Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кирьянова Татьяна Николаевна

       Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

       Задачи:

       Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

 Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

   Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_narody_povolzhya.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему

«Народы Поволжья»

Подготовила: Кирьянова Т. Н.

       Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

       Задачи:

       Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

 Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

   Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

  Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок. Заучивание стихов, частушек, загадок. Слушание песен, музыки. Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья. Сбор, рассматривание предметов быта. Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.

   Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.
     

     Ход занятия:

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

       Воспитатель:

- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей

Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше

занятие?

       Ответы детей.

       Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о

дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим

родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого

нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как

можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.

У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,

везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна - потому

что она родина. Ребята, а что такое Родина?

       Дети: - это страна, в которой мы родились и живем;

 - это поля, леса и реки;

 -это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,

сестренки и братишки.

 -это место, где стоит наш детсад.

 -это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.

 - это самое дорогое, что есть у человека

       Воспитатель: Тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья», и сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.

      Перед Волгой путь большой и долгий

      Из лесного края в край степной.

      И зовут ее рекою Волгой,

      Матушкой, кормилицей, родной.

А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится физкультминутка).

       Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены?

       Ответы детей:

       Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем, по вашим  наблюдениям,  они отличаются?

       Ответы детей:

       Воспитатель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

      Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка  должна бросить самую  дорогую часть одежды».

Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать загадки

       Загадка №1

Что выше леса, краше света, без огня горит?

       Загадка №2

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой – 
Скинет с плеч её долой.

       Ответы детей

       Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти слова на разных языках

 Солнце: 
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский,
«кояш» – татарский.

«чипай» - эрзянский

Дерево:
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.

«чувто» - эрзянский

 Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.

       Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обняли друг другу)

С тех пор наши народы живут в мире и согласии.

        Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи  разные! Так  у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку.

         Ответы детей.

         Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?

       Ответы детей:

       Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на мордовский танец «Луганяса келуня»

       (Все танцуют под фонограмму)

       Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай»

        Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

        Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы?

        Ответы детей:

       Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет  о нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия»)

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

Мордовский край! Любимая Отчизна!

Твоя краса мне очень дорога,

Знакомая тропинка к дому

Знакомый пруд, крутые берега.

Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью

Овраг, ручей с прозрачною водой,

И где-то вдали , журчит совсем неслышно,

Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.

Какими выразить словами

Всю красоту, что вижу я.

Тебе, любимая Мордовия.

Пою я гимн, любовь моя.

       Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.

       Дети рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом.

       Воспитатель:  Назовите :  какие цвета используют в мордовской вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный.

Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай, передники , рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго).

 Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами.

       Дети садятся за столы и выполняют работу. В конце занятия проходит выставка детских работ.

       Воспитатель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги.

       Ответы детей:

       Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по теме: семейные традиции русского народа

Конспект занятия в старшей группе по теме: семейные традиции русского народа...

Занятие в старшей группе "Встречаем гостей народов Поволжья"

Открытое занятие в старшей группе на районном семинаре для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Пестречинского муниципального района по теме:"Реализация национально- регионального к...

Конспект занятия в старшей группе "Музыкальные инструменты народов Поволжья".

Цель: Закрепление знаний о русских и мордовских, и татарских народных музыкальных инструментах, развитие творческого мышления....

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русского народа...