Непосредственно образовательная деятельность «Формирование первичных представлений о малой родине»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевска города Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
Непосредственно-образовательная деятельность
на тему:
«Формирование первичных представлений о малой родине»
Выполнила
Титова Ольга Афанасьевна
воспитатель,
ГБОУ ООШ № 20
структурное подразделение
«Детский сад «Гномик»
г.о.Новокуйбышевск
г. Новокуйбышевск
I. Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов: формирование первичных представлений о малой родине.
1. Анализ ситуации.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 17 октября 2013 года Приказом Министерства образования и науки РФ от № 1155 был утверждены (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС).
Главная идея ФГОС направлена на развитие у ребенка дошкольного возраста целенаправленности, инициативы и творчества.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город Новокуйбышевск.
Я работаю в группе с детьми с общим недоразвитием речи. Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их нормально развивающихся сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии детям с ограниченными возможностями здоровья детям придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.
В летний период многие дети нашей группы отдыхали в разных уголках нашей страны и за рубежом. Приходя в группу, рассказывали о городах, в которых побывали с экскурсией, об их истории, интересных местах. Затем стали задавать нам вопросы об истории города Новокуйбышевска. Исходя из интереса детей, появилась идея создания проекта «Мой любимый город Новокуйбышевск», в котором дети с нарушением речи (ОНР) совместно со взрослыми и родителями изучали историю своего города, развивали познавательные и творческие способности.
2.Проблема.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников. При реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», наибольшее затруднение в образовательной области «Познавательное развитие» вызывает освоение такого социально значимого качества, как «формирование первичных представлений о малой родине».
Однако достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным поскольку:
- родители и педагоги имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной;
- дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о традициях своей семьи, особенностях русских традиций;
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для детей моей группы, но и для общества в целом.
Недостатки в основном процессе.
- нет современной методической и дидактической базы по реализации этнокультурного компонента содержания образования, отражающего особенности города Новокуйбышевска, семьи, дошкольного учреждения;
- в организации педагогического процесса взаимодействия детей с педагогом отсутствует связь с семьей (не учитываются интересы и традиции семьи);
- отсутствие системного подхода к реализации образовательной области «Познавательное развитие», а именно к социально-личностному качеству «формирование первичных представлений о малой родине городе Новокуйбышевске»;
- ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогического воздействия, а как субъект реализации его потребностей и интересов.
Цель проекта: Формирование у ребенка любви и привязанности к своей малой родине на основе достоверных знаний по истории и культуре родного города Новокуйбышевска.
Задачи: Развивать познавательные и творческие способности воспитанников. Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Новокуйбышевска, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям. Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей компенсирующей группы, родители
3. Планируемые результаты.
В результате реализации проекта у дошкольника будут сформированы такие интегративные качества:
- имеющий первичные представления о малой родине:
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о городе Новокуйбышевске (в том числе его символах) и принадлежности к нему;
- знает названия окружающих улиц;
- узнает исторические места и названия города по картинкам;
- знает людей прославивших город;
- составляет связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе;
- умеет находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме;
- уважает историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
- имеет представление о взаимодействии семьи и общества
4. Система работы.
Основные этапы проекта:
1 этап – организационный.
Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – основной. Он включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – заключительный. Презентация проекта.
Срок реализации проекта: март, апрель, май.
