Сценарий детского праздника "Марийские национальные герои"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Сценарий детского праздника "Марийские национальные герои"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_detskogo_prazdnika_mariyskie_natsionalnye_geroi.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Марковский детский сад общеразвивающего вида «Теремок»
Оршанского района Республики Марий Эл
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
сценарий детского праздника
для старшего дошкольного возраста
«Марийские национальные герои»
Разработал:
воспитатель МДОУ «Марковский
детский сад «Теремок»
Смирнова Алина Вячеславовна,
первая квалификационная категория
2024 год
Тема праздника: Марийские национальные герои
Возраст: старший дошкольный
Цель: воспитание уважения к национальным марийским героям, гордости за свой народ.
Задачи:
- Формирование представления о марийских национальных героях, героическом прошлом марийского народа.
- Закрепить названия элементов костюма марийского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия (меч, щит, лук и стрелы, топорик).
- Учить выразительному чтению стихов на марийском языке о Родине, о богатырях
- Развивать связную речь, мышление, внимание, память.
- Заинтересовывать самостоятельным решением задач познавательного характера.
- Активизировать и обогащать словарный запас
- Пробудить интерес к истории марийского края..
Персонажи: ведущий, марийские богатыри: Онар, Акпатыр, Чумбылат, Акпарс, Кокша, Чоткар.
Оформление: зал украшен в марийском стиле.
Предварительная работа:
- рассматривание картин «Марийские богатыри», «Монголо-татарское нашествие»;
- изготовление оберегов «Дубовые листья»;
- чтение сказок и былин о богатырях: «Чоткар патыр», «Кокша-богатырь», «Волшебный меч», «Чумбылат», «Онар».
Оборудование: проектор, костюмы марийский богатырей, марийские полотенца, современное и старинное оружие, магнитофон, иллюстрации богатырей, сундучок, обереги «Дубовые листья», карта Республики Марий Эл.
Ход праздника
Девочки, одетые в марийские национальные костюмы, заходят в зал, исполняют танец – приветствие с полотенцами (звучит марийская народная музыка «Марийская лирическая»).
Танец-приветствие с полотенцами
После танца дети садятся на свои места.
Ведущий: Поро кече! Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Давайте подарим друг другу свои улыбки. Ребята, к нам в гости сегодня пришел марийский богатырь Онар.
Входит богатырь Онар, в руках держит сундучок.
Онар: Салам лийже, йоча –влак!
Дети: Салам лийже!
Онар: Я - Онар – герой народа мари. Марийский край называют землей Онара. Я очень высокого роста, головой достаю до облаков, сама Волга мне по колено. Я настолько силён, что огромный дуб могу вытащить из земли вместе с корнями. Когда песок набьётся мне в лапти, присяду, вытру пот со лба, сниму лапоть величиной с лодку, а как вытряхну из него прах, - поднимается среди равнины курган высотой с копну. С тех пор и стоят эти курганы.
Ведущий: Онар одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря.
Онар: Я принес с собой волшебный сундучок, а что в нем лежит, я покажу вам чуть позже.
Работа с картой Республики Марий Эл
Ведущий: Ребята, вы обратили внимание, что находится на стене? Давайте посмотрим на нее внимательнее. Ребята, мы с Вами живем в Республике, у которой удивительно красивое имя, какое?
Дети: – Марий Эл.
Ведущий: Как переводится это название?
Д: Марийский край.
Ведущий: Как вы думаете, что нарисовано зеленым цветом, коричневым, голубым?
Дети: Деревья, луга, реки, поля.
Онар: Как просторен, как широк,
Край ты мой марийский.
Ты как праздничный цветок,
На земле российской.
Ведущий: Ребята, расскажите Онару стихи о марийском крае!
Чтение стихов
Ребенок 1:
Шочмо мланде, шочмо вер,
Ужарала волгалтат.
Пеш куатле, пеш чевер
Мыланем эре улат.
Ребенок 2:
Марий кундем! О шочмо вер!
Пеледше олык, ош куэр…
Пасу сай шурно ден шортнянын
Пашаче, мурызо, чевер,
Тый кечын тузланет, уланын,
Марий кундем! О шочмо вер!
Ребенок 3:
Гож – гож – гож
Кожланаже муралеш.
Шыр-шыр-шыр
Энернаже йогалеш.
Лоз-лоз-лоз
Шурныны лунген модеш.
Ший да шер Шочмо вер –
Умыреш ушеш кодеш.
Онар: Спасибо, ребята! Кугу тау! Много чудесных мест есть на земле, везде живут люди, но наша республика - единственная и необыкновенная, потому что она наша Родина. Что значит для вас слово родина?
Дети:…
Онар: Родина – значит родная, как мама и папа. Для нас – это красивый и богатый марийский край.
Песня «Шочмо мланде»
Ведущий: Ребята, давайте присядем и перенесемся на много лет назад в прошлое республики Марий Эл.
Работа с презентацией
Ведущий: В середине XIII столетия сложился союз мари. В те времена, много лет назад, возле Волги реки на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. На марийский край часто нападали враги – монголо-татарское нашествие. Враги разоряли дома, уводили в плен людей. А защищали наши земли от врагов храбрые и могучие, сильные и выносливые люди, называли их богатырями.
Вот так они выглядели (На сцену выходят мальчики, одетые в костюмы марийских богатырей)
Сильные как ураганы,
Крепкие как скалы,
Они защищали марийскую землю
От злобных врагов!
Они силой доброю богаты,
Они защищали свой народ.
