Учебно-методическое пособие направлено на достижени...
Учебно-методическое пособие по формированию предпосылок функциональной грамотности у воспитанников «ПОЗНАЙКА»
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных зад...