Знакомство детей с национальной марийской одеждой
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия " Знакомство детей с национальной марийской одеждой" Цель: Познакомить детей с названиями одежды на марийском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей с национальной марийской одеждой | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сернурский детский сад «Сказка»
Знакомство детей с национальной марийской одеждой.
Преподаватель ДОП образования :
Иванова Ольга Васильевна
Сернур
2019 год
Цель: Познакомить детей с названиями одежды на марийском языке.
Задачи:
- Учить правильно произносить новые слова на марийском языке: упш, ужга, шоко йолаш, кем, пижерге, чия.
- Развивать диалогическую речь на марийском языке.
- Воспитывать интерес к марийскому языку.
Материалы: Мультимедийное оборудование, презентация «На улице зимой», кукла в зимней одежде, корзинка со снежками.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, видеороликов о зимней одежде.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | I. Оргмомент. Салам йоча-влак ! Посмотрите у меня красивая снежинка. Она хочет вам загадать загадку.Отгадаем? Кто поляны белит белым, И на стенах пишет белым. Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины. | Рассказывает воспитатель | 3мин. |
2. | Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | -Ребята посмотрите к нам в гости пришла кукла Начи. Она хочет с нами пойти гулять. Может она так идти? Почему? Правильно, она раздетая, ее нужно одеть в теплую одежду. Поможем ей? | (звучит марийская мелодия, входит воспитатель с куклой ). Ответ детей (уремыште теле, телым йушто) | 5 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектированиерешенийпроблемнойситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | -В старые времена женщины и мужчины надевали рубахи(платья). У мужчин они были немного покороче. Посмотрите, Юлавий надела домотканое платье(тувыр).Почему домотканое? Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали себе платья, полот Игра «Оденем куклу» -Слово одевается на марийском языке звучит так- чия. Давайте вспомним, когда собираемся на прогулку, что мы в первую очередь одеваем? (вспоминаем последовательность одевания). Это что? Тидем? Это теплые штаны. Тиде шокшо йолаш. Теплые-шокшо. Штаны-йолаш. - Тиде мо? Тиде шокщо йолаш. Начий чия? Начий чия. Начий мом чия? Начий шокшо йолашым чия. Такой диалог идет со словами: шокшо кем, упш, ужга, пижерге. -Справились с заданием, помогли Начий собраться на прогулку. Молодцы. В слове Начий есть звук ч. Давайте вспомним песенку и дружно, четко скажем: Чип-чоп, чип-чоп, Начий кйыш чоп-чоп-чоп. Начий очень благодарна вам и хочет показать вам видеосюжет, как дети зимой одеваются и развлекаются.(просмотр). А вы хотите поиграть? Модына? -Модына. Начий принесла вам снежки. Дети играют в снежки. Начий. – Ой, шокшо, шокшо. В. Ребята, Начий говорит, что ей стало жарко. Как ей помощь? Дети. Ее надо раздеть. Игра «Кто быстрее?» Играющие становятся в круг. Водящий ходит за кругом. Встав за играющим и слегка стукнув его по плечу, произносит слова: «Ик, как, кум, ныл, вич, худ, шым, кандаш, индеш, лу» («раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять»). На счет «лу» водящий и игрок бегут в противоположных направлениях . Цель: быстрее добежать до освободившегося места. Кто останется без места, тот водящий. | Дети отвечают инд., и хором на марийском языке. Диалогическая речь с детьми. Работа над звуком инд., и хором. Играют в игру | 15 мин |
4. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | В. Раздевается на марийском языке –кудашеш. -Настя что делает? Настя мом ышта? -Настя раздевается? Настя кудашеш. -Настя мом кудашеш? -Настя пижергым кудашеш. (упшым, ужгам, шокшо кемым, Шокшо йолашым) Игра «раздеваем Настю» В ходе раздевания дети повторяют новые слова. -Молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с зимней одеждой. Понравилось вам занятие. Если вам занятие понравилось, подарите Начий большие снежинки, а если не понравилось, то маленькие снежинки. | (ответы детей, диалогическая речь) Прощание с куклой | 5 мин |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сернурский детский сад «Сказка»
Знакомство с национальной марийской одеждой.
