Воспитательно - образовательная работа в ДОО по приобщению детей к русской народной культуре.
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Воспитательно - образовательная работа в ДОО
по приобщению детей к русской народной культуре.
Дубова Валентина Алексеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 30», город Майкоп
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В.Г.Белинский
По-моему, в этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры – одна из серьезных проблем нашего времени.
Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. [1]
Актуальность проблемы по приобщению детей к русской народной культуре заключается в том, что дошкольники мало знают о культурном наследии, ценностях, обычаях, обрядах и преданиях, легендах, поверьях русского народа.
Цель работы заключается в том, чтобы формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.
В предлагаемом опыте решаются следующие проблемы:
- Разработка системы работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа;
- Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности ;
- Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа.
Решаются следующие задачи:
- Научить детей играть в русские народные игры;
- Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор;
- Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;
- Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников;
- Познакомить детей с былинными и сказочными героями;
- Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов;
- Уметь различать изделия разных народных промыслов;
- Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи;
- Зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов. [2]
В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребенка и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.
На первом этапе работы был проведен анализ имеющейся литературы по данной теме. Организованно обследование детей старшей группы и их родителей с целью выявления у них компетенции об истории и культуре нашего народа. На данном этапе использовались такие педагогические средств, как беседа с детьми и их родителями, наблюдения за детьми в процессе игр, занятий, совместной деятельности.
Результаты диагностики показывают, что 97% детей не знают истории и культуры своего народа, 60% родителей не интересуются деятельностью детей в детском саду о данной проблеме.
Для того чтобы показать, как можно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей была разработана перспективно – тематическое планирование с детьми на весь учебный год, которые проводились в форме ООД – рассказа, беседы, сотрудничества с детьми, развлечения.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, поэтому в группе был создан мини- музей русского народного творчества, в котором были собраны предметы старинной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и который помогает ближе познакомиться с историей и бытом русского народа. Дети с удовольствием играют в дидактические народные игры, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад» используют предметы народного быта. Также большое внимание уделялось широкому использованию фольклора. Подобрав потешки, песенки, прибаутки, скороговорки, поговорки, считалки, небылицы, которые вызывают у детей добрый смех, помогала устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире.[3]
Огромной любовью пользовались у детей сказки, такие как «Баба - Яга», «Заколдованная королевна», «Иван царевич и серый волк» и т.д. Работа началась с формирования у детей способности понимать содержание русских народных сказок, умение выражать свое отношение к событиям и героям.
Одно из ключевых мест занимают обрядовые праздники – Масленица, Пасха, Иван Купала. Особое место на них отводилось народной музыке, хороводам народным играм, игры на русских народных инструментах: ложках, колокольчике, барабане, погремушках.
Также дети знакомились с историей мужской и женской одежды, головных уборов, обуви.
Во время прогулок и наблюдений за природными явлениями дети учатся соотносить увиденное в природе с народными приметами. Дети играли в подвижные национальные игры: «Прыгание через веревочку», «Пятнашки», «Зевака», «Городки», «Салки» и др. [4]
Особая роль отводится народно-прикладному искусству. Дети познакомились с русскими народными художественными промыслами (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец), отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации.
В приобщении детей к ценностям народной культуры огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьей. Была организована серия консультаций для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры», также родители принимали участие в русских национальных праздниках, таких как Масленица, Пасха, Новый год.
Повторное анкетирование родителей в конце года показывает, что поставленные задачи выполнены.
Итоговая диагностика показывает, что:
- Дети данной группы знают об истории и культуре русского народа гораздо больше;
- Они умеют играть и объяснять правила русских народных игр;
- Дети используют в активной речи русский фольклор: пословицы, поговорки и т.п.;
- Умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (сказки, былины, предания и т.д.);
- Отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду;
- Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;
- Дети знакомы с историей русского костюма;
- Умеют различать изделия разных народных промыслов.
Но главным является наличие стойкого интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, то, в свою очередь, является первопричиной воспитания патриотов своей Родины. [5]
Список литературы.
- Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование. Разработки занятий и мероприятий/ авт.-сост. Е.А.Позднякова. – Волгоград: Учитель,2008. – 148 с.
- Ильина С.К. Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. –СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера. 2011. – 184 с.
- Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Bоспитание ребенка в русских традициях. – М.:Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
План работы кружка по приобщению к истокам русской народной культуры «Русичи» (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формировани...
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной к школе группе . Тема: Народная культура и традиции русского народа
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа : подготовительная к школе...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...