Конспект" Знакомство дошкольников с традициями, историей мордовского народа"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Махрова Анна Валерьевна

Конспект" Знакомство дошкольников с традициями, историей мордовского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цели :

-познакомить с жизнью и бытом мордовской деревни ;

-дать представление об устройстве мордовской избы и особенностях деревенского двора ( хлев , сарай , баня ) ;

-познакомить с названиями деревенской утвари ;

-дать понятие об основных отличиях города и деревни ;

-воспитывать любознательность , интерес к жизни людей в деревне ;

-активизировать словарь ( печь-пянакуд , изгородь-перяф , колодец-эши , скот-жувата  ).

Подготовительная работа : беседы о деревне ; подбор загадок и пословиц о деревенском быте ; работа в книжном уголке .

Оборудование : картина с изображением мордовского двора , фотографии деревенской утвари , печки , предметы деревенской утвари ( рушник , чугунок ) , загадки ,  пословицы , поговорки по теме , фонограммы мордовских народных мелодий , персонажи ( девочка Алда и Агра ).

Входит почтальон . Воспитатель обращает внимание на персонажа .

Воспитатель . Ребята , посмотрите , кто к нам в гости пришел . Узнали ?

Почтальон . Здравствуйте , ребята ! Как вас много , я не просто пришел , а по делу . Я принес письмо от девочки Алды . (Отдает воспитателю .)

Воспитатель ( читает письмо ). «Здравствуйте , дорогие ребята ! Недавно смотрела телевизор и увидела передачу про ваш детский сад и решила с вами познакомиться . Приезжайте, пожалуйста, ко мне в гости в село Левжа».

Ну как , ребята , хочется вам в гости к Алде ? Как же мы туда доберемся ?

Почтальон . А я на что ? Я вас провожу , давайте собираться .

Воспитатель . Это хорошо ,но мы же идем в гости , а с пустыми руками в гости не ходят . Как вы думаете , что мы можем с собой взять , чтобы подарить нашим друзьям Алде и Агре ?

 Дети . Рисунки , поделки .

Воспитатель . Ну вот и все готово , можно отправляться в путь .

Дети идут в заранее приготовленный зал с имитацией убранства деревенской избы . Детей встречает Алда .

Алда . Шумбратада ! Для дорогих гостей и ворота настежь . Заходите, гости дорогие , не стесняйтесь , посмотрите , как я живу . Нравится ? А у вас как , так же как у меня или нет ?

Дети отвечают .

Да , печка моя универсальна , она и дом греет , и кормит меня . А зимой , когда мы с Агрой мерзнем , лезем на печку и греемся и нам никакие болезни не страшны . А еще я в печке воду грею, ведь у меня нет горячей воды , а в печке она стоит горячая хоть целый день . А какое в ней получается вкусное топленое молоко – пальчики оближешь !

     У вас в городе тоже печка есть ?

     Дети . Нет , готовят на газовых или электрических плитах , а дома обогревают батареи центрального отопления .

     Воспитатель . Алда , а как же ты нагреваешь такую большую печку ?

    Алда . Да очень просто ! Может, ребята знают , пусть попробуют ответить .

   Дети . Дровами , а дрова заранее заготавливают , колют и убирают в дровенник .

   Алда . А зачем их в дровенник убирать , как вы думаете ?

   Дети . Чтобы дождь и снег не попадали на дрова , иначе они будут сырыми , а сырые дрова плохо горят .

    Воспитатель . Алда и Агра , но ведь это же тяжелый труд : надо в лес съездить , напилить деревья , распилить их на части , привезти , а потом еще и наколоть .

    Алда . Тяжело , зато для здоровья полезно .

   Воспитатель . Как же вы пищу готовите , куда кастрюли ставите ?

   Алда . А вы разве не знаете , что в деревне кастрюли и не нужны , мы ими не пользуемся . В печь ставим вот что .(Показывает. ) Как это называется ?