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия |
Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
I этап - организационный | |||
1-4 марта
| Старшая группа «Солнышко» | Ситуативный разговор: «Откуда берутся названия улиц?» | воспитатель |
| Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям. | Воспитатель, родители | |
| Анкетирование родителей: «Знаешь ли ты свой город?» | Воспитатель | |
II этап - основной | |||
7-31 марта |
| Рассматривание иллюстраций с изображением города. Рассматривание карты города. | Воспитатель |
| Экскурсия: «Знакомство с городом»Составление после экскурсии эссе: «Что я видел….» | Воспитатель, родители | |
| Ситуативный разговор: «История возникновения города». | Воспитатель | |
| Рассматривание фотографий и беседа-рассуждение: «Старый и новый город Новокуйбышевск». | Воспитатель | |
| Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город». | Воспитатель | |
| Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Мой родной город».Конструирование: «Здания в городе». | Воспитатель | |
| Аукцион: «Город мой» (отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе). | Воспитатель. родители | |
| Сюжетно –ролевые игры: «Путешествие по городу», «Магазин», «Парикмахерская». | Воспитатель | |
1-10 апреля |
| Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы, пословицы, загадки) | Воспитатель, родители |
| Изготовление книжки – самоделки: «Город в котором я живу». | Родители | |
| Д/и «Почему город всегда красивый?», «Как город растёт?», «Город- как торговый центр», «Город – промышленный центр», Д/у: «Самый внимательный горожанин», «Кто больше выделит и запомнит признаков города», «Установи причину». | Воспитатель, родители | |
11-20 апреля |
| Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе. Создание компьютерной презентации: «Мой город- Новокуйбышевск». | Воспитатель, муз.руководитель |
| Изготовление альбома: «Мой любимый город». | Воспитатель | |
| Создание газеты: «Я люблю свой город». | Родители | |
| Игра – викторина: «Улицы нашего города» | Воспитатель | |
| Рассматривание иллюстраций с изображением улиц. | Воспитатель | |
21-30 апреля |
| Ситуативный разговор: «Улицы города» | Воспитетель |
| Экскурсия по улицам города с элементами поисково- исследовательской деятельности. | Воспитатель, родители | |
| Рассматривание план – карты: «Улицы города» | Воспитатель | |
| Составление докладов по теме: «Улица на которой я живу» | Родители | |
| Изготовление альбома: «Улицы нашего города» | родители | |
| Создание компьютерной презентации: «Вот эта улица, вот этот дом» | Воспитатель | |
| Продуктивная деятельность детей: Рисование «Улица на которой я живу».Коллективная работа: «Улицы нашего города». Аппликация: «Наша улица вечером». | Воспитатель | |
1-15 мая |
| Рассматривание иллюстраций памятных мест города Новокуйбышевска | Воспитатель, родители |
| Экскурсия к Вечному огню и памятнику воинам-афганцам | Воспитатель, родители | |
| Ситуативный разговор о людях нашего города, их профессиях | Воспитатель | |
| Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Достопримечательности города».Аппликация: «Памятники города». | Воспитатель | |
| Оформление фотовыставки: «Мой любимый город Новокуйбышевск». | Родители | |
15-20 мая |
| Конкурс творческих работ: «Улицы родного города».Создание уголка «Мой город родной». | Воспитатель |
| Фото -выставка совместно с родителями «Наш любимый город» | Воспитатель. родители | |
21-24 мая |
| Тематическая выставка плакатов: «Каким я бы хотел видеть наш город». | Родители |
| Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями). | Воспитатель | |
| Музыкальный праздник посвящённый дню города Новокуйбышевска «Новокуйбышевск родной!». | Музыкальный руководитель | |
III этап - заключительный | |||
25 мая | Музыкальный зал | Презентация проекта для родителей. | Воспитатель. Музыкальный руководитель, дети |
5.Диагностический инструментарий
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие», а именно «формирование первичных представлений о малой родине городе Новокуйбышевске» осуществляется путем бесед, наблюдений за детьми с использованием диагностической методики М.Ю.Новицкая, С.Ю.Афанасьев, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева «Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и в начальной школе». В дополнение к этому мониторингу в детском саду разработаны дополнительные критерии:
- знает название города, его географию, природу, символику,
- знает некоторые имена тех, кто прославил город Новокуйбышевск,
- проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни о родном городе
- имеет представление о традициях и культурных ценностях своей семьи
- сформировано представление детей о семье и родственных отношениях,
- сформировано доброжелательное отношение к близким людям, привязанность и доверие к воспитателю,
- сформировано толерантное отношение к людям разных национальностей.
6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов (материальные, информационные, кадровые, учебно-методические, организационные, технические и др.)
Кадровые.
- провести анкетирование, беседы, опрос педагогов с целью выяснения информационных затруднений в реализации донной проблемы.
- провести семинары, педагогические советы на актуальную тему по воспитанию любви и привязанности к родному городу «Гуманизация педагогического процесса посредством ознакомления дошкольников с историческим прошлым города Новокуйбышевска».
- организовать просмотр открытых мероприятий по организации воспитательно-образовательной деятельности по воспитанию любви и привязанности к родному городу во всех режимных моментах,
- обучение на курсах повышения квалификации педагогов по вопросам нетрадиционных подходов к патриотическому воспитанию дошкольников,
Учебно-методические.
Календарно-тематическое планирование, перспективное планирование по воспитанию любви и привязанности к родному городу Новокуйбышевску, проекты: «История города Новокуйбышевска», «Художники города Новокуйбышевска», «Моя семья», составление картотеки дидактических и дидактических игр по ознакомлению с родным городом («Прогулка по городу», Найди улицу», «Где находится памятник», «Рассели гостей в Новокуйбышевске», «Времена года в городе», «Узнай по описанию», «Найди свой дом, свою улицу», «Что напутал художник» и др.), викторины «Папа, мама, я – Новокуйбышевская семья», «Родной край люби и знай», составление сценариев развлечений: «Весёлая ярмарка», «Семейный праздник посвященный дню рождения города Новокуйбышевска». Разработка буклетов и методичек по ознакомлению с родным городом.
