КМО по теме «Самообразование педагогов». Выступление на тему: «Формирование элементарных нравственных и эстетических знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Алтынчэч” с. Бишмунча”
(Альметьевского муниципального района)
Кустовое методическое объединение
по теме «Самообразование педагогов».
Выступление на тему:
«Формирование элементарных нравственных и эстетических знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Руководитель КМО: Подготовила и выступила:
Хамитова Л.А. Юрикова Э.Р., воспитатель
Ст. воспитатель МБДОУ МБДОУ «Д/с «Алтынчэч»
«Д/с № 62 «Тирэк» с. Бишмунча»
2018 год
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.) Нравственное воспитание – педагогический процесс – процесс приобщения к моральным ценностям конкретного общества.
Младший дошкольный возраст связан с освоением ребёнком новой социальной среды. Посещение детского сада диктует новые условия существования для малыша. Зачастую для детей это первый опыт общения со сверстниками, включение в группу, новое восприятие взрослого человека. Ребёнок начинает изучать правила поведения в детском саду, появляются рамки, он становится более самостоятельным, учится принимать и вести себя в новых условиях. Эти новые для малыша обстоятельства выступают благоприятными условиями педагогического воздействия для формирования элементарных нравственных представлений. Нравственные представления, которые сформируются у детей в этом возрасте, опыт, который они накопят на этом возрастном этапе, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Исходя из этого, я сформулировала актуальность выбранного мною направления.
Актуальность: На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. Сразу несколько задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 года № 30384, заключаются в следующем:
«5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [5, пункт 1.6 общего положения].
Слово педагога - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через взаимодействие с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя.
У детей младшей возрастной группы определенные нравственные понятия и представления находятся в стадии формирования и чаще всего носят эпизодический характер и напрямую зависят от воздействия среды (семья, группа сверстников), в то же время наблюдается нечёткое представление и умение применять эти навыки в деятельности. Таким образом, большая социальная значимость придаётся культурно – речевому воспитанию детей, т.к. речь и поведение взаимосвязаны. Тесно связана с нравственным воспитанием и эстетическая составляющая поведения ребёнка. Освоение ребенком речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения, т.е. обучая ребёнка культуре речевого общения, происходит благоприятное влияние на развитие его характера, его отношений с окружающими, в основе которых лягут нравственные принципы: деликатность, доброта, внимание, вежливость, уважение, скромность. Если ребенок не научится слышать и слушать, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Целью моей работы является формирование элементарных нравственных знаний, представлений и навыков эстетической культуры поведения детей, а также развитие социальной, познавательной, творческой активности, формирование качеств гражданина и патриота.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
- -изучение и анализ методического материала по теме самообразования;
- - подбор наглядно – демонстрационный материал;
- В образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности дошкольников систематически:
- -знакомить детей с правилами этикета;
- -формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
- - учить относиться к окружающим с заботой, терпением;
- - воспитывать любовь и уважение к близким и всем окружающим людям, независимо от их национальной принадлежности;
- - воспитывать бережное отношение к культуре, искусству, языку;
- - формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатство;
- -повысить грамотность родителей в вопросах нравственного воспитания.
Работа по теме «Формирование элементарных нравственных и эстетических знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста» была разделена на несколько этапов:
I этап - подготовительный
II этап - основной
III этап – заключительный
Подготовительный этап заключался в подготовке к началу работы: в рамках изучения методической литературы по теме самообразования, подбор демонстрационного материала. Подбор разного характера игр, в основном дидактических
Основной этап, на котором я сейчас работаю, заключается во взаимодействии с детьми, с родителями:
Основные его формы:
- развивающие, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др.
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера
- моделирование и анализ заданных ситуаций
- наблюдения, прогулки, экскурсии
- рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, тематических слайдов
- чтение художественных произведений
- просмотр мультфильмов по теме
- беседы, рассказ педагога и рассказы детей, сочинение историй
- свободная и тематическая деятельность
- использование фольклора и музыкального материала
Опираясь на актуальность выбранного направления, беседу я считаю одной из главных форм работы. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают детей думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, мы даем ребятам высказаться. Это позволяет нам, педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать свои поступки и поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, (можно привести пример) учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.
Дети наблюдают за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает положительное влияние на доверие ребёнка к взрослому, а из доверия формируются положительные нравственные качества личности ребенка. Если ребенок вам доверяет, вы становитесь для него авторитетом. Он будет слушать и понимать. В работе с детьми стараюсь создать среду, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка: от наблюдения (пассивного созерцания) - к переживанию - пониманию - оценке – выбору (самостоятельному).
Основные пути на данном этапе я выбрала для себя простые и понятные детям:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Но следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2.Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, раздеваясь, аккуратно складывать одежду.
3. Пример для подражания: им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный), мультяшный герой, что является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку для визуального представления.
4. Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, помочь другому ребёнку в той или иной ситуации или ждать, когда тот справится самостоятельно.
