Конспект непрерывной образовательной деятельности «Нева – труженица, поилица, кормилица и просто красавица!»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Ячник Светлана Александровна

Конспект НОД (непрерывной образовательной деятельности) по социально-коммуникативному развитию в средней группе детского сада "Нева - труженица, кормилица и просто красавица!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_o_neve.docx388.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД)

по социально-коммуникативному развитию

в средней группе

Тема: «Нева – труженица, поилица, кормилица и просто красавица!»

Воспитатель:                                                 

                                                                                                                          Ячник С.А.

Санкт-Петербург

Март 2017 год

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД)

по познавательному развитию

в средней группе:

«Нева – труженица, поилица, кормилица и просто красавица!»

Цель:  познакомить детей с главной рекой нашего города  – Невой,  прививать  интерес к культуре и истории родного города,  развивать   познавательные  интересы детей.

Вид деятельности: Социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие детей.

Методы и приемы:

Словесные – беседа, пояснение, рассказ, уточнение, дополнение;

Наглядные – макет-изображение Невы с высоты птичьего полёта, картины, слайды с изображением видов Невы (река, корабли, мосты, набережные, достопримечательности).

Игровые – сюжетно-ролевая игра «Путешествие на речном кораблике», пазлы «Собери картинку».

Задачи (по образовательным областям): 

  1. Образовательная область «Познавательное развитие»: 

Развивать познавательные способности детей.

         Содействовать самостоятельному обнаружению связей и зависимостей между   явлениями, объектами.

         Расширить, уточнить и систематизировать  знания  детей о главной  реке  Санкт-Петербурга.

        Обобщить знания детей о том, для чего людям нужны реки, и каналы, что находится на берегах  реки Невы, чем их украшают и укрепляют.

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Расширять кругозор детей в процессе путешествия по Неве.

Формировать умение работать с картой, схемой, совершенствовать навыки ориентирования.

Развивать  навыки  свободного общения со взрослыми и детьми.

       3.  Образовательная область «Речевое развитие»:

       Расширять и активизировать словарный запас  по теме «Нева – главная река СПб».    Формировать  практические навыки правильного употребления прилагательных, закреплять  умение согласовывать существительные с прилагательными.

 Развивать  навыки  связного высказывания, память, мышление, устную речь детей.

Используемые технологии:

  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Игровые технологии;
  • Здоровьесберегающие педагогические технологии;
  • Информационно-коммуникативные технологии.

Материалы к совместной НОД:

  • Макет-изображение Невы с высоты птичьего полёта
  • Иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга
  • Картины, слайды с изображением видов Невы (река, корабли, мосты, набережные, достопримечательности
  • Карты и схемы рек и каналов СПб
  • Пазлы «Собери картинки»
  • «Речной кораблик»
  • Кукла «Почемучка»

 Предварительная работа:

  • Дидактические игры: «Узнай по описанию»,  «Отгадай, где это?»,  «Угадай, какой мост»
  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Неве на речном кораблике»
  • Чтение детских художественных произведений, стихов о Неве с последующей беседой о прочитанном
  • Знакомство с достопримечательностями на набережных Невы
  • Альбомы для раскрашивания: «Реки и каналы СПб», «Река Нева», «Достопримечательности СПб», знакомящие с красавицей Невой.
  • Заочные экскурсии-путешествия по Неве
  •   Изготовление макета-изображения Невы, «речного кораблика».

Ход  совместной непрерывной образовательной деятельности (НОД):

Деятельность педагога

Деятельность детей

Воспитатель:

Ребята, к нам в гости сегодня приехал Почемучка. Он впервые в нашем городе,  и ему всё хочется знать.

Кукла «Почемучка» здоровается с ребятами и просит рассказать и показать ему наш город.

- Ребята, в каком городе нам с вами посчастливилось родиться и жить?

- А вы знаете, что каждый город имеет свое  неповторимое «лицо», свой характер?

- Как вы думаете, чем  удивителен и неповторим наш с вами город -  Санкт-Петербург? Почему, увидев его однажды, уже не забудешь никогда? Почему его не спутаешь ни с каким другим городом?

- Вы правы. Наш город необыкновенно, сказочно красив.

- А как называется самая большая и главная река нашего города?

- Правильно - это, конечно, Нева. Вспомните, часто наш город называют «городом над Невой», «городом на Неве». А еще говорят — «невские берега», «невские просторы»...

Почемучка:

- А что означает слово Нева?

Воспитатель:

 Одни ученые полагают, что «не» значит «новая», а «ва» - вода. Другие переводят это название по-другому: «текущая среди мхов река».

- Давайте рассмотрим реку с высоты птичьего полета (карта – схема).

