Конспект занятия в старшей группе "Куклы народов Поволжья".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конышева Наталья Геннадьевна

На занятии дети закрепляли знания о народах своего края, народных костюмах, развивали эмоциональный настрой. Учились применять в своей деятельности бросовый материал (маленькие бутылочки) в сочетании с цветной бумагой и картоном. Формирование интереса к последующим поделкам по собственному проекту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kukly_narodov_povolzhya.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Учить применять в своей деятельности бросовый материал (маленькие бутылочки) в сочетании с цветной бумагой и картоном. Формировать интерес к последующим поделкам по собственному проекту. Учить работать в паре друг с другом.

Закреплять знания о народах своего края, народных костюмах, развивать эмоциональный настрой.

  1. Продолжать учить вырезать по шаблону, поочередно наклеивать детали на шаблоны, развивать умение дополнять деталями по собственному усмотрению народные костюмы.

Учить технике сбора подготовленных деталей к бутылочке.

  1. Воспитывать аккуратность, сосредоточенность, желание доводить начатое до конца, помочь товарищу.

Вызвать интерес к последующим поделкам самостоятельно, применяя фантазию.

Материал:  Бутылочки из-под йогурта, белый картон, цветная бумага, шаблоны-заготовки кукол, кисти для клея, ножницы, подставки под кисти и ножницы, дощечки, тряпочки, тарелочки с клеем, фломастеры, куклы в мордовском, чувашском, русском, татарском костюмах

Предварительная работа: беседа о Родине и своем родном крае, изучение народных костюмов на занятиях и игровых моментах, вырезывание по готовым шаблонам, наклеивание деталей на шаблоны.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы будем творить своими руками необычных кукол. Но сначала давайте немного побеседуем. Скажите мне, как называется наша огромная и чудесная страна?

Дети: 

-Россия

Воспитатель:

- Правильно, наша Россия великая и многонациональная. И все мы россияне. Наш край называется Поволжье. Ребята, какие народы Поволжья вы знаете?

Дети: 

 (Русские, мордва, татары и т.д.)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята.

Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну очень интересную историю. В давние времена, когда у детей не было таких игрушек, как у вас - их делали своими руками. Самая любимая игрушка у детей была какая?

Дети: 

Кукла.

Воспитатель:

Кукла, и она была немного другой, чем куклы, которыми играете вы сейчас.
Как вы думаете из чего делали кукол? Любимая кукла прабабушек была тряпичная кукла. Первую куклу мама делала для своего ребенка, когда он лежал в своей колыбельке. Ее называли – пеленашка. Считалось, что пеленашка оберегает ребенка от злого духа и дурного глаза. Посмотрите, как выглядела эта кукла. Затем, когда ребенок подрастал, делали куклу, которая была и с ручками и ножками, а называлась «скрутка».

А позже появилась кукла, которая называлась «на выхвалку». Посмотрите, она также была какой? (тряпичной).

Воспитатель:

Ребята, а вы хотите сделать куклу своими руками?

Дети: 

Да!

Воспитатель:

Посмотрите, к вам в гости пришли куклы в национальных костюмах Поволжья. Кто мне скажет, эта кукла какой национальности? (Показываю кукол разных национальностей, акцентирую внимание на вид национальных костюмов). У нас стоят 3 куклы и им не хватает подружек для дружного хоровода

- Сегодня вы будете создавать кукол в национальных костюмах.

(Входит коробейник в русском национальном костюме с коробом товара. Предлагает товар воспитателю и детям)

Коробейник:

- Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары!

становитесь в ряд,

Выбирайте подряд:

Дудки, хлопушки,

Бутылки, побрякушки!

Красиво – приятно,

Для детей занятно!

Выбирайте, затейницы,

умницы и рукодельницы!

Воспитатель:

- Здравствуй, добрый молодец. Покажи-ка нам свой товар, может нам что и сгодиться.

Коробейник:

- Ну так за погляд денег не возьму.

Воспитатель:

- А продай ты нам вот эти бутылочки маленькие. Ребята, бутылочки нам нужны для основания кукол.

Коробейник:

- Продать не продам, а вот выменяю на что-нибудь.

Воспитатель:

- А у меня есть волшебный рубль золотой. Годится обмен?

Коробейник:

- Ну что же, поменяюсь.

Воспитатель:

- Спасибо тебе, коробейник.

Коробейник:

- Пора на ярмарку мне возвращаться,

Да блинами, булочками угощаться!

- До свидания

 (Кланяется и уходит с прибауткой)

Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки

Физминутка.

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

Творческое задание.

- А мы продолжим занятие. Перед вами лежат шаблоны платьев, головы куклы и заготовки к украшениям костюмов и головных уборов.

Посмотрите внимательно, как нужно собирать и наклеивать детали головы. Сначала на шаблон головы наклеиваем волосы. Обратите внимание, намазываем клеем только верхнюю часть волос, но не мажем клеем косы, они останутся свободными, теперь мы накладываем на край головы головной убор. Вот так. Теперь можно украшать головной убор орнаментами и дополнениями. Посмотрите внимательно на готовую голову куклы.

- А теперь, ребята, посмотрите, на платье есть желтая полосочка, это будет застежка. У вас есть заготовки рук. Руки нужно вставить в прорези прямоугольником. Посмотрите внимательно, чтобы большие пальцы рук смотрели вверх. Теперь можно аккуратно намазать клеем с обратной стороны прямоугольник и прижать. Фартук оформляем отдельно орнаментами, теперь фартук или жилетку можно приклеить к платью. Намазываем только верхнюю часть фартука и приклеиваем между руками сверху платья. Кто делает татарский костюм, также приклеиваете по верху платья жилетку.  

А теперь разомнем свои ручки и пальчики, чтобы было легче работать.

Пальчиковая гимнастика.

«Тень тень потетень».
Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)
В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются)
В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)
Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)
Она репу печёт (изображая, как лепят пироги)
По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую ладонь)
Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)
Себе нос обжёг! (закрыть нос руками).
Продолжим нашу творческую работу.

Каждый костюм вы можете оформить на свое усмотрение полосками, ромбиками или кружочками. Не торопитесь, все нужно делать аккуратно и последовательно. Если кому нужна моя помощь, поднимайте руку.

(Идет самостоятельная работа детей)

А теперь давайте соберем наших кукол. Для этого обернем платье вокруг бутылочки. Я вам помогу.

Вставим голову в горлышко бутылочки. Вот и готовы наши куклы в национальных костюмах. Посмотрите, ребята наши куклы, могут увидеть и улыбнуться друг другу, чтобы встать в хоровод.

Ой, посмотрите, а добрый коробейник оставил вам подарок. Все молодцы! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе « Народы Поволжья».

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.ЗадачиЗакрепить знание детей о Родине – России.Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей п...

Проект в старшей группе "Народы Поволжья"

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не явл...

Конспект занятия в старшей группе "Музыкальные инструменты народов Поволжья".

Цель: Закрепление знаний о русских и мордовских, и татарских народных музыкальных инструментах, развитие творческого мышления....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе «Народы Поволжья».

ЗадачиЗакрепить знание детей о Родине – России. Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины. Формировать представление о дружбе народов разной национальност...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

     Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.       Задачи:...

Интегрированное занятие "В госях у народов Поволжья"

Интегрированное занятие "В госях у народов Поволжья"...