Выступление на тему: «Поисково-познавательная деятельность в формировании краеведческих знаний у детей»
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Юлия Малышева

Буду рада, если материал вам пригодился

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 8 «Ёлочка»

Уренского муниципального района Нижегородской области

Выступление на тему:

«Поисково-познавательная деятельность в  формировании краеведческих знаний у детей»

Подготовила: воспитатель подготовительной группы

Малышева Ю.Н.

2017г

В современном обществе национальной идеей становится патриотическое воспитание. Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, людей, живущих рядом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в каком городе, поселке он живёт, чем он интересен, какова его история и достопримечательности.

Огромное значение в развитии личности ребенка    в процессе социализации имеет познавательная активность. ФГОС ДО  на ведущее место в развитии ребенка ставит  не  процесс усвоения им  знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Одной из составляющих частей  ООП ДО МБДОУ № 8   является региональный компонент, включающий  ознакомление детей с родным поселком Арья, Уренским районом, Нижегородской областью. Самым сложным для нас, для педагогов ,  в формировании краеведческих знаний детей  – это изменение своей позиции и позиции родителей ,  с «наполнения» ребенка готовыми знаниями на участие его в поисково-познавательной деятельности.

Важность поисково-познавательной деятельности воспитанники подготовительной группы на деле увидели в музее Арьевской средней школы. Где их познакомили с «залами» музея, рассказали ,что все экспонаты школьного музея собраны сотрудниками и учащимися школы . Первая экспозиция называется « Арья-наша малая родина». Здесь дети  увидели археологическое прошлое нашего края: остатки скелетов, кости, зубы древних животных,  когда-то обитающих в наших местах. Особый интерес вызвала кость скелета мамонта. Второй зал  «Русская изба» представляет собой реконструкцию интерьера избы уренского крестьянина 19-начала 20 века. Третий «Зал воинской славы» Следующий зал «История Арьёвской средней школы» . Экскурсию проводил учитель АСОШ Удалова Л.Н., которая  не только рассказывала  об экспонатах, но  объясняла детям как важна краеведческая работа.

Подготовительная группа активно сотрудничает с библиотекой поселка. Дошкольники вместе с воспитателями  посещают занятия клуба «Читалочка», проходящие в библиотеке. При планировании реализации регионального компонента ООП ДО воспитатель подготовительной группы Мальцева Фируза Николаевна  поставила цель познакомить детей с творчеством нашего земляка писателя Владимира Киселева . В беседе с детьми спросила, кто знает о нем, его творчестве. Но здесь дети так же не могли  собрать о нем много информации . В основном родители отвечают, что это  учитель,  мало знакомы с его творчеством. Не нашлось и тех, кто бы рассказал о скаутском движении. Поэтому Фирузе Николаевне самой пришлось помогать детям добывать информацию. Она прочитала детям книгу Киселева « Путешествие в страну Алфавитию» и организовала посещение клуба библиотеки, где библиотекарь Людмила Ивановна смогла ответить на все интересующие детей вопросы по творчеству писателя и ближе познакомить с его деятельностью.   Систематическое сотрудничество МБДОУ и библиотеки помогли сформировать у детей понятие о том, что библиотека может быть источником знаний, в том числе и краеведческих , в ней можно найти интересный познавательный материал  по истории своей малой родины, Нижегородского края.

Работа с социумом – Уренским домом ремесла повлияла на развитие познавательного интереса к гончарному ремеслу и быту уренцев в старину. Любопытничать  дети начали еще с устройства выставки гончарных изделий в группе, рассматривали , спрашивали , как называется, для чего служит. Потом стали рассказывать, какая старинная посуда есть дома. Воспитатели рассказали как развивалось гончарное ремесло в Уренском районе,   чем занимаются в Доме Ремесел . Дети получили первоначальные краеведческие знания о гончарном промысле. Мастер же класс по лепке из глины  , проведенный с детьми мастерами , не только дал представление о лепке из глины, но и познавательный интерес усилил. Но теперь нам надо продумать как сделать , чтоб интерес детей не пропал, возможно в дальнейшем действительно продолжим сотрудничество с Домом Ремесел.

