Конспект интегрированного занятия «Мой родной край – Татарстан» (ознакомление с окружающим и аппликация)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Хаметова Фаиля Вагизовна

Конспект интегрированного занятия «Мой родной край – Татарстан» (ознакомление с окружающим и аппликация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Мой родной край – Татарстан» (ознакомление с окружающим и аппликация)

Подготовительная группа: воспитатель Хаметова Фаиля Вагизовна.

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Задачи:

• Воспитать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ;

• Дать детям представление, что такое Родина, родной край;

• Познакомить с картой и символикой Республики Татарстан;

• Рассказать о природных богатствах родного края;

• Закрепить знание детей о столице Казани и о родном городе;

• Познакомить с достопримечательностями и историческими памятниками Казани и своего города.

• Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.

• Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.

• Учить самостоятельно создавать узор.

Словарная работа: президент,  герб, гимн, мечеть, тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзол, фартук.

Обогащать и активизировать словарь: флаги, древко, герб, знакомство с пословицами и поговорками татарского народа, художественное слово.

Предшествующая работа: дать общее представление о татарской республике, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РФ, беседа о Татарстане, о его городах.

Оборудование: географическая карта, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты президентов, аудиозаписи, силуэт мальчика и девочки в татарских национальных костюмах, клей, цветная бумага, бросовый материал.

Ход занятия:

Круг радости

Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в замечательный «круг радости». Мы возьмемся за руки и покажем, какая большая и великая у нас страна (дети и воспитатель берутся за руки) А теперь поднимем наши руки вверх (поднимают руки). Посмотрите! Вот она какая, наша огромная Родина с безбрежными полями и озерами, великолепными селами и городами! А ещё наша Родина очень дружная, давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, село, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это природа, которая окружает вас. А чтобы вам было ещё понятнее я хочу, попросить Румиру, Мадину, Аяза  чтобы они рассказали стихотворение про Родину.

Дети читают стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом и душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом!

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

Воспитатель: Для всех нас Родина – это наша Республика.

А как называется наша Республика?

Дети: Татарстан.

Воспитатель: Какой город называется столицей нашей республики.

Дети: Город Казань.

Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии, на котором изображена наша столица.

Воспитатель подводит детей к экрану.

Воспитатель: Дети, знаете ли вы что это?

Дети: Флаг, герб Республики Татарстан.

Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте вспомним,  из каких частей состоят флаг? Покажите, какие цвета мы видим на полотнище и что они означают?

Дети: Древко, полотнище. Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

Дети: На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.

Воспитатель: Какие города Татарстана вы ещё знаете?

Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск, Заинск, Нурлат, Азнакаево.

Воспитатель: Дети, расскажите, чем же знамениты эти города?

Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «Камаз».

- В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.

 Много легенд связано с названием нашего города. Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!" отсюда и пошло - то место стали называть Казан. Казань. 

- Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля (воспитатель показывает иллюстрацию Казанского Кремля).

- Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля? (Дети вместе с воспитателем составляют на интерактивной доске карту - схему Казанского Кремля).

- При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни? ( На ней расположены часы.)

- Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации). Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего города.

- Какая еще башня расположена на территории Кремля? (Башня Сююмбике.) (Воспитатель демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике.)

- Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике.

Башня Сююмбике - символ города Казани.

- Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

(Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)

- Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад.

Это очень красивое белокаменное строение (воспитатель показывает иллюстрации).

Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля (воспитатель показывает иллюстрации).

- Ребята, сейчас прозвучал гимн Нурлата. О чем он? Как в этом гимне выражается любовь к народу, к родному краю? Я думаю, что и вы любите свой родной город. Любите? (ответы детей) - Ребята, скажите, а как наш город называется?

Дети: Нурлат. Посмотрите на карту Татарстана. Видите внизу маленькую черную точку? Это и есть наш родной город Нурлат. Нурлат находится на юге Татарстана и граничит с Самарской областью. Город Нурлат образован 10 августа 1930 года. Раньше это была железнодорожная станция. - А знаете, что в переводе с татарского означает слово Нурлат? Нурл- лучезарный, ат- конь. Посмотрите, на герб города Нурлата, что на нем изображено? (ответы детей).

- Да, на гербе Нурлата изображен бегущий конь в лучах солнца и пшеничных колосьях. Дети называют достопримечательности города.

 В Нурлате есть элеватор, маслозавод, хлебозавод, пищекомбинат, железнодорожное ДЭПО, асфальтный завод, много строительных предприятий, предприятий торговли и обслуживания (показ фотографий). И все они нужны нам для того, чтобы наша жизнь была лучше.

