Знакомство дошкольников с традициями обско-угорских народов
материал по теме
материал из опыта работы по приобщению детей к традициям обско - угорских народов в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znkomstvo_doshkolnikov_s_tradiciyami_obsko-ugorskih_narodov.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Черепашка»
«Знакомство дошкольников с традициями
обско-угорских народов»
(обобщение опыта работы)
Воспитатель:
Раздобыдина Е.Н.
г. Радужный
«...Народное искусство - прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох...»
Народные художественные промыслы и ремесла Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тесно связаны с культурой народов, проживающих на территории округа - хантов и манси, коми, русских, ненцев. Сама традиция ремесла корнями уходит вглубь веков и питается сакральным содержанием ритуалов, календарных праздников и обрядов.
Современная система образования все больше и больше включает содержание, способы и формы национально-регионального компонента в целостный учебно-воспитательный процесс. Поэтому перед наукой и практикой стоит задача: отобрать из этого содержания оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания со стандартами образования, создав тем самым педагогическую модель совершенной личности. В Ханты-Мансийском автономном округе на современном этапе появились новые тенденции в духовном развитии общества.
Эти тенденции связаны с возрождением прогрессивных народных традиций и самобытной культуры ханты и манси, с усилением внимания общества к общечеловеческим ценностям.
Инновационные процессы затронули всю сеть народного образования: дошкольные учреждения, школу, средние специальные заведения, высшую школу.
Учитывая региональные особенности культуры Ханты - Мансийского автономного округа, мы ввели в практику работы ДОУ знакомство детей с творчеством обско-угорских народов.
Как живут народы ханты и манси? Как работают и отдыхают? Какие у них есть традиции? Чем украшают свой быт? О чем мечтают?
Знакомство детей с народной культурой - является средством формирования у детей патриотических чувств. С 1998 года мы поставили перед собой цель: искать пути и резервы, способствующие изменению форм общения с детьми. Каждый месяц мы проводим тематические, каникулярные недели, которые ориентированы на время года, праздники, общественные события. Главный принцип каникулярных недель - «Ни один день не должен быть похож на другой».
Итак, десятый год четвертая неделя ноября - неделя изобразительного искусства по ознакомлению детей с творчеством обско-угорских народов.
Неделя проходит по разработанному плану. Основой для составления плана послужило методическое пособие Р.Г. Решетниковой «Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов». М., издательство «Икар».
План был составлен на каждый день недели для всех возрастных групп. Чтобы не было нарушено единство и преемственность материала, разработана серия конспектов. Воспитателями групп был подобран иллюстративный материал, в каждой группе оформлены образцы орнаментов, подлинных изделий, а также изготовленных руками воспитателей, детей и родителей.
План предполагает реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач. В круг образовательных задач входят: ознакомление детей с местностью, с историей края, в котором они живут, знакомство с бытом, традициями, фольклором народов ханты и манси, расширение кругозора детей об орнаменте, раскрывающем
художественные особенности данных народов, знакомство с берестой и берестяными изделиями, учатся работать с иглой и наперстком, ознакомление с устным народным творчеством и многообразием как растительного, так и животного мира.
Развивающие задачи предполагают развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения, художественных способностей и эмоционально-эстетического отношения к действительности, развитие ассоциативной памяти, речи.
Общие воспитательные задачи направлены на становление и развитие личности дошкольника на национальной основе:
- Формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие творческого мышления в процессе экскурсий, чтение произведений, дидактических игр и т.д.;
- Развитие сознания того, что самобытная традиционная культура каждого народа России – общее достояние Родины, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках;
- Формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой национальной культуре;
- Воспитание таких свойств личности как настойчивость, целенаправленность, трудолюбие, великодушие, скромность, честность и т. д.