Спасали бедных и детей.
Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах марийский народ слагал сказки и былины.
Инсценировка «Марий патыр-влак»
В зал под музыку входят мальчики, одетые в костюмы марийских богатырей
Онар: Ребята, я пришел не один. Посмотрите какие сильные, храбрые, могучие марийские богатыри пришли к нам сегодня на праздник: Акпатыр, Чумбылат, Акпарс, Кокша, Чоткар. Стоят они у границы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. И цель у них одна – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Давайте послушаем, что они расскажут о себе.
Ребенок 1: Я - Акпарс – князь горных марийцев. Я один из тех, кто освободил марийский народ от власти Золотой орды. С помощью пороховых бочек и свеч я взорвал крепость города Казани. Играя на гуслях, отвлекал врагов.
Ребенок 2: Мое имя - Акпатыр – национальный марийский герой, народный заступник и целитель, отличаюсь богатырской силой. Простреливаю из лука вековые дубы, сношу стрелой кочку, которая с легкостью может перелететь через реку Вятку.
Ребенок 3: Я - Чумбылат – князь-воин, который собрал вместе марийские племена и приказал строить города-крепости. Меня народ считал своим северным царем. Я собирал под свои знамена в защиту родной земли десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов.
Ребенок 4: Мое имя - Чоткар — легендарный марийский герой, родился в семье охотника. Я обладаю необыкновенной силой, добрым сердцем, мудростью. Я спас народ от вражеских захватчиков. Марийский народ так говорит обо мне: «Душа Чоткара в сердце марийца».
Ребенок 5: Я - Кокша-богатырь – марийский национальный герой, моим именем названа река Малая Кокшага. Наделили меня при рождении силой, ловкостью и мудростью. С этой поры я стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток я превратился в высокого, широкоплечего парня – в настоящего богатыря.
Онар: Вместе мы защищали свой народ от грозных врагов.
Музыкальная игра «Богатыри»
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. (« идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Марийский край любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: « Ура! » )
Игра «Отгадай помощника богатыря»
Онар: Хотите узнать, что я для вас спрятал в своем волшебном сундучке? Чтобы побеждать в боях и сражениях у богатырей были помощники. А какие, мы узнаем, отгадав загадки. Вы внимательно слушайте и постарайтесь их отгадать. (предметы Онар достает из сундучка)
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга).
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем).
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же….(меч).
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит – тяжелый, блестящий и кругленький….(щит).
- Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работе (топор) - Без глаз, без крыльев, летит, свистит, сильно бьет. (Стрела)
- Оружие или растение - выбирай сам.
Выпускает стрелы он и тут и там. (Лук)
Ведущий: Онар, ребята угадали все твои загадки. И за это ты поиграй с ними в марийскую игру с лаптями
Игра с лаптями
Ведущий: Ребята, богатырям нужно отправляться в поход на подвиг героический. Выберите из предметов, которые лежат на столе, только те доспехи и оружие, которые необходимы богатырям. Будьте внимательны, вспомните, чем сражались раньше богатыри и выбирайте только старинное оружие.
Игра «Собери богатырей в поход»
Ведущий: По поверьям марийского народа дуб или дубовые листья являлись символом крепкого здоровья и жизненных сил, поэтому марийские воины часто брали с собой в поход дубовый листочек. И мы вместе с ребятами вручим богатырям эти обереги и пожелаем им крепкого здоровья!
Вручение оберегов богатырям
Мальчики-богатыри под музыку отправляются в поход (уход из зала)
Ведущий: А преданья старины,
Забывать мы не должны
Вечная память марийским героям,
Защитникам нашей земли!
Умыр мардеж пуалеш.
Шонымашым пурталеш.
Пенгыде капан патыр-влак
Шочыныт тушман ден пижаш,
Шочмо элым аралаш!
Элна верчын, эрыкна верч
Коленыт нуно сареш.
Нунын лумышт ок мондалт
Кодеш шемер калык шумеш
Список использованных источников:
Исенеков В.Б., Сапаев В.Ф. Йоча-садыште: воспитатель-влаклан пособий .- Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1988 – 128 с.
Марий талешке кече (День национального героя): Дайджест/ГУК РМЭ РДБ; Сост.Л.Л. Дроздовская. - Йошкар-Ола: Республиканская детская библиотека, 2003.-16с.
Модыш-уш погыш : Марийские нар. игры / А. Е. Китиков. - Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 1993. - 71,[1] с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-7590-0470-0 : Б. ц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для национальной (средней) группы “Навруз- весенний праздник” (на татарском языке)
“Нәүрүз – язгы бәйрәм”Составили: Шамсутдинова Сирина Абдулловна, Рахимова Лилия Фанисовна...
Праздник "День национального героя"
В детском саду провели праздник "День национального героя"...
Развлечение "День национального героя"
Развлечение для старших дошкольников....
«Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса»
В материале дается краткое описание марийских народных сказок, легенд....
Организованная образовательная деятельность "Марийские национальные герои"
Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему "Марийские национальные герои". Целью данной деятельности является формирование у детей представления о марийских национальных ге...
Анализ детской литературы «Главные герои национальных сказок народов Приамурья».
Многокрасочное полотно амурских сказок – это целая этнографическая энциклопедия, представляющая культурные и бытовые особенности коренных народов Дальнего Востока. Стоит внимательно углубиться в...
Сценарий утренника ко Дню героев Отечества "Герои! Вас сегодня прославляем!"
В декабре с благодарностью встретит Россия...