Материально-технические.
Создание в группах уголков по ознакомлению с родным городом (краеведению): макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ), карты, исторические документы, фотографии, аудио, видео версии сказок, краеведческая, художественная литература, буклеты, наборы открыток; подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Библиотека», «Больница». Приобретение наглядного иллюстративного материала (иллюстрации: виды города Новокуйбышевска, памятники города Новокуйбышевска и др. ), настольно печатных игр (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино и т.д.), фотографии с видами города, достопримечательностями, использование компьютеров и проектора, электронные презентации и игры «Путешествие в прошлое города Новокуйбышевска», «Путешествие к памятным местам города». Организация фотовыставки достопримечательностей города, семейных фотографий «Наше любимое место в городе», «Ими гордится Новокуйбышевск», «Город в прошлом и настоящем», создание музеев «Боевой славы жителей Новокуйбышевска», «Старинной утвари» и т.д.; организация выставок художественных произведений, работ знаменитых людей города, выставок детских работ «Золотая осень в Новокуйбышевске», «Остановись мгновенье» и т.д.; изготовление макетов памятных мест, улиц города.
Организационные.Организация встреч с сотрудниками музея истории города.
Информационные.Подборка периодических изданий по ознакомлению с родным городом: журнал «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду».
Подбор детской художественной литературы о природе Среднего Поволжья Ф. Васильева, О. Поскребышева, В. Семакина и др. Использование ИКТ и интернетресурсов.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детскую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Для этого в детском саду мы используем электронные дидактические игры.
7. Список используемых источников.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
5.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
8. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
10. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
11. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
12. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_titovoy.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевска города Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
Непосредственно-образовательная деятельность
на тему:
«Формирование первичных представлений о малой родине»
Выполнила
Титова Ольга Афанасьевна
воспитатель,
ГБОУ ООШ № 20
структурное подразделение
«Детский сад «Гномик»
г.о.Новокуйбышевск
г. Новокуйбышевск
- Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов: формирование первичных представлений о малой родине.
1. Анализ ситуации.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 17 октября 2013 года Приказом Министерства образования и науки РФ от № 1155 был утверждены (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС).
Главная идея ФГОС направлена на развитие у ребенка дошкольного возраста целенаправленности, инициативы и творчества.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город Новокуйбышевск.
Я работаю в группе с детьми с общим недоразвитием речи. Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их нормально развивающихся сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии детям с ограниченными возможностями здоровья детям придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.
В летний период многие дети нашей группы отдыхали в разных уголках нашей страны и за рубежом. Приходя в группу, рассказывали о городах, в которых побывали с экскурсией, об их истории, интересных местах. Затем стали задавать нам вопросы об истории города Новокуйбышевска. Исходя из интереса детей, появилась идея создания проекта «Мой любимый город Новокуйбышевск», в котором дети с нарушением речи (ОНР) совместно со взрослыми и родителями изучали историю своего города, развивали познавательные и творческие способности.
2.Проблема.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников. При реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», наибольшее затруднение в образовательной области «Познавательное развитие» вызывает освоение такого социально значимого качества, как «формирование первичных представлений о малой родине».
Однако достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным поскольку:
- родители и педагоги имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной;
- дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о традициях своей семьи, особенностях русских традиций;
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для детей моей группы, но и для общества в целом.
Недостатки в основном процессе.
- нет современной методической и дидактической базы по реализации этнокультурного компонента содержания образования, отражающего особенности города Новокуйбышевска, семьи, дошкольного учреждения;
- в организации педагогического процесса взаимодействия детей с педагогом отсутствует связь с семьей (не учитываются интересы и традиции семьи);
- отсутствие системного подхода к реализации образовательной области «Познавательное развитие», а именно к социально-личностному качеству «формирование первичных представлений о малой родине городе Новокуйбышевске»;
- ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогического воздействия, а как субъект реализации его потребностей и интересов.
Цель проекта: Формирование у ребенка любви и привязанности к своей малой родине на основе достоверных знаний по истории и культуре родного города Новокуйбышевска.
Задачи: Развивать познавательные и творческие способности воспитанников. Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Новокуйбышевска, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям. Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей компенсирующей группы, родители
3. Планируемые результаты.