Знакомя детей с особенностями обско-угорских народов, мы опираемся на следующие общие положения:
- Народное воспитание – это социокультурное явление, осмысление его позволяет реализовать потребность общества в духовно-нравственном оздоровлении общественного сознания;
- Народная педагогика позволяет подрастающему поколению осознавать общечеловеческие ценности и принимать их, что развивает духовный мир дошкольников;
В подборе форм и методов работы мы руководствуемся знаниями возрастных и психологических особенностей детей – эмоциональность, любознательность, потребность в игровой деятельности, новых впечатлениях. Воспитатель по развитию речи Жевакина С.Н. подобрала для каждой группы сказки, которые соответствуют возрастным особенностям.
Освоение отдельных хантыйских и мансийских орнаментов - посильная задача даже для самых маленьких. Дети средних групп украшают красивое хантыйское платье (аппликация) и манжет хантыйского платья (рисование).
Дети старших и подготовительных групп осваивают хантыйские и мансийские орнаменты не только при выполнении аппликации и при рисовании, но и при украшении изделий бисером, пуговицами.
Плетение из бисера, украшение изделий пуговицами, работа с берестой всегда были и остаются одними из любимых видов народного искусства, и дети с особым удовольствием, увлеченно выполняют свои работы.
При всем разнообразии форм проведения занятий, заданий для детей главным было закрепление единых понятий, одинаковое значение слов, название и значение орнаментов, их различия.
Огромное удовольствие доставляет детям посещение краеведческого музея, где они воочию знакомятся с жизнью народов ханты и манси.
Составляется график посещения краеведческого музея. И в течение недели все средние, старшие, подготовительные группы посещают краеведческий музей.
А сотрудники музея в доступной форме рассказывают детям о жизни народов Севера.
План по ознакомлению с культурой обско-угорских народов рассчитан на старший дошкольный возраст, но и младшие дошкольники также проявляют интерес к творчеству народов Севера.
Воспитатели младших групп знакомят своих малышей с бытом и традициями народов Югры. При проведении бесед, занятий педагоги стараются донести детям, что человек приходит в этот мир для добра, что каждый человек, даже если ему только 5-6 лет, должен любить свою землю и уважать те народы, кто издавна жил на этой земле.
Дети настолько увлечены работой в эту неделю, что вся заинтересованность перенесена в семью. Освоив в детском саду основные умения и навыки, дети дома с родителями выполняют более сложные работы и также представляют их на выставку.
Результатом каникулярной недели стала традиционная выставка совместных поделок, рисунков «Моя Югра».
В книге отзывов родители написали: « Выражаем благодарность всем работникам детского сада за организацию и проведение прекрасной выставки детских работ». « Очень приятно знать и видеть, что чтят традиции нашего родного края. Большое спасибо за выдумку, творчество, талант».
В результате проделанной работы накоплен дидактический материал:
- разработана серия конспектов по ознакомлению детей с творчеством обско-угорских народов;
- иллюстрации и образцы изделий собраны в папку «Быт и традиции народов Севера»;
- оформлены образцы орнаментов.
- собран богатейший дидактический фотоматериал.
Иллюстрации и образцы изделий, образцы орнаментов оформлены в каждой возрастной группе.
В филиал детской библиотеки № 2 ежегодно предоставляются детские работы по теме: «Моя Югра».
Разнообразие форм и методов работы с детьми по ознакомлению с особенностями обско-угорских народов свидетельствует о создании целостной воспитательной системы в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы на тему:"Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"
Доклад на тему :"знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"...
Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: "Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"
ДОКЛАДНА ТЕМУ: "Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа". Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоце...
Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов
материал содержит заимствованное с интернет-ресурсов перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее» для старшей и подготовительной групп...
Конспект" Знакомство дошкольников с традициями, историей мордовского народа"
Конспект" Знакомство дошкольников с традициями, историей мордовского народа"...
Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа
Опыт работы в подготовительной группе. Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа.Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные т...
"Знакомство старших дошкольников с играми разных народов"
В работе над проектом "Азбука в России" со старшими дошкольниками я стараюсь познакомить их с бытом, культурой, литературой, обычаями народов, которые проживают на территории нашей многонаци...