Проект в старшей группе "Народы Поволжья"
проект (старшая группа) на тему
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не является исключением, ведь в нем на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narody_povolzhya.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта.
Проект: «Народы Поволжья»
Автор проекта: Васильичева Марина Владимировна
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.
Краткое содержание проекта:
Место проведения: группа.
Сроки проведения: средней продолжительности
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма проведения: Развлечение «Дружно мы живем в Поволжье»
Ожидаемые результаты: оформление альбома «Костюмы народов Поволжья»
Актуальность проблемы:
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.
Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не является исключением, ведь в нем на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Задачи:
- Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, мордва);
- Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры;
- Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты;
- Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.
Форма презентации: развлечение «Дружно мы живем в Поволжье»
Этапы проекта:
Этап | Месяц | Задачи | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
1 этап | октябрь | Выяснить знания детей о национальностях, проживающих в Среднем Поволжье. | Беседа с детьми о народах Поволжья. | Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» |
2 этап | ноябрь | Дать детям общее представление о жизни и быте наших предков, их душевных качествах: доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших предков. | 1.Беседа с детьми «Как жили наши предки» 2.Просмотр презентации о традициях и обычаях народов Поволжья. 3.Рассматривание иллюстраций картин В. Маковского: «Крестьянские дети», «Крестьянский обед в поле». 4. Разучивание пословиц о дружбе. 5. ОД «Когда мы едины – мы непобедимы!» 6. Создание стенгазеты «День народного единства» | 1.Поиск информационного материала по теме 2. Совместные посиделки с родителями и детьми «Мои истоки» 3.Папка передвижка «Воспитание любви к малой Родине» |
декабрь | Познакомить детей с русским народным костюмом, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям. | 1.Беседа с детьми «Промыслы и быт русских людей» 2.ОД «Русский костюм» 3. Рассматривание иллюстраций картин К. Маковского «Боярышня у окна», «У околицы», «Девочка с гусями» и др. 4. Инсценировка русской народной песни «Как на тоненький ледок» с использованием предметов одежды с народными орнаментами 5.Чтение сказок «Елена Премудрая», «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо», «Марья Моревна» 6.Дидактические игры «Одень куклу в русский костюм», «Угадай народный промысел». 7.Продуктивная деятельность: «Укрась сарафан», «Укрась косоворотку». 8.Начать оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья» 9. Сюжетно-ролевая игра «Построим избу» 10. Разучивание подвижных народных игр «Гуси», «Горелки», «Золотые ворота». 11.Слушание русских песен: «Калинка», «Во поле береза стояла», «Под горою – калина», «Ах, Самара городок». | 1.Привлечь родителей к изготовлению макета «Русская изба» 2.Оформить альбомы «Русский народ», «Русский народный костюм» 3.Оформить куклу в русском народном костюме | |
январь | Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. | 1.Беседа с детьми «Промыслы и быт татарского народа». 2. Просмотр презентации «Татарский костюм». 3.Рассматривание иллюстраций Ф.Х. Валеева «Орнамент казанских татар». 4.Слушание татарской народной песни «Соловей» 5.Продуктивная деятельность «Укрась калфак и тюбитейку» (пайетки) 6. Продолжить оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья» 7.Чтение художественных и фольклорных произведений Алиш А. «Болтливая утка», «Хвосты; Джалиль М. «Часы», «Кукушка». 8.Дидактические игры: «Найди и назови татарский музыкальный инструмент», «Одень куклу в татарский костюм». 9.Моделирование практической ситуации «В гостях у татарской бабушки (абики)» 10.Разучить подвижные татарские игры «Тимербай», «Юрта». | 1.Подготовить презентацию «Татарский народный костюм». 2.Оформить куклу в татарском народном костюме 3. Привлечь родителей к изготовлению макета «Юрта» | |
февраль | Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа. | 1.Беседа с детьми «Промыслы и быт мордовского народа». 2.Слушание мордовских мелодий, песен 3. Просмотр презентации «Мордовский костюм» 4.Продуктивная деятельность «Укрась пангу » (пайетки) 5. Продолжить оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья» 6.Чтение мордовских народных сказок: «Сундук бабушки Алдуни», «Портной, медведь, чёрт и Вирява», «Дуболю Пичай», «Лиса и медведь», «Чучело в перьях» и др. 7.Дидактические игры: «Наряди куклу Акань», лото «Предметы мордовского быта», «Собери мордовский музыкальный инструмент». 8.Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды» | 1.Подготовить презентацию «Мордовский народный костюм». 2.Оформить альбом «Мордва: быт и традиции» 3.Оформить куклу в мордовском народном костюме | |
3 этап | Презентация проекта в форме развлечения «Дружно мы живем в Поволжье» | Закрепить знания о культуре и быте народов Поволжья; развивать интерес детей к обычаям и традициям народов Поволжья; воспитывать эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья. | 1.Разучить с детьми стихи 2. Разучить частушки и хороводы, народные игры | 1.Привлечь родителей к подготовке костюмов для развлечения |
Литература:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011
Я живу на Самарской земле. Программа патриотического воспитания дошкольников О. В. Дыбина – Ульяновск Издатель Качалин А. В. 2014
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: Традиции и современность. Саранск, 1992. – 60 с.
Бородина, Т.И. Народный костюм Самарского края. Самара: ООО «Самара-Принт», 2007
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.
Николаева Э,Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Саратов-культурный центр Поволжья"
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Обогатить предс...
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».
laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Подвижные игры народов Поволжья как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отн...
проект "Подвижные игры народов Поволжья"
Если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться к освоению глубин общественной культуры, чтобы наши дети помнили и чтили культуру своих дедов и прадедов, черпа...
Проект для старших дошкольников по ознакомлению со старинными обрядами народов Поволжья «Веков связующая нить…» (билингвальный, с участием родителей и ветеранов труда ДОО)
Формирование (и актуализация) гражданской самоидентификации детей (и их родителей) путем приобщения воспитанников дошкольной образовательной организации и их родителей к нравственным правилам че...
Проект для старших дошкольников по ознакомлению со старинными обрядами народов Поволжья «Веков связующая нить…» (билингвальный, с участием родителей и ветеранов труда ДОО)
Формирование (и актуализация) гражданской самоидентификации детей (и их родителей) путем приобщения воспитанников дошкольной образовательной организации и их родителей к нравственным правилам че...
Педагогический проект для старших дошкольников «Мозаика Поволжья»
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую ус...