Почемучка:

- Посмотрите сколько притоков у Невы, это река Охта, Мга, Ижора, Тосна. Я знаю: чем больше у реки притоков, тем многоводнее река.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, можно Неву назвать многоводной рекой?

- Конечно, Нева – это крупная  река. Ее протяженность по течению - 74 км, по прямой - 45 км. В Неву впадает много рек. И все они считают Неву самой главной рекой.

Почемучка:

- Давайте ещё рассмотрим карту – схему и посмотрим, как течёт река Нева, куда она впадает.

Почемучка:

Ребята, а я слышал, что Неву называют труженицей, кормилицей, поилицей и просто красавицей. Почему?

Воспитатель:

- Давайте вместе с вами попробуем объяснить Почемучке, почему Неву так называют.

- Но чтобы было интересней, предлагаю всем нам отправиться в путешествие по Неве.

- А на чём можно путешествовать по реке? 

- Теплоходные прогулки по Неве — старинная городская традиция.

Воспитатель:

- Да, наша Нева — удивительная красавица! Плещется за бортом вода, обдувает пассажиров свежий невский ветер, открывается перед их глазами прекрасная панорама: гранитные набережные, великолепные здания, решётка Летнего сада, ...

Воспитатель:

Над Невой много мостов. Вот они какие (иллюстрации) красивые! Петербург – город на островах. Вначале, чтобы перебраться с острова на остров, люди плавали на лодках, но потом стали строить мосты. Мостов в нашем городе множество и все они очень красивые! В черте города все мосты через Неву разводные.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, можно назвать Неву красавицей? Почему? 

Объясните Почемучке.

- А теперь давайте подумаем, почему Неву называют труженицей?

Мы плывем на речном трамвайчике. Мы пассажиры. Нас много. А навстречу нам, смотрите, плывет еще много речных трамвайчиков, катеров и на них всех тоже много пассажиров.

Как вы думаете, тяжело Неве держать на своей воде столько речных трамваев, катеров с пассажирами?

Но Нева знает, что всем пассажирам очень нравится кататься на речных трамвайчиках и слушать экскурсоводов, которые рассказывают об истории нашего города и предлагают всем полюбоваться красавицей Невой. И поэтому она трудится - держит на воде все речные трамвайчики, катера, теплоходы.

- А теперь мы проплываем мимо пристани, на которой стоят большие грузовые корабли. Что происходит на пристани? (идет разгрузка грузов)

А что тяжелее речные трамвайчики или грузовые корабли? 

Тяжело ли Неве держать так много грузовых кораблей?  Почему? (много грузов, большие корабли).

Но Нева тоже знает, что всем нам нужны разные грузы. Какие грузы могли привезти грузовые корабли?  Могли бы мы обойтись без этих грузов?

- Можно назвать Неву труженицей за то, что она держит так много грузовых кораблей с тяжелыми грузами на воде?

Посмотрите на этот мост. (Иллюстрация Дворцового моста). Почему он поднят вверх, разведен? 

Это Нева велела ему подняться и пропустить высокие корабли. Она тоже потрудилась и подняла мост.

Посмотрите,  как под мостом проплывает корабль. Можно сказать, что Нева труженица.  Почему? 

- А теперь я предлагаю и вам потрудиться. Соберите красивый разведенный мост над Невой. Полюбуйтесь красотой Невы на собранной картинке.

-  А теперь давайте попробуем объяснить Почемучке, почему Неву называют кормилицей. А для этого посмотрим, что у меня в стакане? (вода).

Как она попала в стакан? 

А как вода попадает в кран? 

А в трубы откуда? (из Невы).

- Значит, Нева наша поилица. Но прежде, чем невская вода попадает к нам в квартиры, ее очищают на специальных очистных сооружениях.

А в годы войны, во время блокады Нева спасла тысячи людей. Водопровод был взорван, в трубах замёрзла вода, в кранах не было воды. И измождённые голодные ленинградцы набирали из прорубей в Неве драгоценную воду в бидончики и несли домой.

- А почему же Неву назвали кормилицей, подумайте.

- Можно ли без воды приготовить вкусный обед? А вымыть вкусные фрукты? 

Нева «поит» заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой.

- Значит, Нева нас еще и кормит. Почему называют Неву кормилицей?  Объясните Почемучке.

-  А теперь наш речной трамвайчик поворачивает назад,  и на обратном пути мы еще раз полюбуемся Невой, посмотрев видеосюжет о Неве.

Воспитатель читает стихи о красавице Неве.

- Нева - это не только самая большая главная река нашего города, но еще и одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие по красавице Неве?

Давайте повторим и объясним  Почемучке, как называют нашу Неву.

Почемучка:

- Спасибо вам, ребята,  я все понял и знаю теперь, почему Неву называют красавицей, труженицей, поилицей и кормилицей.

