«Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса»
консультация на тему

Кувикова Анна Владимировна

В материале дается краткое описание марийских народных сказок, легенд. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса»

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне.

Воспитывать патриотов своей Родины необходимо на образах сильных и мужественных защитников, на примере богатырей, национальных героях воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины.

Каждый народ, большой или малый имеет богатое культурное наследие своих предков. Про богатство марийского народного творчества собиратель марийского фольклора В.М. Васильев сказал: «Если мариец хочет дать добрый совет, у него есть пословицы, поговорки; хочет загадать – загадок много; захочет спеть – песням конца нет; о сказках и говорить нечего – не наслушаешься…»

Марийские народные сказки представляют богатейший источник для воспитания у детей высоких нравственных качеств, эстетических, художественных вкусов. В них раскрываются прекрасные черты человеческого характера, взаимоотношения людей.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Один из легендарных героев марийского эпоса, собирательный образ марийского богатыря-патыра – Онар, в честь которого Марийский край часто называют Земля ОНАРА.

В марийских легендах Онар предстает перед нами в двух ипостасях. Первый - титан – созидатель облика земли марийской. Онар-великан был юн, но так огромен, что головой едва не доставал до радуги, которую так и называют воротами Онара. Самые высокие дубы были ему, как трава, самые обширные и глубокие топи – как лужицы. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок – появлялись курганы.

Есть и другой Онар - богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной.

Легендарный марийский герой - Чоткар. В сказании говорится, что родился он на берегу Илети, в семье бедного охотника. Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с медведем и всегда побеждал его. Поражались люди силой Чоткара и любили его как сына.

Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших кочевников. Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь.

Марийский национальный герой, именем которого по легенде названа река Малая Кокшага - Кокша-богатырь. Сказка гласит: «В одном лесном илеме у бедных родителей появился на свет мальчик, его назвали Кокшей. В первую же ночь около колыбели появился богатыри Кугурак, Чоткар и Акпарс, они одарили ребенка силой, ловкостью, мудростью. С этой поры Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня – в настоящего богатыря». В легенде говорится о борьбе злого владыки Вараша с Кокша-богатырем.

По своему содержанию марийская сказка «Нончык-патырк» («Богатырь из теста») похожа на сказку Л.Н. Толстого «Липунюшка» и на «Сказку о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина. «Жили старик и старуха, а детей у них не было. Сильно они горевали. И решили сделать себе сына из теста. Замесила старуха тесто, вылепила из него человечка, завернула в тряпицу и положила на печь. На третий день послышался голосок:- Жарко здесь! Снимите меня! Обрадовались старик и старуха, сняли сыночка, а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень маленький. Рос мальчик двенадцать дней, вырос в крепкого парня, на тринадцатый день говорит старику и старухе:-Вы меня вырастили и выкормили, теперь я буду вас кормить».

В сказке рассказывается о несправедливом отношении богатых к бедным. А также сюжет сказки построен на простом житейском понятии о том, что хлеб является основной жизни, дает такую силу, против которой не устоит никакая другая.

Работа по знакомству дошкольников с национальными героями литературного эпоса выстраивается по следующей схеме:

Предварительный этап начинается с прослушивания литературного произведения. После этого дети погружаются в содержание произведения. На данном этапе уделяется большое внимание словарной работе: толкованию сложных слов, поэтичности выражений, сравнений.

После предварительной работы проводится основной этап, в котором дети играют в народные подвижные игры, пересказывают отрывки из литературного произведения, подбирают пословицы и поговорки, объясняя их смысл, знакомятся с бытом и народным костюмом. Одним из компонентов основного этапа является изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

Завершает работу итоговый этап, который может проводиться в различной форме: в виде комплексного занятия или праздника, где обобщаются и систематизируются полученные знания.

26 апреля ежегодно отмечается марийский праздник «День национального героя». Этот день и приуроченные к нему мероприятия - замечательный повод вспомнить нашу историю, поговорить с детьми о любви к большой и малой Родине.

Использование литературного эпоса, знакомство дошкольников с национальными героями дает устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к устному народному творчеству и истории своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с национальной культурой посредством народных промыслов

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного патриотического воспитания дошкольников....

Организованная образовательная деятельность "Марийские национальные герои"

Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему "Марийские национальные герои".  Целью данной деятельности является формирование у детей представления о марийских национальных ге...

Знакомство дошкольников с чувашской национальной культурой.

Изучение с детьми подготовительной группы чувашкой национальной культуры....

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, ра...

Знакомство детей с национальной марийской одеждой

Конспект занятия " Знакомство детей с национальной марийской одеждой"   Цель:  Познакомить детей с названиями  одежды на марийском языке....

Сценарий детского праздника "Марийские национальные герои"

Сценарий детского праздника "Марийские национальные герои"...

Конспект занятия "Знакомство дошкольников с национальной одеждой бурят"

Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, игра...