Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе « Народы Поволжья».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.
Задачи
Закрепить знание детей о Родине – России.
Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины.
Формировать представление о дружбе народов разной национальности, о костюмах народов Поволжья .
Закреплять знания о народных играх.
Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Предварительна работа
Разучивание стихов о Родине, хороводов, народных игр.
Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера:
Гимн, Родина моя, С чего начинается Родина, Шире круг, Я, ты , он, она – вместе дружная семья.
Рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов страны.
Чтение произведения В.Степанова «Моя родина - Россия».
Оборудование и материалы.
Герб, флаг, гимн – (картинки) Российской Федерации.
Костюмы народов Поволжья: русский , мордовский ,татарский, чувашский.
Куклы в народных костюмах, папка народов Поволжья, Альбомы: Самара, Курумоч.
Мячи.
Аудиозапись с песнями о России и дружбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему:« Народы Поволжья».
Ежова Елена Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №33» г.о. Самара
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.
Задачи:
- закрепить знание детей о Родине – России;
- формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины;
- формировать представление о дружбе народов разной национальности, о костюмах народов Поволжья;
- закреплять знания о народных играх;
- воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Предварительная работа:
- разучивание стихов о Родине, хороводов, народных игр;
- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера:
«Гимн Российской Федерации», «Родина моя», «С чего начинается Родина», «Шире круг»;
- рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов страны;
- чтение произведения В.Степанова «Моя родина - Россия».
Оборудование и материалы:
Герб, флаг, костюмы народов Поволжья: русский , мордовский , татарский, чувашский, куклы в народных костюмах, папка народов Поволжья, альбомы: Самара, Курумоч; аудиозапись с песнями о России и дружбе, мячи.
Содержание занятия:
Звучит отрывок песни « Родина моя»
Я, ты, он, она-
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы»- сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Воспитатель: Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.
У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна- потому что она родина.
- Ребята, а что такое Родина?
Дети: это страна, в которой мы родились и живем;
- это поля, леса и реки;
-это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка, сестренки и братишки.
-это место, где стоит наш детсад.
-это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.
- это самое дорогое, что есть у человека.
Воспитатель: Да, правильно.
А сейчас мы послушаем стихи о Родине.
Ребенок:
Старый двор, березки молодые
Хоровод кудрявых тополей.
Это все страна моя родная
Милый образ Родины моей.
Ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем.
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о Родине?
Дети:
«Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
Воспитатель: А как называется наша страна?
-Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь.
- Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река России? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной ».
- А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.
- Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
Дети:
-русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…
Воспитатель: Правильно, в нашей стране живут люди разных национальностей.
Русский, башкир и якут и чуваши и мордва, калмык и осетин. Все они дружить хотят и родина Россия у нас на всех одна.
Давайте дружить друг с другом, как птица с небом, как трава с лугом, как поле с дождями, как дружит солнце со всеми нами.
И сейчас мы хотим вас познакомить с подвижными национальными играми:
1. Татарская народная игра «Продаем горшки»
Две команды. Дети – горшки, встав на колени, образуют круг. За каждым горшком стоит сторож – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
- Эй дружок, продай горшок!
- Покупай!
- Сколько дать тебе рублей?
- Один (два, три) отдай.
Водящий касается рукой хозяина горшка один (два или три) раза и они начинают бег по кругу навстречу друг к другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
2. Мордовская народная игра «Круговой»
Играющие, делятся на две команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто останется за кругом, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
3. Русская народная игра «Горелки»
Колонна парами. «Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо-
Птички летят
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
Ведущий догоняет последнюю пару.
ДЕТИ САДЯТЬСЯ НА СТУЛЬЧИКИ
Дети выходят парами в национальных костюмах.
Воспитатель: Сейчас хотим вас познакомить с костюмами народов Поволжья
Ребенок:
Россия! Как из песни слов
Березок юная листва.
Кругом поля, леса и реки
Раздолье – русская душа.
Воспитатель: На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти.
Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, бусами.
Проходят под музыку показывая костюм.
Ребенок:
Татарская земля – леса и пашни
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где так же почитали их.
Воспитатель: Основными элементами татарской одежды была рубаха украшена растительным орнаментом-вышивкой и носили штаны . На голове носили тюбетейку. Женщины носили платье с длинными рукавами и носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет украшенный растительным орнаментом на голове носили платок и калфар. На ноги одевали сапоги – ичиги.
Татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем.
Сейчас я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать:
«Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц).
«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз).
«Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз).
Дети проходят под музыку показывая национальный костюм.
Ребенок:
Мордовия – мои леса и пашни
Цветов и птиц привольная страна.
Нет на земле стороны родимей нашей.
Чем сторона Мордовия моя.
Воспитатель: Мордовский костюм состоит из платья сорочки оно украшается вышивкой на платье одевается фартук он обшивается тесьмой , на ногах носили лапти . А головной убор назывался сорока , потому что украшали тесьмой и бисером.Мужчины носили белые рубахи и штаны. Рубаха украшена тесьмой: красным желтым и зеленым цветом, подвязана поясом. На ногах носили лапти или сапоги.
Ребенок:
Чувашская земля, родимый край.
Ты всех похвал и почестей достоин.
Здесь солнце словно пышный каравай.
Тут воздух, будто мед настоян.
Воспитатель: Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.
Женщины- чуваши носили головные уборы: покрывала или шапки, украшенные бисером и серебряными монетами. Костюмы их обшиты монетами, как воинские доспехи.
Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.
Дети проходят по кругу показывая национальные костюмы.
Ребенок:
Родимые просторы!
У нас и реки и поля.
Холмы, леса и горы.
Народы как одна семья.
Хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны
И мы живем прекрасно.
Танец дружбы:
Под песню «Дружат дети всей земли»
Воспитатель:
Поезжай за моря – океаны,
Над всею землей пролети:
Есть на свете различные страны
Но такой как у нас не найти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. «Забавы вокруг печки»
Познакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы, прививать у детей интерес к жизни на Руси, к русской девоспитывать у детей интерес к народному быту, к жизни на Руси.формировать...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе
«Богатыри земли русской»...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе «Народы Поволжья».
ЗадачиЗакрепить знание детей о Родине – России. Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины. Формировать представление о дружбе народов разной национальност...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе "Народы Поволжья"
Задачи: Закрепить знания детей о Родине- России....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему "Культура и быт мордовского народа"
Обобщение знаний детей о быте и традициях мордовского народа, о предметах старины. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране, родному краю....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи ха...
- Мне нравится (1)