Дети здороваются.

Ответы детей.

Дети отвечают на вопросы, кратко рассказывают, что они знают о Санкт-Петербурге.

Ответы детей.

Дети и Почемучка рассматривают карту-схему.

Ответы детей.

Дети находят Ладожское озеро и Балтийское море, объясняют Почемучке, что Нева  вытекает из Ладожского озера и несет свои воды через наш прекрасный город в Финский залив Балтийского моря.

Дети предлагают разные варианты: путешествие на лодке, катере, теплоходе.

Дети выбирают путешествие по Неве на небольшом речном трамвайчике.

Дети с Почемучкой проходят на «пристань» и «садятся» на речной трамвайчик. Входным билетом служат правильные ответы в игре «Петербургские рифмы».

Игра «Узнай и назови» (Воспитатель показывает иллюстрации зданий, набережных, парков, достопримечательностей, мимо которых они «проплывают». Дети узнают и отвечают.)

Дети рассматривают иллюстрации мостов через Неву, их красивое убранство, решётки мостов, пытаются повторить и запомнить их названия.

Физкультминутка

«Над спокойною Невой

Мост построим мы такой…»

Ответы, предположения  детей, объяснения Почемучке.

Детям и Почемучке показывают картинки, слайды с изображением речных трамваем, катеров, теплоходов.

Ответы детей.

Дети рассматривают иллюстрации грузовых кораблей, отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы, предположения детей.

Ответы детей.

Дети собирают пазлы «Собери картинку»,  2 команды.

Ответы, предположения детей.

Дети рассматривают слайды, картинки с изображением блокадного Ленинграда, людей блокадного города на Неве.

Дети рассматривают картинки с изображением повара с кастрюлями на плите.

Объяснения детей.

Объяснения детей.

Дети смотрят видеосюжет о Неве, вспоминают достопримечательности на берегах Невы.

Игра «Чижик-Пыжик»

Ответы детей.

Дети объясняют Почемучке, как и почему называют Неву (красавица, труженица, поилица, кормилица).

Дети прощаются с Почемучкой и приглашают его снова в гости в наш прекрасный город.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Стихи о Неве

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся,

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами...

(А. С. Пушкин)

Ее зовут Нева
И широка и глубока
Речная синева.
Нева волною в берег бьет,
Нева к заливу лед несет
(Н.Поляков)

У красавицы Невы

 Ожерелье из листвы.

 Из гранитов самых лучших

 Сшито платье на века.

 Но совсем не белоручка знаменитая река

 Баржи, лодки. Пароходы

 На себе несёт Нева.

(М. Борисова)

Нева

Ее прямой «проспект» широк,

Что важно для морских дорог.

Украшен знаменитым

Он выборгским гранитом.

Вдоль берегов дворцы встают,

Любуясь отраженьем.

Здесь сфинксы вечность стерегут

И каждое мгновенье

Есть в нашем городе река,
Ее зовут Нева.
И широка, и глубока
Речная синева.
Нева волною в берег бьет,
Нева к заливу лед несет,
Плывут на льду, полны воды,
От чьих-то валенок следы,
Следы от лыж и от коньков,
От снежных баб и от снежков.
Когда от ладожского льда
Освобождается вода,
То в эту воду с высоты
Глядят, как в зеркало, мосты.
В наш город парков и дворцов
Спускается десант скворцов.
Мы в сад над самою Невой
Уже снесли скворечник свой:
- Летите, скворушки, домой.
(Н. Полякова)

Над красавицей Невой
Липы шелестят листвой.
И гранитом самым лучшим
Ей одели берега!
Но совсем не белоручка
Знаменитая река.
Баржи, лодки, пароходы
На себе несёт Нева.

 Над грохотом и пылью,
Над шумной суетой
Плывет на тонком шпиле
Кораблик золотой.
Летают рядом чайки,
Звезда горит вдали.
Он бы и рад причалить,
Да в небе нет земли.

Сияет купол высоко,
Он цвета золотого.
Здесь для залётных облаков
Всегда постель готова.
Ложатся ночью облака
На этот купол добрый,
Свои пушистые бока
Пристроив поудобней.

Стреляет в полдень пушка, 
Скрывается в дыму.
Когда стреляет пушка,
Не страшно никому!
Шумит волна речная
У крепостной стены.
А пушка ведь ручная:
Она – не для войны.

 Коль живём мы с вами, дети,
В лучшем городе на свете
В славном городе Петра
Нам узнать о нем пора.

В нашем городе мосты
Небывалой красоты.
Сколько в нем садов, дворцов
Рассказать не хватит слов.

 В Петербурге – Летний сад,
В саду статуи стоят.
А ещё увидишь ты
Решетку дивной красоты.
Стоит решетка у Невы, 
И нет такой на свете.