В результате реализации проекта у дошкольника будут сформированы такие интегративные качества:
- имеющий первичные представления о малой родине:
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о городе Новокуйбышевске (в том числе его символах) и принадлежности к нему;
- знает названия окружающих улиц;
- узнает исторические места и названия города по картинкам;
- знает людей прославивших город;
- составляет связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе;
- умеет находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме;
- уважает историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
- имеет представление о взаимодействии семьи и общества
4. Система работы.
Основные этапы проекта:
1 этап – организационный.
Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – основной. Он включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – заключительный. Презентация проекта.
Срок реализации проекта: март, апрель, май.
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
I этап - организационный | |||
1-4 марта | Старшая группа «Солнышко» | Ситуативный разговор: «Откуда берутся названия улиц?» | воспитатель |
Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям. | Воспитатель, родители | ||
Анкетирование родителей: «Знаешь ли ты свой город?» | Воспитатель | ||
II этап - основной | |||
7-31 марта | Рассматривание иллюстраций с изображением города. Рассматривание карты города. | Воспитатель | |
Экскурсия: «Знакомство с городом»Составление после экскурсии эссе: «Что я видел….» | Воспитатель, родители | ||
Ситуативный разговор: «История возникновения города». | Воспитатель | ||
Рассматривание фотографий и беседа-рассуждение: «Старый и новый город Новокуйбышевск». | Воспитатель | ||
Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город». | Воспитатель | ||
Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Мой родной город».Конструирование: «Здания в городе». | Воспитатель | ||
Аукцион: «Город мой» (отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе). | Воспитатель. родители | ||
Сюжетно –ролевые игры: «Путешествие по городу», «Магазин», «Парикмахерская». | Воспитатель | ||
1-10 апреля | Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы, пословицы, загадки) | Воспитатель, родители | |
Изготовление книжки – самоделки: «Город в котором я живу». | Родители | ||
Д/и «Почему город всегда красивый?», «Как город растёт?», «Город- как торговый центр», «Город – промышленный центр», Д/у: «Самый внимательный горожанин», «Кто больше выделит и запомнит признаков города», «Установи причину». | Воспитатель, родители | ||
11-20 апреля | Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе. Создание компьютерной презентации: «Мой город- Новокуйбышевск». | Воспитатель, муз.руководитель | |
Изготовление альбома: «Мой любимый город». | Воспитатель | ||
Создание газеты: «Я люблю свой город». | Родители | ||
Игра – викторина: «Улицы нашего города» | Воспитатель | ||
Рассматривание иллюстраций с изображением улиц. | Воспитатель | ||
21-30 апреля | Ситуативный разговор: «Улицы города» | Воспитетель | |
Экскурсия по улицам города с элементами поисково- исследовательской деятельности. | Воспитатель, родители | ||
Рассматривание план – карты: «Улицы города» | Воспитатель | ||
Составление докладов по теме: «Улица на которой я живу» | Родители | ||
Изготовление альбома: «Улицы нашего города» | родители | ||
Создание компьютерной презентации: «Вот эта улица, вот этот дом» | Воспитатель | ||
Продуктивная деятельность детей: Рисование «Улица на которой я живу».Коллективная работа: «Улицы нашего города». Аппликация: «Наша улица вечером». | Воспитатель | ||
1-15 мая | Рассматривание иллюстраций памятных мест города Новокуйбышевска | Воспитатель, родители | |
Экскурсия к Вечному огню и памятнику воинам-афганцам | Воспитатель, родители | ||
Ситуативный разговор о людях нашего города, их профессиях | Воспитатель | ||
Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Достопримечательности города».Аппликация: «Памятники города». | Воспитатель | ||
Оформление фотовыставки: «Мой любимый город Новокуйбышевск». | Родители | ||
15-20 мая | Конкурс творческих работ: «Улицы родного города».Создание уголка «Мой город родной». | Воспитатель | |
Фото -выставка совместно с родителями «Наш любимый город» | Воспитатель. родители | ||
21-24 мая | Тематическая выставка плакатов: «Каким я бы хотел видеть наш город». | Родители | |
Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями). | Воспитатель | ||
Музыкальный праздник посвящённый дню города Новокуйбышевска «Новокуйбышевск родной!». | Музыкальный руководитель | ||
III этап - заключительный | |||
25 мая | Музыкальный зал | Презентация проекта для родителей. | Воспитатель. Музыкальный руководитель, дети |
5.Диагностический инструментарий
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие», а именно «формирование первичных представлений о малой родине городе Новокуйбышевске» осуществляется путем бесед, наблюдений за детьми с использованием диагностической методики М.Ю.Новицкая, С.Ю.Афанасьев, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева «Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и в начальной школе». В дополнение к этому мониторингу в детском саду разработаны дополнительные критерии:
- знает название города, его географию, природу, символику,
- знает некоторые имена тех, кто прославил город Новокуйбышевск,
- проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни о родном городе
- имеет представление о традициях и культурных ценностях своей семьи
- сформировано представление детей о семье и родственных отношениях,
- сформировано доброжелательное отношение к близким людям, привязанность и доверие к воспитателю,
- сформировано толерантное отношение к людям разных национальностей.