Нурлат - это город нефтяников и хлеборобов. Нурлатская земля очень богата нефтью. Это очень ценный продукт земли, ее называют «черным золотом». Из нефти делают много нужных товаров, бензин для машин, смазочные материалы, удобрения, ткани и многое другое. Так же люди выращивают хлеб на полях. 

 Дети читают стихотворения.

Туган ягым

Эш сөюче синең халкым, беләм,

Исемең тирә якка таралган.

Син, Норлатым, матур җирең белән

Борынгыдан бирле дан алган.

“Кондырча” дип горур исем белән

Синең җирдән аккан елганың,

“Болгар бабаларның чишмәсе” дип,

“Изге су” дип таралган даны.

Горурлана синең кешеләрең,

Изге исемнәрне хәтерләп,

Бабайларның кабер туфракларын,

Чәчәк белән бизи кадерләп.

Шуңар тарта туган туфрак һәрчак

Изге суга, бабам җиренә,

Аерылганнар табалмый тынычлык

Туган якка кайта киредән. 

Воспитатель: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Люди,  каких национальностей живут в Татарстане?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство. 

- У каждого народа есть свои традиции и праздники.

 Назовите, какие праздники мы отмечаем (ответы детей).

 - Молодцы, вы правильно назвали и день города, и Сабантуй, проводы зимы, Науруз. 

- А сейчас давайте отдохнем и поиграем в татарскую народную игру «Тимербай». Дети, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Игра повторяется 3 раза.

Воспитатель подводит детей к кукле в татарском национальном костюме.

Воспитатель: Как вы думаете, кто она по национальности? Почему так думаете?

Ответы детей.

- Давайте поздороваемся с куклой на татарском языке.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как бы вы хотели назвать эту куклу татарским именем?

Ответы детей.

Воспитатель: Наша кукла Алсу.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас вместе с куклой пригласить в художественную мастерскую.

Давайте мы рассмотрим костюм нашей Алсу. А ещё я хочу вас познакомить с мальчиком Ильнуром. Он у нас тоже в татарском национальном костюме. Давайте, рассмотрим из каких элементов состоит их одежды.

Дети: У Алсу костюм состоит из платья, фартука, калфака, сапожек. У Ильнура из рубашки, тюбетейки, брюк, камзола.

Воспитатель: Ребята, а как украшены их национальные костюмы?

Дети: Узором, орнаментом.

Воспитатель: Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме.

Дети: Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т. д.)

Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте мы посмотрим, какие ещё есть элементы татарского национального костюма. И как они называются.

Дети вместе с воспитателем рассматривают элементы костюма.

Воспитатель: Ребята, так как мы пришли в мастерскую, значит,  мы тоже будем мастерить. Сегодня я вам предлагаю самим украсить татарские костюмы. Перед вами у девочки фартук, калфак  и у мальчика камзол, тюбетейка. Но костюмы не украшены орнаментом. Давайте мы с вами украсим их костюмы орнаментом. На столах лежат шаблоны элементов растительного орнамента, кисточка, клей.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами разделимся на две группы. Одна группа будет украшать костюм девочки. А другая группа костюм мальчика.

Дети по желанию делятся на две группы.

Практическая работа.

Итог занятия. А сейчас, ребятки, вы разгадаете кроссворд, и мы проверим, внимательно ли вы слушали, понравилось ли вам путешествие по нашей республике.

Кроссворд:

Республика, где мы живём, называется... (Татарстан)

Столица Татарстана (Казань)

Какое животное изображено на гербе Татарстана? (Барс)

Город, в котором мы живём ... (Нурлат)

Национальный праздник.... (Сабантуй)

Главное богатство Татарстана. (Нефть)

В каком городе делают часы? (Чистополь)

Воспитатель: Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, это природа, которая окружает вас. Вы - маленькие россияне, потому что живёте в России, И татарстанцы, потому что живёте в Республике Татарстан. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего для родины сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить родной язык, своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: "Если дружба велика - будет Родина крепка!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим "Как Петрушка с зимующими птицами познакомился"

Занятие для детей средней группы,направленное на развитие у детей бережного отношения к природным объектам,развития чувства сопереживания,ответственности....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Домашние животные" в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с окружающим " Домашние животные". На занятии дети закрепляют знания о домашних животных : особ...

Конспект интегрированного занятия по образовательной деятельности «познание» ознакомление с окружающим во второй младшей группе на тему: «Зимушка-зима»

Конспект интегрированного занятия по образовательной деятельности «познание» ознакомление с окружающим во второй младшей группе на тему: «Зимушка-зима»Задачи:·...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: Природа весной.

Расширяет  представления детей о характерных признаках весны, учит находить эти признаки самостоятельно; развиватет умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать и...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»

Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животн...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...