5. Разъяснение: необходимо не только показать, и проконтролировать, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
6. Поощрение: можно проводить различными способами, но которые мотивировали бы дошкольников на обучение, к выбору правильного поведенческого шага (дети очень любят, когда их хвалят перед родителями, тем самым повышая их самооценку в глазах родителей). (пример)
7. И главное разнообразие словесных методов: что помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории, которую дети уже не раз слышали, создает неэмоциональное восприятие поведенческих правил, т.е. ребёнок перестает слушать, отвлекается сам, отвлекая тем самым других.
В своей работе по теме самообразования, я стараюсь плотно взаимодействовать с родителями. В беседах с родителями, я заметила, что их волнуют проблемы поведения их детей, непослушания, упрямство. А воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, не все родители, придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: постараться повысить грамотность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:
- размещение информации о нравственности на стенде для родителей;
- индивидуальные беседы, – консультации на темы «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей младшего дошкольного возраста», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка»;
- папки - передвижки «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим», «Формирование нравственных качеств - важный аспект в развитие личности»;
- анкетирование родителей
«О вопросах нравственности»
- родительские собрания, вот недавно мы провели родительское собрание по теме нравственности «Давайте воспитывать в детях доброту». И я предложила родителям проводить не только собрания, но и мастер-классы, обмен опытом между родителями в воспитании ребенка и т.д.
В 2017 году я проводила КМО на тему экологического воспитания. Целью и задачами, были формирование положительного отношения к природе. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами. Но позже изучая литературу о нравственности, я пришла к выводу, что если детям не объяснить что такое милосердие, любовь, бережное и уважительное отношение и не научить их быть таковыми (что являются одними из задач нравственного воспитания). То невозможно заставить их любить и уважать природу как таковую.
Промежуточные результаты работы (Ожидаемые результаты)
- Дети применяют накопленные навыки нравственных норм поведения в практике.
- Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д.
- Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
- Самостоятельно выполняют КГН.
- Отслеживается улучшение состояния воспитания нравственных качеств и норм поведения у детей.
- Наметилась положительная динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали более активно принимать участие в жизни группы.
Но вот в результате повседневных наблюдений выявлены и недостатки. Наблюдались случаи нарушений детьми правил общения: когда нужно было поступиться своими интересами ради других, суметь предусмотреть последствия поступков. Во время игр были случаи повышения детьми голоса из-за спорных вопросов, а иногда дети просто не могли без взрослых решить конфликтные ситуации, обращались за помощью. Я поняла, что полностью искоренить конфликтные ситуации невозможно, но можно сократить их, свести до минимума с помощью методов и приёмов, помогающих закрепить знакомые правила поведения, сделать эти правила естественными при помощи элементарных навыков нравственного поведения для дальнейшей социализации.
В дальнейшем я планирую продолжить поиск путей совершенствования работы с детьми и родителями, именно по теме нравственности, так как проблема нравственного развития детей современного поколения я считаю, находится в критическом положении. Активное использование цифровых технологий увеличивает риск формирования у детей ложных представлений о воспитанности и правильном поведении, навязывая идеалы социальных сетей.
Но нам взрослым следует помнить! Самый лучший способ привить детям хорошие манеры, сформировать этические нормы и правила поведения в повседневной жизни, уважение к людям разных национальностей, бережное отношение к природе и всему, что создано руками человека - постоянно показывая пример, нами, взрослыми! Дети это наше будущее!!!
Мои достижения.
1 Диплом за I место в международном конкурсе «Евроконкурс» - «Сокровищница России - Малая родина, народ, традиции» в номинации литературное творчество. Лучшее стихотворение на русском языке. 2016г.
2 Диплом и Благодарность за участие в XIII Всероссийском конкурсе детского рисунка «Волшебная палочка». III место. 2017 г.
Литература:
1.Авилова Е. Социально-нравственное воспитание дошкольников. / Е. Авилова. – М.: Пресс, 2004. – 96с.
2. Буре Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности. / Р.С. Буре. // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С.9-11.
3. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире./ С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С.21-24.
4. Козлова С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром. / С.А. Козлова. – М.: Арнадия, 2008. – 104с.
5. Якобсон С.Г. Проблемы нравственного развития детей. / С.Г. Якобсон. – М.: Азбуковник, 2004. – 256с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877931-1484499128.jpg)
План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-223709-1366965669.jpg)
План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО "
План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1030488-1542207467.jpg)
2020г. План мероприятий по теме самообразования: Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка «Тайны нашего леса»
Перспективный план мероприятий по теме самообразования:Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка«Тайны нашего лес...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/13/picture-1489761-1697199888.jpg)
Лекция для педагогов на тему: "Методика формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ориентировка в пространствии и во времени"
Методика формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ориентировка в пространствии и во времени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-736323-1452755182.jpg)
План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных естественно научных представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 2023-2024гг.
Цель - создать оптимальные условия для развития естественно научных представлений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через дидактические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-223709-1366965669.jpg)
План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка» на 2019-2023 учебный год
План по самообразованиюТема:«Формирование элементарных экологических представленийу детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ,в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка»на 2019-...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1367927-1704948771.jpg)
Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр....