Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
методическая разработка на тему

Бугаева Людмила Васильевна

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkaya_narodnaya_igrushka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская народная игрушка»

Актуальность:

Мы  живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперед по присущем ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют и познают мир. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, играм, им на смену приходят мультфильмы, игры Запада.  В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививать любовь и доброе отношение к труду человека.

Взрослые сегодня мало интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране мира чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России, прежде всего перед педагогами – воспитателями, стоит задача – помочь детям и их родителям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра и игрушка. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Сами же дети выражают огромное желание узнать и научиться играть в игры и игрушки наших предков, прежде всего потому, что все это им кажется интересным, необычно-новым, завораживающим.

Познакомив детей с некоторыми традициями и обычаями русского народа, дав сведения о жизни и творчестве наших предков, мы рассчитываем на то, что дети начнут проявлять интерес к истории Руси, что не будет им чуждо понятие «нравственность», что данное поколение хотя бы попытается возродить забытые традиции своего народа, что дети будут добрее, терпимее друг к другу, что слово «патриот» наконец не будет звучать так пафосно, будет отражать  настоящую действительность.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с одним из народных промыслов: традиционной игрушкой;
  • дать соответствующие возрасту сведения о народной игрушке;
  • приобщить детей к народному искусству;
  • прививать детям и их родителям интерес и любовь к своему народу, истории, традициям;
  • продолжать формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого;
  • учить бережно относиться к игрушкам и другим вещам;
  • развивать общие познавательные способности детей: умение наблюдать, описывать, высказывать предположения, сравнивать;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать разговорную речь;
  • развивать творческие способности;
  • тренировать память, мышление.

Оборудование:

Альбом «Народная игрушка»; деревянные, соломенные, тряпичные, глиняные народные игрушки; современные игрушки; рисунки родителей на тему «русская народная игрушка»; рисунки детей на тему «Игрушки бабушек»; рисунки матрешек; бланки  анкет для родителей; консультация для родителей; сборники стихов «Игрушки» А.Барто с иллюстрациями; настольная русская изба; народные костюмы; русская народная музыка и другие атрибуты.


Тема блока

Тема раздела

Содержание работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Игрушка и ее назначение

Современная игрушка и игры с ней

*Беседа с детьми «Мои любимые игрушки».

*Сюжетно-ролевая игра «Кукла Маша идет в парикмахерскую».

*Вечер стихов А.Барто «Игрушки»

Консультация «Игрушки для современных детей»

История возникновения игрушки

*Познавательная беседа с детьми «Откуда появились игрушки».

*Рисование «Игрушки бабушек»

Рисунки на тему «Народная игрушка»

Традиционная  (народная) игрушка

*НОД «Игрушки из прошлого»

- Анкетирование на тему: «Народная игрушка»

- сбор информации о традиционной игрушке

- совместная  работа по созданию мини-музея, посвященного игрушке.

Деревянная игрушка

Звучащие игрушки

*Познавательная беседа с детьми о звучащих игрушках из дерева.

*Слушание народных мелодий с присутствием звучащих игрушек.

*Развлечение «Праздник танца»

Погремушка

*Рассказ воспитателя о предназначении погремушки у наших предков.

* Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу Машу спать» ( с использованием погремушки).

Фигурки животных и людей

*Беседа с детьми об образах, реализованных в деревянной игрушке (медведь, конь, человек и др.).

*Чтение и обсуждение  русских народных сказок, где встречаются медведь и человек, конь и человек, медведь и петух.

Матрешка

*Беседа  «Русская матрешка».

*НОД  «Составление краткого рассказа о матрешке» (речевое развитие).

* НОД «Сравнение предметов по величине» (познавательное развитие)

Консультация «Русская матрешка. Кто она?»

Тряпичная кукла

Куклы самокрутки

*Познавательная беседа о тряпичных куклах.

* Ручной труд. Изготовление кукол из тряпочек.

* Сюжетно-ролевые игры детей с тряпичными куклами в настольной русской избе.

Мастер-класс «Изготовление тряпичной куклы для ребенка»

Кукла-оберег

*Знакомство с понятием «оберег».

*Рассказ о куклах-оберегах и их предназначении.

Первый мяч и игры с ним

*Рассказ о традиционном тряпичном мяче.

* Чтение и рассказывание наизусть стихотворений о мячах.

*Знакомство детей с народными играми в мяч.

Глиняная игрушка

Свистулька и ее значение

*Знакомство детей  со свистульками.

*НОД «Лепим свистульку»

*Беседа «Предназначение свистульки»

Глиняные фигурки животных и людей

*Знакомство с глиняными фигурками животных и людей.

*НОД «Лепка фигурок животных из соленого теста».

*НОД «Роспись игрушки»

*Настольный театр с игрушками, сделанными детьми.

*Мини-выставка игрушек из соленого теста.

Чаепитие

Изготовление печенья из сдобного теста.

Игрушки из соломы и лыка

Кукла из соломы

*Беседа «Кукла из соломы (кукла стригушка)».

*Развлечение «Масленица»

*НОД «Кукла из соломы» (ручной труд)

Животные из соломы и лыка

*Рассматривание альбома с иллюстрациями животных из соломы и лыка.

*Чтение и обсуждение сказки «Соломенный бычок – смоляной бычок»

Скакалка наших предков

*Рассказ о скакалке из лыка и соломы.

Игрушки из шерсти

Игрушки из шерстяных ниток

*Рассказ о куклах их шерстяных ниток.

*НОД «Кукла из ниток» (ручной труд).

*Беседа «Мяч из шерсти»

Подведение итогов

*Развлечение «Вот они какие, первые игрушки!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с дошкольниками по приобщению их к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца.

Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей....

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...

Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....

Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».

Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...