«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»
проект (подготовительная группа)
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 993.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Моё исследование (проект)
«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»
Соприкосновение с народным искусством и традициями мордовского народа духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах мордовского народа дает им возможность на практике познать его культурно–исторический опыт и культурное наследие, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и духовным ценностям.
Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ
и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.
Г. Н. Волков
Тип проекта: долгосрочный
Вид проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: подгруппа детей подготовительной группы, педагог, родители.
Цель проекта: создание условий для воспитание творчески развитой личности детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к истокам мордовского искусства и культурного наследия мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление детям об искусстве, культуре и традициях мордовского народа.
2. Познакомить дошкольников с народным искусством Мордовии и обрядами мордовского народа.
3. Обогащать словарный запас детей в процессе духовно – нравственного воспитания и диалогического общения.
Развивающие:
1. Развивать интерес и уважение к мордовскому искусству, культуре и традициям мордовского народа.
2. Развивать познавательную активность, любознательность дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка, как представителя мордовского народа.
2. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
Актуальность.
Без знания своих корней, искусства и традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с искусством, культурой, традициями и обычаями мордовского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре мордовского народа, помогает сохранить культурное наследие мордовского народа. Поэтому познание детьми народного искусства, народной культуры и традиций мордовского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к искусству и культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Большое место в приобщении детей к народному искусству и культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Проблема.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо уже с раннего дошкольного возраста, знакомя ребенка с мордовским искусством и его видами, приобщая его к национальным традициям и общечеловеческим ценностям. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Новизна проекта заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой мордовского народа
Гипотеза.
Знакомство дошкольников с искусством, культурой, обычаями и традициями мордовского народа будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию у детей чувства патриотизма и толерантного отношения к людям другой национальности.
Механизм реализации проекта.
Активное взаимодействие участников воспитательно–образовательного процесса.
Методы реализации проекта.
1.Наглядно–действенный метод:
– демонстрация произведений национального (мордовского) искусства, а также изделий декоративно–прикладного творчества;
– показ сказок мордовского народа (педагогом, детьми);
– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
– проведение дидактических и подвижных игр национальной тематики и направленности;
– чтение педагогом мордовской художественной литературы;
– виртуальные экскурсии в национальные музеи.
2. Словесно–образный метод:
– чтение и обыгрывание мордовских литературных произведений педагогом;
– рассматривание наглядного и иллюстративного материала, способствующего максимальному восприятию объектов мордовского искусства;
– рассказы детей о своих впечатлениях от увиденного и узнанного;
– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
– ответы на вопросы педагога, детей;
– сообщения дополнительного материала воспитателем;
3. Практический метод:
– организация продуктивной деятельности с детьми в рамках организованной образовательной деятельности;
– проведение экскурсий в уголок национальной культуры;
– организация развлечений и культурно–досуговых мероприятий национальной тематики.
Формы организации проекта:
- Беседа, общение;
- Игры: дидактические, подвижные;
- Драматизация сказки;
- Экскурсии с родителями;
- Культурно–досуговая деятельность развлечения.
Обеспечение проекта:
- Научно–методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
- Материально–техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
- Наглядно–дидактическое: предметы и изделия народного творчества и мордовского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к народному искусству, истории, культуре и традициям мордовского народа, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- создание системы социального партнёрства ДОО и семьи в вопросах духовно–нравственного воспитания детей.
Теоретическая значимость проекта – знакомство с новыми понятиями и их значением.
Практическая значимость проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о народном искусстве, культуре и традициях мордовского народа, любви и бережного отношения к культуре и традициям родного края. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, толерантность и уважение к людям
Познавательная значимость проекта состоит в том, что при организации и проведение организованной образовательной деятельности применяется личностно – ориентированный подход. При работе с детьми используются методы и приемы развивающего характера.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
- Определение цели и задач проекта;
- Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
- Составление плана основного этапа проектирования;
- Подбор и изготовление наглядно–дидактического материала;
- Создание предметно–развивающей среды в групповой комнате.
2. Основной этап
- Знакомство с искусством, культурой и традициями, одежной мордовского народа;
- Совместная продуктивная деятельность с детьми;
- Работа с родителя;
- Прослушивание и обсуждение художественных и музыкальных произведений;
- Организация и проведение ООД.
3. Завершающий этап
- Оформление материалов проекта;
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа педагога с родителями подразумевает:
- Выпуск памяток, буклетов;
- Разработка методических рекомендаций, консультаций;
- Семейные экскурсии в музеи
- Организация фотовыставок;
План-график мероприятий
по реализации образовательного проекта
«Народное искусство и культурное наследие мордовского народа»
№ п/п | Календарные сроки | Тематика организованной образовательной деятельности | Программное содержание занятия |
1. | 1 неделя | Беседа + презентация «Моя малая Родина» | Формировать у детей представление о своей малой Родине – Мордовии. Воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край. |
Беседа + презентация «Саранск-столица республики Мордовия» | Познакомить детей с городом Саранском как с самым главным городом республики. Вызывать чувство уважения и восхищения к столице республики. | ||
2. | 2 неделя | Мордовские народные игры «Верьгизнэсэ», «Пацинесэ», «Варакасо» | Познакомить дошкольников с отдельными мордовскими народными играми. Воспитывать интерес к обычаям и традициям мордовского народа |
Чтение мордовских народных сказок «Диль, диль дедынька», «В лесной избушке» | Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством мордовского народа. Прививать любовь к устному народному творчеству мордвы | ||
3. | 3 неделя | Слушание и разучивание прибауток и колыбельной песни мордовского народа «Баляля, а баля». | |
Виртуальная экскурсия в мордовский национальный музей | Знакомить детей с историческим прошлым своего народа; воспитание интереса к региональной культуре. | ||
4. | 4 неделя | Ознакомительная беседа с детьми об искусстве родного края | Познакомить детей с мордовской национальной культурой, видами декоративно–прикладного искусства Республики Мордовия. |
Создание аппликации по мотивам мордовской вышивки «Укрась полотенце мордовским орнаментом» | Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора. | ||
«В гости к Татуне и Алдуне» | Продолжать знакомить с бытом, культурой и традициями мордовского народа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Культурное наследие мордовского народа "
В презентации представлен собранный материал по культуре мордовского народа: пословицы, поговорки, картины мордовских художников....
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к традициям мордовского народа»
Консультация для родителей на тему:«Приобщение детей к традициям мордовского народа»...
Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.
quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....
Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".
Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....
Опыт работы «Пример взрослых при формировании нравственного чувства к культурному наследию мордовского народа»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Все мы зна...
«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к нравственному наследию русского народа»
Народные игры,традиционные и обрядовые народные праздники в патриотическом воспитании дошкольников...
"Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа" (сообщение)
Сообщение на тему: "Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа"...