Дети участвуют старшей и подготовительной групп участвуют   в социально-значимых событиях, например , они уже на протяжении 3 лет   выступали с концертом  и готовили подарки . Дети с  интересом расспрашивали  для кого готовится это мероприятие. , чем эти люди занимались в  нашем детском саду. Воспитатели рассказывали о истории детского сада «Ёлочка», о том , что в этом году садику исполнилось 40 лет, показывали  фото из  истории детского сада. Для этой работы сохранилось много интересных старых фото, презентаций из истории детского сада, можно воспользоваться страничкой сайта детского сада «Наша история». Но как вовлечь детей в поисковую деятельность ?  В связи с этой значимой датой детского сада, в летний период мы  планируем заняться с детьми поисково-познавательной деятельностью, где детям будет предоставлена ведущая роль в поиске людей - родителей, бабушек и пр –бывших воспитанников детского сада  ,  использовании форм – приход гостя, взятие интервью, создании книжки и других на выбор ребенка и бывшего воспитанника,   через которые они представят свои детсадовские фотографии, расскажут о том времени, когда ходили в сад, какие традиции были в то время.

Активная позиция детей обеспечивается и созданием в детском саду условий  для познавания новой информации или создания ситуаций для возникновения у детей интереса к поиску информации. Дети любят изучать   карты поселка, Уренского района, Нижегородской области. Беседы о семье, генеалогическом древе   вызвали желание у Вани и Лиды узнать  своих предков  и явились основой  индивидуальных проектов «Моя родословная». Теперь эти дети знают свои «корни» и передадут когда-нибудь эти знания уже своим детям.

Проект «Вот моя улица, вот мой дом родной» был направлен на поиск информации о своих улицах, участие приняло 8 детей из подготовительной группы и 7 детей из старшей группы.  В ходе проекта дети узнали не только название улицы, но и почему ее так назвали, с чем это связано, какие достопримечательности есть на улице и пр. До сих пор материалы проектов востребованы детьми, они с удовольствием их рассматривают и делятся впечатлениями. ЭТО В КАКОЙ ГРУППЕ. Многим детям тоже хотелось собрать материал о своей улице и рассказать о ней сверстникам , но из-за того, что родители не нашли время  для участия , самостоятельно осуществить это не смогли. Возможно необходимо пересмотреть и продолжить этот проект еще и другими материалами ( люди , живущие на улице или какие то стороны , не рассмотренные в 1 варианте)

В нашем саду велась  работа по заполнению «Книги памяти», посвященной 70-летию Победы Великой Отечественной войне. Дети приносили фотографии своих предков- участников ВОВ  с кратким рассказом о их участии в войне, воинских наградах, жизни. До 9 мая  остается чуть больше месяца. На следующей неделе мы рассмотрим с детьми Книгу Памяти и постараемся  вызвать у детей познавательный интерес к поиску информации про своих родных. В Книге Памяти материалы имеются материалы про прадеда только 1 воспитанника из  подготовительной группы. Надеемся, что с помощью своих родных дети еще смогут восстановить сведения о своих ветеранах и почувствовать через  историю своей семьи  историю своей страны. 

Хотелось бы, чтобы взаимодействие между детьми и родителями, педагогами в поисково-познавательной деятельности было более тесным, так как педагогам без помощи родителей сложнее организовывать эту деятельность. К примеру 2 объявления в ДОУ  о выставках в Уренском музее и Выставочном зале художественной школы ( выставка кукол) не нашли откликов и родители с детьми не посетили выставки. Нужно помнить , что поисково-познавательная деятельность в формировании краеведческих знаний у детей способствует бережному отношению к традициям семьи и народа,  сохранению семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями, повышает статус юного исследователя   в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»

Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой  деятельности....

Консультация для родителей Тема: «Поисково-познавательная деятельность в средней группе»

материал знакомит родителей с поисково позновательной деятельностью в детском саду....

Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»

В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы,  мы продолжаем изучать  свойства воздуха,развивать любоз...

презентация по теме: "поисково - познавательная деятельность" в детском саду в младшей группе.

особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представления о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении  играет поисково - позновательная деятельн...

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный вид перспективного планирования поможет Вам, если Вы работаете по теме " Практико-ориентированные проекты при формирование краеведческих знаний у дошкольников"  в своих регионах....

Выступление на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей 4 – 5 лет»

Выступление к районному методическому объединению воспитателей младших и средних групп «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»....