Поспешите посмотреть,
Дорогие дети!
 Сияет купол золотой
Над красавицей Невой.
То собор Исаакий – 
Это знает каждый.

Плывет в высоком небе
Кораблик золотой,
Плывёт он днём и ночью
Над царственной Невой.
На шпиль Адмиралтейства
Кораблик водружён.
И всем ветрам и бурям
Всегда послушен он.

 Вот памятник царю Петру
И царскому коню.
Его фотографируют 
По двести раз на дню.

Спеши увидеть их, спеши,
Свидание с ними праздник.
Великий царь и гордый конь
Зовутся «Медный всадник».

 Как много царственных зверей
Наш город украшают.
Львы петербургские мосты
Бессонно охраняют.
«С поднятой лапой, как живые»
Стоят два льва сторожевые,
Шар мощной лапой подпирают,
Как будто мячиком играют.

 Вот большой тенистый сад,
А за садом – «Зоосад».
Сколько там живет зверей,
Сколько же у них зверей.
И девчонок, и мальчишек.
Все хотят увидеть мишек,
Львов и озорных мартышек!

 Хоть от центра далеки,
Рядом с нами Озерки,
Но поют здесь птицы хором,
Здесь Сосновка и озера.

Что такое Летний сад?
Это кружево оград.
Летний дом царя Петра,
Дивных статуй череда
Перед входом чудо-ваза
(В.Блейков)

Дворцовый мост.

 Хоть и знатного он рода

По местоположению,

Праздно не проводит годы,

Служит он движению!

Создавался для карет,

Но прошло немного лет,

И автомобили

Лошадей сменили.

Мост, трудяга образцовый,

Величается Дворцовый.

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла».

(А.С. Пушкин)

Физкультминутка

Над спокойною Невой                                        

Мост построим мы такой.

Над широкою Невой

Мост построим мы такой.  

Над бурлящею Невой

Мост построим мы такой.

Над могучею Невой

Мост построим разводной.                      

Игра «Чижик – Пыжик, где ты был?

«Чижик – Пыжик, где ты был?

На Фонтанке воду пил. (пьют воду)

Над Невою пролетал, (машут руками как птички крыльями)

Летний сад я увидал,

Покружился я над львами, (кружатся на месте)

А потом вернулся к маме!» ( Обнимают себя как-будто маму).

Игра «Петербургские рифмы»

Цели: Закреплять знания о достопримечательностях Санкт-Петербурга, расширять словарный запас детей. 

Описание игры: Участвует любое количество детей. Ведущий предлагает подобрать рифмы к стихотворным строчкам. Выигрывает тот, кто раньше других сможет составить рифмы.

Примеры рифм:

Мы вместе с бабушкой вчера

Ходили во дворец… (Петра)

Самсон был храбрый великан –

Из пасти льва достал… (фонтан)

Растрелли – великий творец,

В подарок оставил прекрасный… (дворец)

Пётр решил построить флот,

Нашей Родины… (оплот)

Не могу найти слова.

Как люблю тебя, … (Нева)

Ветер в Летнем саду –

Ходят волны в … (пруду)

Над красавицей Невой

Липы шелестят… (листвой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Рябинушка - кормилица»

Цели:1. закрепить умение передавать форму, используя пальчики.Задачи:1. продолжать формировать умение детей рисовать ягоды,  используя пальчиковую  живопись. 2.Учить изображать ягоды рябины,...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности педагога с детьми на тему: "Путешествие по Неве на корабле"

В опубликованном материале предложен вариант непрерывно-образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы ДОУ, посвященный Санкт-Петербургу. Цель - познакомить детей с достопримечательност...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию познавательного развития для старшего возраста на тему : «Нева — труженица, поилица, кормилица и просто красавица!»

Цель:познакомить детей с главной рекой нашего города – Невой. Задачи:1) показать красоту Невы.2) Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей, поилицей.3) Вызвать...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста “Озеро Красавица – всем нам очень нравится”.

 Цель. Создание  условий для развития представлений дошкольниковоб озере Красавице и растительным миром....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы дошкольного возраста «Волшебный город над Невой».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы дошкольного возраста «Волшебный город над Невой».Интерграция образовательных областей: «Поз...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей II младшей группы «Одуванчик» Тема: «Ёлочка-красавица»

Цель: Учить детей составлять аппликативное изображение ѐлочки из готовых форм(треугольников, с частичным наложением элементов друг на друга).Задачи:1.Образовательные: Учить детей составлять аппликатив...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе. Художественное творчество. Рисование. «Красавицы - подружки»

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством - народной игрушкой.Задачи: Обогащать представления детей о народном искусстве. Учить составлять узор из отдельных элементо...