Конспект" Знакомство дошкольников с традициями, историей мордовского народа"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект" Знакомство дошкольников с традициями, историей мордовского народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели :
-познакомить с жизнью и бытом мордовской деревни ;
-дать представление об устройстве мордовской избы и особенностях деревенского двора ( хлев , сарай , баня ) ;
-познакомить с названиями деревенской утвари ;
-дать понятие об основных отличиях города и деревни ;
-воспитывать любознательность , интерес к жизни людей в деревне ;
-активизировать словарь ( печь-пянакуд , изгородь-перяф , колодец-эши , скот-жувата ).
Подготовительная работа : беседы о деревне ; подбор загадок и пословиц о деревенском быте ; работа в книжном уголке .
Оборудование : картина с изображением мордовского двора , фотографии деревенской утвари , печки , предметы деревенской утвари ( рушник , чугунок ) , загадки , пословицы , поговорки по теме , фонограммы мордовских народных мелодий , персонажи ( девочка Алда и Агра ).
Входит почтальон . Воспитатель обращает внимание на персонажа .
Воспитатель . Ребята , посмотрите , кто к нам в гости пришел . Узнали ?
Почтальон . Здравствуйте , ребята ! Как вас много , я не просто пришел , а по делу . Я принес письмо от девочки Алды . (Отдает воспитателю .)
Воспитатель ( читает письмо ). «Здравствуйте , дорогие ребята ! Недавно смотрела телевизор и увидела передачу про ваш детский сад и решила с вами познакомиться . Приезжайте, пожалуйста, ко мне в гости в село Левжа».
Ну как , ребята , хочется вам в гости к Алде ? Как же мы туда доберемся ?
Почтальон . А я на что ? Я вас провожу , давайте собираться .
Воспитатель . Это хорошо ,но мы же идем в гости , а с пустыми руками в гости не ходят . Как вы думаете , что мы можем с собой взять , чтобы подарить нашим друзьям Алде и Агре ?
Дети . Рисунки , поделки .
Воспитатель . Ну вот и все готово , можно отправляться в путь .
Дети идут в заранее приготовленный зал с имитацией убранства деревенской избы . Детей встречает Алда .
Алда . Шумбратада ! Для дорогих гостей и ворота настежь . Заходите, гости дорогие , не стесняйтесь , посмотрите , как я живу . Нравится ? А у вас как , так же как у меня или нет ?
Дети отвечают .
Да , печка моя универсальна , она и дом греет , и кормит меня . А зимой , когда мы с Агрой мерзнем , лезем на печку и греемся и нам никакие болезни не страшны . А еще я в печке воду грею, ведь у меня нет горячей воды , а в печке она стоит горячая хоть целый день . А какое в ней получается вкусное топленое молоко – пальчики оближешь !
У вас в городе тоже печка есть ?
Дети . Нет , готовят на газовых или электрических плитах , а дома обогревают батареи центрального отопления .
Воспитатель . Алда , а как же ты нагреваешь такую большую печку ?
Алда . Да очень просто ! Может, ребята знают , пусть попробуют ответить .
Дети . Дровами , а дрова заранее заготавливают , колют и убирают в дровенник .
Алда . А зачем их в дровенник убирать , как вы думаете ?
Дети . Чтобы дождь и снег не попадали на дрова , иначе они будут сырыми , а сырые дрова плохо горят .
Воспитатель . Алда и Агра , но ведь это же тяжелый труд : надо в лес съездить , напилить деревья , распилить их на части , привезти , а потом еще и наколоть .
Алда . Тяжело , зато для здоровья полезно .
Воспитатель . Как же вы пищу готовите , куда кастрюли ставите ?
Алда . А вы разве не знаете , что в деревне кастрюли и не нужны , мы ими не пользуемся . В печь ставим вот что .(Показывает. ) Как это называется ?
Дети . Чугуны .