Педагог ДОП образования :
Иванова Ольга Васильевна
Сернур
2019 год
Цель: Познакомить детей с марийской национальной одеждой.
Задачи:
- Учить детей правильно называть новые марийские слова:тувыр, тур, шовыч, ончылшовыч.
- Развивать диалогическую речь, расширять словарный запас на марийском языке.
- Закрепить умение хорошо насыщать кисть краской(гуашь) держать её наклонно к бумаге при рисовании широких линий и вертикально-узких линий и точек.
- Воспитывать интерес к марийскому искусству, к марийской речи.
Материалы: Мультимедийное оборудование, аудиозапись,кукла в марийском национальном костюме, иллюстрации с изображением национальной одежды народа мари, плетение корзинки, гуашь,кисти,полоски бумаги.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением марийских узоров.
Беседа о культуре и быте народов.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | I. Оргмомент. Мой край марийский ,земля родная Красивых песен и озер. Край марийский тебя люблю я, И тут живу я с давних пор. Республика моя – родная сторона, Мой край марийский – самый лучший, Просторные поля, зеленые луга, И берега Кокшаги нету лучше! | Рассказывает воспитатель | 3мин. |
2. | Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | -Ребята посмотрите у нас сегодня гостья. Это кукла. Зовут её Танюша. Кукла: Салам мейже!(Здравствуйте). -Посмотрите, какое у неё интересный наряд. Она говорит, что собралась к подружке на день рождение , а подарка нет. Поможем ей? Я предлагаю вам для подарка разрисовать платье марийскими узорами. Согласны? Но вначале предлагаю вам рассмотреть платье у Танюшы. -Тиде тувыр. Тувыр мотор? -тувыр мотор. -Это вышивка на платье. Она вышивается по подолу, на груди, на рукавах. Почему? (дети обсуждают). -Это оберегает доступ к человеку все плохое. -Вышивка на марийском языке – тур. (инд., и хоровой ответ). Тиде туран тувыр? -Тиде туран тувыр. В такой форме идет диалог с новыми словами ( шовыч, ончылшовыч, ушто). Что изображено на узорах (ромбики ,крестики, звездочки) В слове туран есть звук у, в русском языке его нет. Давайте научимся правильно произносить этот звук. Сначало произнесем звук и, теперь постепенно вытягиваем и округляем губу. (инд., и хором). Молоцы. | (звучит марийская мелодия, входит воспитатель с куклой в национальной одежде). (Воспитатель рассказывает и показывает одежду). Дети повторяют новые слова инд., и хором. Идет диалогическая речь. | 5 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектированиерешенийпроблемнойситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | -В старые времена женщины и мужчины надевали рубахи(платья). У мужчин они были немного покороче. Посмотрите, Юлавий надела домотканое платье(тувыр).Почему домотканое? Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали себе плать - Скажите, что такое орнамент? (Элементы узора, расположенные в определённом порядке). -Орнамент -это элементы узора, расположенные в определённом порядке. Давайте мы поможем Танюше сделать подарок для ее подружки. Дети раскрашивают силуэт платья марийским арнаментом. | Играют в игру | 15 мин |
4. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | -Ребята, какие предметы одежды вы запомнили? Идет закрепление новых слов. -Кукла Танюша очень рада, что вы ей помогли. Она говорит «тау лиже Чеверын». -Понравилось вам занятие? Чем понравилось, что нового узнали? | (ответы детей) Прощание с куклой (Дети выбирают лучшие работы). | 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомству детей с национальной культурой повольжя».
Консультация для воспитателей....
«Знакомство с русской национальной одеждой»
Ознакомление с прошлым русского народа...
«Знакомство с национальной марийской одеждой»
Конспект НОДна тему: «Знакомство с национальной марийской одеждой»...
Инновационный педагогический опыт по теме:«Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».
Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Рузаевского муниципального района...
«Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса»
В материале дается краткое описание марийских народных сказок, легенд....
«Знакомством детей с национальными традициями народов Севера»
С изучение традиций, быта коренных народов Ямала, с знакомством детей с национальными традициями народов Севера...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Знакомство детей с историей создания одежды"
Знакомство детей с историей создания одежды...