Конспект занятия "Знакомство дошкольников с национальной одеждой бурят"
план-конспект занятия

Наталья Михайловна Хандажапова

Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца .Воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_natsionalnoy_odezhdoy_buryat.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Знакомство дошкольников с национальной одеждой бурят"

Программное содержание

Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца .Воспитывать любовь к родному краю.

Активизация  словаря: дэгэл ( халат), гуталы ( сапоги), малгай ( шапка).

Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций с изображением  людей разных национальностей, проживающих на территории Бурятии. Чтение бурятских сказаний, участие в бурятских играх,

Материалы к занятию:  плоскостная фигура девочки с набором одежды,  бумажные формы дэгэла,  на каждого ребенка,  разных цветов, пластилин

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.

 

– Ребята,   сегодня мы  отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций.

Послушайте загадку и найдите к ней отгадку: “Дом без крыши и трубы”(юрта).

– Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра. Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались.

Вот и мы давайте соберем  юрту и поиграем.

Игра « ЮРТА»

Буряты издревле были кочевниками.  Они кочевали по степям  - пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных животных. Назовите мне их.

Игра « Верблюд ловит верблюжонка»

      - Ребята, бурятская одежда отличается от русской? А как вы думаете почему?                                                                                                                                       

       Потому, что у каждого народа есть свой костюм. А еще, ребята, бурятский костюм приспособлен к тому, чтобы ездить верхом на лошадях, ведь буряты пасли овец в холодной степи. И кроме того, у бурят есть свои обычаи, свои традиции.

Давайте поиграем в игру «Угадай и назови», вспомним название бурятской одежды.  Воспитатель показывает детям иллюстрации с бурятской одеждой, а дети называют.

       А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду?

       Сначала они одевают гуталы (сапоги), затем (дэгэл), причем застегиваются с нижней пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Это для того. Чтобы жизнь была долгой-долгой. Правда интересный обычай?

      -Ребята, давайте пригласим Туяну и нарядим ее. И конечно, по бурятскому обычаю. У вас на столе лежит бурятская одежда вы мне покажите, что нужно одеть?        Гуталы (сапоги).

      Ребята, а как вы думаете, для чего у гуталов носок поднят кверху?

     Дети.(чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.)

      Воспитатель. Ребята, какую одежду мы наденем на Туяну. Следующей? Дэгэл (халат).

       Воспитатель. Посмотрите; какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэлов. Для чего это?

       Дети. (чтобы было теплее).

        Воспитатель: Правильно, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот, этим  занимаются и мужчины и женщины.   

        Посмотрите, наверху пришито целых три пуговицы и какие они красивые.

        А что означает верхняя пуговица?

Дети: (верхние пуговицы приносят прибыль).

        В. Средние пуговицы? (символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек).

 Дети: (чтобы было много детишек крепких и здоровых).

         В. Н и ж н и е  пуговицы? (это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят).

 Дети: (чтобы много было скота).

         В. Молодцы ребята, все знаете!

         А какой предме6т одежды будет следующим?

  Дети: (п о я с).

     Воспитатель. Он бывает очень-очень длинным – целых две длины руки. Покажите ребята, какой длины бывают пояса?

     Дети встают парами, берутся за руки и показывают. Затем снова усаживаются на свои места.

      Воспитатель надевает пояс кукле.

       Сейчас, ребята, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы. Менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу. А вот девушки, когда выходили замуж, пояса уже не носили.

      - Ребята скажите, а для чего нужен пояс?

   Дети: (чтобы было тепло; на дэгэлах небыло карманов и буряты носили все необходимое за поясом.)

      - А что надевают в последнюю очередь?

   Дети: (м а л г а й – шапку).

     Воспитатель: Ребята, головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.

      Воспитатель: Туяна принесла вам рукавичку – догадайтесь для чего?

   Ответы детей.

    Подвижная игра: «Рукавичку гнать».

   Воспитатель. Как весело мы с вами поиграли. А какой сейчас праздник?

   Дети: (Сагаалган)

  Воспитатель: А в праздники положено дарить подарки! Усаживайтесь  поудобнее , украсьте дэгэл элементами бурятского орнамента. Для Туяны и ее подружек.

      Анализ работы.  Похвалить успешно справившихся с работой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованием «Знакомство с национальной одеждой бурят»

Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа....

национальные игры бурят

национальные игры бурят...

Знакомство с национальной шапкой бурят

Цели занятия:Познакомить детей с новым лексическим материалом: буряад хубсаhан, малгай, дэнзэ, залаа;Тренировать в аудировании, говорении, употреблении лексических единиц до уровня предложений;Закрепи...

Национальная кухня бурят

Национальная бурятская кухня – это кухня вольных кочевников, натуральная, сытная и самобытная. Так было во времена самого Чингисхана и так остаётся по сей день....

Консультация на тему "Национальные игры бурят "Сурхарбан""

Что это за праздник – Сурхарбан? В настоящее время это праздник, который объединил традиции и культуру народа. Это бурятский праздник спорта и воспевания природы....

Технологическая карта занятия в подготовительной группе "Буузы - национальное блюдо бурят".

Технологическая карта занятия в подготовительной группе "Буузы - национальное блюдо бурят"....