Знакомство дошкольников с чувашской национальной культурой.
проект (подготовительная группа) по теме
Изучение с детьми подготовительной группы чувашкой национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proek.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство дошкольников
с чувашкой национальной культурой».
Актуальность проекта:
В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.
С первых лет жизни ребёнка приобщение детей к народной культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Дошкольном возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Народная культура имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Гипотеза:
Если знакомить детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Цель:
Воспитание у детей интереса и любви к чувашской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, художественной литературе, к народным играм, играм-драматизации; создание условий для развития познавательных и творческих способностей способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ
Задачи:
Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл, использовать их в активной речи.
Знакомить с чувашкими народными играми, мотивировать участие в них;
Ознакомление детей с краеведческим материалом: народным бытом; народным костюмом, головным убором
Развивать творческие способности у детей посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству чувашкого народа в изобразительной деятельности, лепке, аппликации,конструированию
Создать условия для повышения интереса к культуре чувашкого народа.( народные игрушки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры)
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс по приобщению к истокам чувашским народной культуре.
Формы работы:
-организованная образовательная деятельность
-беседы
-игры-драматизации по сказкам
- рассматривание иллюстраций
-чтение русских народных сказок
-дидактические игры
-подвижные игры
-экскурсии в музей, в библиотеку
-встреча с людьми, раскрывающих традиции и быт чувасшского народной культуры
-консультации
-просмотр видео материалов о чувашкой народной культуре
-просмотр мультфильмов по мотивам чувашских народных сказок
-анкетирование
- пальчиковые игры
- выставки;
- индивидуальная работа с детьми.
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- ИКТ
-встреча с учениками музыкальной школы
Ожидаемые результаты:
- Пробуждение интереса к истории и культуре чувашского народа.
- Обогатить социальный опыт дошкольников расширить кругозор.
- В игровой деятельности использование детьми разных видов фольклора.
- Родители и дети будут лучше понимать друг друга, у них появится новый общий интерес к изучению шуваской народной культуры.
5 .Проявление устойчивого интереса и детского творчества к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной деятельности.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к чувашской национальной культуре.
- Создание предметно-развивающей среды
Предварительная работа:
- Подбор методической литературы
- Подбор иллюстративного материала о русской культуре.
- Подбор атрибутов народного костюма
- Подбор старинных предметов быта
- Подбор народных игрушек
- Подбор картотеки народных игр
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный, разработка проекта.
- Практический
- Заключительный
Этапы реализации
Этапы проекта | Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) | - Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата. - Провести опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве |
II этап (основной)
| Работа с детьми: - Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни чувашкого народа; Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к чувашской культуре. -Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок закличек, считалок; создание картотеки. Цель: познакомить детей с различными видами фольклора - Чтение чувашких народных сказок, былин, легенд: «На печи лежим, сказки слушаем», «Лиса – плясунья», «Мост Азамата», «Земля Улыпа», «Песня», «Почему ель и сосна вечно зеленые», «Девушка на луне» и д.р. Цель: Познакомиться с чувашскими народными сказками, легендами, прививать любовь и интерес к чувашкому народному творчеству. - Рассматривание иллюстраций по сказкам, легендам. Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках. Помочь детям понять содержание сказки, опираясь на изображение. - Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Посиделки» Цель: формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры., передавая в играх элементы чувашкой народной культуры - Создание картотеки узоров «Народные промыслы и декоративно–прикладное искусство» Цель: Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. -Создание картотеки народных игр. Разучивание народных игр:«Надень тухью», «Уголки», «Луна и солнце», «Бросание пояса», «Тили – рам», «Расходитесь!», «Колечко», «В быка», «Колобок», «Хищник в море», «Цыган», «Сидит Миша», «Водяной медведь». Цель: приобщение детей к чувашкой народной культуре. -Создание картотеки дидактических игр:«Найди старинные предметы быта» «Найди и назови» (элементы одежды чувашей),»Слова приветствия», «Найди такой же узор», «Найди значение узора», «Сложи чувашский узор», «Что лишнее», «одень куклу». Цель: приобщение детей к традиционной чувашкой культуре через игровую деятельность, закрепление полученных знаний, умений и навыков. - Знакомство детей счувашкими музыкальными инструментами Цель: формировать представления детей о чувашских народных музыкальных инструментах. - Организованная образовательная деятельность : Рисование «Украшение фартука для Илемпи» Цель: познакомить детей с фартуком, как видом народной одежды (история создания, особенности внешнего вида). Аппликация «Салфетка для бабушки» Цель: Вызвать у детей интерес к изготовлению сказочного кокошника, используя различные материалы. Познавательное развитие. Рисование. «Из истории чувашкой одежды. Знакомство с чувашким костюмом» Цель:познакомить с историей чувашкого народного костюма,с некоторыми его названиями. Лепка «Петушок». Цель:познакомить с народной игрушкой, как одной из яркой представительницей народного тврчества. Рисование «Полотенце» Цель: расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с народными орнамента . Познавательное развитие «Чувашкая изба» Цель:знакомить детей с домашней утварью, расширить знания о старинных предметах. Конструирование «Смешные маски для ряженых». Цель: закрепить умение изготавливать объемные игрушки из бумаги. Расширять знания детей об истории. Рисование «Рубашка для Сетнера». Цель: знакомство детей с особенностями мужской национальной одеждой.