6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов (материальные, информационные, кадровые, учебно-методические, организационные, технические и др.)
Кадровые.
- провести анкетирование, беседы, опрос педагогов с целью выяснения информационных затруднений в реализации донной проблемы.
- провести семинары, педагогические советы на актуальную тему по воспитанию любви и привязанности к родному городу «Гуманизация педагогического процесса посредством ознакомления дошкольников с историческим прошлым города Новокуйбышевска».
- организовать просмотр открытых мероприятий по организации воспитательно-образовательной деятельности по воспитанию любви и привязанности к родному городу во всех режимных моментах,
- обучение на курсах повышения квалификации педагогов по вопросам нетрадиционных подходов к патриотическому воспитанию дошкольников,
Учебно-методические.
Календарно-тематическое планирование, перспективное планирование по воспитанию любви и привязанности к родному городу Новокуйбышевску, проекты: «История города Новокуйбышевска», «Художники города Новокуйбышевска», «Моя семья», составление картотеки дидактических и дидактических игр по ознакомлению с родным городом («Прогулка по городу», Найди улицу», «Где находится памятник», «Рассели гостей в Новокуйбышевске», «Времена года в городе», «Узнай по описанию», «Найди свой дом, свою улицу», «Что напутал художник» и др.), викторины «Папа, мама, я – Новокуйбышевская семья», «Родной край люби и знай», составление сценариев развлечений: «Весёлая ярмарка», «Семейный праздник посвященный дню рождения города Новокуйбышевска». Разработка буклетов и методичек по ознакомлению с родным городом.
Материально-технические.
Создание в группах уголков по ознакомлению с родным городом (краеведению): макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ), карты, исторические документы, фотографии, аудио, видео версии сказок, краеведческая, художественная литература, буклеты, наборы открыток; подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Библиотека», «Больница». Приобретение наглядного иллюстративного материала (иллюстрации: виды города Новокуйбышевска, памятники города Новокуйбышевска и др. ), настольно печатных игр (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино и т.д.), фотографии с видами города, достопримечательностями, использование компьютеров и проектора, электронные презентации и игры «Путешествие в прошлое города Новокуйбышевска», «Путешествие к памятным местам города». Организация фотовыставки достопримечательностей города, семейных фотографий «Наше любимое место в городе», «Ими гордится Новокуйбышевск», «Город в прошлом и настоящем», создание музеев «Боевой славы жителей Новокуйбышевска», «Старинной утвари» и т.д.; организация выставок художественных произведений, работ знаменитых людей города, выставок детских работ «Золотая осень в Новокуйбышевске», «Остановись мгновенье» и т.д.; изготовление макетов памятных мест, улиц города.
Организационные.Организация встреч с сотрудниками музея истории города.
Информационные.Подборка периодических изданий по ознакомлению с родным городом: журнал «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду».
Подбор детской художественной литературы о природе Среднего Поволжья Ф. Васильева, О. Поскребышева, В. Семакина и др. Использование ИКТ и интернетресурсов.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детскую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Для этого в детском саду мы используем электронные дидактические игры.
7. Список используемых источников.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
5.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
8. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
10. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
11. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
12. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность конспект комплексного занятия "Моя малая родина"
Занятие о любимом уголке земли- малой родине х.Бейсужке Втором...
Образовательная деятельностьпо формированию первичных представлений о малой Родине на тему: «Край, в котором мы живём»
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья....
Формирование первичных представлений о малой родине с детьми младшего дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »....
Педагогический совет «Сетевое взаимодействие педагогов в формировании первичных представлений о малой родине» («Именины уголков Петербуржца»).
Материал педагогического совета включает в себя краткий ход мероприятия....
Перспективный план образовательной деятельности «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы» для детей с ТНР во 2 младшей группе (3-4 года)
Перспективный план образовательной деятельности «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы» для детей с ТНР во 2...
Инновационный подход к организации образовательного процесса по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечеству.
Выступление на XI муниципальных педагогических чтениях-конкурса "Образовательная деятельность по ГОС и ФГОС: как оптимально сочетать накопленный опыт и иновационные подходы без потери качества об...
Конспект образовательной деятельности "Формирование первичных представлений об истории малой Родины. У истоков родного края"
Воспитание любви к своей малой Родины...