   Дети . Чугуны .

  Алда . Чугуны бывают разного размера : и большие и маленькие , смотря для чего потребуются .

  Дети . Но у него нет ручек , как же ты его берешь и вынимаешь из печки , когда он очень горячий?  

  Алда .Я отодвигаю заслонку, разгребаю кочергой угольки , затем беру ухват , подхватываю чугунок и ставлю его в устье печи . Когда все свариться , достаю тоже ухватом . Вот это место у печки называется шесток – сюда можно ставить чугуны , или пироги , перед тем как их в печь посадить . Запомнили , как называются мои помощники?

  Дети отвечают .

  Воспитатель. Алда, объясни ребятам, для чего нужна заслонка .

  Алда . Чтобы из печки тепло не выходило .

  Дети . Но ведь тепло все равно через трубу убежит .

  Алда . Нет, когда в печи все дрова прогорят , тогда заслонку и трубу закрывают . Вот, видите , когда печь горит , дым по дымоходу поднимается вверх и выходит через трубу в небо , а когда дыма уже нет , только тогда можно закрывать трубу , чтобы тепло на улицу не выходило . Если раньше закрыть заслонку , весь дым пойдет в дом , а это очень опасно . Можно отравиться .

   Воспитатель . Надо же, сколько секретов, а кажется все очень просто . Жаль , что у нас в городе такой чудесницы нет . А чем это у тебя из печки так вкусно пахнет ?

   Алда. Ой , совсем забыла , это я вам угощение приготовила , пирогов напекла . « Не красна изба углами , а красна пирогами ». Садитесь за стол , я вас сейчас своим квасом , брагой  угощу .

  Дети . Где у тебя можно руки помыть ? Где ванная комната ?

  Алда . А у нас ванной нет , на кухне есть рукомойник , там мы и моем руки , а моемся в бане . Кто из вас был в деревне и мылся в бане ? Правда , здорово ?

  Воспитатель . А откуда же ты воду берешь ?

  Алда . Как откуда , а вы , ребята,  разве  не знаете , откуда воду  в деревне берут ?

  Дети . Из колодца .

  Алда. А у вас разве не так ?

  Дети . У нас есть водопровод , краны с горячей и холодной  водой . Какую тебе нужно такую и включаешь . В каждую квартиру вода сама по трубам приходит , а грязная утекает .

  Алда . Вот правду говорят : «Много гостей, много новостей». Как много интересного я от вас узнала . Ну что , помыли руки ? Вот вам рушник , вытирайте их и садитесь .

  Агра неси кувшин с квасом и брагой , ребят угощать будем .

  Воспитатель . А какая постройка у тебя за домом стоит ?

  Дети . Хлев .

Алда . Правильно , хлев , в нем мы держим весь домашний скот .

 Агра . Алда , а я для ребят приготовила интересные загадки про наше деревенское житье-бытье .

                                         Стоит шуба в избе ,

                                         А рукав на улице .        

                                                     ( Печь и труба .)

                                       Кривы ,корявы ,

                                       Залегли, как павы ,        

                                       А как стали горячи ,

                                      Облизали кирпичи .

                                                     ( Дрова в печи .)

Что в избе за коровьи рога ? (Ухват .)

Черный конь прыгает в огонь . ( Чугун .)

Алда . Молодцы , ребята , все-то вы знаете .

   Воспитатель . Да, ребята , хорошо мы погостили , но пора домой .  « В гостях хорошо , а дома лучше».

  Алда . Ребята , мы вам с Агрой тоже подарки приготовили .

     Раздают подарки и уходят .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с традициями обско-угорских народов

материал из опыта работы по приобщению детей к традициям обско - угорских народов в ДОУ...

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области на 2017-2018 уч. год

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области...

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...

"Путешествие в историю мордовского народа" (конспект занятия)

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в историю мордовского народа"...

«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и д...