- Экскурсия в краеведческий музей Цель: знакомство детей с историческим прошлым нашего города, культурой и традициями Работа с воспитателями: Папки-передвижки: «Использование сказкотерапии в воспитании детей», «Фольклор в развитии детей». Цель: расширение представлений о чувашкой народной культуре, ее влияния для развития детей. Просмотр электронной презентаций для воспитателей:«Чувашская народная культура» Цель: Пробудить интерес педагогов к чувашкой народной культуре. Работа с родителями: - Оформление родительского уголка. - Консультации: «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш» Цель: вызвать интерес к чувашским традициям; расширение знаний о культуре и традициях чувашкого народа. Круглый стол «Чувашская народная культура». Цели: познакомить родителей с чувашской культурой, савместная работа с детьми, «Вышивка плоточка» День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов). Цель: ознакомление с формами организации детской деятельности: занятий, игр, развлечений, режимных моментов по теме проекта. -Принести экспонаты для экспозиции мини музея. Цель: пополнение мини-музея предметами чувашского народной культуры. -принести книги и альбомы о народно-прикладном искусстве, тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни чувашского народа; Цель: пополнение мини-библиотеки о чувашкой народной культуре Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества. Цель: вовлечение родителей в процесс развития художественных способностей детей; способствование творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместного творчества. |
III этап (заключительный)
| - Анализ и классификация собранного материала. - Создание презентации из опыта работы над проектом и защита проекта. - Выставка наглядного материала. |
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Результатами проведенной работы являются:
1.У детей появился интерес к изучению чувашского народной культуры.
2. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, пословиц, поговорок и т.д.
3.Умение играть в чувашкие народные подвижные игры. Используя считалки.
4.Сформировался необходимый минимум исторических знаний. Знание истории чуваского народного костюма, головных уборов, предметов быта
5.Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
6. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
7. Знание сказок, легенд, былин и зхнать их героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
8.Использование детьми атрибутов чувашкой народной культуры в самостоятельной деятельности.
9.Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Вывод:
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт чувашкого характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Заключение
В заключении хочется сказать, что во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями чувашского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре чувашского народа, помогает сохранить прошлое. Чувашский фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, чувашского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Дальнейшее развитие проекта.
I. Продолжать приобщать детей к истокам чувашского народной культуры
II. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.
III. Создать методическую капмлку.
Список литературы:
- Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
- Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
- ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
- Дети Ветра : чуваш.сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
- Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
- Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
- Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
- Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
- Красавица Тайслу : чуваш.нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 2006. - 399 с.
- Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 1963. – 131 с.
- Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. − Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 1993. − 351 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная площадка «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»
Наше дошкольное учреждение является экспериментальной площадкой по теме «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»...
«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»
laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...
Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с чувашским фольклором «Путешествие в прошлое».
Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традиция...
Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»
Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, ра...
Знакомство и приобщение детей к традициям чувашской национальной культуры
Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности вза...
Консультация для родителей "Знакомство дошкольников с мордовской национальной культурой"
Материал знакомит родителей дошкольников с мордовской национальной культурой...
Приобщение детей к чувашской национальной культуре через музыку.
Музыкальная культура чувашского народа в детском саду...