Конспект занятия в старшей группе "Музыкальные инструменты народов Поволжья".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель: Закрепление знаний о русских и мордовских, и татарских народных музыкальных инструментах, развитие творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_instrumenty_narodov_povolzhya.docx | 16.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Задачи:
Образовательные: Закрепление и расширение знаний о русских народных музыкальных инструментах, истории их создания, формирование умения определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.
Привить интерес к мордовским и татарским музыкальным инструментам.
Формировать умение классифицировать музыкальные инструменты на группы (духовые, ударные, струнные).
Развивающие: Развитие музыкальной памяти, мышления, артистизма, творческой инициативы, внимания.
Воспитывающие: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, повышение мотивации обучающихся. Формирование доброго отношения друг к другу.
Ход занятия:
Звучит мелодия «Светит месяц» воспитатель приветствует детей и обращает внимание на экран проектора, где показан слайд с изображением оркестра народных инструментов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре. Посмотрите внимательно на инструменты и скажите, как называется такой оркестр?
Дети: Оркестр русских народных инструментов!
Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну русских народных инструментов. И первый город, который мы с вами посетим – это город ударных инструментов. Как вы думаете, почему они так называются?
Дети: Потому что при игре в них ударяют.
Воспитатель: Совершенно верно. Музыкальные инструменты появились очень давно. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Позже люди натянули на полые деревянные и глиняные предметы кожу и появился первый барабан. Тогда же появились трещотки из камня и древесины.
А теперь послушайте песенки-загадки и отгадайте, какие инструменты живут в этом городе.
Исполняет песни-загадки Н. Мурычевой «Ложки», «Трещетки», «Колокольчик», «Бубен».
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в музыкантов!
Дети берут бубны, ложки и колокольчики. Проводится ритмическое упражнение «Три медведя» на музыку Е. Железновой.
Воспитатель: Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие. И следующий город, который мы посетим – город струнных инструментов. Послушайте, какие инструменты живут в этом городе.
Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гусли», «Балалайка».
Воспитатель: Практически все музыкальные инструменты произошли из обиходных инструментов и охотничьих приспособлений: предком струнных стал охотничий лук. Вероятно, что один из первобытных охотников во время охоты натянул тетиву своего лука и, отпустив её, услышал звук. У русского народа такими инструментами стали балалайка и гусли.
Воспитатель: Отправляемся дальше. И вас приветствует город духовых инструментов!
Исполняет песенку-загадку Н. Мурычевой «Свирель».
Духовые инструменты появились тоже очень давно. Люди дули в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом придумали дудочки, рожки, свирели, жалейки.
Проводится артикуляционное упражнение «Веселая дудочка» (дети вытягивают вперёд сомкнутые губы и двигают ими по кругу вправо-влево) и дыхательное упражнение «Дудочка» (дети дуют в пустые флакончики, колпачки от шариковых ручек).
Воспитатель: А теперь послушайте последние загадки.
Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гармонь», «Аккордеон».
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, на левой аккомпанемент. Внутри инструмента расположены металлические пластины – язычки. Когда музыкант раздвигает меха гармошки, то под действием воздуха язычки начинают колебаться – издавать звук.
Физкультминутка.
Воспитатель: Среди музыкальных инструментов мордвы, наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома — Э., деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э, варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э, флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э, труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.
Воспитатель: Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций. На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.
Домбра - татарский струнный щипковый музыкальный инструмент. Является одним из самых неизученных среди татарских музыкальных инструментов.
Современная домбра, также как и старинный аналог, имеет деревянный грушевидный корпус, однако, в отличии от предшественника, корпус изготавливается не из долбленого дерева, а склеивается.
Курай - татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся друг от друга по конструкции и материалу изготовления.
Сурнай - татарский духовой музыкальный инструмент. Считается музыкальным инструментом пастухов и, как правило, изготавливается из рога животного. Имеет относительно небольшой размер 400-550 мм.
Тальянка (тальян-гармун) - татарский ручной клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Наряду с гармонью является одним из самых любимых музыкальным инструментов у татарского народа.
Воспитатель: Вот такие веселые инструменты живут в этой стране. Предлагаю вам узнать, хорошо ли вы все их запомнили и сыграть в музыкальную угадай-ку.
Проводится музыкально-дидактическая игра-презентация «Угадай инструмент». Дети слушают музыкальные фрагменты и угадывают инструменты. За каждый правильный ответ игроки получают фишку. В Конце игры детям, набравшим наибольшее количество фишек, вручается медаль «Знайка-музыкант».
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Но на свете ещё много музыкальных стран, которые мы сможем с вами посетить. А я предлагаю вам дома самим придумать и смастерить какой-нибудь музыкальный инструмент. До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Куклы народов Поволжья".
На занятии дети закрепляли знания о народах своего края, народных костюмах, развивали эмоциональный настрой. Учились применять в своей деятельности бросовый материал (маленькие бутылочки) в сочетании ...
Музыкальные инструменты народов Поволжья
Материал по этнокультурному региональному компоненту...
Мастер класс "Знакомство с инструментами народов Поволжья"
Описание мастер класса с педагогами "Как знакомить дошкольников с инструментами народов Поволжья" с помощью электронного мультимедийного дидактического пособия....
Презентация "Музыкальные инструменты народов Поволжья"
В презентации представлены народные музыкальные инструменты русского, татарского, марийского, мордовского, чувашского народов....
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. Задачи:...
Конспект занятия в старшей группе "Жизнь народов Севера"
Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности....
Конспект занятия в старшей группе " Дружба народов".
Программное содержание:*Формировать у детей представление о мире; разных странах мира; о себе – как полноправных гражданах России; о детях, живущих в разных странах, об их общности и различиях....