Алда . Чугуны бывают разного размера : и большие и маленькие , смотря для чего потребуются .
Дети . Но у него нет ручек , как же ты его берешь и вынимаешь из печки , когда он очень горячий?
Алда .Я отодвигаю заслонку, разгребаю кочергой угольки , затем беру ухват , подхватываю чугунок и ставлю его в устье печи . Когда все свариться , достаю тоже ухватом . Вот это место у печки называется шесток – сюда можно ставить чугуны , или пироги , перед тем как их в печь посадить . Запомнили , как называются мои помощники?
Дети отвечают .
Воспитатель. Алда, объясни ребятам, для чего нужна заслонка .
Алда . Чтобы из печки тепло не выходило .
Дети . Но ведь тепло все равно через трубу убежит .
Алда . Нет, когда в печи все дрова прогорят , тогда заслонку и трубу закрывают . Вот, видите , когда печь горит , дым по дымоходу поднимается вверх и выходит через трубу в небо , а когда дыма уже нет , только тогда можно закрывать трубу , чтобы тепло на улицу не выходило . Если раньше закрыть заслонку , весь дым пойдет в дом , а это очень опасно . Можно отравиться .
Воспитатель . Надо же, сколько секретов, а кажется все очень просто . Жаль , что у нас в городе такой чудесницы нет . А чем это у тебя из печки так вкусно пахнет ?
Алда. Ой , совсем забыла , это я вам угощение приготовила , пирогов напекла . « Не красна изба углами , а красна пирогами ». Садитесь за стол , я вас сейчас своим квасом , брагой угощу .
Дети . Где у тебя можно руки помыть ? Где ванная комната ?
Алда . А у нас ванной нет , на кухне есть рукомойник , там мы и моем руки , а моемся в бане . Кто из вас был в деревне и мылся в бане ? Правда , здорово ?
Воспитатель . А откуда же ты воду берешь ?
Алда . Как откуда , а вы , ребята, разве не знаете , откуда воду в деревне берут ?
Дети . Из колодца .
Алда. А у вас разве не так ?
Дети . У нас есть водопровод , краны с горячей и холодной водой . Какую тебе нужно такую и включаешь . В каждую квартиру вода сама по трубам приходит , а грязная утекает .
Алда . Вот правду говорят : «Много гостей, много новостей». Как много интересного я от вас узнала . Ну что , помыли руки ? Вот вам рушник , вытирайте их и садитесь .
Агра неси кувшин с квасом и брагой , ребят угощать будем .
Воспитатель . А какая постройка у тебя за домом стоит ?
Дети . Хлев .
Алда . Правильно , хлев , в нем мы держим весь домашний скот .
Агра . Алда , а я для ребят приготовила интересные загадки про наше деревенское житье-бытье .
Стоит шуба в избе ,
А рукав на улице .
( Печь и труба .)
Кривы ,корявы ,
Залегли, как павы ,
А как стали горячи ,
Облизали кирпичи .
( Дрова в печи .)
Что в избе за коровьи рога ? (Ухват .)
Черный конь прыгает в огонь . ( Чугун .)
Алда . Молодцы , ребята , все-то вы знаете .
Воспитатель . Да, ребята , хорошо мы погостили , но пора домой . « В гостях хорошо , а дома лучше».
Алда . Ребята , мы вам с Агрой тоже подарки приготовили .
Раздают подарки и уходят .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство дошкольников с традициями обско-угорских народов
материал из опыта работы по приобщению детей к традициям обско - угорских народов в ДОУ...
Конспект образовательной деятельности « Путешествие в историю мордовского народа» Средняя группа
Путешествие в историю мордовского народа...
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области на 2017-2018 уч. год
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области...
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...
"Путешествие в историю мордовского народа" (конспект занятия)
Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в историю мордовского народа"...
«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и д...
Приобщение дошкольников к национальной культуре мордовского народа
Консультация для воспитателей...