Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе « Народы Поволжья».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ежова Елена Владимировна

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.

Задачи

Закрепить знание детей о Родине – России.

Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины.

Формировать представление о дружбе народов разной национальности,  о костюмах народов Поволжья .

Закреплять знания о народных играх.

Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.

Предварительна работа

Разучивание стихов о Родине,  хороводов, народных игр.

Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера:

Гимн, Родина моя, С чего начинается Родина, Шире круг, Я, ты , он, она – вместе дружная семья.

Рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов страны.

Чтение произведения В.Степанова «Моя родина - Россия».

Оборудование и материалы.

Герб, флаг, гимн – (картинки) Российской Федерации.

Костюмы народов Поволжья: русский , мордовский ,татарский, чувашский.

Куклы в народных костюмах, папка народов Поволжья, Альбомы:  Самара, Курумоч.

Мячи.

Аудиозапись с песнями о России и дружбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему:« Народы Поволжья».

Ежова Елена Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №33» г.о. Самара

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.

Задачи:

- закрепить знание детей о Родине – России;

- формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины;

- формировать представление о дружбе народов разной национальности,  о костюмах народов Поволжья;

- закреплять знания о народных играх;

- воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.

Предварительная  работа:

- разучивание стихов о Родине,  хороводов, народных игр;

- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера:

«Гимн  Российской Федерации», «Родина моя», «С чего начинается Родина», «Шире круг»;

- рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов страны;

- чтение произведения В.Степанова «Моя родина - Россия».

Оборудование и материалы:

Герб, флаг, костюмы народов Поволжья: русский , мордовский , татарский, чувашский, куклы в народных костюмах, папка народов Поволжья,  альбомы:  Самара, Курумоч; аудиозапись с песнями о России и дружбе, мячи.

Содержание занятия:

Звучит отрывок песни « Родина моя»

Я, ты, он, она-

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы»- сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.

Воспитатель: Ребята, мы с вами прослушали  красивый отрывок из песни  о нашей Родине. О чем в ней поется,  и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих  наш край.

У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна- потому что она родина.

- Ребята, а что такое Родина?  

Дети: это страна, в которой мы родились и живем;

- это поля, леса и реки;

-это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка, сестренки и братишки.

-это место, где стоит наш детсад.

-это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.

- это самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: Да, правильно.  

А сейчас мы послушаем стихи о Родине.

Ребенок:

Старый двор, березки молодые

Хоровод кудрявых тополей.

Это все страна моя родная

Милый образ Родины моей.

Ребенок:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем.

И березки,  вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем.

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлем.

Воспитатель:  Ребята, а какие пословицы вы знаете о Родине?

Дети:

«Жить – Родине служить».

«На родной стороне и ворона родная».

«В родном краю как в раю».

«На родной стороне и камушек знаком».

Воспитатель: А как называется наша страна?

-Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь.

 - Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река России? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:

«…Перед нею путь большой и долгий.

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей родной ».

 - А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.

 - Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?

Дети:

-русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…

Воспитатель: Правильно, в нашей стране живут люди разных национальностей.

Русский, башкир и якут и чуваши и мордва, калмык и осетин. Все они дружить хотят и  родина Россия у нас на всех одна.

Давайте дружить друг с другом, как птица с небом, как трава с лугом, как поле с дождями, как дружит солнце со всеми нами.

И сейчас мы хотим вас познакомить с подвижными национальными играми:

1. Татарская народная игра «Продаем горшки» 
Две команды. Дети – горшки, встав на колени, образуют круг. За каждым горшком стоит сторож – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. 
- Эй дружок, продай горшок! 
- Покупай! 
- Сколько дать тебе рублей? 
- Один (два, три) отдай. 
Водящий касается рукой хозяина горшка один (два или три) раза и они начинают бег по кругу навстречу друг к другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

2. Мордовская народная игра «Круговой»

Играющие, делятся на две команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто останется за кругом, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

3. Русская народная игра «Горелки»
Колонна парами. «Гори, гори ясно 
Чтобы не погасло 
Глянь на небо- 
Птички летят 
Колокольчики звенят! 
Раз, два, три – беги! 
Ведущий догоняет последнюю пару.

ДЕТИ САДЯТЬСЯ НА СТУЛЬЧИКИ

Дети выходят парами в национальных костюмах.

Воспитатель: Сейчас хотим вас познакомить  с костюмами народов Поволжья

Ребенок:

Россия! Как из песни слов

Березок юная листва.

Кругом поля, леса и реки

Раздолье – русская душа.

Воспитатель: На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти.

Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, бусами.

Проходят под музыку показывая костюм.    

Ребенок:

Татарская земля – леса и пашни

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края

Где так же почитали их.

Воспитатель: Основными элементами татарской одежды была рубаха украшена растительным орнаментом-вышивкой и носили штаны . На голове носили тюбетейку. Женщины носили платье с длинными рукавами и носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет украшенный растительным орнаментом на голове носили платок и калфар. На  ноги  одевали сапоги – ичиги.

Татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем.

Сейчас я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать:

«Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц).

«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз).

«Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз).

Дети проходят под музыку показывая национальный костюм.

Ребенок: 

                                   Мордовия – мои леса и пашни

Цветов и птиц привольная страна.

Нет на земле стороны родимей нашей.

Чем сторона Мордовия моя.

Воспитатель: Мордовский костюм состоит из платья сорочки оно украшается вышивкой на платье одевается фартук он обшивается тесьмой , на ногах носили лапти . А головной убор назывался сорока ,   потому что украшали тесьмой и бисером.Мужчины носили белые рубахи и  штаны.  Рубаха украшена тесьмой: красным желтым и зеленым цветом, подвязана поясом. На ногах носили лапти или сапоги.

Ребенок:

Чувашская земля, родимый край.

Ты всех похвал и почестей достоин.

Здесь солнце словно пышный каравай.

Тут воздух, будто мед настоян.

Воспитатель: Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.

Женщины- чуваши носили головные уборы: покрывала или шапки, украшенные бисером и серебряными монетами. Костюмы их обшиты монетами, как воинские доспехи.

Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.

Дети проходят по кругу показывая национальные костюмы.

Ребенок:

Родимые просторы!

У нас и реки и поля.

Холмы, леса и горы.

Народы как одна семья.

Хотя язык их разный,

Но  дружбой мы своей сильны

И мы живем прекрасно.

Танец  дружбы:

Под песню «Дружат дети всей земли»

Воспитатель:

Поезжай за моря – океаны,

Над всею землей пролети:

Есть на свете различные страны

Но такой как у нас не найти.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. «Забавы вокруг печки»

Познакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы, прививать у детей интерес к жизни на Руси, к русской девоспитывать у детей интерес к народному быту, к жизни на Руси.формировать...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе «Народы Поволжья».

ЗадачиЗакрепить знание детей о Родине – России. Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины. Формировать представление о дружбе народов разной национальност...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему "Культура и быт мордовского народа"

Обобщение знаний детей о быте и традициях мордовского народа, о предметах старины. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране, родному краю....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи ха...