Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
методическая разработка на тему
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_narodnaya_igrushka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русская народная игрушка»
Актуальность:
Мы живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперед по присущем ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют и познают мир. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, играм, им на смену приходят мультфильмы, игры Запада. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививать любовь и доброе отношение к труду человека.
Взрослые сегодня мало интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране мира чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России, прежде всего перед педагогами – воспитателями, стоит задача – помочь детям и их родителям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра и игрушка. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Сами же дети выражают огромное желание узнать и научиться играть в игры и игрушки наших предков, прежде всего потому, что все это им кажется интересным, необычно-новым, завораживающим.
Познакомив детей с некоторыми традициями и обычаями русского народа, дав сведения о жизни и творчестве наших предков, мы рассчитываем на то, что дети начнут проявлять интерес к истории Руси, что не будет им чуждо понятие «нравственность», что данное поколение хотя бы попытается возродить забытые традиции своего народа, что дети будут добрее, терпимее друг к другу, что слово «патриот» наконец не будет звучать так пафосно, будет отражать настоящую действительность.
Цели и задачи:
- познакомить детей с одним из народных промыслов: традиционной игрушкой;
- дать соответствующие возрасту сведения о народной игрушке;
- приобщить детей к народному искусству;
- прививать детям и их родителям интерес и любовь к своему народу, истории, традициям;
- продолжать формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого;
- учить бережно относиться к игрушкам и другим вещам;
- развивать общие познавательные способности детей: умение наблюдать, описывать, высказывать предположения, сравнивать;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать разговорную речь;
- развивать творческие способности;
- тренировать память, мышление.
Оборудование:
Альбом «Народная игрушка»; деревянные, соломенные, тряпичные, глиняные народные игрушки; современные игрушки; рисунки родителей на тему «русская народная игрушка»; рисунки детей на тему «Игрушки бабушек»; рисунки матрешек; бланки анкет для родителей; консультация для родителей; сборники стихов «Игрушки» А.Барто с иллюстрациями; настольная русская изба; народные костюмы; русская народная музыка и другие атрибуты.
Тема блока | Тема раздела | Содержание работы | |
Работа с детьми | Работа с родителями | ||
Игрушка и ее назначение | Современная игрушка и игры с ней | *Беседа с детьми «Мои любимые игрушки». *Сюжетно-ролевая игра «Кукла Маша идет в парикмахерскую». *Вечер стихов А.Барто «Игрушки» | Консультация «Игрушки для современных детей» |
История возникновения игрушки | *Познавательная беседа с детьми «Откуда появились игрушки». *Рисование «Игрушки бабушек» | Рисунки на тему «Народная игрушка» | |
Традиционная (народная) игрушка | *НОД «Игрушки из прошлого» | - Анкетирование на тему: «Народная игрушка» - сбор информации о традиционной игрушке - совместная работа по созданию мини-музея, посвященного игрушке. | |
Деревянная игрушка | Звучащие игрушки | *Познавательная беседа с детьми о звучащих игрушках из дерева. *Слушание народных мелодий с присутствием звучащих игрушек. *Развлечение «Праздник танца» | |
Погремушка | *Рассказ воспитателя о предназначении погремушки у наших предков. * Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу Машу спать» ( с использованием погремушки). | ||
Фигурки животных и людей | *Беседа с детьми об образах, реализованных в деревянной игрушке (медведь, конь, человек и др.). *Чтение и обсуждение русских народных сказок, где встречаются медведь и человек, конь и человек, медведь и петух. | ||
Матрешка | *Беседа «Русская матрешка». *НОД «Составление краткого рассказа о матрешке» (речевое развитие). * НОД «Сравнение предметов по величине» (познавательное развитие) | Консультация «Русская матрешка. Кто она?» | |
Тряпичная кукла | Куклы самокрутки | *Познавательная беседа о тряпичных куклах. * Ручной труд. Изготовление кукол из тряпочек. * Сюжетно-ролевые игры детей с тряпичными куклами в настольной русской избе. | Мастер-класс «Изготовление тряпичной куклы для ребенка» |
Кукла-оберег | *Знакомство с понятием «оберег». *Рассказ о куклах-оберегах и их предназначении. | ||
Первый мяч и игры с ним | *Рассказ о традиционном тряпичном мяче. * Чтение и рассказывание наизусть стихотворений о мячах. *Знакомство детей с народными играми в мяч. | ||
Глиняная игрушка | Свистулька и ее значение | *Знакомство детей со свистульками. *НОД «Лепим свистульку» *Беседа «Предназначение свистульки» | |
Глиняные фигурки животных и людей | *Знакомство с глиняными фигурками животных и людей. *НОД «Лепка фигурок животных из соленого теста». *НОД «Роспись игрушки» *Настольный театр с игрушками, сделанными детьми. *Мини-выставка игрушек из соленого теста. | Чаепитие Изготовление печенья из сдобного теста. | |
Игрушки из соломы и лыка | Кукла из соломы | *Беседа «Кукла из соломы (кукла стригушка)». *Развлечение «Масленица» *НОД «Кукла из соломы» (ручной труд) | |
Животные из соломы и лыка | *Рассматривание альбома с иллюстрациями животных из соломы и лыка. *Чтение и обсуждение сказки «Соломенный бычок – смоляной бычок» | ||
Скакалка наших предков | *Рассказ о скакалке из лыка и соломы. | ||
Игрушки из шерсти | Игрушки из шерстяных ниток | *Рассказ о куклах их шерстяных ниток. *НОД «Кукла из ниток» (ручной труд). *Беседа «Мяч из шерсти» | |
Подведение итогов | *Развлечение «Вот они какие, первые игрушки!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с дошкольниками по приобщению их к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца.
Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей....
«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»
Развитие у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...
Проект по духовно- нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской национальной культуре через народно-прикладное искусство»
Творческое название проекта«Люблю все то, что называют одним широким словом «Русь»!...
"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...
Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...
Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.
Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....
Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».
Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...